Качественные характеристики зерновых ресурсов РСФСР во второй половине 1950-х годов (Докладные записки Министра Хлебопродуктов РСФСР в ЦК КПСС)

В научный оборот вводятся две записки министра хлебопродуктов РСФСР Н.Э. Прошунина, направленные в ЦК КПСС в 1957 г. и 1958 г. В них приводятся данные о состоянии зерновых ресурсов республики, отображающие крайне тяжелую ситуацию в данной сфере. Сообщается, что в связи с чрезвычайно низким качеством поступающего государству зерна, обусловленным в первую очередь отсутствием достаточного количества зерноскладов и элеваторов в целинных районах, нормальное снабжение граждан хлебной продукцией оказалось под угрозой. Автор записок делает вывод о том, что кампания по освоению целинных и залежных земель восточных регионов СССР, призванная быстро и окончательно решить продовольственную проблему, полностью свою задачу не выполнила. Обеспеченность населения хлебом возросла, но перебои со снабжением сохранялись. Причем наблюдались они даже в самые урожайные годы.

Масштабная кампания по распашке целинных и залежных земель востока СССР (степные территории северного Казахстана, южного Урала, Сибири и Дальнего Востока), проводившаяся в середине 1950-х – начале 1960-х гг. в целях увеличения производства зерна и немедленного, недорогостоящего и окончательного решения продовольственной проблемы, была и остается важным направлением научно-исторических исследований. В настоящее время особо интересен вопрос о том, насколько целинная кампания была результативной, достигла ли она основной своей цели?

Ни в советский, ни в постсоветский период данная тематика не являлась предметом специального и обстоятельного научно-исторического анализа. В 1960–1980-е гг. исследователи истории сельского хозяйства СССР указывали на то, что в середине 1950-х гг. благодаря освоению новых земель аграрный сектор экономики переживал небывалый подъем, способствовавший росту материального благосостояния граждан. Однако в начале 1960-х гг. вследствие истощения целинного плодородия, во многом вызванного ошибочными подходами руководства к агротехнике земледелия на целине, продовольственный вопрос вновь обострился. Новый импульс к развитию производство зерна получило во второй половине 1960-х гг., когда стала реализовываться программа по интенсификации сельского хозяйства. Анализируя эти вопросы, советские исследователи ссылались в основном на количественные данные официальной статистики1.

В 1990-е гг. точка зрения исследователей о результатах целинной кампании мало чем отличалась от выводов предшественников. Заметным достижением в изучении проблемы стало только уточнение деталей. Так, по мнению И.Е. Зеленина, отсчет «проедания» зернового госрезерва следует начинать с 1959 г. Именно в этом году расход хлеба стал превышать объемы хлебозаготовок, в связи с чем правительству пришлось восполнять его дефицит за счет зернового госрезерва. А с 1963 г., в котором государство впервые закупило большие партии зерна за границей, началось «проедание» золотого запаса страны2. Этот вывод во многом базируется на данных секретных фондов Архива Президента Российской Федерации об объемах заготовок и расходах хлеба в СССР, которые были введены в научный оборот Д.А. Волкогоновым3.

В 2000-е гг. изучение фондов Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), в котором хранятся документы ЦК КПСС за 1953–1991 гг., позволило нам сделать ряд важных выводов, корректирующих представление о проблеме4.

Как удалось установить, нехватка хлеба не была ликвидирована и в середине 1950-х гг., хотя в этот период урожайность целинных полей, дававших стране более половины всего зерна, находилась на высоком уровне. Причина дефицита – отсутствие достаточного количества кондиционного зерна. Значительная часть поступившего государству хлеба не соответствовала установленным стандартам качества по уровню влажности, степени поражения паразитами, количеству дефектных зерен. Снизилась доля содержания в пшенице клейковины, невосполнимый вред хлебопекарным свойствам этой культуры наносили сорняки и другие паразиты. Некондиционное зерно было малопригодным для выработки высших сортов муки, отгрузки на экспорт, закладки в государственные резервы и семенные фонды. Серьезной проблемой стало уменьшение поставок твердых и сильных сортов пшеницы, а также ржи, овса и ячменя, проса, гречихи и бобовых.

Дефицит пригодной для хлебопечения пшеницы ставил под угрозу нормальное снабжение населения хлебной продукцией. Наиболее тяжелая ситуация с обеспечением граждан хлебопродуктами сложилась в Западной Сибири. В Новосибирской области в начале 1957 г. общего объема пшеницы, необходимой для производства сортовой муки, пригодной по качеству было только 38% (см. док. № 1), в связи с чем хлебопекарни Новосибирска недовыполнили план по ассортименту продукции почти на 50%. Вследствие этого с прилавков магазинов города практически исчезли наиболее востребованные сорта хлебных и кондитерских изделий, новосибирцам пришлось довольствоваться хлебом, который не пользовался у них большим спросом5.

Министр хлебопродуктов РСФСР Н.Э. Прошунин направил в ЦК КПСС, в две докладные записки, в которых информировал о низком качестве зерновых ресурсов. В одной из них (док. № 1)1предлагались меры по преодолению дефицита зерна, заключавшиеся в понижении требований к его качеству и производству хлебной продукции с использованием низкокачественной муки. Но наиболее результативным способом восполнения нехватки качественного зерна было признано получение его недостающих объемов из стратегических хлебных запасов государства.

Понижение качественных характеристик зерна было вызвано острой нехваткой зернохранилищ и элеваторов, оснащенных современными машинами по сушке, сортировке и очистке зерна, а также порчей урожая зерновых культур при транспортировке, проведение которой в целинных районах осложнялось неразвитостью дорожной сети. В середине 1950-х гг. в районах освоения новых земель широкое распространение получила практика временного размещения убранного зерна в помещениях, специально для этого не предназначенных, а также под открытым небом (в буртах). Временные глубинные пункты приемки зерна должны были создаваться по инструкции, подготовленной в августе 1956 г. Министерством хлебопродуктов СССР. Для хранения зерна рекомендовалось использовать хозяйственные склады, риги, клуни и любые другие помещения, расположенные на центральных усадьбах колхозов, отделениях и фермах совхозов. Бурты можно было создавать рядом с крытыми сооружениями, на возвышенном месте. Зерно следовало засыпать на глинобитную поверхность, соломенную или камышовую подстилку. Кучи окапывались водоотводными канавами, ограждались досками, плитками из соломы и камыша, мешками с зерном. Расходы колхозов и совхозов на создание временных складов компенсировались организацией Заготзерно. Она также должна была обеспечить хозяйства складским инвентарем, брезентом, мешкотарой, лабораторным оборудованием, весами. Запрещалось принимать хлеб без взвешивания, смешивать сухое зерно с влажным, чистое с сорным. Следовало очищать зерно от земли. С буртовых площадок хлеб должен был вывозиться в первую очередь6.

В 1956 г. в колхозах и совхозах РСФСР было организовано более 16 тыс. глубинных хлебоприемных пунктов, на которые поступило свыше 34% всего заготовленного в республике хлеба. В целинных районах Урала и Сибири в этом году действовало 12 тыс. временных складов, которые приняли 47% собранного зерна7. Создавались и функционировали они по большей части не по рассмотренной выше инструкции. Большие партии хлеба долго лежали в буртах без просушки и очистки.

Учет собранного с полей и зерна был поставлен плохо. Его приемка на временных глубинных заготовительных пунктах нередко осуществлялась без взвешивания, в некоторых случаях предметом подсчета являлось количество автомашин или размер их кузовов8. Зерно разворовывалось в массовом порядке. В 1960 г. в 16 областях и краях РСФСР по фактам хищения хлеба правоохранительные органы возбудили свыше 1,5 тыс. уголовных дел, по которым проходило 2 тыс. чел. Кроме того, на рассмотрение коллективов трудящихся и в товарищеские суды были поданы материалы на 1,2 тыс. чел., уличенных в мелких хищениях. Органы МВД, по неполным данным, изъяли у преступников 1,8 тыс. т похищенного зерна. В четырех регионах республики количество случаев приступного присвоения хлеба существенно увеличилось. В их число, например, вошел Алтайский край. В этом регионе были выявлены преступные группы, активными участниками которых являлись должностные лица и специалисты сельского хозяйства. Зерно расхищалось ими при транспортировке и из временных и постоянных хранилищ9.

Таким образом, вклад целинной кампании в укрепление экономического потенциала страны и благосостояния граждан оказался весомым, но все же не столь значительным, как ожидалось и как о нем официально сообщалось. Связанное с массовым освоением целинных и залежных земель распыление выделенных на развитие сельского хозяйства финансовых ресурсов привело к тому, что ни целинные, ни старопахотные регионы не располагали достаточными средствами для строительства новых и модернизации существующих объектов инфраструктуры зернового хозяйства, что способствовало понижению качества производимого зерна, его разбазариванию. Данные о крайне низком качестве целинного хлеба позволяют внести коррективы в устоявшиеся взгляды на историю целинной кампании. Во-первых, негативные явления в зерновом хозяйстве целины проявились не в начале 1960-х гг., а практически с самого начала кампании по ее освоению. Во-вторых, решение зерновой проблемы в середине 1950-х гг. если и произошло, то только с точки зрения увеличения количества заготавливаемого зерна, а не его качества. В-третьих, одной из основных причин импорта зерна в 1963 г. можно считать также и низкое качество целинного хлеба.

Ниже публикуются в соответствии с существующими правилами две упомянутые выше докладные записки министра хлебопродуктов РСФСР Н.Э. Прошунина, направленные в ЦК КПСС 14 февраля 1957 г. и 4 декабря 1958 г., соответственно выявленные в фондах 5 (Аппарат ЦК КПСС) и 13 (Бюро ЦК КПСС по РСФСР) РГАНИ.

№ 1

Докладная записка министра хлебопродуктов РСФСР Н. Прошунина секретарю ЦК КПСС Н.И. Беляеву г.

Москва 14 февраля 1957 г.

Сов[ершенно] секретно

Секретарю ЦК КПСС

товарищу БЕЛЯЕВУ Н.И.

О состоянии ресурсов пшеницы по РСФСР

В результате принятых мер по выполнению постановлению бюро ЦК КПСС по РСФСР от 12 декабря 1956 г. и постановления Совета Министров СССР от 14 января 1957 г. по вопросу об улучшении качества муки и хлеба мельзаводы Министерства хлебопродуктов РСФСР несколько улучшили качество вырабатываемой муки.

В целях изучения количественного и качественного состояния хлебных ресурсов республики Министерством хлебопродуктов РСФСР вызывались в Москву руководители областных, краевых и республиканских контор Главзерно, трестов Главмуки и Госхлебинспекции хлебопроизводящих районов.

Располагая полными данными о ресурсах зерна, Министерство хлебопродуктов РСФСР считает необходимым доложить Вам, что в настоящее время в ряде областей имеют место серьезные затруднения в обеспечении сырьем мельзаводов, в особенности сортового помола, из-за недостатка кондиционного зерна.

В 1956 году из числа поступившей по заготовкам 21,8 млн тонн пшеницы свыше 17 млн тонн было сырой и влажной. Кроме того, принимавшееся зерно имело значительные отклонения от установленных кондиций: с повышенным содержанием проросших зерен и другой зерновой примеси, с солодовым, полынным и затхлым запахом. Большое количество пшеницы имеет пониженное качество и количество клейковины [1], в результате этого многие хлебоприемные пункты Алтайского и Красноярского краев, Курганской, Тюменской, Новосибирской областей, Башкирской, Татарской АССР и другие в настоящее время уже не в состоянии отгружать пшеницу на сортовой помол ввиду несоответствия ее мельничным кондициям.

Больше того, несмотря на значительные количества пшеницы, хранящейся в указанных районах, большинство областей Сибири и Урала обращаются в Министерство хлебопродуктов РСФСР с просьбой о завозе им на мельзаводы пшеницы, пригодной для выработки сортовой муки.

Наличие, потребность и качество коммерческой пшеницы по основным производящим районам Урала и Сибири характеризуется следующими данными:

 

Такое положение привело к затруднениям и даже перебоям в работе мукомольной промышленности, снижению запасов кондиционного зерна на предприятиях и к недовыработке муки.

Из 21,8 миллиона тонн пшеницы, поступившей по заготовкам, и переходящего остатка израсходовано до 1 января 1957 года для переработки в муку, отоваривания сельскохозяйственных продуктов, отгрузки на экспорт и другие союзные республики 9,5 млн тонн, заложено в государственный резерв 5,8 млн тонн пшеницы преимущественно лучшего качества.

Остаток коммерческой пшеницы на 1 января 1957 года составлял 8098 тыс. тонн, в числе которых находится 300 тыс. тонн семенной брони. Из остального количества (7798 тыс. тонн) пригодно: для выработки сортовой муки 2125 тыс. тонн, обойной муки 1384 тыс. тонн. Вывезено в январе и феврале с.г. на экспорт 200 тыс. тонн. Имеется некондиционной пшеницы 4089 тыс. тонн.

Требуется для переработки в муку, отоваривания сельскохозяйственных продуктов и других назначений с января с.г. до нового урожая продовольственной пшеницы 9580 тыс. тонн.

Исходя из общего наличия, недостаток коммерческой пшеницы составит 1782 тыс. тонн, а с учетом качества недостает 5871 тыс. тонн кондиционной пшеницы, в том числе для выработки сортовой муки 4175 тыс. тонн, обойной муки и других назначений 1696 тыс. тонн. Недостаток кондиционной пшеницы можно было бы в значительной мере перекрыть за счет большего использования в переработку зерна пониженного качества без ущерба для качества хлеба, однако приказ министра хлебопродуктов СССР и министра промышленности продовольственных товаров СССР от 2 января с.г. «О мероприятиях по улучшению качества муки и хлеба» ограничивает эти возможности.

Проведенные опыты в ряде областей РСФСР по переработке пшеницы с повышенным содержанием проросших зерен, с солодовым и полынным запахом показали возможность выработки из такого зерна кондиционной муки с наличием солодового и полынного запаха, исчезающего при выпечке хлеба; разрешение выработки и реализации такой муки дало бы возможность использовать на продовольственные цели до 1400 тыс. тонн пшеницы пониженногокачества.

Вместе с тем для большего использования на продовольственные цели имеющейся пшеницы с пониженной клейковиной необходимо разрешить выработку муки с клейковиной в первом и высших сортах не менее 20% и во втором сорте не менее 18% (вместо 23 и 20%).

В целях обеспечения работы мелькомбинатов и нормального снабжения населения республики хлебом Министерство хлебопродуктов РСФСР считает необходимым просить:

а) при переработке пшеницы и ржи с посторонним запахом (полынным, солодовым, топочных газов) вырабатывать и отпускать по рыночному фонду для хлебопечения, кроме городов Москвы и Ленинграда, муку с посторонним запахом, исчезающим при выпечке хлеба, проводя предварительные лабораторные пробные выпечки хлеба из полученной муки;

б) перерабатывать пшеницу и рожь с повышенным содержанием проросших зерен против действующих норм в порядке подсортировки на мельницах к нормальному зерну в количествах, обеспечивающих выработку муки, отвечающей установленным нормам качества;

в) при выработке муки из зерна с солодовым запахом и повышенным содержанием проросших зерен производить дополнительный отбор отрубей в размере 0,3% за каждый процент солодового зерна и проросших зерен сверх 3%, но не более 5%. В отдельных районах в зависимости от качества перерабатываемого зерна уменьшать общий выход сортовой и обойной муки до 8% с соответствующим увеличением выхода отрубей;

г) перерабатывать на мельницах, кроме городов Москвы и Ленинграда, пшеницу с пониженной клейковиной и отпускать по рыночному фонду для хлебопечения пшеничную муку с клейковиной в муке высшего и первого сортов не менее 20%, второго сорта – не менее 18%.

Учитывая, что решение перечисленных вопросов полностью не покрывает недостатка в ресурсах коммерческой пшеницы, необходимо просить Совет Министров СССР:

разбронировать в первом полугодии 1957 года из государственного резерва 3900 тыс. тонн пшеницы, в том числе на хлебоприемных пунктах Министерства хлебопродуктов РСФСР, 2000 тыс. тонн, из коих 1300 тыс. тонн для сортового помола и с почтоящиков [2] Главного управления государственных материальных резервов при Совете Министров СССР 1900 тыс. тонн кондиций сортового помола, из коих 700 тыс. тонн для мелькомбинатов гг. Москвы и Ленинграда;

взамен заложить в государственный резерв на хлебоприемных пунктах Министерства хлебопродуктов РСФСР 2000 тыс. тонн пшеницы наличных кондиций, кроме дефектной.

Министерство хлебопродуктов РСФСР считает необходимым доложить, что Союзной Министерство хлебопродуктов, несмотря на неоднократные просьбы решить перечисленные вопросы, мер не принимает. Больше того, зная качественное состояние ресурсов зерна в РСФСР, оно обязывает нас в марте заложить для вывоза на экспорт 225 тыс. тонн пшеницы, 38 тыс. тонн овса и 95 тыс. тонн ячменя.

На наше категорическое возражение тов. Корниец [3] 14 февраля с.г. вторично подтвердил свое распоряжение о вывозе на экспорт указанного зерна.

Министр хлебопродуктов РСФСР Н. Прошунин

РГАНИ. Ф. 5. Оп. 46. Д. 166. Л. 1–4. Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

№ 2

Докладная записка министра хлебопродуктов РСФСР Н. Прошунина секретарю ЦК КПСС А.Б. Аристову

г. Москва 4 декабря 1958 г.

Сов[ершенно] секретно

Секретарю ЦК КПСС

товарищу АРИСТОВУ А.Б.

Считаю необходимым доложить Вам о количественном и качественном состоянии зерна, поступившего в государственные ресурсы от колхозов и совхозов из урожая 1958 года.

Общий уровень заготовок зерновых культур по РСФСР в текущем году, самый высокий за годы советской власти, обеспечивает не только удовлетворение текущих потребностей народного хозяйства в республике, но и позволяет выделить соответствующее количество зерна на экспорт и в общегосударственные резервы (план заготовок зерна – 27,8 млн тонн, заготовлено – 31,7 млн тонн, среднегодовой расход по республике – 24–25 млн тонн).

Как видно из тезисов доклада Н.С. Хрущева на XXI съезде КПСС, достигнутый уровень заготовок зерна по РСФСР соответствует и даже несколько превышает намечаемые плановые задания по заготовкам зерна на 1959–1965 годы.

В связи с этим в настоящее время приобретают исключительно большое государственное значение вопросы борьбы за качество зерна, выращиваемого колхозами и совхозами, тем более, что всесторонний анализ количественного состояния и особенно качественной характеристики поступившего в текущем году зерна в государственные ресурсы показывает, что в этом вопросе во многих областях, краях и автономных республиках и в целом по РСФСР далеко не все благополучно.

Такой вывод необходимо сделать:

во-первых, потому что за последние годы резко сократилось или является неустойчивым по количеству производство и поступление в государственные ресурсы таких важнейших зерновых культур, как рожь, твердые сорта пшеницы, овес и ячмень, а также крупяные культуры – просо, гречиха, бобовые и другие;

во-вторых, потому что большие партии зерна разных культур, поступающие в продажу от колхозов и совхозов, имеют низкое качество и в связи с этим ограниченную хозяйственную пригодность для выработки высших сортов муки и круп, для отгрузки на экспорт, закладки в государственные резервы и в семенную бронь.

За последние годы, особенно в 1958 году, большие размеры приняла сдача государству пшеницы с низкой клейковиной, пораженной клопом-черепашкой, а также зерна всех культур, засоренного овсюгом, полынью и другими сорняками, с большим содержанием проросших зерен.

Необходимо отметить, что клоп-черепашка получил распространение не только в районах Северного Кавказа, но и Поволжья и даже Урала. Прогрессирующее распространение этого вредителя приобрело характер серьезного бедствия государственного значения, наносящего непоправимый ущерб хлебопекарным качествам лучших сортов пшеницы (из 21,8 млн тонн принятой пшеницы поступило 8,5 млн тонн, или 39,1% поврежденной клопом-черепашкой).

По Краснодарскому краю из общего количества заготовленной пшеницы 1963 т[ыс]. т поражено клопом-черепашкой 1914 т[ыс]. т, или 97,5%, в Ставропольском крае – соответственно 90%, в Ростовской области – 72%, в Сталинградской – 63%, в Оренбургской – 64%.

В Алтайском крае было сдано заовсюженного зерна 2081 т[ыс]. т, или 46,6% к общему поступлению, в Красноярском крае – 36,7, Новосибирской области – 34,5, в Омской – 27%.

Горькополынного зерна поступило в Новосибирской области 515 т[ыс]. т, или 43% к общему поступлению, в Омской области – 37,8%.

Большое количество проса поступило с повышенным содержанием обрушенных зерен (до 25–30 и более процентов). Более 1 млн тонн принято хлеба с соедржанием свыше 15% проросших зерен. 8,2 млн тонн, или 25,8% к общим заготовкам, поступило сырого зерна влажностью выше 19%.

В целом по РСФСР по состоянию на 1 ноября текущего года имелось зерна пониженного качества по различным признакам 7,9 млн тонн, или 38% к общему наличию, в том числе пшеницы – 5,5 млн тонн – 36%, ржи – 430 т[ыс]. Т – 14%, овса – 823 т[ыс]. т – 88%, ячменя – 627 т[ыс]. т – 73,8%, проса – 440 т[ыс]. т – 81%, гречихи – 40 т[ыс]. т – 60%.

Если учесть, что указанное зерно пониженного качества может быть переработано на продовольственные цели только в виде подсортировочного сырья и самостоятельно непригодно для производства стандартной продукции, то станет очевидным, какой огромный ущерб наносит государству отсутствие борьбы за качество зерна.

Колхозы и совхозы получают за некондиционное зерно пониженную оплату. Только скидки в виде рефакций в текущем году по состоянию на 1 октября составили по республике 557 млн рублей.

Кроме этого, создаются большие трудности в выполнении государственной промышленностью плана производства качественной муки и крупы должного ассортимента для бесперебойного снабжения населения. Ставятся под угрозу срыва мероприятия по закладке зерна в государственный резерв, отгрузке зерна на экспорт и бронированию семян.

Учитывая, что создавшееся положение является результатом явной недооценки сельскохозяйственных органов, колхозов и совхозов ряда областей, а также научных учреждений борьбы за качество производимого и поставляемого государству зерна, что в дальнейшем совершенно нетерпимо, настоятельно требуется разработка и осуществление серьезных государственных мероприятий в области агротехники производства зерна, направленных на улучшение его качества, а также наведение должного порядка и ответственности за поставки зерна государству по каждой культуре.

Исходя из изложенного, считал бы необходимым внести на Ваше рассмотрение следующие конкретные предложения по затронутым вопросам:

1. В связи с тем, что за последние годы многие колхозы и совхозы стремятся выполнить план продажи государству зерновых культур в основном за счет пшеницы, не считаясь с ее качеством и потребностью народного хозяйства в других зерновых и крупяных культурах, установить в законодательном порядке, что план продажи и сдачи зерна по области, краю и автономной республике может считаться выполненным лишь тогда, когда государству сдано зерно теми культурами и в том количестве, которое предусмотрено в государственном плане. План продажи государству зерновых и крупяных культур утвердить в областном разрезе на 1959–1965 годы.

В государственном плане продажи и сдачи зерна по культурам устанавливать также количество твердых пшениц, которое в обязательном порядке должно сдаваться в счет общего плана сдачи пшеницы по данной области (потребность республики – 2 млн тонн, заготовлено в 1958 году – 397 т[ыс]. т). На твердые сорта пшениц установить повышенную цену.

2. Обязать Министерство сельского хозяйства РСФСР и его местные органы, колхозы и совхозы, обкомы и крайкомы КПСС, обл(край)исполкомы и Советы Министров автономных республик разработать и осуществить комплекс мероприятий, обеспечивающих действенную борьбу с клопом-черепашкой.

В целях создания экономической заинтересованности колхозов и совхозов в активной борьбе с клопом-черепашкой ввести, начиная с 1959 года, ограничительные кондиции на пшеницу по качеству и количеству клейковины. Установить скидки с цены на пшеницу с пониженным содержанием клейковины, а также накидки на цену за пшеницу с повышенным количеством и качеством клейковины.

3. Обязать министерство сельского хозяйства РСФСР и его местные органы, колхозы и совхозы, обкомы и крайкомы КПСС, обл(край)исполкомы и Советы Министров автономных республик разработать и систематически осуществлять комплекс агротехнических мероприятий по борьбе с засоренностью полей сорняками, особенно овсюгом, полынью, татарской гречишкой и другими.

4. В связи с тем, что пшеница в Нечерноземной зоне, а также в северных районах Центральной полосы имеет низкие показатели по качеству, особенно клейковины, а почвенные и природные условия в этих районах, как показывает многолетний опыт, являются благоприятными для производства ржи, овса, гречихи, проса и бобовых, рекомендовать колхозам и совхозам всемерно расширять посевы этих культур, установив на них повышенные цены.

5. Чтобы предупредить поступление в государственные ресурсы проса с большим содержанием обрушенных зерен, которое в связи с быстрым прогорканием становится почти непригодным для продовольственных целей, потребовать от сельскохозяйственных органов, колхозов и совхозов не допускать на уборку проса комбайны без предварительной и тщательной их регулировки.

Учитывая, что колхозы и совхозы после продажи им государством сельскохозяйственной техники, а также повышения цен на сельскохозяйственные продукты, особенно зерно, стали еще более экономически крепкими хозяйствами и в них созданы все условия для дальнейшего успешного развития, задача коренного качественного улучшения зерна, производимого и сдаваемого колхозами и совхозами государству, является своевременной и вполне для них посильной.

Приложение: таблицы, характеризующие количественное и качественное состояние государственного зерна по РСФСР.

Министр хлебопродуктов РСФСР Н. Прошунин

РГАНИ. Ф. 13. Оп. 1. Д. 675. Л. 51–55. Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

КОММЕНТАРИИ

1. Клейковина, глютен – запасающие белки, содержащиеся в семенах злаковых растений, в особенности в пшенице, ржи и ячмене, которые крайне значимы для хлебопекарной  промышленности, так как позволяют продлить срок хранения хлеба, повысить его упругость и пористость, являются основной для производства макаронных изделий.

2. Почтоящик, почтовый ящик (п/я ) – обозначение в СССР засекреченных предприятий или населенных пунктов, не имевших адресов.

3. Корниец Леонид Романович – министр хлебопродуктов СССР в 1956–1958 гг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куликов В.И. Место и роль освоения целинных земель в увеличении производства зерна в СССР // Вопросы истории. 1979. № 3. С. 3–16.

2. Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство. М.: ИРИ РАН, 2001. 305 с.

3. Волкогонов Д. А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР: в 2 кн. Кн. 1. Владимир Ленин. Иосиф Сталин. Никита Хрущев / Д. А. Волкогонов. М.: Новости, 1996. 496 c.

4. Андреенков С.Н. Качественные показатели зернового производства РСФСР в конце 1950-х – начале 1960-х гг. // Гуманитарные науки в Сибири. 2005. № 2. С. 95–97.

ССЫЛКИ

1 Куликов В.И. Место и роль освоения целинных земель в увеличении производства зерна в СССР // Вопросы истории. 1979. № 3. С. 3–16.

2 Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство. М.: ИРИ РАН, 2001. С. 214.

3 Волкогонов, Д. А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР: в 2 кн. Кн. 1. Владимир Ленин. Иосиф Сталин. Никита Хрущев / Д. А. Волкогонов. М.: Новости, 1996. С. 382, 384.

4 См.: Андреенков С.Н. Качественные показатели зернового производства РСФСР в конце 1950-х – начале 1960-х гг. // Гуманитарные науки в Сибири. 2005. № 2. С. 95–97.

5 ГАНО. Ф. П-4. Оп. 33. Д. 1721. Л. 80–82.

6 ГАРФ. Ф. А-527. Оп. 1. Д. 3. Л. 7–8.

7 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 46. Д. 166. Л. 11–12.

8 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 46. Д. 166. Л. 11–12.

9 ГАРФ. Ф. А-527. Оп. 1. Д. 258. Л. 21-22.

Опубликовано: Научно-исторический электронный журнал архивных учреждений Сибирского федерального округа http://archivesiberia-journal.nso.ru/sites/archivesiberia-journal.nso.ru/wodby_files/files/page_11/andreenkov_sibarhiv_0.pdf

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image