Как собирались везти наследника престола через Чаусскую волость (1891г.)

Опубликовано: Освоение и развитие Западной Сибири в XVI-XX вв. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Чаусского острога. — Новосибирск: Агентство «СИБПРИНТ», 2013.

В фондах Новосибирского государственного архива мое внимание привлекло дело Чаусского волостного правления за 1891 год под интригующим заголовком «О проезде наследника Николая Александровича» [1, л. 4–50]. В нем содержалась служебная переписка по поводу предполагаемого проезда по Московско-Сибирскому тракту в пределах волости наследника российского престола, цесаревича Николая в июле 1891 г. и подготовительных мероприятиях в связи с этим событием.

Как известно, будущий император Николай II осенью 1890 г. на крейсере «Память Азова» с многочисленной свитой из Кронштадта отправился в кругосветное путешествие. 11 мая 1891 г. корабль прибыл во Владивосток, где он по поручению отца Александра III 19 мая участвовал в закладке Транссибирской железнодорожной магистрали, собственноручно кувалдой забив серебреный костыль, прикрепивший первую положенную в основание пути рельсу к шпале. 21 мая верхом на лошадях, преодолев 100 верст, цесаревич прибыл в Никольск-Уссурийский. 24 мая путешественники отбыли на пароходе «Иногда» от пристани Камень-Рыболов на озере Ханко по рекам Сунгари, Амур, Шилка до г. Сретенска. Отсюда до Томска 2725 верст пути необходимо было преодолеть на колясках по Московско-Сибирскому тракту. 14 июня кортеж прибыл в Нерчинск, 17 июня — в Читу, 21 июня — в Верхнеудинск, 23 июня — Иркутск, 29 июня — в Красноярск, 3 июля — в Мариинск, 5 июля — в Томск.

О том, как происходило путешествие, можно судить по путевому дневнику князя Э.Э. Ухтомского, из которого воспроизвожу только один фрагмент: «22 июня предстояло совершить последний переезд в пределах Забайкалья. По пути Августейшего путешественника приветствовали представители Посольской волости, а также и духовенство некогда славного Посольского монастыря (у Байкала), представители Кударинской волости, Кударинской степной думы, причем крестьянин Посольской волости Власов удостоился получить серебреные часы, тайша Гашев и бывший тайша Хамалганов получили медали с надписью «за усердие»… Старшины Кяхтинского купечества: Николай Молчанов, Михаил Корзухин и Михаил Перевалов во главе депутации встретили Дорогого путешественника хлебом-солью на золотом блюде, украшенном рисунками, изображающими разными эпизодами торговли чаем. Вместе с поднесением хлеба прочитан был адрес, в котором купечество, заявляя о своих верноподданических чувствах и желая увековечить в памяти потомства посещение Забайкалья Его Императорским Высочеством, просило соизволения на учреждение стипендий в Томском университете, в Читинской мужской гимназии и Читинской женской гимназии. На этот предмет определено было 21000 рублей. Затем приблизились представители Торейской волости, буряты Селенгинского ведомства (с 18 знаменами) и отдельных управ Цонгольской, Варматской, Закаменской. Буряты поднесли летний халат, малахай (шапку), кушак, ирмыки (сапоги), серебреный нож, огниво и серебреный старинный сосуд в виде чаши на кипарисовой подставке, крестьяне же и крещенные инородцы, хлеб-соль. Казак Лумбуев (с реки Удунги), желая ознаменовать посещение Его Императорского Высочества, обязался в течение трех лет жертвовать на бедных по 1000 рублей» [2, с. 17].

Подготовка к проезду началась летом 1890 г. на основе приказов и инструкций Министерства внутренних дел сибирским губернаторам. Именно они отвечали за благополучное передвижение и должны были сопровождать высокопоставленного путешественника в пределах подведомственных губерний и областей. Непосредственной организацией и осуществлением проезда занимались окружные (с 1898 г. уездные) исправники. В частности, 8 марта 1891 г. томский окружной исправник Артоболевский направил в Чаусское волостное правление распоряжение, полученное там 11 марта. В нем сообщалось о предполагаемом в начале июля проезде цесаревича со свитой и сопровождающими чиновниками по Московско-Сибирскому тракту, что потребует иметь на каждой станции одновременно до 200 лошадей. Поскольку такого количества ни на станциях, ни во многих прилегающих к тракту селениях просто не было, чиновник поручал волостному правлению в срок до 25 марта решить следующие вопросы.

Во-первых, «немедленно, сейчас же выбрать ямщиков примерно на 40 экипажей, кроме нарочных, курьеров и т.п. на каждую станцию; всем этим ямщикам составить список, который по каждой станции предоставить мне, указать тех ямщиков, которые повезут Его Высочество, Его Свиту, Томского Губернатора и других высокопоставленных лиц, примерно на 6 экипажей. Раз составленный список изменению уже подлежать не может, так как каждого ямщика я должен знать в лицо и разъяснять ему порядок езды».

Во вторых, необходимо составить списки на тех, кто должен предоставить лошадей и ямщиков, которые должны по первому требованию явиться для предварительного обучения следованию в кортеже. «Обучение будет производиться при участии чиновников г. губернатора и почтово-телеграфного». Причем, «назначенные ямщики должны быть прилично одеты, сбруя новая с лишним запасом веревок, постромок и т.д. Лошади должны быть выбраны смирные, выносливые, не бешенные, красивые. В первые четыре экипажа подобрать одномастных».

В-третьих, «сейчас же разрешить вопрос о фураже, необходимом для корма лошадей в ожидании Его Императорского Высочества, так как ямщики с лошадьми должны явиться каждый на свою станцию за 10 дней до проезда Его Высочества; в продолжении этого времени будут делаться проездки лошадей и обучение ямщиков; причем ямщики должны быть выбраны из людей хороших, благонадежных, хорошо умеющих управлять лошадьми».

Через неделю, 15 марта 1891 г., последовало дополнительное распоряжение относительно организации охраны сиятельной особы. Волостное правление обязывалось в помощь полиции подобрать крестьян, «отличающихся трезвостью и безукоризненным поведением», прилично и чисто одетых. «Они будут находиться впереди всего народа и не допускать к экипажам посторонних лиц, тем более незнакомым им». По маршруту движения на тракте предполагалось разместить десятских и сотских из всех селений волости на расстоянии видимости, «в приличном платье с верховой лошадью». Охранители должны были 2 июня 1891 г. прибыть в с. Чаусское для инструктажа, а на практике руководствоваться специальной инструкцией из 8 пунктов. Главная их функция сводилась к осуществлению строгого контроля, «чтобы во время движения экипажей никто не подходил близко к дороге, в особенности к экипажу Его Высочества не менее 50 саженей».

Обыватели Чаусской волости должны были обеспечить проезд от села Чаусского до города Колывани. Были составлены списки лиц, обязанных предоставить лошадей, ямщиков и охранников. Так, Ф.С. Манаков выделял 6 лошадей (3 карих, 3 гнедых), в качестве ямщика выступал он сам. Ф.Т. Руднев также обещал 6 гнедых и карих, но ямщиком был записан не он сам, а Зиновий Руднев (по всей видимости, его сын). Мобилизованные ресурсы распределялись следующим образом: станция Чаусская — 200 лошадей, 45 охранников; станция Орско-Борская — 200 лошадей, 23 охранника; станция Тырышкинская — 200 лошадей и 34 охранника. В дальнейшем кортеж должен был проследовать по территории Кривощековской волости.

В мае 1891 г. провели тщательный осмотр проезжей части тракта и наметили комплекс работ по ее улучшению (подсыпка гравия, подновление мостов, очистка придорожных кюветов и т.д.), которые должны были осуществляться крестьянами окрестных селений в порядке натуральной повинности. Кроме того, Чаусский волостной сход 18 февраля 1891 г. принял решение выделить из мирского капитала 100 рублей на закупку в Томске серебреного блюда и солонки, которые в виде хлеб-соли депутация от волости должна была преподнести наследнику престола во время его торжественной встречи в волостном центре.

Однако маршрут проезда в июне 1891 г. был кардинально изменен. 6 июля на пароходе «Николай» цесаревич из Томска по Томи, а затем по Оби и Иртышу отправился в Омск. Отбыв из Владивостока 21 мая, Николай Александрович проехал через Сибирь за два месяца и прибыл на границу Акмолинской области и Оренбургской губернии 20 июля. За это время было преодолено расстояние в 3400 верст по сухопутью на лошадях и 4100 верст по рекам (3000 верст от Томска до Омска). Средняя скорость передвижения по суше составила 20–22 версты в час, по течению на пароходе — примерно столько же, против течения по Иртышу — 15–18 верст в час.

Следует отметить высокий уровень организации поездки. Преследовала она не только воспитательные цели, но и вылилась в мощную пиар-акцию, имеющую целью презентацию усиления присутствия Российской империи в Северной Азии, связанного прежде всего со строительством Транссиба. Одновременно путешествие превратилось в грандиозную инспекцию казачьих войск на восточной окраине (Уссурийского, Амурского, Забайкальского, Сибирского, Уральского), поскольку Николай являлся августейшим наказным атаманом всех казачьих войск империи. Мероприятие сопровождалось стандартным набором акций, предусмотренных для подобного рода событий (молебны, смотры, парады, приемы, вручение хлеба-соли, сооружение триумфальных арок, прием прошений и т.д.).

Последний же документ в использованном мной архивном деле, датируемый 18 декабря 1891 г., представляет счет колыванского купца Е.А. Жернакова, из коего следует, что он Чаусскому волостному правлению продал футляр для подарочного блюда ценой 28 рублей 30 копеек. Несостоявшийся проезд наследника российского престола оставил след в памяти колыванцев, крестьян прилегающих волостей и породил в последующем убеждение о том, что Николай проезжал по Московско-Сибирскому тракту и даже посетил место, где началось в 1893 г. строительство железнодорожного моста через Обь и возник поселок, выросший в город Новониколаевск.

Библиографический список

1. ГАНО, Ф. Д-78, Оп. 1, Д. 239.

2. Ухтомский Э.Э. Путешествие по Забайкалью Государя Императора Николая II. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1992.

категория: 
подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image