Когда в нашем городе появилась община староверов?

В Новосибирском государственном краеведческом музее открылась выставка «Старообрядчество Новосибирска», посвящённая 80-летию Новосибирской области и 110-летию Новосибирской старообрядческой общины.

Это уникальная возможность познакомиться со страницами истории старообрядчества нашего края на ведущей музейной площадке Новосибирской области.

Экспозиция рассказывает о традициях и жизни старообрядцев в период с XVII по XX века. В зале музея представлены старинные иконы, предметы церковного обихода, облачения и памятники древлеправославной книжности.

Выставка призвана показать вклад старообрядчества в сохранение отечественного духовного и культурного наследия. Ее основу составляют уникальные памятники XVII - XX веков, хранящиеся в новосибирском Кафедральном старообрядческом соборе, в музее старообрядчества Сибири. Руководит музеем Емельянов Александр, который является куратором и идейным вдохновителем этой выставки.

Заместитель директора Новосибирского государственного краеведческого музея Саренкова Юлия Константиновна отметила, что «Здесь представлены не только предметы, но и рассказывается история нашего города, история о замечательных людях. Это по-настоящему музейный продукт».

Руководитель Музея старообрядчества Сибири Александр Емельянов сказал:

– Для нас это проект большого масштаба. Тема облачений, народных костюмов, предметов ризницы, иконы, литье, книги – о каждом разделе можно подготовить масштабную выставку. Я благодарен руководству краеведческого музея за предоставленную возможность организовать эту выставку, за помощь министерства региональной политики НСО, которое выделило грант на это мероприятие, Управления общественных связей мэрии г. Новосибирска.

Начальник управления общественных связей мэрии г. Новосибирска Щукин Игорь Викторович отметил, что «это событие городского значения».

– Изучение старообрядчества – увлекательнейшее дело. Стоит только начать погружаться туда и уже оттуда не выплывешь. Ты будешь находиться в ауре событий, которые проходили давно, но которые являются частицей истории страны, нашего города. Это не только чисто религиозные вещи, это – традиции, быт – все то, что было создано нашими предками. Изучение этого позволяет нам почувствовать свою самость. Это важно не только для взрослых, но и для подрастающего поколения. Эта выставка отрывает череду мероприятий, посвященных 110-летию государственной регистрации новосибирской епархии русской православной старообрядческой церкви.

На открытии выставки присутствовал Болонев Фирс Федосович - известный ученый, исследователь истории, материальной и духовной культуры забайкальских старообрядцев, фольклора русского населения Сибири, доктор исторических наук, главный научный сотрудник института археологии и этнографии СО РАН. Фирс Федосович – автор 30 книг по старообрядчеству. С 1969 года он занимается сбором материалов по этой теме. Только в 70-е годы ученым-этнографам из Академгородка удалось собрать около 1,5 тысяч экспонатов. Известный исследователь познакомил собравшихся с историй старообрядчества. Ведь и сам он родом из семейских старообрядцев Забайкалья. Фирс Федосович отметил, что на выставке представлены «прекрасные вещи, которые хорошо отражают дух старообрядческой культуры».

– Благодаря старообрядчеству мы сохраняем допетровскую культуру и быт. Салтыков –Щедрин писал, что «старообрядчество – это цвет русского простолюдья».

Экскурсию по выставке провел Александр Емельянов.

– Многие из экспонатов представлены широкой публике впервые: старинные облачения, церковная утварь, иконы, певческие, богослужебные, поучительные книги: как старопечатные, так и рукописные.

Особое место занимает традиционная одежда староверов Забайкалья и Алтая

 

Большую ценность представляют книжные памятники. Старейшие экспонаты выставки – Минея общая печати Никиты Федорова Фофанова (Москва, 1609 г.) и Святцы 1649 года издания

  

Заслуживают внимания иконы: «Святитель Никола» в бисерной ризе и «Святитель Никола» в латунном окладе, Образ Святого Георгия Победоносца

Произведением искусства можно назвать архиерейское облачение: стихарь, фелонь, епитрахиль, пояс

Митра архиерейская. Поручи священнические

Пояс священнический

  

На выставке можно увидеть даже вещи Агафьи Лыковой: пояс и лестовку из рыбьих позвонков. Лестовка (от древнерусского слова «лествица», то есть «лестница») — разновидность чёток для молитвы у старообрядцев. Лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в старообрядческой традиции лестницу духовного восхождения с земли на Небо. Эти предметы передал для музея замечательный фотограф-натуралист Сергей Усик.

Редким экспонатом являются вериги иноческие конца XIX века, которые носил на теле один из монахов-старообрядцев

Но, пожалуй, самой интересной страничкой из истории Новосибирска будет рассказ о старообрядческой общине Ново-Николаевска, которая появилась в нашем городе в 1907 году.

В документе говорится, что «постановлением Общего Присутствия Томского губернского Управления, состоявшимся 21 февраля 1907 года за №117, разрешено организовать в городе Новониколаевске старообрядческую общину, приемлющую Священство Белокрыницкой Епархии под наименованием «Новониколаевская старообрядческая община храма Рождества Пресвятой Богородицы…».

На выставке представлен список лист, явившихся на первое общее собрание Ново-Николаевской старообрядческой общины в количестве 28 человек и «Список членов Совета Ново-Николаевской старообрядческой и кандидатов к ним». Собрание состоялось 25 ноября 1907 года.

Представляет интерес и Уведомление о разрешении открытия начального одноклассного училища для детей старообрядцев. В письме Господину председателю Совета Ново-Николаевской старообрядческой общины из Ново-Николаевска от попечителя Западно-Сибирского учебного округа говорится: «Вследствие поданного Вами прошения от 1 ноября сего 1911 года сим честь имею уведомить Вас, Милостивый Государь, что я разрешаю Вам открыть в городе Ново-Николаевске начальное одноклассное училище для детей старообрядцев обоего пола, по программе начальных училищ Министерства Народного Просвещения, на общих с этими училищами основаниях, с принятием содержания его всецело на средства Ново-Николаевской старообрядческой общины, при количестве обучающихся в этом училище детей школьного возраста от 40 до 50 человек». Закон Божий в этом училище преподавал старообрядческий священник отец Петр Назарович Черемухин. А остальные предметы – Ксения Ивановна Дремина.

Молельный дом Ново-Николаевской старообрядческой общины располагался на участке М.П. Заграничнова на улице Семипалатинской (Орджоникидзе). В настоящее время на месте старообрядческого молельного дома расположена детская площадка во дворе жилого дома №20 по улице Ленина. В 1990-1999 гг. был построен кафедральный собор для новосибирской старообрядческой общины во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Посетители выставки могут познакомиться с историей строительства храма.

На выставке можно узнать имена ново-николаевских предпринимателей-старообрядцев: Кирилла Александровича Полякова, Ивана Семеновича Ефремова, Дмитрия Порфирьевича Филиппова, Ивана Прокопьевича Заграничнова

  

Отдельные стенды посвящены репрессированному старообрядчеству и старообрядческому духовенству Сибирской епархии 1910-1918 гг.

Подготовила Людмила Кузменкина

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image