Комсомол - до и после

Опубликовано в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции «Российская молодежь:  от комсомола к современным формам политической организации» (30 – 31 октября 2018. г. Новосибирск)

Молодежные организации существовали в России и до октябрьской революции. Гимнастическое общество «Сокол», Юный разведчик, Союз молодых славян, Христианский союз молодёжи, а также партийные – анархисты, эсеры, эсдеки.

В Ново-Николаевске из этих объединений были известны «соколы» - молодёжное спортивное движение панславянского толка, заявляющее о способствовании сплочению народов Российской Империи. В 1910 году в Москве был создан «Союз Русского сокольства», были провозглашены его «принципы демократизма и любви к ближнему, сознание гражданского и общественного долга и альтруизм».

Но в Сибирь движение проникло ещё раньше. В январе 1910 года в Томском коммерческом училище гимназии по инициативе её преподавателя, члена чешской Сокольской организации, уже прошёл праздник Сокольской гимнастики. На него были приглашены и учащиеся Ново-Николаевского частного реального училища. Сопровождающими преподавателями была отмечена хорошая физическая подготовка и бодрый вид соколов - «бедных, засоренных юношей» не было[1].

Ещё в 1908 году в нашем городском училище пытались преподавать физическое воспитание. Уроки вели офицеры местного гарнизона, но им «не удалось заинтересовать учащихся гимнастикой, к которой у учащихся быстро появилось полное охлаждение»[2]. И вот на фоне успешного преподавания в Томске членом чешской Сокольской организации, было принято решение о приглашении в Ново-Николаевск члена Санкт-Петербургской Сокольской организации, выпускника столичной балетной школы гимнаста Ф.И. Покорного.

Сокольцы в Ново-Николаевском реальном училище

Юноши занимались очень охотно, проявляя «постоянный неослабевающий интерес к этим упражнениям». Часто уроки сопровождались музыкой, в частности ритмичными тактами Сокольского марша «Síla lva» («Львы силой, взлётом соколы»).

«Сокольская» гимнастика преподавалась в реальном училище им. Дома Романовых[3] в женской гимназии, в учительской семинарии, в военном городке, в Бердске, летом с полевой гимнастикой ребята выезжали в загородные дачи, создавались бойскаутские отряды. Одним из сокольских девизов был «В мышцах сила - в сердце отвага - в мыслях Родина».

В 1914 году воспитанники Покорного вместе с другими учащимися реального училища готовились к большому экскурсионному походу «в русские Средне-Азиатские владения для ознакомления учащихся с природой и жизнью края, с его историческим прошлым, с памятниками Кауфмана, Черняева, Скобелева и других славных героев русской земли, завоевателей и устроителей этого края» - от Ташкента до Пятигорска и Самары. Для изыскания средств на поездку соколы готовили платный ученический вечер гимнастики[4]. В годы Первой мировой войны гимнасты Покорного стали примером для остальных учебных заведений в части допризывной подготовки молодежи.

Никаких политических задач у данных организаций, конечно же, не было.

Первая же пролетарская организация образовалась в Новониколаевске в декабре 1917, ещё до создания РКСМ. Называлась «Союз пролетарской молодежи» и насчитывала до 30 человек. В числе его организаторов были Л. Мечников, И. Лёвушкин, Л. Личников, Г. Шамшурин, А. Бердникова. Сохранились и другие фамилии первых молодых ленинцев - А. Сухно, Н. Морозов, Ф. Гриневич, В. Бердникова, А. Бобра, А. Труш, П. Лигадеев [Курьянов и др., 2003, с. 152].

После взятия 5-й красной армией Омска началась организация комсомольских ячеек в Сибири. 26 ноября 1919 года газета «Советская Сибирь» публикует заметку «Организуйтесь, юные пролетарии!», где призывает молодёжь взять будущее в свои руки [Газета «Советская Сибирь», №41, 1919, с.4]. 13 декабря газета размещает инструкцию ЦК РКСМ «Как организовать Российский Коммунистический Союз Молодёжи» и сообщение о собрании на Механическом заводе, приветствовавшее это начинание [Газета «Советская Сибирь», №56, 1919, с.4]. Начинается работа по «обеспечению труда молодёжи» на фабриках и заводах, «подготовка строителей новой жизни» в клубах. К концу года в комсомол уже вступило «в общем около 600 человек» [Газета «Советская Сибирь», №61, 1919, с.4]. 19 декабря ЦК РКПб сообщает, что «не встречает препятствий к существованию Сибирского областного комитета Коммунистического Союза Молодёжи при условии, что комитет будет работать по контролем Сибирского бюро» [Демидов В.А. Сборник.., 1979, с.27]. Начинается образование ячеек на территории от Семипалатинска до Якутии, формирование национальных секций: татаро-киргизской, латышской, эстонской...

Ячейка РКСМ депо

Сразу же после восстановления Советской власти в Ново-Николаевске, 20 декабря 1919 года в паровозном депо была организована первая уже комсомольская ячейка. Организатором её считается Павел Тумбин, прибывший в Новониколаевск вместе с 5-й армией и уже имевший опыт такой работы на Урале.  В ячейку вошли 20 человек: 17-летний Михаил Домрачев, ставший первым секретарём Вокзального райкома, Г. Сафонов, И. Русаков, П. Быков и др[5].

30 декабря прошло общее собрание коммунистов города. На нём было решено создать в Ново-Николаевске комсомольскую организацию. Это дело было поручено Фёдору Гриневичу. В оргбюро также вошли Тумбин, Благин, Константинов. А уже 6 января 1920 года в здании бывшей городской думы (ныне Красный пр-т, 23) прошло первое общегородское собрание молодёжи. Докладчиками о целях и задачах выступали также политработники 5-й армии  Тумбин и Маврин. После бурных дебатов началась запись в комсомол. Среди первых комсомольцев города Александр и Яков Мишурисы, И. Курятников, Е. Петер, Г. Добрычев, Ф. Климович, А. Логинов, Томилин и другие (всего 49 человек) [Золотарёв В.А. Зорин Э.П., 1960, с.15-19].

Далее организации стали оперативно учреждаться в сёлах уезда. На 12 февраля в городе насчитывается уже более 500  комсомольцев [Демидов В.А. Сборник.., 1979, с.31]. Комитет Центрального района организует ещё 3 райкома: Вокзальный, Закаменский и Ипподромский, мусульманскую секцию [Демидов В.А. Сборник.., 1979,  с.29]. С 14 по 20 марта проходит первая общегородская конференция РКСМ. В ней участвовало 36 человек. В горком (обгорком) комсомола были избраны т.т. И. Курятников, Ф. Климович, Е. Петер, Томилин и Леонов [Шамов В.Г.]. Выясняется, что многие члены союза существуют лишь номинально. Происходит первая «чистка». После перерегистрации в рядах городского комсомола остается только 250 человек.  Но в августе «красная молодёжь» Ново-Николаевского уезда насчитывала уже 1674 человека [Демидов В.А. Сборник.., 1979, с.31]. А осенью большая делегация наших комсомольцев приняла участие в III Всероссийском съезде РКСМ в Москве.

В начале 1920 года в Омске создано Сибирское Бюро ЦК РКСМ.  Первым секретарём был назначен 16-летний уральский паренек Александр Мильчаков. Уже в 1920 году сибирский комсомол выпускал и собственную прессу: журнал «Юношеская правда», двухнедельная газета «Путь молодёжи», однодневные странички-газеты «Знамя молодёжи», «Юношеский набат», «Искры-коммунизма» [Мильчаков А.И., 1965, с.29-35].

В июле 1921 года организация переехала в Ново-Николаевск. Началась работа как по ликвидации некоммунистических молодежных организаций, так и чистка собственных рядов. К концу 1920 годов все молодёжные организации, чуждые марксистско-ленинской идеологии были ликвидировали - путём политпросвещения и прочими методами. В 1928 число комсомольцев в Сибири превысила 100 000 человек.

Отношение населения к новой организации было разное – много было ребят, которые не хотели вступать в организацию, кого-то не пускали родители, кто-то подсмеивался над «идейными». Особенно на селе. Другие понимали, что членство в РКСМ это и отличная стартовая площадка, ступенька в карьере и просто возможность узнать что-то новое, проявить себя. Опять же уже какая-никакая, но власть. С другой стороны, комсомол льготой не был. Скорее даже наоборот, повышением ответственности – общественной работы больше, и от репрессий комсомольский статус, конечно, не уберегал.

Комсомол принимал активное участие во всех важных начинаниях и кампаниях партии большевиков: продразвёрстка, ликвидация неграмотности, борьба с беспризорностью, антирелигиозная борьба, раскулачивание, коллективизация. «Мы от партии ни на шаг» - прозвучало на I конференции Ново-Николаевского губкома в сентябре 1921 года[6].

Подлодка "Новосибирский комсомолец"

История советского комсомола наполнена самыми различными делами. Индустриализация, военный подвиг, восстановление хозяйства, целина, освоение Сибири и Дальнего Востока. ВЛКСМ награждён шестью правительственными орденами, об этом написаны тысячи томов. Мы же перескочим сразу почти на 70 лет вперёд.

С началом перестройки 1987 года одним из первых оживился комсомол. Я тогда был комсоргом небольшой организации и помню, что активно разъяснял на собраниях новую политику партии и давал разнос за не ношение комсомольского значка.

Но падение уже началось. Влияние ВЛКСМ  на молодёжь значительно снизилось. Ещё с начала 1980-х годов стало замечено снижение численности организации. Уже в 1986-м в Новосибирской области только 55% молодёжи (287 207 чел.) были комсомольцами. Это даже ниже союзного показателя – 65,1%. Авторитет падал очень быстро. Молодежь начала чуть ли массово выходить из ВЛКСМ. Те, кто не осмеливался на публичный выход, просто переставали платить членские взносы. Причём, целыми организациями. Это ранее исключение из комсомола было уже почти приговором, волчьим билетом. Теперь политика не успевала за течением жизни. К 1990 году численность организации сократилась до 120 533 человек[7].

В конце 1980-х стали практиковаться новые способы работы с молодежью. Организация ещё как-то пыталась координировать неформальную молодёжь. У нас комсомолом был организован первый конкурс «Сибирская красавица», созданы фонд молодёжной инициативы (ФМИ), собравший под свое крыло на Советской, 37 людей самых различных взглядов, музыкальная «Студия-8», расколовшая рок-движение.

После провала августовского путча 1991 года и приостановки деятельности КПСС ЦК ВЛКСМ решился на самороспуск организации. 28 сентября XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ в Москве объявил «историческую роль комсомола исчерпанной». ВЛКСМ прекратил свою деятельность, но не все работники аппарата согласились с этим решением. Группой делегатов было принято решение о создании «Федеральных молодёжных союзов».

Пятого октября 1991 года в Новосибирске состоялась XXVI областная конференция ВЛКСМ. Последний первый секретарь обкома Сергей Фадеев доложил о решениях съезда, который «право на самоопределение отдал республиканским молодёжным организациям» ВЛКСМ. Конференцией были определены и правопреемники  «в части собственности» - районные и городские организации, а также Дзержинский и Железнодорожный Союзы молодёжи[8].

Уже несколько лет под эгидой комсомола начали работать различные хозрасчётные центры, малые предприятия, кооперативы. После роспуска ВЛКСМ функционеры отошли на заранее подготовленные позиции и стали быстро растворяться в бизнесе.

Во времена перестройки были и рокеры, и металлисты, и панки-анархисты. Но первой структурной некоммунистической молодёжной организацией стал Сибирский Демократический союз молодёжи (СДСМ). Как непосредственный участник тех событий, я хотел бы подробнее остановиться на деятельности этих молодых людей.

Можно сказать, что это была секция партии «Демократический союз» (ДС). Дата создания нового Союза молодёжи 3 августа 1989 года. Организовал «демсомол» старшеклассник Олег Жданов. Но сами ребята не любили это слово и предпочитали аббревиатуру СДСМ. Списочно в организации было 70 человек в возрасте 14-21 года, но активно работало лишь около 30. Как положено, был разработан и принят устав организации, манифест. Основной целью союза провозглашалась пропаганда идеи о ненасильственном свержении тоталитаризма в СССР и пропаганда идей свободы и демократии. В январе 1990-го СДСМ выпустил обращение к молодёжи Сибири, где призывал к «объединению демократически настроенной молодёжи, не признающей идеологии КПСС, защите прав и свобод молодого человека, свободного распространению информации» [Пресс-бюллетень СибИА, 1990, №41, с.13]. Союз работал также в Барнауле, Бийске, Кемерове.

В Москве похожая организация называлась РСМД – Российский союз молодых демократов. 3 февраля 1990 года она проводила II съезд, куда были приглашены и новосибирские демсомольцы. На нём была создана Ассоциация молодёжных демократических организаций (АМДО) [Пресс-бюллетень СибИА, 1990, №46, с.7]. Также СДСМ принимал участие в работе комиссии ВС РСФСР по обсуждению нового закона о молодёжи.

Причём у нас штабом и ДС, и СДСМ был тот самый комсомольский ФМИ на Советской, 37, а 10-я школа выпестовала самых активных демсомольцев: Миша Моисеев, Миша Юданин, Сергей Гречушкин, Дима Баринов, Юрий Никитин, Аня Дерябина. Они в школе даже стенгазету выпускали – «Голос», спецвыпуски памяти И. Бродского и пр. Необходимо отдать дань уважения тогдашним учителям школы - Эльвире Николаевне Горюхиной, Валентине Георгиевне Гороховой, не просто терпевших этих «отщепенцев», но и воспитывающих их, защищающих в соответствующих органах.

В основном, ребята распространяли демократические печатные издания – «Пресс-бюллетень», «Гражданский путь», «Свободное слово», «Посев», книги Солженицына, а также участвовали в акциях ДС. Это были и старшеклассники, и студенты, и просто сочувствующие – например, Кирилл Вдовин, Олег Трубенко, похожий на заправского хулигана, Олег Голубев по прозвищу Чикаго. Многих из них можно было встретить в католическом приходе во 2-м переулке Мира, где отец Павел своими сильными проповедями собирал не только верующих, но и просто демократически настроенную молодёжь со всего города. После службы в подвальном помещении церкви пили чай, разговаривали на самые злободневные темы.

Одно время я был членом Координационного совета ДС и пересекался с демсомольцами часто. Мне было с ними интересно - продвинутые, эрудированные молодые люди. В 1989-м Совет направил меня на открытое торжественное комсомольское собрание, посвященное дню рождения комсомола. Конфликт начался с первых же минут, когда наша группа, сидящая на видном месте в центре зала театра «Глобус», демонстративно не встала во время звучания гимна СССР. Демсомольцы попытались было инстинктивно подняться, но после моего «шика» сразу присели. Нелегко было выдержать косые взгляды соседей и Президиума. В дальнейшем, нам даже удалось завязать дискуссию о необходимости омоложения власти.

А буквально через сутки оказался с демсомольцами на одних нарах. Новосибирским отделением партии ДС было решено возложить к монументу Ленину венок из колючей проволоки и сапёрные лопатки. К нам присоединились активисты уже основанного общества «Мемориал» и другие сочувствующие. Подняв российский триколор, сцепленная локтями шеренга двинулась к памятнику. На неё тут же набросился поджидавший ОМОН, колючий венок вырвали, людей растолкали по машинам [Пресс-бюллетень СибИА, 1989, №31, с.5,6]. При этом командир ОМОНа майор Тараскин несколько раз ударил непослушного шестнадцатилетнего Юданина головой о постамент вождю мирового пролетариата [Пресс-бюллетень СибИА, 1989, №32, с.4].

Нас отвезли в ИВС (изолятор временного содержания) внутренней тюрьмы КГБ на ул. Коммунистической. Проводя по двору, ОМОНовец любезно показал испещрённую расстрельную стенку, через которую в 30-х годах прошла не одна сотня человек. Сняли отпечатки пальцев и распределили по камерам. Мою группу (меня, Валеру Самцова, Мишу Юданина, Олега Жданова, ещё кого-то из демсомольцев) посадили в пустую камеру. Камера была на удивление чистая, свежеокрашенная. На следующий день скорый суд, штраф и т.д.

22 апреля 1990 года, в день празднования 120 годовщины В.И. Ленина, ДС и СДСМ вновь вышли на демонстрацию, пройдя с плакатами и российским флагом от Нарымского сквера до площади Ленина, где забрались на праздничную трибуну с объяснением собравшимся своих целей. Вновь задержание, но в этот раз несовершеннолетние демсомольцы были сразу отпущены [Пресс-бюллетень СибИА, 1990, №56, с.6,7].

Демсомольцы были совсем не чужды творчеству – они активно поучаствовали в росписи бетонного забора вокруг строящегося болгарского дома по Орджоникидзе, 23.  Многим запомнились острые лозунги молодых демократов, которые они придумали и несли на митингах 1990 года: например, «Коммунизм - на свалку истории» или транспарант с изображением Ленина с перекрещенными костями и подписью «Партию палачей на суд народа» [Пресс-бюллетень СибИА, 1990, №50, с.7]. В мае 1990 года, в годовщину событий на площади Тяньаньмэнь, демсомольцы приняли участие в демонстрации памяти погибших студентов, а также самостоятельно распространили листовку, рассказавшую о событиях в Пекине, и выражающую солидарность китайской молодёжи [Пресс-бюллетень СибИА, 1990, №62, с.6,7].

Их демарши часто были откровенно провокационными. Ребята выступали за введение профессиональной армии [Пресс-бюллетень СибИА, 1990, №56, с.13], рвали свои приписные билеты [Пресс-бюллетень СибИА, 1990, №53, с.13].

25 апреля состоялся I Съезд СДСМ, собравший молодежь из пяти городов. На нём «была принята политическая платформа СДСМ, а также резолюции «Об отношении к армии и создании ассоциации отказников», «В поддержку Литвы», «В защиту политзаключённых», «Об отношении к КГБ в связи с последними событиями в г. Новосибирске» [Пресс-бюллетень СибИА, 1990, №55, с.9].

А эти «последние события» нашумели на всю страну. В конце февраля на здании мэрии была обнаружена листовка, отпечатанная на пишущей машинке и «призывающая к насильственному свержению государственного строя». Помимо призывов к гражданскому неповиновению в ней содержались и однозначные провокации к уничтожению коммунистов и диверсиям: «Призываем вас к объединению в единый революционный народный фронт. Объединяйтесь в группы сопротивления режиму по месту жительства, работы и учебы. Истребляйте портреты и статуи Ленина, красные флаги и другие атрибуты уродливой диктатуры. Бойкотируйте выборы и другие мероприятия власти. Устраивайте саботаж, вредительства, поджоги, диверсии, террористические акты. Организовывайте массовые беспорядки, несанкционированные митинги. Разрушайте средства массовой и правительственной коммуникации. Уничтожайте войска, которые придут для вашего подавления… Сегодня полезно все, что дестабилизирует власть коммунистов, делает ситуацию неуправляемой». Позднее автор объяснял написанное саркастической шуткой, гротескным розыгрышем. Но органам так не показалось.

По факту появления данных листовок 25 февраля 1990 года Новосибирским УКГБ было заведено дело. Чекисты довольно быстро вычислили печатную машинку, нашли  машинистку и автора. Да, действительно, листовка была написана одним из демсомольцев, без ведома Координационного совета. Она была распечатана в 4-х экземплярах и наклеена в отдельных местах города – на мэрии, здании ФМИ, на конечной 8-го автобуса в Академгородке.

Совершенно случайно в эту историю попадает Бердск. В нём не было расклеено ни одной листовки, но небольшой город вдруг оказался на острие скандала - его горком КПСС взялся… за распространение «призыва к насильственному свержению государственного строя». Второй секретарь местного горкома В.Е. Кузнецов взял листовку в обкоме КПСС и привёз в Бердск, где она «была размножена и роздана в парткомы» местных заводов. После чего листовка зачитывалась в трудовых коллективах, и вместе с сопроводительным письмом за подписью «четвёрки» ПО «Вега» спецпочтой была послана в Москву [Газета «Ленинский путь», 1990, №93, с 3].

Начальник Бердского городского отдела управления КГБ А.М. Анохин заявил, что «нет ни одного свидетеля, видевшего аналогичные листовки в нашем городе», что «все экземпляры изъяты, следствие закончено, состава преступления не обнаружено» [Газета «Ленинский путь», 1990, №93, с 3]. Через месяц газета «Правда», орган ЦК КПСС, более чем десятимиллионным тиражом в огромной статье на передовице приводит текст «листовки, распространявшейся в сибирском городе Бердске» [Газета «Правда». 1990, №83. с.1,2]. Также текст перепечатывает газета Новосибирского ДС «Свободная демократическая Сибирь, а потом неожиданно и газета Бердского ГК КПСС «Ленинский путь» [Газета «Ленинский путь», 1990, №93, с 3].

Газета «Советская Россия» пишет, что город Бердск и новосибирский Академгородок стали центрами неформального движения на территории Сибири [Бобкова Н.П. 2016, с.95]. Хотя, конечно же, всё происходило в самом Новосибирске. 16 июля был арестован автор листовки, которому недавно исполнилось 18 лет. При обыске конфискована литература самиздата, записные книжки [Газета «Панорама», 1990, № 9]. Более полугода следователи В.А. Бахарев и А.А. Чернышенко разбирали ситуацию. По этому делу через КГБ прошли многие члены новосибирского ДС И СДСМ, в том числе и автор данной работы – любитель писать статьи в самиздат [Пресс-бюллетень СибИА, 1990, №53, с.9,10].

Время шло, вопрос время от времени поднимали на радио «Свобода», ситуация в стране стремительно менялась, и после разбирательств и оценки действительной опасности автора, дело было закрыто «за изменением обстановки», автор отпущен, а вот «Ленинскому пути» за перепечатку листовки и «дешёвые сенсации» влетело [Газета «Ленинский путь», 1990, №110, с 2].

К концу 1991 года самопроизвольно и тихо, вслед за комсомолом исчез и СДСМ. Задачи были выполнены, демократия как бы победила, а во власть идти никто не захотел. Некоторые демсомольцы воспользовались правом политического убежища и уехали за рубеж – в США, Южную Америку, Германию, Польшу.

На рубеже веков были попытки создавать демсомолы в Барнауле, Новгороде, но уже совсем не та история, и не то оппозиционное объединение.

Комсомол - это молодость, это оптимизм, позитив, романтика.

Шесть, безусловно, заслуженных орденов получил Коммунистический союз молодёжи, но в них большой вклад всей молодёжи XX века. Ведь во всех этих великих стройках и подвигах страны энтузиазм и самоотверженная работа не только комсомольцев, но и беспартийной молодёжи, а во многом и молодых заключённых.

Сейчас у всех партий есть свои организации. В целом, молодёжные организации нужны и сегодня. Это организация времени, развитие самых разных граней личности молодого человека, возможность делать самому и руководить настоящим делом. Молодежь по-прежнему нужно объединять, заниматься ей, воспитывать. Другой вопрос, что такие организации не должны быть односторонне политизированы. Молодёжь – она очень разносторонняя. И в этом её сила, в этом будущее страны.

Литература:

  1. Бобкова Н.П. Становление, развитие и проблематика альтернативных печатных изданий в Западной Сибири (1989-1999 гг.). Омск: ОГАУ, 2016, с.95
  2. Газета «Дело революции». 14 ноября 1920, цит. по 16
  3. Газета «Красное знамя». 11 марта 1920, цит. по 16
  4. Демократия и антидемократия // Газета «Правда». №83 1990. 26 марта, с.1,2
  5. Золотарёв В.А. Зорин Э.П. Начало большого пути. Юность боевая. Новосибирск, 1960, с.15-19
  6. Из истории сибирского комсомола. // Газета «Знамя коммунизма» (Искитим), №174, 29 октября 1969, с.3
  7. Коммунистическая молодёжь // Газета «Советская Сибирь». №61, 19 декабря 1919, с.4
  8. Кузовкин С. Среди молодёжи Омска // Газета «Советская Сибирь», №56,  13 декабря 1919, с.4
  9. Курьянов Ю.А., Шамов В.В.  Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи // Но­восибирск: Энциклопедия. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2003, с. 152
  10. Мильчаков А.И. Первое десятилетие. Записки ветерана комсомола, М., 1965,  с.29-35.
  11. Молодых С. «Тайны» Бердского горкома. // Газета «Ленинский путь» №93, 4 августа 1990, с 3
  12. Организуйтесь, юные пролетарии! // Газета «Советская Сибирь», № 41, 26 ноября 1919, с.4
  13. Перегуда Е. Тайны, которых нет // Газета «Ленинский путь» №110, 13 сентября 1990. с 2
  14. Пресс-бюллетень СибИА. Новосибирск, изд-во СПА Вена, 1990
  15. Пресс-бюллетень СибИА. Новосибирск: изд-во СПА Вена, 1989
  16. Сборник документов и материалов по истории новосибирской организации ВЛКСМ.1919-1978, отв. р-р Демидов В.А., Зап-Сиб. Кн. из-во, 1979
  17. Сообщают независимые агентства. ИА «Ежедневная Гласность». //  Газета Панорама № 9 (21), август 1990.  [Электронный ресурс] // Газета Панорама. URL: http://www.panorama.ru/gazeta/1-30/p21news.html
  18. Шамов В.Г. История Новосибирского комсомола [Электронный ресурс] // Новосибирский комсомол. URL: http://nsk.rksm.ru/node/792

Голодяев Константин Артёмович

сотрудник МКУК «Музей Новосибирска

[1] Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-157. Оп.1. Д.9. Л.31

[2] ГАНО. Ф. Д-157. Оп.1. Д.9. Л.29

[3] ГАНО. Ф. Р-2190. Оп.1. Л.5

[4] ГАНО. Ф. Д-157. Оп.1. Д.36, ЛЛ.23-40

[5] ГАНО. Ф. П-5а. Оп.1. Д.79. ЛЛ.9-14

[6] ГАНО. Ф. П-186. Оп.1. Д.40. Л.92

[7] ГАНО. Ф.П-190. Оп.38. Д.29. Л.213

[8] ГАНО. Ф. П-190. Оп.40. Д.1. ЛЛ.4,34

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image