Концепт «Путь» в творчестве сибирского писателя Г.Д. Гребенщикова

Опубликовано: Освоение и развитие Западной Сибири в XVI-XX вв. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Чаусского острога. — Новосибирск: Агентство «СИБПРИНТ», 2013.

Представления о пути, дороге являются универсалией культуры и архетипом в художественных произведениях. В текстах одного из наиболее интересных писателей и культурных деятелей ХХ столетия Георгия Дмитриевича Гребенщикова (1882–1964) им самим определена специфика его жизненного кредо — открывать лучшие пути жизни для человека. Г.Д. Гребенщиков родился в Томской губернии, его первые литературные опыты были опубликованы в Петербурге, потом волею судеб он оказался в эмиграции сначала во Франции, а затем в США, создал там русский поселок Чураевка, мечтая о городе-саде, который был проводником русской культуры в Америке, переписывался с Н. Рерихом, Г. Потаниным, М. Горьким, написал более 30 томов художественных и публицистических произведений, переведенных на многие языки мира. Вся его жизнь — это совершение и преодоление пути в пространстве и во времени.

На семантическом уровне универсальность языка и культуры представляется уже не просто как «всеобщность» (от лат. universalis), но как встраиваемость человека в мир, в универсум. Под ним в философии подразумевается обозначение всей объективной реальности во времени и пространстве (латинское universum). На глубинном уровне и языковой, и культурной универсалией является матрица S (субъект) — V (предикат, действие) — О (объект), в которой отражено сознание человека. Она описывает системный характер деятельности человека. Иерархические связи между S, V и O предполагают адекватность. Иерархия этих связей показывает, что в основании языка и культуры стоит человек, направленно движущийся в пространстве и времени. Сама культурная же модель связана со временем, встраиванием в эволюционный контекст.

Человек думает, чувствует и живет только в языке, он должен сначала сформироваться посредством языка, для того чтобы научиться понимать действующее помимо языка искусство. Но человек чувствует и знает, что язык для него только средство, что вне языка есть невидимый мир, в котором человек стремится освоиться только с его помощью [1, с. 277]. Знакомство с паремиологическим фондом языка позволяет расширить представление о концептосфере народа, с этой целью обратимся к словарю В.И. Даля. Являясь словарем-тезаурусом, то есть словарем, отражающим всю широту русского национального языка и культуры, он дает непосредственные языковые манифестации концепта путь. Для этого исторического период характерно синкретическое наполнение концепта путь, включающая смыслы концепта дорога. Дорога, также путь в переносном значении, представляет собой средство, способ для достиженья чего; род жизни, образ мыслей, дела и поступки человека и прочее. Развиваются вторичные значения, уже связанные с этической оценкой человека и его поступков: Туда ему и дорога! (то есть нечего жалеть человека, о котором идет речь, он лучшей участи и не стоит). Связь с вертикальным движением духа к трансцендентному абсолюту, идеалу жизнестроительства, реализуются в таких связанных значениях, как: быть на хорошей дороге, то есть повышаться службою, почестями или стремиться к добру. Туда тебе нет дороги, не дорога, не след ходить. Осмысление индивидуально направления движения на протяжении жизни, указание на личную ответственность за нравственный выбор сформулировано в паремиях: Всякому своя дорога, свой путь, поприще. Концепт путь вербально манифестируется как способ или средство, образ достижения чего-либо, направление: изначально задается духовно-нравственная составляющая движения человека как существа культурного, которому необходимо сделать выбор координат этого движения в реальном пространстве, не нарушая культурных границ, нравственных бинарных оппозиций «можно–нельзя»: пути жизни. Пути Божьи, пути Провидения неисповедимы. Пути праведников, грешников. Ходи всегда путем правды. Он достиг этого путем ходатайства, поклонов, подкупа. Очень жестко представлены границы поведения в рамках бинарной оппозиции «правый (правильный) — левый (лукавый)»: сбить кого с пути, с толку, расстроить, совратить. Сбиться с пути, путать, плутать; спутаться, смешаться в речи; совратиться, развратиться. Всеми путями прошел, пролаз, пройдоха, бывалый. Воспитание, создание человека связывается со следованием по пути предков, передачей глубинного опыта, знаний о способах выживания человека представлено в связанных фразеологических единицах: направить, наставить кого на путь, на путь истины, научить, посоветовать, вразумить. За Богом пойдешь, добрый путь найдешь. Слушайся добрых людей, на путь наведут. Нужный путь Бог правит. Бог пути кажет. Человек, лишившийся жизненных ориентиров, беспутный человек, противопоставляется в народном сознании человеку путному, при этом путность рассматривается как качество путного, годного, доброго [2, с. 236].

Существует мнение, что нравственность в своей реальности как будто бы содержит предпосылки «деуниверсализации», или что партикуляризация, субъективизация, ситуативизация морали происходят спонтанно, в силу сложившегося порядка вещей, «по логике» личного нравственного или около-нравственного опыта. Универсальность морали обнаруживается не в одинаковости мыслей и поступков и не в непременной исполненности во всех ситуациях соответствующих нравственных установлений, и не в том, что каждый индивид обладает моральными способностями и чувствами. Моральная ценность носит всеобщий характер, но ее всеобщность проявляется не в том, что каждый человек обладает этой ценностью или принимает ее, но в том, что эта ценность вменяется в исполнение каждому человеку. Моральное суждение или действие универсализуемо в том смысле, что высказывая суждение и совершая действие, человек предполагает, что каждый на его месте в аналогичных обстоятельствах должен бы высказать такое же суждение или совершить такое же действие. Другой вопрос, что в нравственности универсальным является, главным образом, принцип, тогда как сообразные ему действия носят конкретно индивидуальный характер [3, с. 251–252].

Рассмотрим, каким же образом национальный концепт путь преломляется в культурных текстах Г.Д. Гребенщикова «Моя Сибирь» и «Гонец. Письма с Помперага», отражающих постепенное преодоление и присвоение пространств России, Сибири, Алтая, расширения личного культурного пространства и возрастания личности к нравственным вершинам.

Субъектом пути, дороги у писателя выступают кочевые народы и оседлые, казаки, ссыльные переселенцы, борцы за истинную веру и Гонец, посланник добра и света, к которому автор обращается с заветом: «Спеши — твой путь далек и труден, и опасен. И много раз тебе придется спешиваться с твоего крылатого коня, в местах неведомых, в недружелюбных странах, подчас среди врагов. Но чистою улыбкою любви и искренней готовности помочь даже врагу — ты завоюешь всех, и, безоружный всюду будешь побеждать» [4, с. 131]. Субъектом литературной дороги является и сам Г.Д. Гребенщиков: «…мою [литературную. — вписано над строкой] дорогу можно [сравнить. — зачеркнуто] представить следующим образом. Вот я полз где-то в темной, сырой и [грязной. — перечеркнуто] холодной трущобе, полз ощупью и вдруг попал на узкую тропинку. Она ведет меня, виляя и попадая в речки, теряясь в россыпях, прячась у корней лесин… Но вот выхожу я на более широкую тропку, и мне становится светлее и теплее, уже просвечивают лучи солнца… Наконец я вижу перед собою необъятный простор с горами, лесом, лугами, реками и высоким чистым небом и множеством живых существ… Я чувствую, что есть о чем сказать тем, кто здесь не были или не увидел этого простора… и вот я только боюсь, как бы ни перепутать, как бы постепенно удержать себя от бестолковой спешки…» [5, с. 69].

В целом человек представляется как вечно ищущий нового, более светлого и счастливого, гармоничного существования. Он показывает примеры жизненного пути исторических личностей, готовых провести всю жизнь в дороге не вследствие кочевого образа жизни, а вследствие готовности к пожизненному движению в пространстве: «В 1880 году сибирский деятель Сибиряков потратил 70 суток для того, чтобы пройти от Югорского шара через Обдорск–Березов на Тобольск на нартах и оленях. Во многих местах он ехал по совершенной целине, и взявшийся его вести оленевод взял с собою весь свой табун оленей, всю семью и чумы, не надеясь одолеть пространство, но готовясь где-нибудь остаться по дороге на всю жизнь» [6, с. 89].

Объект прохождения, преодоления — это дорога, путь в пространстве представлены конкретными реалиями, сопоставимыми с ширью Евразии, которые существовали исторически и существуют до сих пор. Это почтовое, ямщицкое сообщение, паромы, движение на лыжах, на собаках, на утлых челноках с помощью шестов, на плотах по горным рекам, на нартах и оленях, проселочные дороги. Как в целом для Сибири и Алтая в исторической перспективе, так и для отдельного человека путь предстает как разрастание: тропинка — дорога — тракт. Дороги железные, морские, речные предстают как способ преображения Сибири, новый импульс для развития человека. На пересечении путей и дорог человек всегда созидает жилище тела или духа. Предвидение туризма (рюкзак как дом за спиной) и курортолечения (временный дом) мыслится автором новым объектом пути.

Действием по преодолению пространства в пути и его освоения с помощью конструирования пространства дома, храма, курорта является творческий труд: «…все технические средства и даже власть должна быть по возможности в руках людей мысли и духа, способных к творческому созиданию. Бедность же, ежели она не величава, как бедность Христовых апостолов, я называю матерью пороков. Во всяком случае, она тормозит развитие сознания» [7, с. 50–51].

В целом в первом приближении можно выявить следующие основные векторы понимания пути в произведениях Г.Д. Гребенщикова. Это горизонтальный вектор: исторические пути русского народа на Восток и Запад по освоению природных и культурных пространств. Общими реперами освоения пространства выступают ярмарки, а позднее банки. Другое направление представляет вертикальный вектор пути человеческого духа, который связан не только с подъемом на гору, но и с созиданием, переустройством пространства природы. На пересечении этих горизонтальных и вертикальных векторов человеком — субъектом пути — творчески созидается чум, дом, скит, храм. В этом плане интересно представление гипотезы о движущихся материках и будущем духовном сближении Сибири и Америки и конкретные шаги по строительству культурного и духовного центра Чураевки в Америке, что требует продолжения исследования.

Библиографический список

1. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов/ Пер. с англ. А.Д. Шмелёва. — М.: Языки славянской культуры, 2001.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. — Т. 3. — М.: Русский язык, 2002.

3. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. — М.: ИФРАН, 1995.

4. Гребенщиков Г.Д. Гонец. Письма с Помперага. — М.: МАСТЕР-БАНК, фирма БИСАН-ОАЗИС, 1996.

5. Г.Д. Гребенщиков и Г.Н. Потанин: Диалог поколений (письма, статьи, воспоминания, рецензии). — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008.

6. Гребенщиков Г.Д. Моя Сибирь. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002.

7. Гребенщиков Г.Д. Гонец. Письма с Помперага. — М., 1996.

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image