Кожевников Савва Елизарович

120 лет со дня рождения писателя, литературоведа и литературного критика Саввы Елизаровича Кожевникова (1903-1962 гг.).

Савва Елизарович Кожевников родился 14 октября 1903 г. в селе Кривинское Панкрушихинской района Алтайского края в семье потомственных хлеборобов. Савва был третьим ребёнком в семье. С раннего возраста мальчишке приходилось работать, но особого достатка в семье не было: на всю семью была одна пара кожаных сапог. По очереди их надевая, братья выходили во двор.

В 1907 г., собравшись с силами, жители Кривинского построили в селе начальную сельскую школу, в которой и учился Савва.

Отмечая тягу мальчишки к чтению, сельский учитель Алексей Иванович Ляпустин всячески поддерживал этот интерес и давал способному ученику книги, не входившие в школьную программу.

Жизнь не оставляла Савве времени на долгое взросление. С началом войны он уходит в партизанский отряд, а в начале 1920 г., будучи шестнадцатилетним подростком, организовывает в родном селе ячейку комсомола.

С семнадцати лет Савва работает секретарём в комсомольских организациях, а в 1924 г. – исполняет обязанности заведующего отделом пропаганды Омского губкома комсомола. Там Савва и встречает свою любовь – ею стала партийная работница Раиса Линецкая.

Через год в молодой семье Кожевниковых рождается первенец.

Раиса Ивановна тоже занималась литературным творчеством – уже после смерти Саввы у неё вышла книга переводов с китайского «Девушка-павлин» (1963). Но, как часто бывает в творческих парах, её литературный вклад выразился больше не в самостоятельном творчестве, а в «секретарстве» у мужа: все тридцать восемь лет совместной жизни Раиса Ивановна принимала живое участие в творческой деятельности Саввы Кожевникова – подбирала материалы, книги, набирала на машинке его работы.

Позже, в книге воспоминаний «Ради этого стоит жить» (1978), она назовёт то время «светлым секретарством».

После нескольких лет работы редактором в омской газете «Молодой большевик», в 1928 г. Савву отправляют учиться в Свердловск – в Урало-Сибирский коммунистический университет. Там кроме основной программы он активно изучает историю и географию родного края, его культурное наследие.

Характеристика, выданная по окончании университета, отмечает, что за время обучения Савва обнаружил «хорошие способности, живой ум и умение критически подходить к предмету. Хорошо владеет как устной, так и письменной речью. Склонен к журналистской работе».

Окончив университет, Савва работает в газетах «Красный Алтай», «Колхозная правда» и «Советская Сибирь».

В начале тридцатых годов в Новосибирске выходят первые книги Саввы Кожевникова: «Единственно правильный путь» (1933), «Конференция радости» (1934), посвящённые родному краю. Эти сборники – первые подходы к документальному очерку, но наибольший интерес у писателя в тот период вызывает творчество русских писателей, занимавшихся «сибирской темой». Итогом этой работы стала серия книг о литературном наследии Сибири, где он опубликовал ряд своих литературных очерков и статей в серии «Литературные портреты», а так же (в соавторстве с Афанасием Коптеловым) сборник «Горький и Сибирь», где была опубликована переписка пролетарского писателя с сибирскими литераторами: Иваном Тачаловым, Георгием Вяткиным, Всеволодом Ивановым, Владимиром Зазубриным, Лидией Сейфулиной и другими.

До начала войны Савва успел год отработать редактором «Сибирских огней», но наступление Великой Отечественной прерывает эту деятельность.

В «огневые годы» писатель заведует Новосибирским областным отделом ТАСС, работает корреспондентом армейской газеты «Сокол Родины». А после окончания войны возвращается к редакторской деятельности в «Сибирских огнях». В этой должности он много сделает как для развития журнала, так и для творческого становления множества сибирских писателей.

В то время «отощавшим» за годы войны и репрессий «Сибирским огням» остро требовались новые авторы, молодые таланты. Савва привлекает к работе в журнале «бывалых людей»: топографов, геодезистов, геологов, охотников, ищет среди молодёжи талантливые литературные кадры. Он был первым человеком, который натолкнул на мысль молодого геодезиста Григория Федосеева вести дневники во время путешествий по Саянам и Дальнему Востоку. Сохранилось письмо Григория Анисимовича, в котором он благодарит Савву Кожевникова за оказанную поддержку и даже называет его «крёстным»: «Никогда во мне не угаснет то тёплое, по-настоящему человеческое чувство к тебе, и я всегда произносил и с гордостью буду произносить слово „крёстный”, обращаясь к тебе. Ты привёл меня в литературу». Подобные письма могли бы написать (и, наверняка, написали): Сергей Залыгин, Александр Волошин, Борис Костюковский, поэты Казимир Лисовский, Елизавета Стюарт, Александр Смердов, Михаил Кубышкин и многие другие.

Особое внимание Савва Елизарович уделял работе с молодыми писателями. «Его забота о молодых, помощь им часто проявлялась в таких формах, что тут не только слово «обязанность», но и слово «работа» кажутся неуместными» (Кожевников, С. Ради этого стоит жить. ЗападноСибирское книжное издательство. Новосибирск. С. 312.), – пишет о друге и наставнике Иван Матвеевич Ветлугин. Забота эта не ограничивалась рабочим временем: завершив дела в редакции, Савва часто приводил воспитанников к себе домой. А жил он в ту пору по адресу Красный проспект, 22, в доме братьев Молчановых. Дом этот хорошо знаком новосибирцам. Если подойти к нему со стороны ул. Коммунистической, то на втором этаже здания можно увидеть изящный балкончик с кованым витым ограждением. Там, на этом балконе, можно сказать, зажглась не одна литературная звезда Сибири. Именно там, дымя папироской над ночным проспектом, неутомимый Савва проводил ночи в разговорах с молодыми писателями, каждому помогая найти свою тему, осознать особенности своего таланта. Для многих молодых сибиряков эти беседы стали билетом в литературную жизнь.

Но участие Саввы Кожевникова в жизни молодых писателей не ограничивалось беседами. Оказавшись в столице, он не упускал случая представить мэтрам произведение какого-нибудь молодого сибирского литератора. «А вы ещё не читали? Очень рекомендую!». И рассказывал о творчестве земляка в таких выражениях, что собеседнику даже становилось совестно, что он ещё не знаком с молодым писателем.

Много и охотно Савва Кожевников писал о писателях-сибиряках. Его перу принадлежат литературные очерки о поэте-барнаульце Иване Тачалове, о зачинателе алтайской литературы Павле Кучияке, о фольклористе А. Мисюреве, который впервые собрал и ввёл в научный оборот бергальские сказы, записанные им на территории бывшего Алтайского горнозаводского округа, о Н.И. Наумове, талантливом писателе Сибири 70–80 гг. XIX века.

В историю Сибирской литературы Савва вошёл как мастер документального очерка. Рассказывая о секретах своего мастерства, он замечал: «Ты должен знать всё и немного больше». Сам он, перед тем как писать, прочитывал множество книг, среди которых – худлит, специальная литература, справочники и научные труды. Если этого не хватало – запрашивал данные у специалистов. И лишь когда в выбранной теме не оставалось белых пятен, говорил «теперь у меня всё вырисовывается» и приступал к работе.

К каждому очерку он подходил не только с художественной, но и с хозяйственной, экономической, географической стороны. И делал это настолько глубоко, что, прочитав его работу, крестьянин начинал подозревать в нём опытного хозяйственника, а географ или экономист – специалиста в своей области. И всегда сопровождал свой очерк пронзительными художественными деталями.

Мы сами можем это увидеть – возьмём очерк Саввы Кожевникова «Город на Оби» (1944): «На улицах города мы часто встречаем приземистого, с белыми короткими усами, Овчукова, первого слесаря Новониколаевского депо, и первую учительницу Новониколаевского посёлка – старушку Козлову, одетую в старомодное платье. Она живёт в городе с первых лет его основания и там, где стоит сейчас здание почтамта, собирала когд-то букеты ирисов. По утрам, когда мы спешим на работу, вместе с нами идёт в свою поликлинику врач Востоков, первый участковый врач Новониколаевского посёлка». А на «месте, где мы стоим сейчас, в далёкий вечер девяносто шестого года было болото и над ним одиноко пели крылья перелётных птиц» (Кожевников. С. Город на Оби [электронный ресурс]. Сибирские огни. 1944. № 4. С. 107).

Ну как тут можно остаться равнодушным? Как можно не полюбить описываемый город и самого автора очерка?

Другая известная работа Саввы Кожевникова «Мы собирали янтарные зёрна» (1967), в которой писатель рассказывает о своём плавании на теплоходе «Валерий Чкалов» по реке Енисей до острова Диксон. В этом очерке – вся Россия, как бы прозондированная теплоходом, плывущим по её центральной речной артерии. Здесь не только описание географии великой реки, но и живые истории о живых людях, живущих на Енисее, их легенды, фольклор, а так же – созданные самоотверженным трудом инженерные чудеса.

При этом сам «Валерий Чкалов» по отношению к увиденному – не что-то внешнее, изучающее Енисейскую природу сквозь холодный сверкающий монокль, а неотделимая часть этого большого, разнообразного и богатого всем чем только можно российского мира. Кожевников – один из немногих, кто умел так «зондировать»: хирургически точно, но при этом сохраняя ко всему увиденному тёплое человеческое отношение.

Книга «Мы собирали янтарные зёрна» получилась самой большой и увидела свет уже после смерти писателя.

Как журналист Савва побывал не только в Сибири, но и за рубежом. В качестве специального корреспондента, он работал в КНР (1953–1956), в Монголии, где присутствовал на открытии трансмонгольской железнодорожной магистрали (1955), в Северной Корее (1962), Великобритании и других странах. И после каждого путешествия оставлял увлекательные очерки, в которых подмечал всё характерное и важное.

Многое в тех очерках, как сказали бы сейчас, было «идеологическим», – но вместе с тем, интересным по сей день – будь то любопытная надпись, которую Савва заметил на фарфоровой вазе гостеприимного китайского крестьянина; компания развязных японских туристов, которых он увидел на улицах корейского Пхеньяна; любопытный значок в виде крылатого коня на груди корейского труженика. Все эти детали Савва подаёт как очевидные, заметные с первого взгляда. Но за этой кажущейся «очевидностью» – опытный глаз мастера.

Но, где бы Кожевников ни был, он всегда с радостью возвращался в Сибирь. Сибирь была настолько ему дорога, что даже в командировках он стремился окружить себя земляками – оказавшись в Москве, начинал обзванивать друзей, знакомых.

Человек кипучей энергии, он часто превращал литературные посиделки в спортивное соревнование, «возню»: скинув пиджаки, чинные литераторы неуклюже гарцевали по ковру, а сам «подстрекатель», норовя вступить в схватку, крутился рядом. Казалось, изнутри его подпитывал неистощимый огонь (внутри него бушевал огонь), но, как часто бывает, хворая телега скрипит да едет, а быстрая, борзая – вдруг ломается на всём скаку.

В 1962 г. Савва Елизарович тяжело заболел – от напряжённой работы и курения, которое Савва в шутку называл своим «вторым дыханием», обострилась болезнь лёгких. Писателя мучило давление. Надеясь победить недуг, он отправился на отдых и лечение в Ялту. Постепенно слабея, вынужденный всё больше и больше времени проводить в больничной кровати, он, тем не менее, не забрасывал работы. В последнее время он всё чаще говорил о желании написать роман. «Что я за писатель без романа?», – замечал он с шутливой грустью.

Но роман писатель так и не написал. Не успел.

Савва Кожевников умер 23 октября 1962 г., спустя неделю после своего дня рождения. До последнего дня у его кровати дежурили коллеги и писатели, для которых за свою жизнь он сделал так много.

Вспоминая жизнь и творчество Саввы Кожевникова, хочется привести замечательные строчки из его последнего очерка «Мы собирали янтарные зёрна». Рассказывая о Енисейском художнике Александре Ивановиче Дарвине, Савва пишет следующее: «А.И. Дарвин приехал на Енисей с берегов Волги. Это было лет тридцать с лишним назад. Думал побывать несколько недель и вернуться в родное Поволжье. Но произошло то, чего он совсем не ожидал. В красках тайги он услышал голос своей единственной песни. У каждого человека есть эта заветная песня, единственная, в которой полно и радостно раскрывается сердце. И он остался здесь на всю жизнь» (Кожевников, С. Ради этого стоит жить. Избранная проза. Воспоминания о С.Е. Кожевникове. Западно-Сибирское книжное издательство. Новосибирск. 1973. С. 44.).

Не трудно догадаться, что эти строчки Савва списывал с себя.

Только свою «заветную единственную песню» он услышал в Новосибирске, в холодном дыхании Оби, в серебристом шуме сосен, в шелесте гуляющего по широким проспектам ветра. Сибирь и Новосибирск были для него не провинцией, не трамплином в столичные города и другие «тёплые местечки», а краем нарождающихся возможностей, богатым не «отпечатками седой старины и запахом веков», а будущим и зарождающимся на глазах настоящим, в котором каждый, приложив усилия, может сделать свою жизнь такой, какой пожелает.

Сам Савва много сделал для того, чтобы эта Новосибирская мечта обрела живые очертания: написал и издал множество книг, воспитал плеяду замечательных писателей, продолжающих и развивающих сибирские литературные традиции, и подарил городу на Оби легенду, которую, благодаря её полноте, краткости и красочности, вот уже шестьдесят лет пересказывают новосибирские экскурсоводы.

Если бы в истории Новосибирска не встречались люди, подобные Савве Кожевникову, он так и оставался бы маленьким никому не известным селом Гусевкой.

Сегодня, спустя шестьдесят лет после смерти Саввы Кожевникова, его книги читаются и продолжают занимать видное место в сибирской литературе, а главное – растёт и развивается город, которому он посвятил свою жизнь.

Савва Кожевников – это писатель, очеркист, литературовед и литературный критик. Член союза писателей СССР (1946). Председатель Новосибирской писательской организации, редактор «Сибирских огней» (1933– 1938 и 1941–1945). Он автор двадцати двух книг. Очерки Саввы Кожевникова, такие как «Город на Оби», «Белая тайга», «Русские

парни», «Сибиряки», «Мы собирали янтарные зёрна», посвящённый первому в истории России путешествию на теплоходе до острова Диксон, «О чём шумят сосны» и многие другие, навсегда вошли в золотой фонд сибирской и российской литературы. Соединив характерные особенности сибирского края, эти произведения и сегодня не утратили своей познавательной силы.

Именем Саввы Кожевникова названа улица в Кировском районе, а дом, в котором писатель жил с 1957 по 1962 год, помечен памятной именной доской.

С. Петунин

ЛИТЕРАТУРА

1. КОЖЕВНИКОВ С. Ради этого стоит жить : избранная проза : воспоминания о С. Е. Кожевникове. – Новосибирск : Западно-Сибирское книжное издательство, 1973. – 367 с. : ил.

2. МЕЛИНГ В. След на земле / Вера Мелинг // Славгородские вести. – 2007. – 1 декабря. – С. 2 : фото.

3. САВВА КОЖЕВНИКОВ – певец Сибири // Славгородские вести. – 2007. – 27 февраля. – С. 5.

4. ЗАХАРОВА А.В. Человек читающий – ценность XXI века // Алтай библиотечный. – Барнаул, 2008. – С. 39–44 : ил.

5. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЧТЕНИЯ: в городской библиотеке состоялись Кожевниковские чтения // Соседи (Славгород). – 2008. – № 21. – С. 1.

6. МЕЛИНГ В. Бытописец новой Сибири // Славгородские вести. – 2008. – 3 июня. – С. 2.

7. КОЖЕВНИКОВ С. Город на Оби [электронный ресурс] // Сибирские огни. – 1944. – № 4. – URL: https://www.sibogni.ru/archive (дата обращения: 30.08.2022).

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2023 год

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image