Круглый стол «Потенциал развития туризма в Новосибирской области. Точки роста»

Дискуссия

Александр Бойко, бизнесмен

Утверждение о том, что в Новосибирске не хватает пятизвездочных отелей, абсолютно неверно. На самом деле их городу не нужно вообще. Моя «пятерка» (Novosibirsk Marriott hotel) еще не вышла на самоокупаемость; период возврата инвестиций для неё – 37 лет. То есть, я своих денег при жизни не увижу. (При том, это без стоимости денег). У нас рынка нет для пяти звёзд. Нет спроса, нет бизнеса, нет тех видов туризма, которые обеспечивают равномерную заполняемость номеров в течение недели и года.

Чтобы отель такого класса работал нормально, у меня номер должен стоить 186 долларов в сутки, а я вынужден его сдавать менее чем за 6000 рублей, причём в этом году на 200 рублей дешевле чем в прошлом.

Нам нужны «трёшечки» и «двушечки». У каждого бренда сейчас есть такие решения, где 3-минус и 3-плюс – это отличные гостиницы с прекрасным дизайном, в которых есть всё что необходимо. Они рассчитаны на молодежь возраста 22-25 лет, то есть на наиболее активную прослойку пользователей этой услуги.

Оборот по туризму в мире 8,5 триллионов долларов, что составляет 11,8 % мирового ВВП. В прошлом году каждое четвертое рабочее место было создано в нашей отрасли и здесь же зарабатывается каждый третий доллар. Среднестатистический турист тратит 360 долларов в сутки. Но в Новосибирске максимум, что мы можем с него получить – 80 – 85 долларов. Это говорит о недоразвитости структуры.

В мире деловой туризм составляет 21% от всех других видов путешествий. В Российской Федерации – 18%, а в Новосибирске – 98%! Это колоссальный перекос. Именно по этой причине пятизвездочный отель загружен во вторник, среду и четверг на 105-107%, а во все остальные дни недели и в праздники стоит пустой.

Пока не будет других видов туризма, Новосибирск развиваться не может, город просто упускает свои доходы. Отельеры города сделали хороший задел, обеспечив мегаполис гостиницами. А ведь построить отель стоит миллиард рублей! Теперь дело за малым бизнесом, он должен нас догнать, используя наши основные фонды, наши вложения. Мелкий бизнес работает на рентабельности 100-150 процентов в месяц, а у нас – отельеров – доходы 6% в год при ставке банка 10%. Так что, развитие рекреационного туризма, медицинского, научного, событийного и пр. – это деньги, которые надо поднять, и это пойдет на пользу как участникам рынка, так и городу в целом.

Самый главный бенефициар развития территорий – государство. А туризм – это единственная отрасль народного хозяйства, которая никоим образом не противоречит интересам местного населения. Всё, что нужно туристу, нужно и нам с вами. Нам что, не нужны парки? Не нужны дешёвые рестораны с качественной едой? Не нужны хорошие дороги? Не нужны театры, кинотеатры, музеи?! Город без пыли и грязи нам также нужен. И хорошие магазины с доступными ценами. Я в Венеции купил себе прекрасные ботинки, сразу пять пар. В Новосибирске они в 2,5 раза дороже. Почему? Потому, что там колоссальнейший трафик, что сказывается на ценах.

Что касается туризма по Новосибирской области – считаю, что на него не стоит ставить акцент. Мы можем распылиться, потратим деньги, а отдачи оттуда не будет. Набрать людей, составить маршрут, реконструировать или создать объект где-нибудь в Колывани или Коченёве обойдётся дороже, чем в Новосибирске. Но трафик туда наладить крайне сложно. В итоге – разочарование и пустая трата денег. Начинать надо с самого простого, а не с самого сложного. То есть, с города, а он у нас уникальный. Новосибирск богат интересными местами и историей, любой из нас может две недели водить гостя по городу и ни разу не повториться и не пройти по одному перекрестку.

У нас часто можно видеть туристические группы из КНР. Но город на них не зарабатывает. У китайцев всё своё – свои харчевни, свои перевозчики. У них свои гиды, которые ведут их к памятнику Ленину, к часовне, да вот и всё... В то время как город намного богаче достопримечательностями, а экскурсоводы должны по закону быть сертифицированы. Но весь этот туризм из Поднебесной существует вне нашего бизнеса и правового поля.

Почему местная власть не заинтересована в развитии туризма? Ответ простой, он, как всегда, в деньгах. К примеру, за прошлый год в Новосибирской области было собрано налогов 310 млн рублей. В местный городской бюджет попала комбинация из трех пальцев - 11 или 17 млн. В областной - порядка 120 млн, остальное - больше половины – ушло в федеральный бюджет. Этот перекос не стимулирует местную власть к развитию бизнеса, мы мэрии не интересны. А в федеральный бюджет не достучишься.

Существует два основных вида туризма – деловой и рекреационный. С деловым мы всё сделали. Доля такового в Новосибирске – 98,5%. Почему мы за него взялись? Потому, что это самый дорогой турист. Если в среднем турист везёт 360 долларов в сутки, то бизнес-турист – 700 долларов, а инсентив - 1200. Деловой туризм, в свою очередь, делится на пять составляющих: бизнес-туризм (человек едет в командировку), выставочный (Экспоцентр у нас есть), конгресс-туризм (такого у нас нет), инсентив (корпоративный) и военный (не дай нам бог).

Рекреационный туризм включает в себя порядка 20 видов. Самый большой – пляжный, затем познавательный (в этом плане у города хороший потенциал), затем идут медицинский, культурный, исторический, событийный, спортивный, религиозный, шопинг и так далее. Это всё поляны для бизнеса; главное начать действовать. Каждому там, где ему интересно, развивать направление – потом скооперируйся с соседом и дело пойдёт!

Константин Голодяев, краевед, сотрудник Музея Новосибирска

У меня есть 12 вопросов. Первый - это гостиницы. На первый взгляд, их в городе хватает, но мне кажется, что не хватает отелей высокого класса. И богатый человек сюда не поедет – ему просто негде остановиться. Еще одна проблема: у нас нет простых туристических схем на ресепшенах. Такие схемы есть во всех гостиницах каждого уважающего себя города. К счастью, есть мобильные приложения, в этом году появилась «Городская сова», например. Пусть спорное приложение, где-то по содержанию, где-то по подаче, но это перспективная вещь – ты смотришь, где находишься, а тебе сообщается, что рядом есть интересного.

А интересного в Новосибирске много. Есть «Красная линия», которая была запущена пару лет назад, есть еще линии, которые пока не проработаны. Но общедоступный маршрут, который можно пройти самостоятельно, отсутствует. Например, я приезжаю в какой-то город и смотрю в интернете, что можно там посмотреть за один день, за два или три. Мне сразу показывается информация со схемами: там все вплоть до минут расписано. Но в Новосибирске такого нет. И это в городе-миллионнике! Единственное, что вы найдете - это «10 достопримечательностей Новосибирска», где зоопарк, Оперный, и так далее. Но в маршрут-то они не собраны.

QR-коды: редко где на них телефон ваш может наткнуться. Их катастрофически мало.

Областной туризм – это вообще больная тема. У нас в области кроме линии Новосибирск - Колывань - Сузун больше ничего нет.

Старейшая тема туризма – общественные туалеты. Это «наше все», но верно будет сказать – «наше ничего». Мало того, что их мало, но они еще и дороги. Недавно был в Тбилиси и Ереване, там это стоит 10-12 рублей на наши деньги. У нас же 30 рублей. Это на кого рассчитано? На иностранцев? На москвичей?

И что касается иностранцев: у нас катастрофически не хватает квалифицированных переводчиков. Некоторые говорят мне: ты мне дай текст, я его заранее переведу, ты будешь рассказывать, а я буду читать.

Суперпроблема – это китайцы. Это самые многочисленные туристы в нашем городе, но их деньги у нас в городе не остаются. А их дурят организаторы поездок, я слышал, что за билет в зоопарк они выкладывают по 50 долларов.

Теперь сувениры: нормальных качественных сувениров в городе нет. Один выход, это идти на Центральный рынок за шишками. А там их даже нормально упаковать тебе не могут. Сунут в полиэтиленовый пакет – вот и сувенир из Новосибирска.

И последняя проблема, которую я, наверное, считаю главной. Это Туристический информационный центр, ТИЦ. Считай, что его в городе нет, хотя он есть, государственный, но что они там делают, я не знаю. Вот буквально, ларек поставьте, например, у Краеведческого музея, в туристическом центре города, куда любой желающий может зайти, вопросы задать, взять карту бесплатную. Для самоокупаемости можно сувениры продавать.

А вывод из вышеперечисленного таков: нам туризм не нужен, и его денежные потоки нам не нужны.

Олег Викторович, сотрудник Музея Новосибирска

Иногда меня просят провести экскурсию по Новосибирску - так люди после этого сюда переезжать собираются. Но как мне кажется у власти нет такой мотивации: каким-то образом представить город с лучшей стороны.

А показать у нас есть что. Но даже спроси у новосибирца - вы на Алтае были? Конечно, ответит, и не один раз. А на Салаирском кряже были? Он ответит - нет, а где это? Я занимаюсь русским авангардом и конструктивизмом, и эта тема уже сама по себя якорная. К нам постоянно приезжают архитекторы из Германии, Дании, я их вожу по городу, а они про него знают только то, что здесь конструктивизм и холодно.

И есть про холод хорошая идея. Один мой друг еще лет 15 назад предлагал создать Институт снега. А наши местные люди, тоже понять не могут: а что тут зимой-то делать? Мне всегда хочется ответить: а ты ребенком разве не был? Мы же с улицы не вылазили, есть много занятий, но только где и как?

(Реплика из зала: В Урумчи ежегодно чемпионат по снежкам собирает 250 тысяч человек).

Вот мы в сторону Урумчи и рвемся, но в другом плане: пробки, загазованность и грязь. У нас постоянно разрушают дома, которые могли бы стать притяжением для туристов. Во что превратили Коммунистическую? Там скоро одни бизнес-центры останутся. Что мы показывать будем?

Была идея сделать пешеходной улицу Ленина. Ее просто торпедировали депутаты. А депутаты у нас кто? Застройщики. А застройщики у нас прогибают власть как хотят. И они корежат и уродуют город как хотят. И Новосибирск становится не только неинтересным для туриста, он становится невыносимым для жизни здесь. Поэтому нужно включать административное регулирование, давать по башке человеку, который строит 25-этажный скворечник с квартирами-студиями.

Тамара Дуженко, бизнес-тренер по менеджменту и финансам, кандидат экономических наук

Еще тридцать лет назад мы обсуждали тему: бизнес должен работать вместе с властью. И именно для этого в свое время мы создавали Новосибирскую ассоциацию туристических организаций, которая пыталась донести до власти вот эти все вопросы, которые, к сожалению, до сих пор так и звучат. И еще в те времена мы говорили, что Новосибирску необходим туристический центр, который будет решать все эти задачи и закрывать все эти вопросы.

Я с 2002 года преподавала туризм в ВУЗах города, а в 2004 у меня была очень интересная поездка в США. В тот момент я была директором туристической компании, и нас пригласили посмотреть, как организован бизнес по приему туристов. И это был малюсенький городок, где меня поразила связка власти и турбизнеса. Она была удивительно сильна: все было организовано так, что турфирмы зарабатывали, а город развивался.

Вернувшись обратно, я первым делом отправилась в одну официальную структуру, название говорить не буду. Говорю: у нас есть фестиваль ледовых скульптур, и в США есть такой же. На него в маленький городок съезжаются туристы буквально со всего мира, и задействованы все турфирмы. И знаете, что мне ответили? «Деньги давай, мы тоже сделаем».

Но нужно все делать вместе, и только тогда у нас что-то получится. Новосибирск - шикарный город, у нас есть, что показать. Можно развивать все направления в туризме. Когда ко мне американцы с ответным визитом приехали, я их семь дней водила по городу. И это постоянно были новые объекты, и люди остались довольны.

Владимир Ников, генеральный менеджер гостиницы Mirotel Novosibirsk​

Государство вам ничего не дает, государство вам ничего не обязано. Нельзя мешать бизнес и государство. Ни в одной гостинице нет карты города. Я прошу сделать тур по Новосибирску, потому что в субботу и воскресенье у меня примерно 20-30 комнат людей: командировочные, которые сидят и им нечего делать, бухают в отеле. В субботу и воскресенье у меня начинается квест: найди пьяного туриста.

27 туристических компаний, но ни одна не пришла и не предложила программу для продажи туристам. А кто будет платить за эту рекламу? Хорошо, я иностранец, для меня все интересно. И я не знаю, где находится Сузун не потому, что мне не интересно, а потому что мне никто не сказал. Вопрос не в том, кто виноват. Здесь вопрос в том, как делать дальше, что будет лучше для всех. Мне очень интересно, что будет после 2013 года, после чемпионата мира по хоккею?

Федор Григорьев, журналист

Я попытаюсь повернуть разговор другой стороной. Здесь звучала такая мысль, что Новосибирск - интересный город. Я вот сейчас буду устраивать баттл. Ничего здесь нет! В Новосибирске из достопримечательностей, которые можно показать американцу или итальянцу, тому же китайцу, это наш театр, ну и, может быть, зоопарк. Больше ничего в этом огромном городе, который гордо называется столицей Сибири, нет.

Я высказываю свое личное мнение, а не от имени какой-то организации. Я говорю, как человек, который увлекается краеведением. Это ключевая проблема, от которой растут все проблемы. И людей, которые занимаются гостиницами, и людей, которые занимаются сервисом. Здесь нечего делать, потому люди и пьют по воскресеньям.

На самом деле в Новосибирске, действительно, я говорю как краевед, много чего можно показать. Здесь история примерно такая же, как с Древним Египтом. Пирамиды, как вы знаете, тысячу лет стояли, но мы о них узнали только тогда, когда историки приехали туда и начали рыть, написали легенды. Когда написали спичи, по которым было ясно, что были фараоны и прочее-прочее. И тогда народ туда повалил. И тогда мы открыли Древний Египет. А до этого ничего не было.

Я могу сказать, например, об истории Франции. Она появилась только после того, как старший Дюма в своих романах нарисовал жизнь королей. И что самое интересное, исследователи говорят, что современная история Франции ни в чем не противоречит Александру Дюма, хоть он все и выдумал. Ну, это о чем я говорю? Прежде чем что-то появилось, должна быть легенда. Должно быть совмещение разных легенд, связанных с той частью туризма, которая связана с историей.

Город молодой, но я лично с этим не согласен и думаю, что не только я. Мы должны, как мне кажется понимать, что это дело муниципальное, а не государственное. Надо создать программу специальную туристическую, которая позволила бы воспроизвести ряд объектов мирового значения. Ну, то есть это такие объекты, которые бы были только в Новосибирске и больше нигде. Вот когда такая достопримечательность появляется и еще оборудована соответствующим образом, чтобы сфотографироваться и показать, что был в Новосибирске, чтобы все понимали. Вот такие объекты нужны.

Они есть. Например, у нас в Академгородке есть доместикация лис, все знают это. То есть, единственная в мире собака, выведенная из лисицы в течение многолетнего эксперимента. Там надо делать аттракцион. По большому счету, этих лисиц выводить. Вы знаете, что половину этих лисиц просто уничтожили, не знали куда девать. Иностранцы покупали бы этих щенков, потому что это есть только в Новосибирске. И уже вокруг этого можно сделать такой бизнес!

У нас есть тот же Чкаловский завод, я всегда об этом говорю. Можно поставить в центре там постамент, на него истребитель – чтобы люди шли туда и фотографировались. И туда будут идти, потому что знают, что истребительное самолетостроение началось именно в Новосибирске. У нас есть такая возможность. И у нас таких мест штук 20 можно набрать, которые есть только в Новосибирске. Но сначала нужна легенда, а потом появится объект.

Евгения Буторина, журналист

Приезжал ко мне однокурсник из Омска и показывал мне книжечку, которую он сделал в Томске, путеводитель по Томску, маленькая такая. Там фотографии, маршруты. Нажимаешь телефоном (сканируешь QR-код на телефоне, если по-хорошему) и там выскакивает Томский университет и там вся история.

Он очень хотел сделать такой же для Новосибирска. Ну, естественно, он приехал искать деньги, деньги не нашел и уехал обратно в Томск. Я к тому, что неужели мы не можем сделать такую программу? А легенды мы что не напишем? Я к тому, что есть журналисты и краеведы, кто умеет делать продукт.

Игорь Резун, член Союза журналистов, автор художественных и публицистических книг

 С 2003 года занимаюсь экскурсоведением по Новосибирску и области. Дорогие друзья, я категорически согласен с предыдущим оратором. И поймите, что я вот чего боюсь, что даже если сейчас мы выработаем какое-то общее решение – не по деньгам, а вот по творческому продукту. Соберем вагон и маленькие тележки этих легенд, потому что они, безусловно, есть. Я подтверждаю. Составим комиссию или человека, который будет делать какой-то информационный продукт.

Когда дело дойдет до этого конкретного выражения и особенно, если сюда вмешается наша горячо любимая власть, наше областное правительство, то все накроется медным тазом. Я сейчас объясню почему. Потому что, когда вы делаете экскурсионный продукт, вы между Сциллой и Харибдой находитесь.

С одной стороны, вы обязаны следовать историческим фактам, но, правда, исторические факты - это вещь очень скучная. Там исторических реальностей может быть много, это понятно. Но она скучная. А с другой стороны вы обязаны соблюдать проклятую политкорректность, которая все душит. Вот короткий пример. Всем известно, что Воейков на территории близ Ордынки, на территории от Ордынки до ГЭС, разбил последнего сибирского царя Кучума. Вот это исторический факт. Событие значимое. Но с точки зрения исторической реальности там показывать нечего. Там стоит только камень, поставленный депутатом Логиновым. Очень условно поставленный, пальцем в небо.

Игорь Соловьев, ЗАО «Центральное Бюро Путешествий»

За этим столом собрались практики. И честно говоря, слушаем речи людей, имеющих очень отвлеченное отношение к туризму. Я проясню про Новосибирск. В советское время была выработана концепция. Удел Новосибирска - транзит, то есть Москва - Новосибирск - Байкал, Москва - Новосибирск - Алтай. Транзит – это 3 дня. Ничего не изменилось с тех пор.

Новосибирск – молодой город, у нас нет никаких достопримечательностей. Да, я немножечко умолчу про конструктивизм, который интересен очень узкому кругу специалистов. У нас нет истории, у нас нет природных достопримечательностей, у нас нет культурных. Оперный театр и это все. Поэтому что мы ждем от Новосибирска? Поймите, я представитель практического туризма. Мне очень хотелось бы заступиться за него. Но что здесь делать?

Есть еще один момент, если отвлечься от всех этих добродушных разговоров о том, как было бы здорово. Маленький факт, стоимость туродня в Санкт-Петербурге дешевле, чем стоимость одного туродня в Новосибирске. Вот экономика такая.

Теперь о том, что можно было бы сделать, и что можно было бы попытаться, если этого нет. Да, действительно, это нужно создать. Классический пример, я знаю, он один, но очень яркий и мировой. Это город Бильбао, Испания, страна Басков. Город, скажем так, по сравнению с Новосибирском сильно провинциальный, но тем не менее. В своем время муниципалитет города Бильбао, именно муниципалитет, собрался и решил построить музей современного искусства, музей Гуггенхайма. Они вложились в это дело и построили музей. С тех пор каждую неделю в Бильбао прибывает несколько самолетов с туристами, которые прибывают туда только ради того, чтобы посмотреть этот музей.

Для этого нужно иметь вот такой вот муниципалитет, который может что-то сделать. Ничего другого придумать невозможно. Почему здесь нет представителей мэрии, почему здесь нет представителей Новосибирского правительства?

У нас какая проблема? Как ни странно, Новосибирск и область в плане туризма как-то очень слабо соприкасаются, а по-хорошему должны быть в одной упряжке. Есть муниципалитет, а есть Новосибирская область. То есть мы как бы одна территория, но получается, что проблемы с туризмом все решают по-разному. А должны по-хорошему на совещании присутствовать и те, и другие. Поэтому еще разочек, кто говорит про туризм, давайте ... с точки зрения экономики. Это выгодно или не выгодно, люди пойдут или не пойдут? И прежде чем что-то вложить подсчитаем, сколько мы сложим, и сколько мы получим. А потом мы будем говорить о том, нужно развивать туризм в Новосибирске или не нужно.

Я вижу перспективу, если все-таки собрать какой-то капитал и во что-то его вложить. Мы говорим в данном случае про прорывной туризм, если какой-то сделать прорыв. Пока оно будет развиваться ни шатко, ни валко: 5,10,20,30 лет...

Вера Петрова, директор по туризму и один из собственников компании «Глобус-Тур»

– Хочу сказать, что мы никого и никуда не призываем, мы просто работаем. Я из туризма никогда не уходила, я в нем постоянно работаю, я там живу просто. И хочу сказать, что очень много сделано по развитию внутреннего туризма, как для иностранных наших туристов, так и для наших россиян, а также для жителей города. Я бы еще сделала такое подразделение, как детский туризм.

У нас море всяких программ, я не знаю, но думаю, что больше 100. и они многие переведены на китайский, итальянский, немецкий, английский и сейчас уже на японский язык. И все находятся на нашем сайте в общем доступе. И поэтому любой желающий, который хочет посетить Новосибирск может заранее ознакомиться с этой программой. В зависимости от количества приезжающих человек мы рассчитаем стоимость, которая вполне доступна.

Я не хочу сказать, что много, но к намедут. Мы встречали гостей из Швейцарии, Франции, Германии, Италии, Китая. Те, которые не транзитом, все равно едут на 3 дня к нам. На 3 дня мы программой обеспечим любую делегацию. И я абсолютно честно говорю, что ни один, кого мы принимали, не сказал, что в Новосибирске делать нечего. Мне просто даже обидно это слышать. Ребята приезжали из Иркутска. Один год приехали, на второй год они опять поехали, потому что интересно и их ждала уже абсолютно другая программа.

Какие я проблемы вижу? Проблема очень серьезная вообще, хоть и говорят, что у нас такой хаб крупный в Новосибирске. Вы посмотрите, у нас нет практически ни одной иностранной компании. У нас только «Сибирь» (S7) на нашем рынке. Это хорошо или плохо, я не знаю. Но когда я встречалась на воркшопе с итальянскими операторами, они мне задали вопрос, после которого я очень долго смеялась. Они стали говорить об обмене туристами и спрашивают: «Скажите пожалуйста, в какой город Италии из вашего Новосибирска летают рейсы?»

Тут все печально, потому что ни в какой город мы не летаем. В Европу летаем только в Прагу. И то, что к нам не приходят другие авиакомпании, они не приходят к нам по одной очень серьезной причине. Это тоже трагедия как бы. Мы могли бы развиваться намного быстрее и намного лучше, если бы у нас были хорошие другие дополнительные рейсы в другие страны мира.

Вот сейчас я очень рада тому, что авиакомпания «Сибирь» поставила новый рейс. И мы добились того, что этот рейс стал на ежегодной основе. Это Новосибирск - Токио. И благодаря нашему правительству, которое все тут ругают, мы – 3 крупные туроператорские компании - прилетьели на международную самую крупную выставку в Азии. В Осаке проходила эта выставка.

И что мы увидели? Три дня работы показали, что туроператоры не знают, что такое Новосибирск. Я не стояла за стендом, я прямо выходила из-за стенда. Вижу человек идет, и он из сферы туризма, останавливаюсь и спрашиваю, туроператор ли он. Спрашиваю, знает ли он о Новосибирске, показываю на стенд Новосибирской области. И сразу первый вопрос: показать, где он на карте находится. То есть, ни о рейсах не знают, ни где этот город находится. Мы эту бедную карту всю замусолили за 3 дня. Показывали, рассказывали, и поверьте, интерес есть.

Они знают только, например, если со стороны Азии смотреть: Иркутск, Владивосток, Москва и Питер. И сейчас я вот не успела вернуться, я была неделю назад там, у меня 3 или 4 запроса. Надо отвечать. И они уже планируют, либо они до Владивостока летят, а дальше на самолете до Новосибирска, а назад уже поездом едут. Либо они из Москвы к нам на поезде едут.

Народ хочет посещать наш город. И я считаю, что мы очень много времени и внимания этому уделяем, поэтому я вижу большие перспективы. Мы ни от кого никакой поддержки не ждем. Дали нам такую возможность слетать в Японию, оплатили билеты. Мы просто счастливы. Поэтому мы как лошади работали все эти 3 дня.

Сева Мокин, шоумен, бывший телеведущий

Я – турист, внутренний и внешний. Вы обозначили все проблемы, которые есть у Новосибирского туризма. И слава богу, что он есть, и у него есть проблемы. Для меня очевидно, что новосибирский туризм просто ни с кем договориться не может, а, может, не хочет. Нужны спонсоры? Ищите спонсоров. Нужны истории? Есть люди, которые за это отвечают. Нужна мифология? Она уже есть. Судя по всему, просто никто не хочет договариваться, либо просто что-то делать. Вот у меня такое ощущение. Да все есть, и город интересный, и поехать есть куда. Но мы боимся туриста как такового, потому ему надо что-то показывать и где-то селить.

Я пойму в области – там действительно, сложно. Турист не поедет, потому что там унитаза нет, согласен. Там сложнее. Но в Новосибирске, друзья мои, все же есть, давайте как-то это организуем. Правильно сказал представитель болгарской стороны. Государство везде играет для туристов и туристического бизнеса, и всегда так будет. Налогообложение оно вообще у нас... Надо просто делать и все. Мы живем в замечательном городе, для туризма он очень ресурсный.

Денис Борисов, преподаватель Новосибирского государственного университета экономики и управления

Тема, которая была озвучены – одна из профильных тем, на которых специализируется кафедра. У нас есть своя позиция. Первое, нужно понять, что у нас финансовая проблема. Рынок России и все, что может Новосибирск собрать, он по сравнению со всеми мировыми рынками неконкурентоспособен. И поэтому здесь ровно одно решение: это – симметричные ответы, которые должны сформулировать власть, общество и все заинтересованные люди.

С точки зрения критики власти, здесь можно много просить или не просить, демонизировать власть. Но здесь запрос от общества должен быть ровно один, а власть должна четко сконцентрировать те ограниченные ресурсы, которые у нас есть, путем развития наиболее конкурентоспособных направлений в туризме, который имеет область.

Здесь было озвучено, что бизнес-туризм работает и он есть, плюс образовательный туризм, которого нет. И третий момент, по поводу перспективности: есть два главных направления. И с точки зрения власти здесь должны быть конкретные инфраструктурные решения. Я говорю про образовательный туризм: международный кампус студенческий уже десятилетия построить не могут. А один студент - это больше чем бизнес-турист. Это – оплата за образование и проживание здесь в течение года. Дискуссионный вопрос, но тем не менее.

Второй момент по поводу бизнес-туризма. Шопинг-туризм, который тоже имеет успех. Действительно, люди приезжают, особенно из Китая. Приезжают китайцы посмотреть на Байкал в Новосибирск, но здесь его не находят, забегают в LUKSE, остановились в Мариотте и поехали в Иркутск на Байкал. И здесь имеет смысл усиливать эти направления и в том числе торговую инфраструктуру.

И последний момент – для экзотики. Просто пример: один из растущих рынков экспортных услуг - это ритуальные услуги. В том числе из Казахстана. У нас есть крематории, которые пользуются спросом и за рубежом. Приезжают сюда для оказания соответствующих ритуальных услуг. В Китае гигантские очереди на эти услуги в силу заселенности территории. Вот вам и бизнес-модель. Откройте крематорий, постройте соответствующий отель.

Светлана Фоменко, исполнительный директор НАТО

На самом деле, могу сказать, что те наши компании, которые занимаются детским туризмом, активно работают в каникулы. У нас автобусы идут и в Колывань, и по городу, то есть, программы очень насыщенные, показы. У нас туристы, в первую очередь, наши жители Новосибирска. Наши жители не знают ни нашего города, ни области, ни ближайшие районы.

Самая большая проблема – это передвижение. На внешних рынках у нас территория Сибири вообще не пригодна для туризма. И это безусловно нужно менять. То есть, это очень важно, даже не для иностранцев, а для жителей Москвы.

Наша ассоциация, как и ассоциация отельеров и рестораторов, несет на себе цель именно объединения власти и бизнеса, потому что, в любом случае, один бизнес не потянет передвижение и постройку тех же туалетов. Здесь необходима, конечно, совместная деятельность. То, что есть на данный момент: есть совет по туризму Новосибирской области при губернаторе, и он собирается регулярно. И рассматриваются те вопросы, которые выносятся бизнесом.

Информационный центр работает. Конечно, не так, как хотелось бы нам, но все рекомендации бизнес дает. Да, пока мы можем быть с не очень большим результатом. Результат есть, но мы не умеем договариваться. Есть свои требования, есть ограничения, но тем не менее к бизнесу мы прислушиваемся. И надеемся, что наша деятельность даст свои результаты.

Власть, безусловно, здесь активно работает. Большая проблема в том, что все занимаются отдельно от туризма. Мы здесь говорим, центр регионального развития говорит о туризме, агентство инвестиционного развития, министерство культуры, министерство образования, минэкономразвития. Мэрии города Новосибирска необходимо объединить всех заинтересованных людей.

 

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image