К сожалению, история не математика. Её события не узаконены как дважды-два-четыре. Она меняется во времени, в пространстве, в интерпретации правителей и исследователей. Это неправильно, но неизбежно. В результате, появляется множество версий одного факта. Попробуем разобраться в отношении историков на главную улицу нашего Новосибирска – Красный проспект.
За свои 120 лет и 6,5 км длины наш Красный проспект (до 1920-го Николаевский) не мог не вобрать в себя кучу историй как подлинных, так и мифических. И написать об этом можно целый том. В нашей публикации мы коснемся лишь самых распространённых легенд проспекта, причём только ошибочных.
1. Барнаульский тракт
Одно из заблуждений гласит, что проспект начали строить по старинному Барнаульскому тракту – с Алтая в Томск.
И данная фотография тому якобы подтверждение. Но в оригинале, в альбоме Н.П. Литвинова «Виды города 1895-1913», она озаглавлена не более как «Городской бор. Просека», а её датировка 1893 год, а отнюдь не 1896. Хотя, конечно, можно списать на ошибки составителей 1913 года, а за истину взять подпись про Старобазарную площадь 1934 года. С таким же успехом, и даже с большим, я отнёс бы данный снимок к Межениновской улице (ныне Челюскинцев) – от станции Обь в сторону Гоголя.
Да, и тракт Барнаульский не здесь проходил. На этом месте находился сплошной Обский (другие названия Кривощёковский, Николаевский) бор. Проезжие дороги на север шли в другом направлении – одна через Бердск, с паромом на левый берег и выходом на Московский тракт к Тырышкино, другая прямиком через Медведское и Легостаево. Можно было изощриться и с переправой у Кривощёково, далее по Каменской дороге вдоль одноимённой речки. Но через правобережный безлюдный бор, где у лесничих каждое дерево на счету?
2. Закладка
Вторая загадка проспекта связана с его закладкой. Как известно, первый план посёлка был создан в 1894 году, но широкий проспект появился на нём после квартальной прямоугольной разметки 1896 года. При этом необходимо заметить, что улица в небольшом ещё поселении с менее чем семью тысячами жителей сразу была названа проспектом, ему сразу было дано имя здравствующего императора, и ширина его была в два раза больше столичной Невской першпективы в её начале.
Размерами нашего Николаевского проспекта мы во многом обязаны именно алтайским землемерам. Это они запроектировали такую его ширину. План «Место отведенное под заселок Николаевский» был выполнен межевщиками Алтайского горного округа Кузнецовым и Вдовиным. Выбранный староста поселка, бердский крестьянин Илья Григорьевич Титлянов «приступил к реализации плана Кузнецова по разбивке кварталов и улиц города. Он организовал прежде всего прорубку просеки, …идущей от базарной площади у собора к северу, к намеченной в плане Ярмарочной площади будущего города» - пишет доктор архитектуры С.Н. Баландин. И тут же обрушается на землеустроителя с критикой: «План поселения Александровского был составлен Кузнецовым формально, без каких-либо продуманных градостроительных принципов. Кузнецов не мог предвидеть, конечно…». Да уж куда там царским градостроителям до наших. А проспект живёт, работает, причём практически без пробок, даже сохранил большую часть царского же ещё бульвара.
А ведь такая масштабная вырубка леса на частной земле императорской семьи была не простой, с взысканием стоимости вырубаемого леса. Директор института истории СО РАН Л.М. Горюшкин писал: «Работа велась по схеме и под личным наблюдением А.А. Лесневского». В тот год Лесневский Александр Адольфович - будущий городской голова Барнаула, был назначен ещё только на место помощника заведующего межевыми работами в Алтайском округе и точно должен был быть причастен к таким проектам.
Но нынешние историки (Н. Минина) недавно откопали сенсационный документ из архива чертежной мастерской Алтайского округа Кабинета ЕИВ. Согласно ему, «Лесневский ничего не знал о проектировании поселка в 1896 году и никаких сведений о планировке в чертежной нет, а «отвод и план сделаны по распоряжению производителя работ лесной съемочной партии межевщиком Кузнецовым в лето 1896 года». Самодеятельность?
Так что, благодаря новой версии историков, известный вроде бы факт вновь обернулся загадкой, тем не менее, Обский бор в месте нового посёлка стал стремительно вырубаться. Как выкручивались лесоустроители можно только догадываться, ведь Николай II передал свои земли под общественные пространства города лишь через шесть с лишним лет.
3. Центр России
Николаевская часовня в память 300-летия Романовых была заложена летом 1914 года на пересечении Николаевского проспекта и улицы Тобизеновской (ныне Горького). В январе 1930 года "по просьбам трудящихся" часовня была разрушена. На её месте поставили памятник комсомольцу-молотобойцу, но через несколько лет его заменили статуей любимого вождя И.В. Сталина. Новая часовня, построенная в 1992-93 годах, отнесена к югу, она стала шире и выше.
Популярный миф о том, что часовня является географическим центром Российской империи не выдерживает ни географической, ни исторической критики. Эта идея была подкинута новосибирскими журналистами, чтобы как-то оправдать идею восстановления культового сооружения – ещё 30 лет назад основная часть населения не была набожной. Потом и вице-президент РФ Александр Руцкой упомянул этот фейк, говоря о необходимости перевода в Новосибирск правительства Российской Федерации. А мы и поверили. Но ни в каких временных интервалах, ни в каких границах страны, ни в каких методах расчёта центр России не падал на территорию Новосибирской области. Это просто наше столичное самолюбие. Ну и пусть будет.
А настоящий центр России сегодня (даже с Крымом) расположен в Красноярском крае, на юго-восточном берегу озера Виви, всего в 16 километров южнее Северного полярного круга.
4. Прямая стрела
Туристам любят рассказывать, что наш проспект закладывали по компасу, поэтому он чётко сориентирован с юга на север. Но даже при невооруженном взгляде на карту, видно его отклонение на несколько градусов к северо-западу.
Ну, и напоследок, на закуску, одна из самых укоренённых неправд о нашем проспекте. Мы так гордимся и рассказываем, не иначе как всем на свете, что наш Красный – это самая длинная ПРЯМАЯ улица в мире. Есть всякие бесконечные county вдоль океанских побережий, есть в Канаде Yonge Street почти под 2000 км, и даже у нас - Приморское шоссе вдоль Балтики в 170 км. Но самая длинная ПРЯМАЯ улица … тоже оказалась не в Новосибирске. Совсем рядом город Барнаул.
Длина его проспекта Ленина (бывшего Московского и в чём-то, кстати, прообраза нашего Николаевского) - 7,5 километров по прямой. Ну, и, если быть уже совсем честным, то после пересечения с улицей Северной, Красный проспект хоть и немного, но отклоняется влево.
Так что, книги рекордов Гиннесса относительно Новосибирска всё-таки хранят молчание.
Каждое из зданий старого проспекта хранит свои истории, легенды и мифы – пожары, подземные туннели, пыточные и расстрельные подвалы и т.п. Но сегодня мы открыли только те, что лежат на поверхности. Остальные – по вашим заявкам.
Библиографический список:
1. Баландин С.Н. Новосибирск - История градостроительства 1893-1945. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд., 1978
2. Горюшкин Л.М. Новосибирск. 100 лет. События. Люди: 1893-1993. Новосибирск: Наука, 1993
3. Исупов В.А. Новониколаевск – Новосибирск: от поселка к городу-миллионеру // Освоение и развитие Западной Сибири в XVI-XX вв. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Чаусского острога. Новосибирск: Сибпринт, 2013
Сотрудник музея Новосибирска
Константин ГОЛОДЯЕВ
Комментарии
"... и не оспоривай глупца" -
Ну это в газетах так писали -
Не надо оспаривать Наташу. А
Глупостям из советских газет
Добавить комментарий