Крушение воинского эшелона и первый футбольный матч

110 лет назад на территории Новосибирской области потерпел крушение воинский эшелон, перевозивший солдат Русско-японской войны.

Два года назад исполнилось 110 лет со дня начала Русско-японской войны. В 1904 году иркутская губернская газета «Восточное обозрение» писала: «Тяжела настоящая война для России, а для Сибири сугубо…»

Действительно, вся тяжесть этой войны легла на плечи сибиряков. Так как мы были ближе всех к фронту, то именно из нашего региона пришлось отправить на войну около двухсот тысяч самых здоровых сибирских воинов. В отличие от других губерний России мобилизация в Сибири была всеобщей.

Огромную роль в этой войне сыграл и молодой Новониколаевск. Он становится важнейшим перевалочным пунктом и центром снабжения нашей армии на Дальнем Востоке. В нашем городе поправляли свое здоровье и раненые бойцы. Их размещали в двух лазаретах города и в семьях крестьян близлежащих деревень. Многие воины нашли в Новониколаевске свой последний приют. Захоронения были на территории Березовой рощи, там, где сейчас располагаются Центральный парк, стадион «Спартак», Центральный рынок. Сотрудникам музея СибВО удалось установить около 700 имен павших за Отечество в Русско-японской войне и похороненных на территории Новосибирска.

В довершение ко всем бедам и несчастьям Русско-японской войны, как нам рассказал военный историк научный сотрудник музея истории СибВО Юрий Фабрика, 3 апреля 1906 года в 3 часа утра произошло еще одно печальное событие. На 1424-й версте перегона Чебула — Ояш потерпел крушение воинский эшелон N 632 (штаб 87-го пехотного Нейшлотского полка). В железнодорожной катастрофе погибло 10 человек, тяжело ранено 28, легко ранено 50 человек нижних чинов. Убито 23 лошади. Картина крушения, по словам очевидцев, производила потрясающее впечатление. «Обломки вагонов перемешались с грудой трупов людей и лошадей. Паровоз сполз с насыпи и зарылся в глинистом грунте, за ним высоко нагромоздились друг на друга 16 разбитых вагонов. Сила напора задних груженых вагонов на передние, людские, была настолько громадна, что в один из конских вагонов вошли еще 4 позади находящиеся».

Первую помощь пострадавшим оказывал военный врач, находившийся в поезде. Сюда же срочно привезли фельдшера из Болотного. Вскоре со станции Обь прибыл вспомогательный поезд, на котором приехал участковый железнодорожный врач Иван Абдрин. Раненых тут же отправили в военный лазарет в наш город.

По погибшим на месте происшествия отслужили панихиду. 6 апреля в Новониколаевске состоялись похороны. Погибшие были похоронены рядом на «воинском» участке городского кладбища.Вот имена воинов, нашедших свое последнее упокоение на новониколаевской земле: ефрейтор Абрам Маевский, рядовые Филимон Тимченко, Леонтий Русин, Иван Кузьмичев, Станислав Латецкий, Викентий Ставайтис, Викентий Будешевский, Лука Терешин, Яков Сергеев, Федор Мацкевич…

О причинах катастрофы писал в своей книге «Новониколаевск-Новосибирск: одна судьба на двоих» Алексей Кретинин: «Тем же вспомогательным поездом из Новониколаевска прибыло все железнодорожное начальство: начальник дороги с начальниками служб, начальник по передвижению войск, комендант станции «Обь». Прибыл и начальник жандармского отделения. Время было смутное, Первая русская революция еще полыхала время от времени забастовками и «эксами». Так что среди версий происшедшего на первых порах не исключался и теракт (вспомните неизвестного без документов, непонятно как попавшего в поезд и в крушении погибшего).

Однако даже при поверхностном осмотре места происшествия выяснилось, что как минимум одной из причин такого гигантского крушения послужил именно тот самый «человеческий фактор».

Согласно существовавшим правилам, поезд должен был быть составлен следующим образом. За паровозом – фуражный и конский вагоны и только потом пассажирские и офицерский «вагон-микст». На деле же по чьей-то халатности вагоны для людей были прицеплены сразу за паровозом, и только потом — грузовые.

В результате, после схода паровоза с рельсов, грузовые вагоны просто таранили пассажирские, калеча и убивая людей. От версии теракта после расследования отказались – не было никаких оснований».

Однако по воле трагического случая произошло и одно историческое событие для нашего футбола. Те из солдат и офицеров, которые не пострадали в катастрофе, вынуждены были дожидаться, когда поезд поставят на рельсы. В результате, по свидетельству прибывшего на место крушения поезда врача Абдрина, «на лужайке по суше были поставлены импровизированные ворота из патронажных ящиков, появился настоящий футбольный кожаный мяч, и состоялась встреча двух команд нижних чинов 87-го пехотного нейшлотского полка». Итог этой встречи неизвестен. Историки считают, что это была первая футбольная игра в истории Новосибирской области.

Подготовила Людмила Кузменкина

 

Добавить комментарий

Target Image