Бесценный дар потомкам
Крячков Андрей Дмитриевич (1876-1950)
известный русский архитектор, ученый, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1942). По его проектам в Новосибирске возведено более 30 важных зданий и сооружений в разных стилях архитектуры.
Печатается по книге:
«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I. С. 238-247.
Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.
Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.
Если вам когда-нибудь доводилось бывать в уютном сквере известного всему Новосибирску стоквартирного дома, что в начале Красного проспекта, то, наверно, и вас посещала мысль о том, что лучшего места для памятника талантливому сибирскому зодчему и искать не надо. Потому как, если бы довелось составлять для города своеобразную историческую «табель о рангах», имея в виду архитекторов и градостроителей, то в числе первых непременно надо было бы назвать имя Андрея Дмитриевича Крячкова, выдающегося ученого, педагога, профессора архитектуры, доктора технических наук, одного из организаторов архитектурного образования в Сибири. В истории Новосибирска трудно подобрать более характерный и яркий пример, когда судьба конкретной личности так была бы слита с судьбой, становлением города.
24 ноября 1876 года в деревне Вахарево Ярославской губернии Ростовского уезда в семье крестьянина Дмитрия Иосифовича Крячкова родился сын Андрей. Жить ему пришлось в семье деда, поскольку отец умер, когда мальчику исполнилось шесть лет. Места эти издавна славились искусными каменщиками и строителями, которые вербовались отсюда во все края обширного государства Российского, и впоследствии Андрей Дмитриевич не раз вспоминал красоты близлежащих городов, куда его изредка, по праздникам, возил дед, – узорчатые храмы Ярославля, их своды, покрытые ковром искусных фресок, трехсотлетний Ростовский кремль, отражавшийся башнями в тихих водах озера… Возможно, именно тогда он полюбил живопись и архитектуру.
В 1888 году Андрей Крячков окончил трехклассную школу в селе Ильинском на Белыни, и родные отправили его в Выборг под надзор дяди, на табачную фабрику, где Андрея сразу определили «мальчиком» в контору. Благодаря способностям к рисованию и языкам, он в августе 1890 года попал в реальное училище для подготовки к «конторской работе» и изучению языков – шведского и финского. В сентябре 1896 года юноша получил аттестат реального училища, а уже в следующем, 1897-м, поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, давший стране в свое время таких замечательных архитекторов, как В. А. и А. А. Веснины, А. И. Дмитриев, А. С. Никольский, Н. П. Северов и др. В эти годы в институте работали академик архитектуры И. С. Китнер, профессора Э. И. Жибер, В. А. Шретер, гражданские инженеры В. А. Косяков и Н. А. Белелюбский, которые в дальнейшем не раз оценивали его работы и принимали участие в его профессиональной карьере. Исключительно деятельный, Андрей Дмитриевич совмещал учебу с работой чертежника, а затем техника-проектировщика в конторах петербургских архитекторов и инженеров.
После третьего курса, в 1899 году, А. Д. Крячков проходил практику на Волге, начало же сезона отдал выполнению задания городской думы – съемке планов Петербурга. Летом следующего года он ездил в Закавказье для прохождения практических занятий. В его характеристике потом было написано: «…при безукоризненном поведении исполнял все возложенные обязанности старательно и вполне толково». Позднее, работая на старших курсах помощником по проектированию у архитекторов А. Д. Харламова и А. И. Дмитриева, А. Д. Крячков побывал в Новороссийске, Ялте, Севастополе, Одессе, что, несомненно, расширило его кругозор и обогатило чисто техническими знаниями.
Отсутствие общего художественного направления в архитектуре того времени сказалось на симпатиях А. Д. Крячкова – он увлекается модерном, но в то же время и стилизаторством, и подражаниями европейскому «ренессансу». Художественные идеалы его пока расплывчаты, но в чисто техническом плане подготовка уже достаточно высока. Обязанный отслужить три года после окончания учебы в одном из провинциальных строительных отделений губернского управления, Крячков в 1902 году по рекомендации своего института едет в Томск, где как раз организовался новый для Сибири технологический институт…
Что мог знать молодой архитектор, отправляясь в неизвестную и неизведанную страну – Сибирь? Отзывы о ней в литературе того времени страдали односторонностью. А. П. Чехов, Н. Г. Гарин-Михайловский, Г. И. Успенский, К. М. Станюкович рисовали мрачные картины неблагоустроенных городов, их низкую культуру, примитивную жизнь.
«Если пейзажи в дороге для Вас не последнее дело, то, едучи из России в Сибирь, Вы проскучаете от Урала вплоть до Енисея. Холодная равнина, кривые березки, лужицы, кое-где озера, снег в мае, да пустынные, унылые берега притоков Оби – вот и все, что удается памяти сохранить от первых двух тысяч верст…» – писал А. П. Чехов. «Народ здесь в Сибири темный, бесталанный… живется им скучно. Спрос на художества большой, но бог не дает художников… Девять месяцев не снимает сибирский крестьянин рукавиц и не распрямляет пальцев: то мороз в сорок градусов, то луга на двадцать верст затопило; а придет короткое лето – спина болит от работы и тянутся жилы. Когда уж тут рисовать? Оттого, что круглый год ведет он жестокую борьбу с природой, он не живописец, не музыкант, не певец…»
В Томске, куда держал путь А. Д. Крячков, имелись университет, технологический институт, в других городах, хотя и немногочисленные, учебные заведения – гимназии, реальные училища, семинарии… По приезде он встретил довольно широкий круг культурных сибиряков. И природа не произвела на него гнетущего впечатления. Напротив, она напомнила ему русские северные леса, он сразу проникся ее своеобразием и грандиозностью, многообразием форм и красок, нетронутостью и бесконечностью. Новые впечатления будят в нем жажду творчества, желание действовать. Технических специалистов тут явно не хватало, и перед Крячковым открывались самые широкие перспективы.
Приехавший в Томск поздней осенью 1902 года А. Д. Крячков начинает работать младшим инженером строительного отделения Томского губернского управления, летом 1903 года избирается по конкурсу штатным преподавателем технологического института по архитектурному проектированию и рисованию. С первых дней А. Д. Крячков попадает в сравнительно благоприятную научную и инженерно-техническую среду. Кроме того, здесь А. Д. Крячков близко сходится с архитектором-художником, местным уроженцем, преподавателем института В. Ф. Оржешко. Они то соперничали на конкурсах, то выступали совместно (военно-исторический музей в Петербурге, театр в Ярославле). Даже построенные в Томске собственные их дома выполнены в одной стилевой манере – мотивы модерна в деревянной архитектуре… Оба здания, к счастью, сохранились и представляют собой интереснейшие и уникальнейшие примеры профессиональной деревянной архитектуры начала ХХ века.
Участвуя в Томске в строительстве двух крупнейших комплексов – зданий университета и технологического института, А. Д. Крячков приобрел серьезные инженерно-архитектурные познания, опыт организатора, изучил специфику строительства в суровых природно-климатических условиях Сибири.
В это же самое время Андрей Дмитриевич Крячков искренне полюбил педагогическую работу, живое общение с молодежью. Преподавая на факультете рисование и архитектурное проектирование, он скоро пришел к мысли о необходимости организации в институте профильного архитектурного образования. И по возвращении из заграничной поездки (летом 1907 года он был командирован Ученым советом Томского технологического института на шесть месяцев в Италию, Германию и Францию для повышения научной квалификации и изучения памятников архитектуры и выдающихся современных сооружений), А. Д. Крячков добивается открытия в институте кафедры архитектуры, позднее становится ее профессором. Историческая веха: с этого времени в Сибири впервые стали готовить кадры архитекторов.
Андрей Дмитриевич был весьма чуток к запросам времени, и на его творчество отложили отпечаток многие архитектурные веяния, смена стилей. Поочередно им отдана дань декоративности, русскому классицизму, эклектике модерна, конструктивизму. От одного он отказывался, другое страстно защищал. Но было в нем главное, что определяет художника, это – талант и трудолюбие. Потому что архитектор не только проектировщик, но и строитель. Это А. Д. Крячков доказал своей работой, этому же всегда учил студентов.
В архитектурной среде того времени существовало мнение, что знание рисунка необходимо только для того, чтобы «красиво оформлять» проект. Был в технологическом институте профессор – большой поклонник кирпичной кладки вообще и кирпичного украшательства в частности. Он требовал, чтобы студенты в проектных работах тщательно выписывали все кирпичики, даже, говорят, не ленился их пересчитывать. Такой формализм был чужд А. Д. Крячкову.
«Каждый архитектор должен владеть рисунком, – не уставал повторять он студентам. – Знание техники акварели и масла необходимо не для раскрашивания проектов. Рисунок для архитектора – это прежде всего средство, как для художника, точно выразить свою мысль».
Это были не только слова. А. Д. Крячков – член-учредитель «Томского общества любителей художеств», организатор выставок произведений художников из народа, страстный пропагандист архитектурного образования. Архитектор, считал Крячков, должен хорошо разбираться в цветовых композициях. Много дает в этом смысле посещение музеев, знакомство с мировой живописью. Но как же быть томским студентам? Томск хоть и университетский город, но все-таки глухомань. А может быть, поискать по частным гостиным да кабинетам? И Андрей Дмитриевич обходит особняки местных купцов, чиновников, профессоров. Скептики, говорившие о бесперспективности этой затеи, посрамлены. Этюд головы кисти Рубенса, ряд прекрасных оригиналов неизвестных мастеров голландской школы, старинные копии картин Иорданса, Теньера, старые французские гравюры, копии Брюллова – все эти и многие другие произведения живописцев России и Западной Европы оказались в частных коллекциях томичей. Выставка была организована, более того – стала событием в жизни города.
В эти же годы А. Д. Крячков неустанно ездит по городам России. Он побывал в Петербурге, Ростове, Одессе, в городах Поволжья и Южного Урала, в Омске, Новониколаевске, Барнауле, Тобольске, Иркутске. Круг его интересов очень широк. Он изучает опыт строительства элеваторов, бальнеологических сооружений, учебных и жилых зданий, знакомится с новыми материалами – железобетоном, металлом, стеклом, наблюдает реализацию на практике новейших строительных достижений.
На различных фотографиях того времени Андрей Дмитриевич выглядит молодым, энергичным. Он всегда подтянут, деловит, подвижен. Купался и плавал до поздней осени, гулял по лесу, бегал на коньках. Любил одеваться просто и строго, надолго сохранив пристрастие к форменной одежде инженера. И чем старше становился, тем более его очаровывала суровая и вместе с тем щедрая сибирская природа.
К 1908 году относятся первые работы А. Д. Крячкова в Новониколаевске. Городе, с которым в дальнейшем он связал свою творческую деятельность, строительству которого отдал все силы и знания и который на его глазах за полвека из пристанционного поселка вырос в полумиллионный промышленный и культурный центр Западной Сибири.
В самом начале об условиях работы в Новониколаевске он писал так:
Несмотря на значительное, по сравнению с другими сибирскими городами, строительство, в Новониколаевске не было в то время не только архитектора, но даже техника-строителя. Проектировали сооружения землемеры, техники путей, агрономы. Архитектор городом приглашался в исключительных случаях для исправления запутанного проекта, обвалившегося при постройке или испорченного здания. Первый городской архитектор Ф. Ф. Рамман был приглашен городом только в 1911 году. Городом управляли некультурные люди из купцов, мещан и дельцов-спекулянтов, которым архитектура была далека и казалась ненужной и дорогой затеей…
Все здания, которые удалось построить А. Д. Крячкову в Новониколаевске за семь предреволюционных лет, возводились в труднейших условиях, наездами, в свободное от основной работы время, иногда с помощью студентов-практикантов инженерного факультета Томского технологического института.
Что же представлял собой Новониколаевск в то далекое время? Жизнь и облик города определялись его торгово-транспортным значением. Здесь быстро строились купеческие магазины и лавки, открывались транспортные конторы, агентства иностранных фирм. Купеческие особняки за редким исключением не украшали город. Что же касается жилья простого люда, то это вовсе ветхие, жалкие, наспех сколоченные постройки. В 1909 году для обеспечения нового строительства в городе А. Д. Крячков вместе с М. Н. Кошурниковым участвует в сооружении первого в Новониколаевске кирпичного завода с гофмановской печью, а затем по соглашению с местной управой строит 12 каменных школ и здание реального училища.
В 1910 году по проекту Крячкова сооружается торговый корпус. На пожелтевшей от времени фотографии – Новониколаевск кануна первой мировой войны. Съемка производилась с достаточно большой высоты (наверно, с аэроплана или воздушного шара), и потому объектив сумел охватить почти весь город. Ориентирами, по которым в сплошной серой массе деревянных домишек можно сегодня определить точку съемки и прообразы будущих улиц, служат лишь собор да торговый корпус на бывшей Базарной площади. Торговый корпус по тем временам был самым крупным зданием в городе. «И как его земля держит!» – дивились крестьяне, приезжавшие из окрестных сел на базар.
Ничего похожего не было в Новониколаевске и по внешним формам. Красные кирпичные стены и белые штукатурные детали «английской готики» сочетались со стилизованной под киргизские юрты кровлей. К другим крупным постройкам, осуществленным по проектам А. Д. Крячкова в дореволюционном Новониколаевске, следует отнести здания почтамта и коммерческого клуба (ныне театр «Красный факел»). Коммерческий клуб в Новониколаевске, построенный в модернистских формах русского классицизма, был лучшим зданием дореволюционного города на Оби, его даже называли эталоном совершенства.
Почти полвека творческой жизни А. Д. Крячкова связано с Сибирью. Несомненно, что талантливый архитектор нашел бы себя и проявил свои способности в любом другом месте России, но то, что он выбрал Сибирь, говорит не только о его гражданском мужестве, но и о большой прозорливости. Край будущего, с которым он связал всю свою жизнь, стал для него тем местом, где наиболее полно раскрылись его творческие силы. Немало зданий по проектам Крячкова построено в Томске, Тобольске, Чите, Омске, Свердловске, Барнауле, Ишиме и других городах. Но, пожалуй, самый заметный вклад внес Андрей Дмитриевич в формирование архитектурного облика нашего города.
Со второй половины 20-х годов Новосибирск развивается особенно бурно. Достаточно сказать, что за 13 лет (1926-1939 годы) население города возросло со 120 до 405 тысяч человек. А. Д. Крячков, полный замыслов на будущее, решает еще теснее связать с ним свою жизнь. Такая возможность представилась в 1930 году, когда в городе создан Сибирский строительный институт. Со дня основания института – он его профессор, а позднее, в течение 45 лет, заведующий кафедрой архитектуры. Но А. Д. Крячков верен себе: он не может быть только педагогом, только академическим ученым. Он – прежде всего архитектор. Продолжая творчески работать сам, он зажигает огонь творчества в своих учениках.
В Новосибирске, центре обширного края, начинается интенсивное строительство. Проектирование общественных зданий поручают Крячкову. Он проектирует и строит здания Планового института и Госторга (теперь здание консерватории). За семь зимних месяцев возводится монументальное здание крайкома партии. Здания Госбанка, Облпотребсоюза, крайкома партии и сегодня выглядят современными. Это при том, что возводились они в очень трудных условиях: почти не было квалифицированных кадров, не хватало механизмов.
Настоящий архитектор до тонкости должен знать строительное дело, быть организатором. Этими качествами в полной мере обладал и А. Д. Крячков. Он всегда прислушивался к мнению рабочих и потому пользовался их большим уважением. Организаторский талант архитектора-строителя проявился и позднее, когда А. Д. Крячков руководил строительными отделами Кузнецкого металлургического комбината, угольных копей Кузбасса, принимал участие в работе правительственных комиссий на стройках Западной Сибири, возглавлял Сибирское отделение Союза советских архитекторов.
В 1937 году в Париже проходила международная выставка под девизом: «Искусство и техника в современной жизни». В экспозиции советского павильона был представлен проект сибирского зодчего – 100-квартирный жилой дом. Проект был отмечен высшей наградой «Гран-при» и золотой медалью. В этом же году на первом учредительном съезде Союза советских архитекторов А. Д. Крячков избирается кандидатом в члены правления Союза.
По-прежнему много сил Андрей Дмитриевич уделял любимой педагогике. За время работы в Новосибирском инженерно-строительном институте под его руководством подготовено и выпущено свыше 500 квалифицированных специалистов. Н. С. Кузьмин, Д. Д. Борицкий, Е. А. Ащепков, В. С. Масленников, Н. И. Болотин, А. Н. Попов, М. Казаковцев, В. К. Самарина – вот лишь несколько фамилий его учеников, которые в будущем станут известными архитекторами. И все свяжут свою жизнь с Сибирью.
Возглавляя кафедру архитектуры в НИСИ, А. Д. Крячков считал принципиально важным участие студентов в проектной и производственной работе. Он убеждал учащихся, что в наши дни нельзя решение архитектурных задач рассматривать в отрыве от инженерных вопросов, от новой техники и технологии. Чтобы приучить студентов к практической работе, Крячков выступил с конкретным предложением: каждый студент второго курса получал реальное задание. К четвертому курсу многие уже имели на «лицевом счету» одно-два построенных здания. Правда, это интересное начинание было прервано войной.
Решая в те годы жизненно важные вопросы, А. Д. Крячков выступал инициатором проведения внутригородских конкурсов на проект малоквартирных домов из местных материалов. К участию в конкурсе он широко привлекал студентов, направляя их внимание на рациональное использование каждого метра площади, на экономичность решений. Но это не мешало Андрею Дмитриевичу в то же время знакомить своих учеников с итальянскими альбомами из личной библиотеки и собственными рисунками, заставляя их забывать неустроенность бытия, увлекая в мир образов Мелоццо Форли, научая видеть глубочайшую синеву фресок Ростова Великого. В нем самым удивительным образом уживались трезвая практичность и страстная влюбленность в красоту во всех ее проявлениях – в природе, в искусстве. Он мог, вдруг прервав деловой разговор, обратить внимание на запах травы, на красоту цветка, на акварельность тонов в лице проходящей мимо женщины…
Он был человеком, у которого слово не расходилось с делом. Работал с большим размахом и неуклонным стремлением к росту. Основой его педагогической методики являлся принцип личного контакта со студентами. Его квартира была постоянным местом работы как его соавторов, так и технических исполнителей. Любовь Владимировна, жена архитектора, привыкла, что за большой обеденный стол, помимо членов семьи, садились всегда несколько помощников Андрея Дмитриевича…
В эти же годы А. Д. Крячков публикует ряд работ, в том числе капитальный научный труд «Влияние климата и природы на строительство и архитектуру в Сибири», обобщающий его многолетний опыт строительства в городах Сибири. Им спроектировано и построено свыше тридцати общественных зданий. Двадцать две работы, исключительные по красоте и архитектурному исполнению, премированы на всесоюзных и международных конкурсах. В 1944 году Андрею Дмитриевичу присваивается почетное звание заслуженного деятеля науки и техники. В 1946 году Новосибирск торжественно отметил 70-летие А. Д. Крячкова – ученого, архитектора, педагога, первостроителя Новосибирска, города, который вырос у него на глазах в культурный центр Сибири. За выдающиеся заслуги в области архитектуры и строительства ему присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, Указом Президиума Верховного Совета СССР А. Д. Крячков награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Последние годы Андрей Дмитриевич Крячков прожил в Сочи, где скончался на исходе лета 1950 года, там же находится его могила.
Новосибирск сегодня мощно застраивается, появляются современные интересные здания… И все же изюминку, «лица не общее выражение» города на Оби по-прежнему составляют дома, возведенные по проекту А. Д. Крячкова. Они, выражаясь научным языком, остаются градоформирующими архитектурными доминантами, и застройка центра сегодня невозможна без учета этого важного, ставшего культурно-историческим фактора.
Конечно, и грустно, и стыдно оттого, что нет пока в Новосибирске памятника знаменитому сибирскому архитектору, ни одна улица или площадь не носит его имени, долгие годы вопрос этот обсуждается в кабинетах чиновников всех рангов… И это при том, что человек оставил всем нам поистине бесценный дар – прекрасный город для жизни, работы, творчества. Андрей Дмитриевич Крячков был наделен неистощимо щедрым талантом, и мы, жители города, украшенного великолепными зданиями, возведенными по его проектам, в большом долгу перед своим зодчим.
Комментарии
"Такая возможность
Добавить комментарий