Крылья Победы

В выставочном зале Государственного архива Новосибирской области презентовали новый сборник документов и материалов «Крылья Победы. Развитие авиации и самолетостроения в Новосибирской области в годы Второй мировой войны».

Сборник представляет комплекс документов, отражающих место и роль Новосибирской области в развитии авиации и самолетостроения в годы Второй мировой войны (1939-1945). Большинство документов впервые вводится в научный оборот.

Уникальные архивные документы систематизированы по трём разделам – «Инфраструктура», «Производство», «Люди». Большую часть документов составляют материалы, посвященные строительству и развитию завода №153 им. В.П. Чкалова. Именно наличие завода №153 обусловило перемещение в Новосибирск в годы войны ряда учреждений, разрабатывающих новейшие технологии в области авиастроения. Большая часть опубликованных материалов хранится в ГАНО. Также использовались материалы газеты «Крылья Советов». Ядро опубликованных материалов составляют документы отдела авиационной промышленности Новосибирского обкома ВКП(б), производственные отчеты и различные справки дирекции завода №153 им. В.П. Чкалова, переписка высших органов партийной власти Новосибирской области и ЦК ВКП(б) по вопросам авиастроения.

С приветственным словом выступил директор Государственного архива Новосибирской области Симонов Дмитрий Геннадьевич.

– Прежде всего, мне хочется сказать несколько слов о нашем архиве. В ГАНО хранится более 2 миллионов 600 тысяч единиц хранения. Это миллиарды документов, большая часть из которых не введена в научный оборот. В итоге, историки каждый месяц делают открытия. Информации хватит на многие поколения вперед.

Часть материалов мы публикуем. Одна из тем – тема Великой Отечественной войны, которая важна во всех отношениях. Например, изучить и понять опыт сплочения общества для победы над врагом. Самые известные издания, которые подготовил ГАНО в последние годы: «Новосибирск. Город трудовой доблести» (https://archportal.nso.ru/elektronnaya-biblioteka/literatura/novosibirsk-gorod-trudovoy-doblesti5/), «Поколение, уходящее в вечность...» (https://archportal.nso.ru/elektronnaya-biblioteka/literatura/pokolenie-ukhodyashchee-v-vechnost-pod-redaktsiey-d-g-simonova-l-s-pashchenko-novosibirsk-2020g-467-/).

В фотоальбоме «Боевой путь 4-го гвардейского минометного полка» представлено более 400 уникальных фотографий (https://archportal.nso.ru/elektronnaya-biblioteka/literatura/boevoy-put-4-go-gvardeyskogo-minometnogo-polka-fotoalbom-/).

Мы продолжаем тенденцию изучения и популяризации темы Великой Отечественной войны. Помимо выявления документов и издания сборников, архив занимается подготовкой выставок. Следующая выставка будет посвящена развитию авиации в годы Великой Отечественной войны. В ближайших планах – выставка, посвященная 130-летию города Новосибирска. Мы расскажем о строительстве часовни на Красном проспекте. В ГАНО хранится много дореволюционных материалов, связанных с ее строительством, и советских документов – с её разрушением. Осенью будут подготовлены выставки, посвященные 100-летию окончания Гражданской войны и 80-летию форсирования Днепра. Мы стараемся зафиксировать современную актуальность.

Подробно о новом сборнике документов и материалов «Крылья Победы» рассказал редактор-составитель Муренко Денис Игоревич.

– Авиаград – так назывался наш город в сводках немецкой разведки. И это неслучайно. В первом разделе сборника – «Инфраструктура» – сгруппированы документы, касающиеся вопросов строительства военных и гражданских аэродромов, обслуживания аэропортов, деятельности аэроклубов, конструкторских бюро, а также организации научно-исследовательских институтов в области авиастроения.

Уже к концу 30-х годов Новосибирск являлся важным пунктом с точки зрения авиационной логистики. В городе действовало три крупных аэродрома – два военных (Толмачево и на заводе №153) и один предназначенный для нужд гражданского воздушного флота (аэропорт «Северный»). В частности, документ №1 затрагивает вопросы организации гражданской навигации в феврале 1939 года, когда новосибирский аэропорт выполнил план перевозок ГВФ на 143,9%.

Великая Отечественная война потребовала значительного расширения аэродромной сети, в том числе в Новосибирске. В документе №2 говорится, что к работам по съемкам и проектированию аэродромов привлекались студенты института геодезии и картографии.

Документы №5-10 рассказывают о деятельности аэроклубов Осоавиахима на территории Новосибирской области. Аэроклубы вели подготовку летчиков и планеристов, а также летчиков-инструкторов, техников, стрелков, мотористов, парашютистов и инструкторов-парашютистов.

Документы №11-20 посвящены деятельности конструкторских бюро, а также организации в Новосибирске в августе 1941 года Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) им. Профессора Н.Е. Жуковского.

Выбор Новосибирска для создания новой научной базы авиации был не случайным. Город в то время уже располагал крупным авиационным заводом и находился в географическом центре страны. Накануне войны завод №153 обладал собственным конструкторским бюро, что позволяло самостоятельно вести работу по дальнейшему улучшению летных качеств производимых самолетов.

В октябре-ноябре 1941 года из Москвы были эвакуированы около 500 ученых, инженеров и рабочих ЦАГИ, а также доставлена часть демонтированного оборудования и техническая документация на первоочередные сооружения. Возглавил филиал №2 ЦАГИ академик С.А. Чаплыгин.

Второй раздел сборника посвящен организации производства самолетов непосредственно на заводе №153 им. В.П. Чкалова, а также испытательным полетам и авиапроисшествиям. Ход строительства завода отражают документы №21-28.

Наркомат авиапромышленности рассчитывал довести в 1939-1940 годах проектную мощность авиазавода №153 до выпуска в год 1500 бомбардировщиков конструкции А.Н. Туполева и 1500 истребителей И-180 конструкции Н.Н. Поликарпова. В Новосибирске, кроме того, намечалось построить завод №335 по производству авиадвигателей. Всего в 1939 году чкаловцы выпустили 264 самолета.

Серьезной проблемой для советского авиастроения в военные годы была нехватка алюминия. Наиболее доступным материалом стало дерево. Завод начал выпускать новую модель самолета – истребителя Як-7Б конструктора А.С. Яковлева.

За четыре года войны завод №153 увеличил свои производственные площади в 2,5 раза, выпустил почти 16 000 самолетов различных типов, причем за первую половину войны – 5 000 самолетов, а за вторую половину войны – свыше 11 000 самолетов.

В специальной подборке второго раздела собраны документы, касающиеся испытательных полетов, которые нередко заканчивались трагически. Помимо актов о расследовании крушения самолетов, в сборнике документов собраны фотографии с мест крушения, которые публикуются впервые.

Третий раздел сборника – «Люди» – посвящен социально-бытовым вопросам организации труда рабочих завода №153 им. В.П. Чкалова. Отдельно стоял вопрос об обеспечении жилой площадью рабочих. Пришлось пойти на уплотнение, на размещение в бараках, но ни одна семья работников, эвакуированных на завод №153, не жила в землянках.

Документы, собранные в настоящем издании, свидетельствуют о постепенном превращении Новосибирска в важный авиатранспортный узел не только военной, но и гражданской авиации. Эвакуация в Новосибирск предприятий авиационной промышленности, а также внутренние резервы завода № 153 им. В.П. Чкалова и накопленный еще в довоенное время опыт инженеров-конструкторов, помноженный на самоотверженный труд рабочих и служащих, способствовали превращению города в самый мощный центр советского авиастроения за Уралом.

Читать книгу: https://archportal.nso.ru/elektronnaya-biblioteka/literatura/krylya-pobedy/

 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image