Кто такие «краеведы новой волны»?

«Нескучное краеведение» – тема встречи с Марией Тычининой, заведующей Центром петербурговедения Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского.

С чего начинается краеведение, кого можно назвать краеведом и для чего вообще нужно краеведение – вот основные темы, которым было посвящено выступление Марии в Новосибирской областной библиотеке в рамках фестиваля «Белое пятно».

Специалист рассказала о новых тенденциях в краеведении, характерных не только для Петербурга, но и для всех регионов России.

От «диких краеведов» до Центра петербурговедения

Мария Тычинина поделилась с присутствующими своим жизненным опытом в краеведческой среде.

 – Я вела блок, исследовала старинные открытки и делилась исследованиями, занималась генеалогией и училась методикам. Я попала в среду «диких краеведов» – людей, которые работают в «поле», с документами, по воле души. В Санкт-Петербурге мы создали неформальное объединение – краеведческую ячейку «ГЭНГЪ». Проводили фестивали, в которых приняли участие около тысячи человек в возрасте до 35 лет. Считалось, что краеведение – зрелая история и оно больше подходит для взрослых людей. Но выяснилось, что краеведение интересно и для молодежи, важно только правильно преподнести информацию. Затем «ГЭНГЪ» начал приводить в порядок архитектурные детали Петербурга – отмывать парадные, витражи, печи, керамические панно и плитку.

Мария Тычинина была членом русского генеалогического общества и даже справилась с задачей его «омоложения». Ей удалось «нащупать» методику приведения в общество людей более молодого возраста.

Весь этот опыт она интегрировала в рамках Центра петербурговедения, где работает сейчас.

Краеведение и генеалогия – это будущее библиотек

В современном мире всё большее количество книг в библиотеках оцифровывается и уходит в интернет.

– В целом это неплохо – чем больше люди будут читать, тем лучше, – рассуждает Мария Тычинина, но, в то же время, теряется эксклюзивное качество библиотек. Например, в Москве библиотеки объединили с клубами и Домами творчества, теперь это не профильные отделения, где можно вести научную работу, а «ансамбль песни и пляски». Это то будущее, которое нас всех ждет, если мы не обратим внимание на этот тезис. Есть два варианта развития: либо мы выбираем превращение библиотеки в центр досуговой деятельности, либо становимся научным центром, поставщиком эксклюзивного контента.

Государственное краеведение и общественники

В последнее время появился новый термин – государственное краеведение, который в дальнейшем будет активно использоваться. Он объединяет представителей архивов, библиотечных сотрудников, музейщиков и работников научных образовательных центров, которые занимаются краеведением и преподаванием.

– В чем минус этого термина? – поясняет специалист из Петербурга. – Дело в том, что есть люди, которые получают зарплату за свои изыскания, а есть общественники, активисты. И этот термин несколько обесценивающий. Бывает, что некоторые общественники обладают знаниями ничуть не уступающими государственным краеведам или даже превосходящими их. Самое ужасное в термине государственное краеведение, что как только вы уходите из библиотеки, вы больше не государственный краевед, вы – общественник. Возможно, со временем терминология начнет совершенствоваться.

«Краеведы новой волны»

Мария Тычинина рассказала еще про один термин, который сейчас появляется – это «краеведы новой волны». Термин – спорный. Москвичи считают его негативным. С этим мнением согласна и специалист из Центра петербурговедения: «Сколько новых волн еще будет, но пока принимаем его как есть».

– Кто же такие краеведы новой волны? Они начали формироваться с 2015-2016 годов, когда появились соцсети. Больше других «выстрелила» инстаграм, потому что там все выстроено на визуальном контенте. Человек фотографирует и публикует у себя на страничке какой-то интересный объект. Затем контент начинает усложняться, автор начинает подписывать – дом такой-то, улица такая то. Затем «подтягиваются» академические краеведы, которые оказали большое влияние на краеведов новой волны, потому что часто их критиковали. Когда ты получаешь негативную обратную связь, ты либо начинаешь злиться, либо дорабатывать контент, потому что не хочешь, чтобы всё было плохо и неправильно.

В марте 2019 года на сайте выходит статья «Петербургские краеведы – новые рок-звезды». The Village поговорил с авторами знаковых блогов о парадных, квартирах, плитке и витражах.

Краеведы-блогеры стали ходить в библиотеки, архивы, работать с документами и выкладывать осмысленный контент. Началось негласное соревнование – а у меня информация эксклюзивней, а у меня интереснее факт.

Большой популярностью пользуются блоги о напольной плитке. Одна из знаковых фотографий – сфотографированные на плитке ноги. Многие считают это фото пошлым, но именно с этого все и запустилось. Есть блог по витражам, красивым парадным, красивым домам. Начинается волна социального одобрения таких людей и появления новых блогов. После этой статьи краеведы начинают получать различные премии. Это становится престижно. А блог, где выложены фото коммунальных квартир, насчитывает около 500 тыс. подписчиков.

Часто новые краеведы проводят акции, например, в Петербурге моют витражи. Жить в домах-памятниках сложно и неудобно, многие просто не замечают ценности этих витражей. И тогда на помощь приходят волонтеры, которые, например, вымыли все семь этажей в бывшем Доходном доме.

Какие они?

Мария Тычинина обобщила информацию и составила портрет «краеведа новой волны».

Потребление информации через социальные сети

Краеведы новой волны живут через социальные сети и переписки. Блог – это форма коммуникации, даже если человек не определяет себя как блогер, он все равно ведет свои социальные сети, где публикует красивые фотографии, подписи к ним. Для них это некая форма общения.

Возраст – поколение Y и Z (25-35 лет)

В основном, это поколение Y и Z – 25-35 лет. Естественно, есть и 40-летние, и 21-летние.

Краеведение – стиль жизни

Для них краеведение – жизнь. Их досуг, коммуникации так или иначе выстраиваются вокруг локальной истории. Когда ты входишь в реку краеведения, то выйти из нее уже не можешь, неважно, одобряют тебя или нет, ты просто не можешь остановиться в рамках исследования. Краеведы новой волны даже берут отгулы на работе, чтобы попасть в архив.

Они общаются и проводят время на экскурсиях с такими же людьми, с которыми им интересно – волонтерами, фотографами. Другого досуга у них практически нет. Для них сильна визуальная составляющая.

Ценят своё время

Теряют внимание при первых же признаках «воды». Общеизвестные факты и темы пропускают мимо.

Если академическим краеведам нравятся лирические отступления в виде стихов, какой-то присказки, то для краеведов новой волны информация должна быть либо интересной, либо полезной, всё остальное откидывается. Если на конференции начинается «водянистый» и непонятный для студентов доклад, то их внимание вернуть будет очень сложно.

Отсутствие пиетета

Не работают регалии, должности, уровень образования. Работают конкретные проекты.

Регалии для них не работают совсем, даже наоборот – доктор наук воспринимается как что-то скучное, даже если человек шикарный лектор. Они заранее ставят на нем «крест».  Но, если тот же самый человек сказал: «Я сделал этот конкретный проект», например, создал базу данных по газетам, то внимание у слушателей сразу появляется. Нужна конкретика, польза. «Я провел такой-то фестиваль. Я веду такой-то волонтерский проект» – важен конкретный продукт.

Активно и легко делятся источниками и темами

Критика в комментариях стимулирует перепроверку источников информации.

Если краеведы новой волны нашли в архиве какой-то интересный документ, то всем его показывают. Часто такие люди спрашивают на экскурсии источники, которые им очень важны (название фонда, книги, откуда взята эта информация).  Возможно, они хотят повторить путь исследования. Краеведы новой волны считают, что должно быть доступно абсолютно всё, в отличие от некоторых научных сотрудников, которые опасаются воровства в сфере интеллектуальной собственности.

Критика в комментариях в социальных сетях стимулирует перепроверку данных. В Петербурге был такой случай, когда известный доктор наук допустил ошибку, а блогер его опроверг, приведя другие источники, которые тот по какой-то причине не затронул.

Слепое пятно на общеизвестные факты и темы

Краеведам новой волны не интересны общеизвестные даты из русской истории, например, 350-летие со дня рождения Петра I. Они не слышат и про залп Авроры, им интересны унитазы, детали быта, архитектурные детали.

«Специфические» темы исследований

Что же они любят? Тенденции интересов в краеведении

Архитектурные детали

Краеведы новой волны интересуются напольной плиткой, дверными входными группами, люками, кирпичами, дореволюционной сантехникой. Например, некоторые ездят и покупают унитазы. Для людей обычных, которые не в краеведении, это выглядит как чудачество.

Специфическая тема исследований – наличники. Например, один блогер ездит по всей России и фотографирует наличники. Фото сопровождает описаниями в стиле устной истории, на месте общается с создателями этих наличников.

Многие занимаются коллекционированием. Кто-то собирает дореволюционные кирпичи, кто-то дореволюционную одежду.

Некрополи

Кладбища – идеальное место для проведения экскурсий. Там очень много художественных надгробий, есть бандитские, цыганские памятники. Соответственно, это и богатые истории, которые интересно слушать.

Сейчас возник большой интерес к генеалогии. Для генеалогов тоже важно описывать захоронения. По мнению Марии Тычининой, генеалогию и краеведение разделять нельзя – это две части одного целого.

Мода на экскурсии по кладбищам распространилась на все регионы России. Они популярны и в Туле, и в Иркутске. Особняком стоит Якутия, там считается, что ходить на кладбища – плохая примета.

Мария Тычинина рассказала про женщину-специалиста, которая ездит по заброшенным деревенским погостам Костромской губернии. У неё сохранились метрические книги, где есть информация по целому уезду. И эта работа востребована. Результатом экспедиций стали книги, которые она выпускает.

История быта

Краеведов новой волны интересует еда в разные периоды истории: дореволюционная, советская и т.д. Становятся ценными советские вещи.

Молодежь задумывается, почему такое здание построил конкретный архитектор? Пытаются установить условный психологический портрет архитектора в формате здания.

Есть много людей, которые изучают один только дом, в котором обычно живут. Ищут, например, старые чертежи. Или изучают конкретные улицы. Если улица названа в честь героя Гражданской войны, то следуют темы: «Как хоронили жертв революции? Как выглядели погребальные венки?»

Раннесоветский период

В «цене» у новых краеведов ранний советский период. Заведующая Центром петербурговедения рассказала о группе ребят, которые подготовили конференцию, посвященную рабочему движению с 1917-го по 1925 год. Молодежь интересует период НЭПа, а также раннее рабочее движение, например, как жили и трудились рабочие на заводах до революции и к чему это привело.

90-е годы

Популярна тема конца 80-х – начала 90-х годов. Так, в Петербурге большим успехом пользуются экскурсии «Бандитский Петербург» и «По местам группы «Кино». В Новосибирске многие иногородние туристы мечтают пройтись «По местам Янки Дягилевой».

«Человейники»

Новые краеведы изучают, так называемые «человейники», – огромное количество домов без какой-нибудь зелени. Однажды на такую экскурсию в Петербурге собралось 80 человек. Молодые люди пытаются осмыслить современную архитектуру – что в ней красивого, почему архитектор, например, создал этот торговый центр из пластика и стекла. По-новому осмысляются «хрущевки» и «сталинки». Есть целое движение блогеров, которые изучают «сталинки». Такие экскурсии тоже пользуются популярностью. Конструктивизм тоже в моде.

 

Тренды в библиотечном краеведении

Роспись газет

Дореволюционные, советские и современные газеты – это популярный краеведческий источник, которые сейчас активно используется. Мария Тычинина рассказала о проекте Тульской области, когда описывается какой-нибудь герой газетной полосы. Далее участники проекта расписывают всех, кто упомянут в статье. Потом публикуют на эту тему материалы.

Изучение своего микрорайона (местности вокруг)

Краеведение – это познание себя через землю, через здания, через историю. Всем хочется быть причастным к интересному месту. Если библиотека будет аккумулировать информацию о районе, эту эксклюзивность у нее никто не сможет забрать. Это очень востребовано – изучение своего микрорайона и местности вокруг.

Сбор информации через социальные сети

Это один из способов сбора важной информации, соотносимый с источником «устная история». Мария Тычинина привела в пример группу ВКонтакте «Алтайское краеведение». Они закидывают в сеть исторические фотографии и спрашивают: «А что помните вы»? Людям хочется этими воспоминаниями делиться. Такую информацию можно собирать с пометкой «Собрано соцсетями». Некоторые даже пишут маленькие эссе.

Далее лектор перечислила тренды, которые тоже могут быть использованы в работе библиотек:

Фиксация устных источников истории,

Пополнение таких БД как pastvu,

Формирование интерактивных карт,

Создание БД генеалогического характера,

Фиксация лакун в краеведческих темах и стимулирование исследовать их (альманахи, конференции).

 

Не делайте скучные конференции

Один из важных пунктов краеведческой работы – это проведение конференций. Заведующая Центром петербурговедения Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского дала несколько советов по этому поводу:

– Не забывайте, что обсуждение – главная часть конференции. Модератор управляет конференцией. Это место для формирования горизонтальных связей. Избегайте докладов «отчетинок», – перечислила основные моменты лектор. Да, и тема конференции должна быть актуальной!

***

Но как совместить интересы краеведов академической направленности и краеведов новой волны? По мнению специалиста из Санкт-Петербурга, мы должны обеспечивать интересы всех групп. Здесь не должно быть перегибов ни в одну из сторон. Нужно проводить и серьезные академические лекции, и мероприятия, которые интересны краеведам новой волны.

Подготовила Людмила Кузменкина

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image