Лысенко Геннадий Михайлович

«ДУША НЕ ИЩЕТ БРОДА…» (Стихотворения Геннадия Лысенко)

Геннадий Михайлович Лысенко прожил без нескольких дней 36 лет (1941 — 1978). Немного. Тем не менее, сумел оставить в современной русской поэзии заметный след.

Писать стихи Лысенко начал довольно поздно. Как он сам говори, — в том возрасте, когда Павел Васильев (один из наиболее близких ему по духу поэтов) уже завершил свой путь. Так распорядилась судьба.

А судьба у него сложилась драматично. Пришлось хватить ему и сиротского, и тюремного лиха, довелось «надышаться золой скитальческих костров». Ну а жизнь свою закончил и вовсе трагически: наложил на себя руки. Был в это время поэт, что называется, на взлете: много и хорошо писал, с успехом выступал перед многочисленными читательскими аудиториями, печатался в центральной прессе, только что издал поэтический сборник в Москве и вдруг…

Непредсказуема душа поэта…

Но этому трагическому финалу предшествовало почти десять лет самозабвенной поэтической работы.

Первые стихотворения Геннадий Лысенко опубликовал в Приморской краевой молодежной газете «Тихоокеанский комсомолец». Но дебют его не стал рифмованным лепетом начинающего. Скорее — разведкой боем. Как засидевшийся на печи Илья Муромец, Геннадий Лысенко разминал косточки, чтобы вскоре стремительно, с непоколебимой верой в то, что он не ошибся дверью, ворваться в поэзию.

Во Владивостоке, где Геннадий тогда жил и работал, на рубеже 1960 — 1970-х годов уже были довольно интересные поэты (Илья Фаликов, Юрий Кашук, Александр Романенко и др.), но почти безоговорочно, что крайне редко бывает в поэтической среде, они приняли его: сначала как равного среди равных, а затем — и как лучшего среди них. И это при всем том, что был он и колюче-угловатым, и вспыльчивым, и не слишком уживчивым. Тем не менее, для такого признания собрата-новичка у приморских поэтов имелись веские основания: как сугубо литературные, так и чисто человеческие.

 

Пристрастный к Родине,

К друзьям, и в мелочах,

и в самом главном,

я весь,

как маленький изъян

на пленку снятый крупным планом…

 

Здесь, в сущности, весьма точно запечатлен сам Геннадий Лысенко. Впрочем, автопортретом в значительной степени можно считать и все его творчество: каждое стихотворение поэта — прямая речь, обращенная непосредственно к нам, читателям, откровенный разговор или даже проповедь в форме исповеди на материале собственной жизни.

В стихах Геннадия Лысенко мы не встретим традиционного «лирического героя». Есть сам поэт, и это принципиально важно. Особое обаяние, особенная притягательность его стихов как раз и заключается в предельной личностности, в безусловной жизненной обеспеченности каждой строки.

Свою биографию и устно, и, тем более, письменно Геннадий Лысенко излагал очень редко. Вероятно, из-за некоторых в ней «изъянов». Да в том и не было особой нужды, потому что все о нем главное можно было узнать из его стихотворений. И о сиротском послевоенном детстве, когда он «зло работал» «как равный средь мужчин», в «тринадцать лет мог ходить за плугом», а «в четырнадцать со взрослыми косил»; о бабушке с дедушкой, передавших ему уважение к тяжелому, черному труду. И впоследствии, с полным на то основанием, поэт скажет: «Вот хлеб мой — я вырос на черном». А еще, имея за плечами геологоразведку, опыт моряка и рабочего-литейщика, с не меньшим основанием напишет: «Я держал в руке и серп, и молот — и ковать умею, и косить».

Далеким годам детства и юности Геннадий Лысенко посвятил немало стихотворений «Мне не прорвать кольца воспоминаний, // не отложить былого на потом», — признавался поэт. Да и было ему, было, что вспомнить («я помню такие детали, какие не помнит никто»). Но это не воспоминания ради воспоминаний. Есть две важные причины, по которым Лысенко обращается памятью в прошлое. Во-первых, потому, что «там каждый куст и камешек наука» (наука жить, работать, наука быть человеком), а во-вторых — потому, что именно тогда, подростком, поэт «первый раз подумал о народе, как о себе, в единственном числе».

И это ощущение кровной связи со своим великим народом, с его исторической судьбой, остались в душе Геннадия Лысенко навсегда, обостряясь и вспыхивая в самые, казалось бы, неожиданные моменты:

 

Обрубка стали:

Гулкий звон чеканки,

Багровый дым

И пыль — не продохнуть;

В литейном жарко.

«Как под Курском в танке» —

на перекуре скажет кто-нибудь.

И связь времен, утерянная мною,

вдруг дрогнет в пальцах,

словно проводок,

протянутый меж миром и войною,

и боль моя войдет в него

как ток.

Чтоб я услышал голоса убитых

и, составляя целое из крох,

понятье — жизнь

прочувствовал как выдох,

переходящий медленно во вдох.

 

Это одно из лучших стихотворений Геннадия Лысенко на так называемую трудовую тематику. А написано у него о рабочем классе достаточно много. И хотя не все здесь равноценно, зато все честно и искренне, все увидено своим и только своим взглядом. Во всяком случае у Геннадия Лысенко нет пресловутых представителей класса-гегемона, а есть живые запоминающиеся люди, ощущается напряженная и по-своему романтичная атмосфера будничного труда, в которой «сталевар пропах металлом», а «сварщик молнией пропах», где «маркировщица, как дятел, тук да тук», а в ремонтном доке «как веснушки, у судов сияют новые заклепки». Иначе говоря, труд рабочего человека под пером Геннадия Лысенко становится явлением истинно поэтическим.

Этого, между прочим, не так-то легко добиться и это уже само по себе есть немалая удача, на конъюнктурном гребне которой можно было преспокойно плыть дальше. И критика того времени поспешила объявить молодого поэта певцом рабочей темы, вводя в заблуждение тех, кто не знал хорошо его творчества, потому что Геннадий Лысенко никогда не был апологетом какой-то одной темы. Темой для него являлась, по сути, вся жизнь в различных ее проявлениях, а то или иное рожденное им стихотворение поэтически отображало и преломляло какой-то определенный миг бытия, текущей повседневности. Ну а поскольку Лысенко несколько лет проработал на «Дальзаводе», в литейном цехе обрубщиком металла, это не могло не отразиться в его стихах, хотя и тут он оставался прежде всего поэтом — «поэтом мускульной работы», как он сам себя называл, который почитал за счастье «руками добывать свои строчки и хлеб».

Писать же, в принципе, Геннадий Лысенко мог о чем угодно. Есть у него вещи для его творчества совершенно неожиданные. Например, никогда практически его поэтический взгляд не обращался к животным. Тем удивительнее наткнуться в книгах Лысенко на замечательное стихотворение о старой собаке, которое никак не спутаешь с тысячами других о братьях наших меньших:

 

Собака была старой,

Белой.

Уже поговаривали:

куда бы ее деть?

А собака умела

прямо в душу глядеть.

И однажды,

прильнув к колену,

сгустком верности и тепла,

собака почувствовала измену,

вышла из дому —

и умерла.

 

Несмотря на тематическую разнообразность, Геннадий Лысенко не был поэтом всеядным и неразборчивым. Он жил главным и писал о главном. «Живу любовью и трудом» — так определил он содержание собственной жизни и творчества. Причем «любовь» здесь поставлена на первое место не просто из соображений поэтической благозвучности. Любовь действительно имела для Геннадия Лысенко первостепенное значение. И не только традиционная любовь к женщине или природе. Любовь для него понятие гораздо более широкое: к народу своему, к родине — большой и малой, делу которым живешь, к слову, рождающемуся в сердце, к разлитой в мире красоте, наконец… А иной раз все это у Геннадия Лысенко органично сплавляется воедино, превращая обыденную бытовую зарисовку в своеобразное поэтическое обобщение:

 

Поступит,

как из-под резца,

уже забытое когда-то

лицо —

и нет на мне лица.

Взгляну на пьющих виновато.

Шагну в потемки,

в тишину,

оставив стол с нестройным хором —

мне жаль персидскую княжну

и Стеньку жалко.

Коридором

пройду до красного крыльца —

считать скрипучие ступени.

Как зверь, бежавший от ловца,

уткнется грусть в мои колени.

Уткнется грусть.

Я сам уткнусь

в комок тепла с собачьим мехом,

мне жаль ушедшего…

О, Русь!

Сольется эхо с женским смехом.

И осторожная рука,

еще чужая сквозь болонью,

погладит проседь у виска

и обожжет плечо ладонью.

 

Как, наверное, и у большинства поэтов, было у Геннадия Лысенко два самых любимых объекта изображения: природа и женщины. И то, и другое умел он живописать с редкой изобретательностью. Подчас хватало ему одного колоритного исчерпывающе емкого мазка, чтобы явить читателю прямо-таки космогоническую картину.

 

Какая тишь…

Как рысь по кедру,

взойдя  туда, где Млечный Путь,

дымок показывает ветру,

в какую сторону подуть.

 

Вообще же, следует заметить, стих Геннадия Лысенко, как правило, очень образный и афористичный, нередко держится на какой-то одной зримой запоминающейся метафоре, в которой поэт ухитряется очень естественно соединить оба своих любимых предмета — природу и женщину.

 

Расходятся у речки берега —

камыш завял,

деревья опустели,

а это возмутительно слегка,

как образ,

воплощенный в женском теле.

Он беззащитней выглядит нагим,

он в меру розоват и обтекаем,

о, мы уж сотни лет в него вникаем,

и сотни лет пасуем перед ним.

Как будто признавая божество,

боимся опознать его во плоти,

а женщина справляет торжество,

свалив к ногам веселые лохмотья.

 

А вот как увидел поэт безжалостно сломанное чьей-то рукой (или срубленное) дерево:

 

Измазав желтый полушалок

багровой глиною кювета,

береза белая лежала,

как совесть,

брошенная кем-то.

 

В своих стихотворениях Геннадий Лысенко много писал о состоянии природы в разные времена года. Но они и собранные вместе не кажутся монотонными вариациями на заданную тему, потому что в каждом возникают и новые краски, и новое настроение. Тем более что во временах, года поэт видит не только естественный круговорот природы, но и эволюцию собственного душевного состояния.

 

А в том июле — что я понимал?

и август был случайный, как описка,

как будто что-то к телу принимал,

не принимая к сердцу слишком близко.

Но вот,

срывая,

комкая,

шурша, сентябрь прошел,

снег очищенья выпал

и с каждым днем разборчивей душа,

и с каждым — ограниченнее выбор.

 

Наблюдая за природой в разные времена года, поэт не только пытается найти какие-то отзвуки ее состояния в себе самом, но и задумывается над вечными вопросами о сути бытия, выходя за рамки собственного «эго» на простор и глубину лирико-философского размышления. Но при этом остается самим собой, то есть художником настолько же красочно-образным, оригинальным, настолько и доступным для восприятия даже для самого неискушенного читателя.

 

Вот по весне

земля для всех сырая,

но грязь лишь тем,

кто начинал тропу;

апрель со снегом краски растирает,

разводит на березовом соку.

Капель упала,

словно капли пота,

и мне секрет открылся невзначай:

ему,

загрунтовавшему полотна

не увидать,

что нарисует май.

Так вот в чем жизнь.

Так вот она какая.

В ней все для всех,

но каждому свое.

Все просто,

словно небо с облаками,

похожими на свежее белье.

Еще не нарисована картина.

Еще художник в мире не рожден.

А жизнь идет,

и нет в ней середины

между последним снегом и дожем.

 

Поэт Геннадий Лысенко так и прожил — без середины. Имея «сердца — больше чуточку, чем надо», он «работал, дрался, обнимал» и каждодневно обращал жизнь свою в музыку новых и новых стихов. Иначе не мог, не умел, не хотел.

По собственному признанию, был он «поэт — не о Бога, — от себя, от России» и шел с ней одной дорогой. Нелегкой оказалась его стезя. Трудной, но и счастливой, потому что в итоге обернулась песней: задушевной, чистой, пусть не слишком громкой, но искренней — песней, которая еще не раз отзовется в сердце каждого, кто ее услышит.

 

А. Горшенин

 

 

Дополнительно рекомендуем прочесть

Геннадий Лысенко. Зовется любовью. Книга лирики. — М., 1985.