Макаров Василий Иванович

110 лет со дня рождения советского российского актёра театра и кино, заслуженного артиста РСФСР Макарова Василия Ивановича (1914-1964 гг.).

Василий Иванович Макаров родился 12 января 1914 г. в деревне Скала Томской губернии (ныне Колыванского района Новосибирской области) в рыбацкой семье. Весной 1930 г. поступил в театральную студию при Новосибирском театре юных зрителей (ныне Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»). Активная участница тюзовского движения Елена Герасимовна Агаронова вспоминала: «Вася покорил всю комиссию не только своими великолепными природными данными, обаянием, простотой, юмором, но и данными артистическими: органикой, воображением, интуицией».

В 1930-е гг. и первой половине 1940-х гг. Василий Макаров играл на сцене Новосибирского ТЮЗа все главные роли и в классике, и в пьесах современных драматургов, и в сказках. Среди них: Дон Кихот в одноимённой пьесе А. Бруштейн (по роману М. Сервантеса, 1932), Тиль в «Тиле Уленшпигеле» Е. Гаккеля (по Шарлю де Костеру, 1933), Карл Моор в «Разбойниках» Ф. Шиллера (1935), Иванушка в «Коньке-Горбунке» П. Горлова (по сказке П. Ершова, 1935), Огонь в «Синей птице» М. Метерлинка (1936), Арсен в одноименной пьесе С. Шаншиашвили (1938), Корчагин в «Как закалялась сталь» Н. Островского (1938), Клеант в «Скупом» Ж.-Б. Мольера (1939), Мизгирь в «Снегурочке» А. Островского (1940), Ромео в «Ромео и Джульетте» В. Шекспира (1941), Фигаро в «Севильском цирюльнике» П.-О. Бомарше (1941), Труффальдино в «Слуге двух господ» К. Гольдони (1942), Сергей Луконин в «Парне из нашего города» К. Симонова (1942), Поручик Ржевский в «Давным-давно» А. Гладкова (1943), Антифолы-близнецы в «Комедии ошибок» В. Шекспира (1943) и др. Макаров много читал, работал с различными постановщиками, приезжавшими из Ленинграда (ведь Новосибирский ТЮЗ возник благодаря ленинградскому режиссёру и педагогу Александру Александровичу Брянцеву и его ученикам). Уже став известным актёром, он продолжал учиться у своего первого педагога Николая Фёдоровича Михайлова, играя в его режиссёрских работах. А в 1937 г. в спектакле «Дубровский» по А. Пушкину Макаров встретится с Михайловым и как с партнёром.

Как отмечали современники, в таланте Василия Макарова органично сочетались трагедийное, героическое и комедийное начала. Его творчество было отмечено обаянием тёплого сочного юмора, непринуждённостью исполнительской манеры, народностью.

Характерными чертами творчества Макарова являлись романтическая приподнятость, сила чувств, взрывной темперамент. Если ранние работы актёра объединяла тема утверждения свободы личности, стремящейся в мир возвышенных идеалов, то в работах конца 1930-х – начала 1940-х гг. центральной становится тема патриотического долга, понимаемая как тема жертвенного служения Родине. С особой силой она прозвучала в годы Великой Отечественной войны в роли Сергея Луконина в спектакле «Парень из нашего города» по пьесе К. Симонова в постановке Павла Цетнеровича. Обладая огромной силой эмоциональной заразительности, актёр читал монолог, который зал мог слушать только стоя. Весь спектакль был пронизан несгибаемой верой в победу.

Программным спектаклем театра 1930-х гг. станет «Как закалялась сталь» Н. Островского с героем Павлом Корчагиным, предельно воплотившим идею самопожертвования и сгоревшим в горниле революции во имя этой идеи. Именно этот спектакль шёл на сцене Новосибирского ТЮЗа в первый день Великой Отечественной войны и провожал отряды уходящих на фронт сибиряков.

В 1945 г. Василию Макарову одному из первых в истории Новосибирского ТЮЗа, наряду с актрисой Зоей Фёдоровной Булгаковой и режиссёром Павлом Владиславовичем Цетнеровичем, возглавлявшим театр в годы Великой Отечественной войны, было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».

Встречу Цетнеровича с Макаровым назовут счастливой. Василий Иванович говорил о своих работах с режиссёром как о чём-то большом, состоявшемся в его творческой жизни. В «Слуге двух господ» К. Гольдони Макаров сыграл Труффальдино. Эта работа получила высокое признание. «Моей любимой ролью была роль братьев Антифолов в „Комедии ошибок” В. Шекспира, – вспоминал позднее, уже будучи в Москве, артист. – Я играл сразу двух братьев. У меня в руках был настолько богатый материал для перевоплощения, настолько выразительными были роли, что, хотя я перед выходом на сцену того или другого брата менял только плащ, оставляя всё остальное неизменным, зрители были абсолютно убеждены, что братьев играют два актёра. Это большое счастье для нас воплощать такие яркие характеры».

В 1945 г. Макаров перейдёт на сцену Новосибирского драматического театра «Красный факел». Работа в спектакле «Орёл и орлица» А. Толстого в роли Ивана Грозного завершится для него приглашением в театры Москвы и Ленинграда. В столицу актер уедет в 1946 г., в один год с Павлом Цетнеровичем, которого пригласят главным режиссёром в Московский ТЮЗ. Их судьбы потом никогда не пересекутся. Василий Иванович Макаров работал во МХАТе с прославленными корифеями Кедровым, Тарасовой, Грибовым, получил орден «Знак Почёта» и звание лауреата Сталинской премии; затем работал в Центральном театре Советской Армии. Снимался в кино. Но память о творческом взлёте, однажды пережитом в спектакле Цетнеровича, он пронесёт через всю жизнь.

Пресс-служба театра «Глобус»

ЛИТЕРАТУРА

1. ЛЕНДОВА В. Страницы истории // Советская Сибирь. – 1980. – 20 декабря. – С. 3.

2. НИКУЛЬКОВА Н. К юности // Советская Сибирь. – 1980. – 20 декабря. – С. 3.

3. НОВОСИБИРСКИЙ академический молодёжный театр «Глобус». 1930–2000 : [фотоальбом] / сост. Г. К. Журавлёва. – Новосибирск, 2000. – 239 с. : ил.

4. СТРАНИЦЫ истории Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». 1930–2000 / Г. К. Журавлёва, Е. А. Абрамова. – Новосибирск, 2001. – 68 с. : ил., портр.

5. ТЕАТРЫ Новосибирска // История города. Новониколаевск-Новосибирск. В 2-х т. Т. 1. – Новосибирск, 2005. – С. 654.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2024 год

Добавить комментарий

Target Image