«Меня волнует тема материнства»

100 лет со дня рождения (1913–1990) живописца и графика Гинзбург Ольги Леонтьевны.

Вся жизнь Ольги Леонтьевны Гинзбург связана с Сибирью. Здесь она родилась на станции Тайга Томской губернии 6 июня 1913 г. (по другим источникам – 6 июля). С 1914 по 1929 г. жила в г. Ачинске. В 1935 г. окончила факультет живописи Омского художественно-промышленного техникума им. М.А. Врубеля. По распределению была направлена в Новосибирск. Работала в школе преподавателем рисования и одновременно участвовала в художественных выставках. В 1938 г. она стала членом Союза художников СССР. С 1939 г. работала в кооперативном товариществе «Художник» (позднее Новосибирское отделение Художественного фонда РСФСР). Во время Великой Отечественной войны активно участвовала в выпуске плакатов ТАСС, много ездила по сельским районам, писала портреты героев фронта и тыла, принимала участие в художественных выставках. В 1949 г. окончила курсы повышения квалификации художников в мастерской Б. В. Иогансона в Москве. С 1956 г. – участница Республиканской и вскоре Всесоюзной художественных выставок, всех областных,  всесибирских, зональных выставок. Участница выставки Сибири, Урала и Дальнего Востока в Манеже в Москве в 1972 г.

Когда осенью 1965 г. открылась первая персональная выставка Гинзбург, местные и центральные газеты обратили на неё внимание. Это была первая в Сибири персональная выставка женщины-художницы, затем персональные выставки в 1972, 1973, 1977, 1983 гг.

 Большой мастер пейзажа, портрета, натюрморта, Ольга Леонтьевна участвовала во всех областных и зональных выставках «Сибирь социалистическая». Её работы не раз выставлялись в других городах,  в т. ч. в Центральном выставочном зале в Москве в экспозиции, посвящённой Сибири и Дальнему Востоку.

«Меня волнует тема материнства. Условно направление своего творчества я определяю так: дети, мать, женщина […] Люблю работать над портретами, жанром, пишу пейзажи и натюрморты […]», – говорит художница. Она показывает нам Женщину, Ребёнка, Природу, Цветы. Женские образы, которые возникают то на красочных картонах из восточного цикла («Ковровщица из Бахардена», «Ткачихи», «Девушка из Байрам-Али», «За свежей водой»), то на многочисленных монотипиях с изображением обнажённой натуры, то в зарисовках из дорожного блокнота, с которым Ольга Гинзбург никогда не расстаётся, излучают свет, ласку,  спокойствие. Женщины, о которых рассказывает наш автор, прежде всего женственны, даже если они одеты в грубые брезентовые робы («Бригада в рыбсовхозе»), служебные халаты («Медсестра Нина») или носят тяжёлые кирзовые сапоги разнорабочих. И в труде, и в быту, и во время отдыха у реки или в лесу, рядом с любимым и рядом с ребёнком они сохраняют нежную одухотворённость черт. Художница видит у своих современниц особую плавность движений, она любуется этой плавностью, фиксирует её, претворяет в художественную «материю». У неё особенно много женских портретов и картин, свидетельствующих о большой любви художницы к детям.

Гинзбург – одна из немногих художников-профессионалов, занимающихся рисованием с детьми (она работала учителем рисования в школе, вела детские ИЗО-кружки, вела студию при Доме архитекторов). Это общение приносило художнице свои плоды, обогащало, подсказывало новые темы. Поэтична «Девушка с книгой» и очень хороша акварель «Девочка на старой лодке». Зоркий глаз художника сумел уловить характерные позы и выражение детей очень скромными средствами. Близко глядя – это несколько прозрачных мазков растекающейся краски на влажной бумаге. Лиричен светлый мир детства в произведениях Гинзбург, обаяние его невольно заставляет нас переживать, нам открывается неведанная до этого общения красота. Дети, на которых она обращает наше внимание, выраженная ею любовь к ним сами по себе говорят о человечности, о жизнеутверждающем характере её творчества.

Ольга Леонтьевна чаще писала темперой. Эта техника больше отвечала её творческой манере – не выписывая деталей, «схватить», обсудить общее настроение. Но художница работала и маслом, и цветными мелками, любила графику – у неё масса рисунков и набросков.

 Другая линия в её творчестве – это натюрморт, где обыденные предметы приобретают особую живописную значимость и красоту. Её натюрморты сочные и лиричные одновременно, в них художница очень внимательна к фактуре предметов, своей кистью она словно бережно прикасается к их поверхностям, выявляя и неровную, покрытую трещинками кожицу дыни, и грубую зернистость домотканого половика, и блестящую поливу керамики. Художница хорошо чувствовала объём предметов, она удачно противопоставляла их формы, то строгие, то усложнённые.

В каждом из натюрмортов благодаря острому ощущению цвета присутствует особый смысловой ключ. Так, «Натюрморт с кофейником» – сурово-напряжён и тревожен, «Натюрморт с самоваром» – гармоничен и ясен, величавы и благородно-торжественны «Розы на балконе», праздничны и радостны «Тюльпаны на красном».

Пейзаж – большей частью городские мотивы, написанные с натуры во время поездок («Крымский пейзаж», «Старинный город Торжок»); дома и улицы, старые, уходящие, но еще живые. Большой интерес представляют вещи, написанные в Литве (1961 г.) во время пребывания в творческой командировке. Живопись этого периода, звучная и насыщенная по тону, хорошо передаёт атмосферу Прибалтики, портовых городов, рыбацких посёлков. Удачно написаны пейзажи «Улица в Паланге», «Клайпеда – Старый пирс», «В Кретинге». Гинзбург очень точно и свободно владеет цветом, рисунок её лёгок и изящен. Цвет для неё является основным средством выразительности. Он создаёт эмоциональный камертон для

Восприятия и понимания человеческой души. Поэтому колористические решения её произведений весьма разнообразны – от создающих настроение сосредоточенности благородных густых тонов («Девушка с цветком») до тонов прозрачных и воздушных («Медсестра Нина»). Художницу привлекают и тонкие нюансы душевной жизни, процесс общения человека с искусством. Примеры листов этого типа – монотипия «Слушающая музыку» с мягкими прозрачными тонами и подвижно-текучей ритмикой, как бы олицетворяющей саму музыку, и остро характерная акварель «На концерте», точно передающая момент восторженного порыва.

Творчество художницы завоевало теплые симпатии любителей изобразительного искусства. Произведения Гинзбург находятся

в Новосибирском государственном художественном музее и частных коллекциях жителей города.

Подготовила Л.М. Харчук

ИСТОЧНИКИ

ГРИШАНОВА Т.В. ГинзбургОльга Леонтьевна // Новосибирск: энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 199.

ОЛЬГА Гинзбург : Живопись. Графика : каталог. – Новосибирск, 1977. – 49 с. См. с. 43.

ЛИТЕРАТУРА

СМОЛИН А. Современницы : [о персон. выст. О.Л. Гинзбург в выст. зале Новосиб. орг. Союза художников] // Совет. Сибирь. – 1983. – 23 окт. – С. 3.

ЗАХАРОВА И. «…Это – как наслаждение» : [о худож. О. Гинзбург, рук. студии при Доме архитектора г. Новосибирска] // Вечер. Новосибирск. – 1975. – 26 сент. – С. 4.

ВЫСТАВКА произведений новосибирской художницы Ольги Леонтьевны Гинзбург: живопись, графика : каталог. – Новосибирск, 1965. – 15 с.

Печатается по книге: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2013 год. – Новосибирск: [ Изд-во Новосиб. гос. обл. науч. б-ки], 2012 – 254 с., [35] л. ил.+ 1 эл. диск (CD).

Добавить комментарий

Target Image