Меженинов Николай Павлович

 

Дистанция пути – жизнь

Меженинов Николай Павлович (1838-1915)

выдающийся изыскатель и строитель железных дорог в России. Начальник строительства Средне-Сибирской железной дороги. Руководил строительством станции Обь.

 

Печатается по книге:

«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II. С. 307-312.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

 

Последние 25 лет давно ушедшего XIX века стали горнилом, выдавшим мощные слитки уникального человеческого материала – инженеров-строителей железных дорог. Тогда и обрело известность имя Николая Павловича Меженинова, строителя многих важных российских железнодорожных путей.

Во время прежнее люди нередко становились носителями фамилии по названию деревень, рек, усадеб, где жили. Так образовались и фамилии жителей Мезени – Меженин, Меженинов. Это была известная дворянская фамилия, обладавшая родовыми имениями в Рязанской губернии.

В 1838 году семья рязанского помещика Павла Меженинова пополнилась еще одним членом: на свет появился сын Коля.

Обучался Николай в Московском университете на физико-математическом факультете. Затем слушал курс наук в институте инженеров путей сообщения, откуда выпущен инженером-поручиком путей сообщения. В 1863 году 20 июня назначен начальником 2-го стола искусственного отделения VII округа путей сообщения, затем – начальником 8-ой дистанции II отделения VII округа. Все идет к тому, чтобы осесть и основательно создать себе задел на дальнейшую жизнь, но следующая запись в послужном списке такая:

30 мая 1867 года – уволен в общество Курско-Киевской железной дороги с зачислением по спискам МПС, и далее: 3 сентября 1869 года – уволен в распоряжение производителей изысканий для ж. д. от Нежина до Витебска; от Конотопа через Рославь до Могилева и от Конотопа до Минска.

Человек выбирает себе трудный и хлопотный путь, чтобы всерьез приложить свои усилия и знания для пополнения практического опыта, который сделает его профессиональный потенциал неповторимым и эффективным орудием инженерного труда.

Опыт и техническая интуиция не только инженера, но и строителя (инженерам-путейцам того времени в обязательном порядке вменялось в обязанности участие в проектировании не только железных дорог, но и сопутствующих сооружений), высоко оцениваются руководством, и Николай Павлович назначается: 1. 02. 1871 года – инженером для технических занятий VIII класса в техническом инспекторском Комитете ж. д., а затем 31. 08. 1871 года – назначен инспектором Ландваро-Раменской ж. д. Позже – 9. 06. 1874 года – назначен инспектором Уральской горнозаводской ж. д. Полученные в процессе инспектирования данные о возможных слабых местах строительства железных дорог, возникающих в схожих сложных ситуациях, позволяют Николаю Павловичу 1. 03. 1875 года поступить на службу в общество Оренбургской ж. д. – уже в качестве руководителя строительства сложнейшего участка Оренбургской железной дороги от Оренбурга до Самары. Но это только начало! Далее: 6. 04. 1877 года – уволен в об-во Харьково-Николаевской ж. д., с утверждением гл. инженером Сумского участка. 30. 07. 1878 года – за окончанием работ на Сумском участке Харьково-Николаевской ж. д. причислен к МПС на один год. 5. 02. 1879 года – уволен в об-во Харьково-Николаевской ж. д. на один год. 25.02.1880 г. – оставлен в том же обществе еще на два года. 21. 09. 1881 года – за принятием Харьково-Николаевской ж. д. в казенное управление причислен к МПС с оставлением при занятиях оной дороги. Затем 8. 11. 1882 года с разрешения Министра прикомандирован для занятий к Временному управлению ж. д. с оставлением причисленным к МПС. И вот 7. 07. 1887 года приказом № 54 назначен начальником экспедиции по производству изысканий Средне-Сибирской ж. д.

Первый день июня 1887 года стал одной из главных вех в создании Транссиба. В этот день на специальном совещании правительства особым совещанием членов Комитета Министров принято решение о строительстве отдельных участков железной дороги в Сибири: Средне-Сибирской – от Томска до Иркутска, Забайкальской – от оз. Байкал до Сретенска и Уссурийской – от Владивостока до села Буссе на реке Уссури. Также решено организовать изыскания на Средне-Сибирском участке под руководством Н. П. Меженинова. Комиссия выделила из всех кандидатов  человека достойнейшего, опытного и уникального – успех его прежней работы был основан не только на знаниях и практике, но и энтузиазме искренне преданного Родине человека, и потому, подобно неутомимому орудию, он работал, пробивая железные дороги на просторах Империи.

Предстоящий грандиозный труд мог быть сделан исключительно благодаря высочайшему профессионализму Николая Павловича. За год исследовать участок в 1600 верст, имея при этом пятерых инженеров на пять партий и одиннадцать техников – возможно ли такое?! Да! – доказано Межениновым! Проводимые изыскания не ограничивались изучением ландшафта, всесторонне регистрировались и анализировались социологические, экономические и демографические данные. Создаваемая дорога должна была проходить в одном, единственно оправданном со всех точек зрения месте. Предстояло рассчитать сложнейшую траекторию, используя множество фактических данных; надо отдать должное сложности задачи и заметить, что в то время железнодорожное дело было не менее ответственным и трудоемким, чем  в ХХ веке космонавтика.

К концу 1887 года Н. П. Меженинов, тщательно ознакомившись на месте с условиями предстоящих работ по строительству дороги, представил членам Комитета Министров две записки. В них он аргументированно доказывал, что ввиду малой плотности населения округов на протяжении 1600 верст и ненадежности водного пути от Тюмени до Омска, Средне-Сибирская железная дорога не может быть построена скоро и дешево, а количество грузов будет незначительно, поэтому выгоднее строить ее как продолжение Уфа – Златоустовской линии. Указывая этим на необходимость прокладки Западно-Сибирской железной дороги, Меженинов доказал также очевидность того, что дорога от Урала до Оби, следуя по равнинной местности, обошлась бы более чем вдвое дешевле Средне-Сибирской, также значительно снизились бы сложности связанные с ее постройкой.

21 февраля 1891 года Комитетом Министров принято решение о начале работ по сооружению железной дороги от Миасса до Челябинска и о начале изысканий на участке от Челябинска до Томска. 17 марта Александр III издал Высочайший рескрипт о начале строительства Транссибирской магистрали, изменившей впоследствии всю жизнь в Сибири:

Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить волю Мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, на счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Знаменательное участие Ваше в начинании предпринимаемого дела послужит полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить отношения Сибири с прочими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Мое попечение о мирном его преуспеянии. Призывая благословение Господа на предстоящий Вам продолжительный путь по России, пребываю искренне Вас любящий Александр.

 Великий сибирский железнодорожный путь начал строиться одновременно от Владивостока и Челябинска. Волей своей Император начал жизнь великого пути по имени Транссибирская магистраль. Таким образом, Средне-Сибирская дорога получила характер продолжения Самаро-Златоустовской и Западно-Сибирской железных дорог, как это отстаивалось в записках Николая Павловича Меженинова. Работы по сооружению Средне-Сибирской железной дороги на участке Обь — Красноярск начались в мае 1893 года.

А 20 июля 1894 года в с. Кривощеково (будущем Ново-Николаевске) состоялась торжественная закладка первого камня в правобережный устой железнодорожного моста. Отслужен молебен, на котором среди прочих присутствовали томский губернатор Г. А. Тобизен, управляющий Контрольной Палатой М. К. Шпейр и начальник строительства среднесибирского участка железной дороги Н. П. Меженинов. Создание Средне-Сибирской железной дороги было связано с огромным грузом забот, преодолением природных условий Сибири, необходимостью осушать болота, прорубать дорогу в тайге, работать в лютый мороз, преодолевать реки. Но работа велась быстро и слаженно, благодаря чему первые поезда Красноярск встречал уже в декабре 1895 года, а Иркутск – в феврале 1897-го. И наконец, в 1899 году в преддверии нового века вся Средне-Сибирская железная дорога принята в постоянную эксплуатацию.

Вклад в общегосударственное дело строительства дорог Н. П. Меженинова был высоко оценен российским правительством:

20. 06. 1886 года – Н. П. Меженинов произведен в титулярные советники со старшинством в чине.

28. 03. 1871 года – награжден орденом Станислава 3-й степени.

1. 02. 1871 года – произведен в коллежские асессоры.

8. 04. 1973 года – награжден орденом Св. Анны 2-й степени.

1. 02. 1875 года – произведен в надворные советники.

...1887 года – произведен в статские советники.

1. 04. 1890 года – награжден орденом Св. Владимира 4-й степени, произведен в действительные статские советники.

2. 04. 1895 года – награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

13. 04. 1897 года – награжден орденом Станислава 1-й степени.

Апрель 1900 года – произведен в тайные советники.

15. 06. 1901 года – пожалован нагрудный знак за содействие духовному просвещению Сибири.

При прокладке железных дорог Меженинов требовал везде, вдоль путей в городах и поселках строить гимназии, больницы, церкви, библиотеки, переселенческие пункты, высаживать сады. Неслучайно последним из высочайших благодарностей оказался нагрудный знак за содействие духовному просвещению Сибири. Для представителя технической интеллигенции быть преданным не только цифре и чертежу, но и духовной основе, идее – это иллюстрация подлинного патриотизма и широты взглядов. Николай Павлович прекрасно понимал, что сама железная дорога это лишь инструмент, если угодно, средство, а цель – доступность сообщения самых удаленных друг от друга областей, возможность нести свет в самые далекие уголки Родины. Без духовности нет крепкого общества, нет сильной и державной России. Именно поэтому неслучайны его обязательные указания по строительству объектов социальной, духовной жизни и просвещения. Строительство храмов – это то на первый взгляд иррациональное движение души, облеченное его волей в директиву. Инженерный ум, казалось, не мог позволить себе отвлечься на что-либо, на первый взгляд не относящееся к делу; ведь есть графики, календарные планы, сроки. Но своя искренняя вера подсказывала Меженинову необходимость возведения таких важных для гармонии общества центров духовности и культуры, как православные храмы.

27 ноября 1915 года в Санкт-Петербурге скончался строитель Средне-Сибирской железной дороги, инженер Николай Павлович Меженинов. Дистанция уникального, самоотверженного пути длиною в жизнь закончилась.

Издательство: 
Клуб меценатов
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2003 г.
подкатегория: 
Голосов пока нет

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Опять встретил кочующую ошибку «20 июля 1894 года в с. Кривощеково (будущем Ново-Николаевске) состоялась торжественная закладка первого камня в правобережный устой железнодорожного моста». Кривощеково на левом берегу, а закладка была на правом.

Добавить комментарий

Target Image