Красный проспект - главная улица Новосибирска - хранит много тайн и окружена множеством мифов. За свою длинную историю проспект претерпел несколько масштабных преобразований. Еще больше преобразований не состоялось. Например, Академгородок изначально планировался возле Дома офицеров. А сама главная улица города родилась как базарная площадь, удлинившаяся на север почти до бесконечности.
О главных вехах развития легендарной улицы рассказывает главный хранитель музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Сергей Филонов.
Ложные мифы о Красном проспекте
История Красного проспекта длинная, как и он сам.
Проспект превратился в одну из самых мифологизированных улиц Новосибирска. Один из мифов гласит, что на месте города не было вообще ничего, и люди, пришедшие к реке Обь, прорубили просеку в дремучем лесу. Это неправда.
Просека в лесу - будущий Красный проспект - фрагмент старинного Барнаульского тракта
На знаменитой фотографии мы видим просеку, но каждому понятно, что для просеки это дорога слишком широка и наезженна.
Дело в том, что Красный проспект в основной своей части от начала (пл. Свердлова) до улицы Гоголя - это фрагмент старинного Барнаульского тракта. Тракт проходил между Барнаулом и Томском. Дорога была грунтовая. На месте будущего города находилась развилка. В итоге, когда сюда пришли строители будущего железнодорожного моста, они использовали именно эту магистраль-просеку.
Второй миф рассказывает о том, что Красный проспект четко направлен с юга на север и при его закладке строители ориентировались чуть ли не на компас. Это не так.
«Достаточно посмотреть любой атлас, и будет видно, что Красный проспект отклоняется к западу», - спешит развеять миф Сергей Филонов.
Третий миф, что Красный проспект образовался почти одномоментно и целиком. Эта информация не соответствует действительности. Центральная улица города нарастала постепенно в направлении севера. И эти этапы роста несложно проследить.
Как из площади родилась улица
Специфика Новосибирска в том, что он начинался не с улиц, а с площадей. Аналогичным способом в России начинался только Санкт-Петербург, тем мы и похожи на северную столицу. Сейчас историки активно ищут параллели между Санкт-Петербургом и Новосибирск.
По сути, Красный проспект был постоянно растущей площадью в направлении севера. Вырубался лес на гораздо большем расстоянии, в результате чего образовывалась площадь. Она очень быстро застраивалась, и вырубки продвигали выше.
Старобазарная площадь, ровесник города, находилась в начале Красного проспекта. Она занимала территорию от парка Городское начало до сегодняшнего Автовокзала. На месте вырубленного леса вдоль Барнаульского тракта размещались лавки, магазинчики. Торговля шла прямо с телег. Именно поэтому часть историков считают, что город начался не с моста, а с базара.
Торговля шла прямо с телег. Именно поэтому часть историков считают, что город начался не с моста, а с базара
Согласно генплану 1896 года вокруг площади были нарезаны первые кварталы и улицы. Проспект был центральной улицей и уходил до Вагановской улицы, ныне Фрунзе. Дальше они не проектировали.
Однако базар сместился на территорию нынешнего Сибревкома. Тогда эта площадь носила имя Новобазарной. Застройка шла по правой стороне Николаевского проспекта, где сейчас стоквартирный дом. С левой стороны располагался базар. В 1912 году архитектор Андрей Крячков построил реальное училище (ныне 3-я детская больница скорой помощи), и базар был перенесен на новое место - Ярмарочную площадь (сегодняшнюю пл. Ленина).
Аллея рождалась как бульвар
Аллея является остатками бульвара на Красном проспекте, заложенного в 1912 году. В связи со строительство метро в 1980-х и дряхлостью деревьев аллея частично сносилась, но позже восстанавливалась.
Аллея является остатками бульвара на Красном проспекте, заложенного в 1912 году
Центральная аллея, сохранившаяся на участках проспекта с самым оживленным автомобильным трафиком, периодически является предметом споров: стоит ли жертвовать удобством передвижения автомобилистов ради эстетических и ностальгических настроений части горожан?
Ярмарочная площадь на тот момент имела огромные размеры. Ее территория располагалась между сегодняшними улицами Советской, Серебренниковской, Орджоникидзе и Горького.
Одним из важнейших зданий Красного проспекта является Городской торговый корпус - Краеведческий музей. Здание по проекту Крячкова построили в рекордные сроки за два года и сдали в эксплуатацию в 1912 году.
Городской торговый корпус. Здесь же располагалась Городская управа
На горожан Торговый корпус производил неизгладимое, даже ужасающее впечатление. Крестьяне, которые в своей жизни ни разу не видели каменные здания в три-четыре этажа, опасались, что земля не выдержит, и здание городской управы провалится куда-то вниз.
Торговля на Красном проспекте в виде базара существовала вплоть до 1931 года, но с началом строительства Оперного театра ее ликвидировали. Одни торговцы перешли под крыши, в здания, другие были вытеснены на периферию. К этому времени пл. Ленина носила название Красной площади. Позже она будет переименована в пл. Ленина, затем в пл. Сталина, а потом опять в пл. Ленина.
Академгородок проектировали за Домом офицеров
Вместе со множеством построенных зданий, примерно то же множество так и не было возведено на Красном проспекте. В их числе комплекс зданий жилищного кооператива «Политкаторжанин» для старых революционеров. В 1935 году общество было ликвидировано, а люди были репрессированы. Здание Музея каторги было отдано медицинскому институту.
И, пожалуй, один из самых интересных нереализованных проектов - проект Академгородка. Он должен был разместиться за Домом офицеров, на пересечении улиц Гоголя и Красного проспекта. В 1944 году на месте, где сейчас располагается типовая хрущевская застройка, был запроектирован Академгородок. Проект комплекса зданий был выполнен в стиле сталинский ампир, а главное здание ансамбля должен был венчать шпиль высотой в 66 метра.
Академгородок занимал бы целых два квартала. Его границы: ул. Гоголя, ул. Достоевского, Красный проспект и ул. Советская. Руководителем проекта выступил Андрей Крячков.
Воплотить в жизнь проект не удалось. Ученые, работавшие в Новосибирске в эвакуации, после окончания Великой Отечественной войны вернулись к себе домой. Ученые занимались в основном металлургией, геологией, химией, все, что могло пригодиться на фронте.
«Образно выражаясь, Ленинград посреди Новосибирска, а проект действительно был стилизован под ленинградский классицизм, мог бы украсить город. Если бы война затянулась, и объект был бы завершен, сейчас он радовал бы новосибирцев своей красотой. Лишь одно из зданий комплекса все-таки реализовано - лабораторный комплекс - сегодня в нем располагается Полпредство по ул. Державина», – объяснил Сергей Филонов.
Позже Красный проспект был продлен специально до аэропорта Северный.
1990 году Новосибирск получил статус исторического города, и это благодаря, архитектуре. И главным образом архитектуре Красного проспекта.
Татьяна Беленкова, Новосибирские новости
Комментарии
Действительно, мифы и легенды
Интересная статья.
"Старинный Барнаульский тракт
Добавить комментарий