Наверняка для многих это будет открытием: подразделение ОМОН впервые появилось при Верховном правителе России.
Российское Министерство внутренних дел более 200 лет стоит на боевом посту, охраняя правопорядок и безопасность страны. Когда мы говорим МВД, то подразумеваем: милиция. Это слова-синонимы, они составляют единое целое и неделимое. Этапы развития МВД неразрывно связаны с жизнью и историей нашей страны. Немало славных страниц сотрудниками министерства было вписано в историю государства Российского. Сама жизнь нас заставляет время от времени соприкасаться и прибегать к помощи правоохранительных органов.
Для уважения права и воспитания порядка
О советской (рабоче-крестьянской) милиции написана масса литературы, сняты кинофильмы, поставлены спектакли, ей посвящено много песен. Но сегодня я хочу рассказать о другой милиции – белой. Она полярно противоположна рабоче-крестьянской, но ведь была и исполняла свои функции, стояла на защите закона и народа от посягательств различных криминальных элементов. Было бы неверно думать, что белые власти не предпринимали никаких мер по борьбе с преступностью. Формирование органов внутренних дел в белых правительствах началось одновременно с созданием других органов власти и управления. Правовые основы их деятельности составляли дореволюционное законодательство и нормативные акты самих белых правительств. В этой связи следует заметить, что в тот период сменилось большое количество самых различных правительств. Чехарда властей негативно сказалась и на их правоохранительной деятельности.
Для более полного представления о правоохранительных органах белых правительств рассмотрим организацию, задачи и деятельность милиции Временного Сибирского правительства.
Верховный правитель России адмирал Александр Колчак в первый же день после прихода к власти заявил о своем намерении восстановить правопорядок и законность. «Теперь в особенности буду требовать от всех не только уважения права, но и, что главнее всего в процессе восстановления государственности, поддержание порядка», именно это ставил Колчак во главу угла, а также считал, что строгий надзор за исполнением решений власти «остро необходим при любом режиме».
Слова с делом у Колчака не расходились, о чем свидетельствует положение Временного Сибирского правительства от 15.07.1918 года «Об охране государственного порядка и общественного спокойствия», в котором определялась роль министерства внутренних дел. Милиция Временного Сибирского правительства подразделялась на наружную, конную, уголовную, лесную, отряд милиции особого назначения (ОМОН) и резерв.
При исполнении служебных обязанностей милиционеры обязаны были носить форму и холодное и огнестрельное оружие. Им предписывалось «охранять общественную безопасность и порядок от всякого насилия, обид и самоуправства».
Один на десять тысяч
Штат сотрудников милиции зависел от численного состава населения на обслуживаемой территории.
В городах и городских поселениях исчисленный состав пеших-милиционеров определялся по следующему составу: в поселениях с 10 тысячами жителей — один милиционер на 400 жителей; не свыше 100 тысяч – один милиционер на 500 жителей, в городах с населением свыше 100 тысяч жителей к исчисленному составу добавлялось по одному милиционеру на каждые 600 жителей. Сверх того, к каждому городскому участку приставлялись два старших милиционера. В городских поселениях на каждые десять пеших милиционеров полагалось по одному надзирателю милиции. А в городах от 3 до 10 тысяч жителей – по одному начальнику и делопроизводителю. В городах с населением более 10 тысяч, но не свыше 100 тысяч жителей к указанному выше числу сотрудников добавлялся начальник городской милиции. Помощник начальника, смотритель арестного помещения, и на каждые сверх принятых в расчет 30 тысяч жителей по одному начальнику участка, по два помощника начальника участка и по одному делопроизводителю.
Все уезды (районы) с городами и селениями подлежали ведомству уездной милиции, а милиция в нем подчинялась начальнику милиции. Губернские города из ведения уездной милиции исключались. Уезд делился на участки, во главе которых стояли участковые начальники милиции, в их подчинении были помощник, делопроизводитель, команда пеших милиционеров и волостные милиционеры. В состав городской и уездной милиции входили отряды конной милиции, состоящей из начальника отряда, его заместителя, старших милиционеров и милиционеров, которые возглавляли начальники отрядов.
Уголовная милиция производила расследования и дознания, преследование -крупных деяний общеуголовного характера. Помимо этого, чины уголовной милиции выполняли поручения прокуроров и судебных следователей по общеуголовным делам.
Чины милиции по соглашению с прокурором и по особым поручениям своего начальства производили негласные розыски и дознания по всей губернии (области), а при необходимости и за пределами. Начальник уголовной милиции подчинялся управляющему губернии, а по делам розыска преступников — начальнику департамента милиции. Руководство милиции уделяло особое внимание, чтобы чины при исполнении служебных обязанностей находились в форменном обмундировании. В целях охраны природных ресурсов и предотвращения их от расхищения и захватов 11.03.1919 года постановлением Совета министров Временного Сибирского правительства (ВСП) были образованы пешие и конные отряды лесной милиции с правами и обязанностями в пределах их прямого назначения, присвоенными общей милиции «Временным положением о Сибирской милиции». Отряды находились в непосредственном подчинении начальников уездной милиции, ими командовали начальники с правами и обязанностями начальников участков общей милиции.
Начальник отряда утверждался на должность управляющим губернии по представлению начальников уездной милиции, нижние же чины назначались начальником уездной милиции.
ОМОН рожден Колчаком
25.05.1919 года постановлением Совета министров был образован отряд милиции особого назначения (ОМОН) в составе четырех пеших и одного конного взводов. Штат предусматривал 285 человек. Командовал отрядом начальник, который назначался министром внутренних дел, а остальные офицеры и классные чины — департаментом милиции по представлению начальника отряда. Средний начальствующий состав набирался из офицеров запаса и состоящих на военной службе и при переводе сохранял все права и преимущества по военной службе. Начальнику (командиру) ОМОНа вменялось: принимать и увольнять на службу милиционеров (стражников), следить за обучением и воспитанием, за их деятельностью, поведением на службе и в быту, правильным ведением хозяйства; помощник начальника заведовал хозяйством и подчинялся начальнику отряда; взводные же командиры руководили обучением и воспитанием милиционеров, несли ответственность за поведение и знание службы; а их помощники – младшие офицеры заменяли по случаю отсутствия на службе. Фельдфебель (старшина) непосредственно подчинялся начальнику и следил за внутренним порядком, вел очередность служебного наряда и следил за исполнением всех распоряжений начальствующих лиц. Стражников — исполняющих обязанности солдат правопорядка комплектовал начальник отряда из рядового состава запаса.
Ответственность чинов ОМОНа определялась армейским дисциплинарным уставом. Начальник отряда имел власть командира полка, его помощник – командира батальона, командир взвода – ротного или эскадронного командира.
Задачи ОМОНа были в следующем: «Отряд особого назначения — боевая часть для охраны и восстановления государственного порядка и общественного спокойствия, служит резервом для формирования милиции в местностях, освобожденных от советской власти, для подготовки опытных чинов милиции».
Милиционер должен знать медицину
Особое внимание уделялось кадровому вопросу. Все обучение милиционеров было рассчитано на трехмесячный курс, во время которого курсанты проходили обучение по следующим дисциплинам:
1. Гимнастика и строевая подготовка (военный строй) — 6 часов в неделю.
2. Полицейское право — 6 часов в неделю.
А также по часу в неделю они изучали: государственное, уголовное, гражданское и фйнансовое право, медицину, ветеринарию, уставы о воинских повинностях и акцизный устав.
Выпускник курсов, получая соответствующее удостоверение, пользовался преимуществом при замещении вакантных должностей. Тем не менее, как водится у нас в России, кадровая политика страдала традиционной болезнью – слабая социальная защищенность и низкое материальное обеспечение при одновременной загруженности несвойственными функциями. Это и была главная причина недостаточной работоспособности милиции, что сказывалось на результативности по борьбе с преступностью. Другая причина – некомплект как на местах, так и в органах управления. Но, несмотря на трудности, успехи все же были. В Омске – столице белой России, в ряде городов, сельской местности и лесных урочищах весной 1919 года милиция Колчака совместно с подразделениями Сибирской добровольческой армии фактически ликвидировала все банды и красные партизанские отряды. Однако с ростом преступности и задачей установления правопорядка справиться не удалось.
Константин ШУМКИН,
майор милиции.
В статье использована следующая литература:
1. «Вестник Томской губернии».1919 г., 21 марта.
2. «Сибирский вестник» (Омск). 1918 г., 16 августа.
3. «Правительственный вecтник». 1918 г., 20 ноября.
4. «Алтайская мысль» (Барнаул). 1919 г., 27 августа.
5. «Рейтторъ». 2000 г., (Москва). Гонюхов С.О., Горобцов С.И. «Российская и советская милиция в мундире». 1917-1943 гг.
Газета "Вечерний Новосибирск", 3 июня 2008 года
Комментарии
Автор также является
Добавить комментарий