Мои земляки-староверы в годы репрессий и Великой Отечественной войны

В этой работе исследуется противоречие между поведением так называемых «врагов народа», «детей врагов народа» в годы Великой Отечественной войны и отношением к ним советской власти. Впрочем, и прежняя власть, царская, не особенно жаловала старообрядцев-семейских. Проблема заключается в том, что, несмотря на весь ужас положения мнимых «врагов народа» и их детей, в большинстве своем они являлись истинными и преданными представителями своей Родины. И это особенно ярко проявилось в годы войны

В поле исследования – мои предки, представители старообрядческих фамилий Вахрушевых, Занадворовых, Кожевниковых, Мартыновых – жителей села Хасурта Хоринского района Республики Бурятия. Предмет исследования – их судьбы в период репрессий 1930-х годов и во время Великой Отечественной войны. Во всех этих семействах были жертвы репрессий, но были и герои войны. Основными письменными историческими источниками для моей работы послужили воспоминания и справочные материалы, представленные в фотоальбоме «Вглубь уходящие корни» (составитель – В. Ф. Иванов), «Книге памяти Республики Бурятия», книге Ф. Ф. Болонева «Старообрядцы Забайкалья», а также материалы интернет-сайтов «Мемориал», «Память народа», «Подвиги народа», «Солдат». Устными источниками информации стали для меня семейные предания.

Так кто же такие «семейские»? Раскол в Русской православной церкви произошел в результате церковной реформы 1653 г. патриарха Никона. Противники нового обряда были приравнены к еретикам, отлучены от церкви. Часть приверженцев «старой веры» поселились на украинских и белорусских землях, входивших в состав Речи Посполитой. Однако в XVIII веке, после войны за «польское наследство» и разделов Польши, произошло выселение старообрядцев в Сибирь и Забайкалье.  Некоторые из них пошли добровольно, так как им были обещаны всевозможные льготы, часть же была выселена насильственным путём. Относились они к староверам-беспоповцам. Переселенцы получили от местных жителей название «семейские», ввиду их прихода большими семьями с разнообразным имуществом. С момента их первых встреч с местными «ясашными» – бурятами межнациональные браки стали распространенным явлением. Потомство от русско-бурятских браков в Забайкалье называют карымами. Кроме создания смешанных семей, установления тесных контактов и родственных отношений, заслуживает внимания еще один процесс: некоторые «ясашные инородцы», крещенные православными священниками, стали переходить в «старую веру» – веру своих новых соседей.

Вот такая этническая и религиозная ситуация сложилась в селе Хасурта. Отсюда и произошли представители четырех фамилий моей родовой ветви: Вахрушевы, Занадворовы, Мартыновы, Кожевниковы, о которых рассказывается в моей работе. Это судьбы людей, пострадавших и при царской, и при советской власти. Не отказавшиеся от своей веры, пострадавшие за нее, они верой и правдой служили своей Родине.

Вахрушевы.

Основателем Хасуртайского селения считается крещёный из бурят (ясашный) Андриан Вахрушев. Фамилию новокрещённый инородец получил от русского отставного казака Вахрушева. В 1804 году Андриана женили на русской девушке, родились у них двое детей. Род Вахрушевых оказался очень плодовитый, и уже через несколько десятилетий Вахрушей, чтобы отличить друг от друга, в народе начали делить на Алексеевских, Михайловских, Яковлевских, Васильевских. Моя ветка идет от Михайловских, т. е. от Павла Петровича. Наша ветвь интересна тем, что сторонник официальной православной церкви Павел Петрович нарушил все религиозные законы и женился на староверке Варваре Ивановне Мартыновой. Их единственный сын Михаил также взял себе в жены старообрядку Авдотью Казазаеву. Мировой суд требовал расторжения брака. За отказ Михаила Павловича отлучили от церкви. И на протяжении всей жизни эта семья не посещала ни православную, ни старообрядческую церковь, а молились у себя дома.

Михаил Павлович на месте маленькой избушки своего отца выстроил большой дом, семья у него была большая и работящая. 26 февраля 1930 года он был арестован органами ОГПУ по необоснованному обвинению в проведении антисоветской агитации, направленной на срыв проводимых мероприятий советской власти. 19 июня 1930 года тройка ПП ОГПУ СНК по Сибирскому краю осудила его на ссылку в Туруханский край. В июне 1931 года по ходатайству своего сына Льва, отправившему письмо самому М. И. Калинину, Михаил Павлович был освобождён. Повторно был арестован 2 февраля 1938 года, а 13 февраля приговорён к расстрелу, приговор приведён в исполнение. 24 ноября 1989 года посмертно реабилитирован. Фотография, помещенная здесь, сделана в тюрьме.

У Михаила Павловича было 11 детей. В годы Великой Отечественной войны сыновья Михаила Павловича, как и миллионы других советских людей, пошли защищать Отечество. Никита Михайлович Вахрушев, младший лейтенант, погиб в 1942 году и похоронен в Ростове-на-Дону. Евтей Михайлович пропал без вести в 1942 году, но это было ошибочно, на самом деле он явился на зачисление в другие войска, так как потерялся в дороге до пункта дислокации своей части. Служил до 1943 года, пока не пропал без вести окончательно. Лев Михайлович, 1904 г. рождения, был призван вместе с братьями в августе 1941 года и смог пройти всю войну. Был награжден медалью «За боевые заслуги». Мой дед воевал с японцами и был демобилизован в ноябре 1945 года. После войны он прожил долгую, нужную жизнь, завёл семью, занимался творчеством (писал стихи), увлекался садоводством. Умер в 1991 году.

Внуки моего прапрадеда Михаила тоже были участниками Великой Отечественной. Артем Иванович Вахрушев, 1918 г. рождения, проживал в г. Кременчуге на Украине, после войны работал в органах МВД. Второй внук, Елиферий Иванович, родился 11 октября 1923 года, на войне был младшим сержантом, воевал на Прибалтийском фронте, прошёл всю войну, был награждён медалью «За отвагу». Вахрушев Николай Константинович был призван в ряды Красной армии 30 января 1942 года. После краткосрочных курсов механик-водитель попал прямо в пекло войны. Танкист Вахрушев награждён орденом Красной Звезды. Освобождал города Ворошилов, Смоленск, Варшаву, брал Кёнигсберг.

Занадворовы.

В 1812 году бурят Батанайского рода на двадцать втором году от рождения был крещен и наречен русским именем Семён. Фамилию получил от своего крёстного – уважаемого человека, унтер-шихмейстера горных заводов Леонтия Занадворова. В Хасуртае Занадворов был «совращён» в раскол, женился на русской девушке, и родились у них двое детей – Осип и Лукерья. От Осипа было двое внуков и одна внучка. Лукерья замуж не выходила.

Один из внуков – Силантий Осипович, мой прапрадед, самоучкой освоил старославянскую грамоту, всю жизнь служил старообрядческим начётчиком, на дому обучал детей грамоте. В период 1920–1930-х годов был избран верующими на должность уставщика. Обладал прекрасным даром рисовальщика, его руками расписывались мебель, утварь, ставни, окна (всё сохранилось до сих пор). Писал на заказ погребальные венчики, рукописи, переписывал различные молитвы и тексты. По просьбе  неграмотных сельчан писал письма, прошения. Расписывался за неграмотных в деловых и государственных бумагах. 17 сентября 1937 года 92-летнего старца сотрудники НКВД арестовали, обвинили в контрреволюционной агитации и пропаганде и сочли за «главаря банды».

Старенького сгорбленного уставщика, который не в состоянии был сам дойти до сельсовета, посадили в кузов грузовика-полуторки, загрузили туда же изъятые при обыске десять церковных книг, 25 книжек-«поминальников», две кадильницы, ладан, венчики. Издеваясь и подшучивая над стариком, милиционеры заставили его читать книгу. У праведного, глубоко верующего в Бога старика добивались того, чтобы он назвал имена участников «контрреволюционной банды». Не добившись вразумительного ответа, они на ночь запирали арестованного в холодный амбар, а днём заставляли готовить жерди для огораживания колхозной поскотины. Конвоир ехидно цедил сквозь зубы: «Хватит, поповская морда, пролетарский хлеб бесплатно жрать. Его нужно заработать!». А что мог уставщик в свои 90 с хвостиком лет? Старик брал небольшой топор и тележечку на двух маленьких колесиках, поднимался на гору, выше кладбища, с большим усилием срубал две жердочки и волоком на тележке стаскивал их вниз к сельсовету. По селу расползлись угрожающие слухи: «Посадили уставщика Силаху». Это означало, что все, кто причастен к религиозным делам, также понесут наказание.

Занадворова Силантия Осиповича увезли в городскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение по статьям 58-7 и 58-10 УК РСФСР. 20 октября 1937 года из-за невыносимых условий тюремного заключения в столь преклонном возрасте дед попал в больницу. Из уголовного дела № 1520 просматривается, что по отношению к заключенному применялись физическая сила и давление – добивались признания мнимой вины. Показания деда сбивчивые, порой противоречивые. В результате в октябре-ноябре 1937 года были арестованы и отправлены в никуда более 30 жителей Хасурты. 10 ноября 1937 года тройкой НКВД БМАССР Занадворов С. О. приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 11 ноября 1937 г. в Улан-Удэ. Очевидцы говорили, что еще долго висел на каменной стене тюремной камеры его старенький молельный халат. 28 июня 1958 года Президиум Верховного суда Бурятской АССР пересмотрел уголовное дело в отношении Силантия Осиповича Занадворова и реабилитировал его посмертно.

Несмотря на всё это, дети и внуки, не жалея живота своего, сражались за Родину большую и малую, многие – ценой своей жизни. Занадворов Кирилл Парамонович, 1915 г. рождения, был призван 1 января 1941 года в ряды Советской армии. Дед прошёл всю войну, погиб в августе 1944 года, похоронен в Латвии, имеет медаль «За отвагу». Занадворов Евтей Парамонович, 1920 г. рождения – участник Великой Отечественной, инвалид 1 группы, умер от ран в 1946 году. Занадворов Михаил Парамонович, 1924 г. рождения, прошёл всю войну, воевал в 850-м стрелковом полку Рославльской краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии, победу встретил в Берлине и был награждён: 13 марта 1944 медалью «За отвагу», 21 сентября 1944 года орденом Красной Звезды, 3 апреля 1945 года орденом Отечественной войны 2-й степени.

Конон (Александр) Емельянович Зубов после окончания 10 классов в 1938 году поступил в Тульское оружейное техническое военное училище, но не окончил его, так как началась война. Все курсанты училища были отправлены на защиту г. Тулы, где Конон попал в плен. Из плена он бежал, добрался до своих. К сожалению, в те годы существовал приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16.08.1941 года № 270: лучше умри, но живым в плен не попадай. За то, что мой дед сдался в плен к немцам, хоть и позже сбежал, он был приговорён военным трибуналом к 10 годам лагерей, которые отбывал на шахтах медных рудников в г. Караганде. К счастью, срок деду не был продлен, как это любили делать в то время, поэтому через 10 лет, уже в мирное время, он вернулся на родину. Но самое удивительное, что в электронных архивах он числится до сих пор пропавшим без вести под Смоленском.

Мартыновы.

Род Мартыновых самый многочисленный, с годами стали они делиться на бедных и богатых. Мартыновых тоже не обошли стороной сталинские репрессии 30-х годов.

Мартынов Артамон Никифорович имел крепкое хозяйство. Детей у него не было, и он взял в дети племянника жены Тимофея (первого). У Тимофея родился сын – Тимофей (второй). В 1919 году младшего Тимофея насильно мобилизовали в семёновскую армию. Он пытался сбежать от семёновцев, но был пойман. Вторично ему удалось сбежать и он ушёл в партизанский отряд. После Гражданской войны работал в личном хозяйстве на мельнице. В 1930 году Тимофей был осуждён на полтора года за то, что не хотел вступать в колхоз. После отбытия принудительных работ в 1932 году вступил в колхоз. В 1934 году за отличное работу в колхозе был премирован. В 1935 году премирован дважды и награжден Почётной грамотой. В 1936 году работал на сплаве леса, был также премирован. Однако 8 ноября 1937 года, в разгар страшных репрессий, на общем собрании колхозников Тимофей был исключён из колхоза. А 22 ноября того же года он был арестован, Тимофея увели в сельсовет. Согласно обвинительного заключения, осудили сроком на 10 лет исправительных лагерей и отправили на Землю Франца Иосифа. В 1941 году пришло единственное письмо семье, больше родные ничего о нём не слышали.

3 декабря 1937 года последовал арест и старшего Тимофея Мартынова, 1895 г. рождения. Обвинялся Тимофей в том, что в дореволюционное время служил в часовне на клиросе, читал церковные книги. В 1917 году служил в царской армии. В 1930 году якобы принимал участие в Леоновском «кулацком восстании», позже имел связь с арестованным сыном. Этих обвинений было достаточно, чтобы назначить 10 лет лагерей. Больше ничего семье о нём не известно. Имелся у Тимофея младший брат – Пётр. Всё казалось ему, что двери распахнутся и объявят: «Вы арестованы!». Но этого не произошло. Когда началась война, Петра забрали на фронт, жена его Марина не покладая рук трудилась в колхозе, заменив мужчин, выполняла самые тяжёлые работы. Незаменимым помощником Марине был не по годам за время войны подросший сын Валентин.

Невзирая на государственное гонение, представители рода Мартыновых являлись патриотами своей родины, трудились на ратных и трудовых фронтах.

Мартынов Акил Прокладович, 1897 г. рождения, участник Гражданской войны, в 1919–1920 гг. состоял в партизанском отряде. Призван на фронт в 1941 году. Воевал на 1-м Украинском фронте в сапёрной части – разминировал и восстанавливал мосты. Под Киевом был тяжело контужен, после излечения в мае 1944-го вернулся в родное село. Награжден медалью «За отвагу». Умер в 1987 году.

Мартынов Дмитрий Кондратьевич родился 7 ноября 1917 года. После учебы в городе, приписав себе два года, уехал на золотоносные прииски, где работал до 1937 года. В 1937 был призван в армию. Участвовал в боях с японцами на Халхин-Голе, командовал машиной связи СК-33. В 1941 году был направлен в Черниговское военное училище, которое окончил в ноябре 1942 года в звании лейтенанта инженерных войск и был направлен на Сталинградский фронт командиром взвода. Затем служил командиром роты минёров-подрывников в 5-й гвардейской мото-инженерной бригаде. Воевал на Курско-Орловской дуге, в составе Белорусского фронта дошёл с боями до Берлина. Служил в городе Галле в Германии. В 1947 году был отправлен на учёбу в Москву, но медосмотр по состоянию здоровья не прошёл и был комиссован. Награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями «За освобождение Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Умер в 1991 году.

Мартынов Прокоп Александрович, 1922 г. рождения, был призван в армию в декабре 1941 года. Начал службу в Забайкальском военном округе, а в декабре 1942-го был направлен в действующую армию на запад, под Москву, в должности помощника командира взвода. Так начался его ратный путь. Прошёл с боями всю Белоруссию до Восточной Пруссии. В городе Люблине учился на лейтенантских курсах, а после учёбы в звании младшего лейтенанта, на должности командира разведвзвода 49-й стрелковой дивизии 222-го полка 1-го Белорусского фронта, участвовал в ожесточённых боях на реке Висла, освобождал Варшаву. Затем снова были кровопролитные бои, взятие Берлина. За взятие Берлина было присвоено звание старшего лейтенанта. Демобилизовался домой в 1946 году в звании капитана запаса. На груди Прокопа сияли боевые медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Вернулся к мирному труду, женился и воспитал шестерых детей. Теперь отважный советский разведчик и снайпер получал награды родины за свой трудовой подвиг. К боевым наградам прибавилась медаль «За освоение целинных и залежных земель». В 1979 году Прокоп Александрович ушёл из жизни, но память о нём живёт в детях, внуках и правнуках. Воспоминания о нём хранят стены краеведческого музея и высокие правительственные награды.

Мартынов Николай (Никифор) Агеевич, 1923 г. рождения, работать пошёл в колхоз ещё будучи подростком. В марте 1942-го был призван в армию. Служил в 484-м стрелковом полку 143-й бригады рядовым. С боями прошёл от Великих Лук до Берлина, воевал на Сталинградском, 1-м Прибалтийском, Ленинградском, 2-м Белорусском фронтах. В октябре 1942 года бригада находилась на обороне Сталинграда. С 1944 по 1945 год служил шофёром в 844-м автомобильном батальоне, был повторно ранен. Бой за боем – дошёл до заветной цели, к Берлину. Был награждён медалями «За взятие Кёнинсберга», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», имел шесть благодарностей от Верховного главнокомандующего. Умер в 1992 году.

Мартынов Иван Артамонович, 1923 г. рождения, был призван на фронт в апреле 1942 года в 9-й стрелковый полк. Рядовым гвардии прошёл с боями до Будапешта. Демобилизован в 1949 г. После войны, до ухода на пенсию в 1983 году, работал лесником Хасуртайского лесничества Курбинского лесхоза. Умер в 2003 году.

Мартынов Пимен Филиппович, 1925 г. рождения, был арестован в октябре 1937 года прямо на поле во время уборки хлеба. На его детей легло зловещее клеймо: «дети врага народа». Когда началась Великая Отечественная война, в 1942 году Пимен был призван на фронт, в 8-й механизированный корпус 67-й бригады. Взяли Кировоград, Александриев, Знаменку. После этого Пимен был переброшен на 2-й Белорусский фронт, форсировал Вислу. За мужество был награждён медалью «За отвагу», а за подбитый бронетранспортёр – орденом Красной Звезды. Затем на гимнастёрке засияла еще медаль «За взятие Кёнинсберга». В апреле 1945 года подошли к сердцу фашистской Германии, городу Берлину. Пимен с товарищами уже предвкушали радость росписи на стенах рейхстага, но боевую бригаду отправили дальше. На реку Эльбу, где советские войска встретились с американцами. Там-то и закончил свой ратный путь сержант Мартынов. Вернулся в родное село, честно и добросовестно работал до ухода на пенсию. Ветеран труда умер в 1989 году.

Мартынов Александр Вахрамович, 1926 г. рождения. С 1943 по 1950 год проходил службу на Дальнем Востоке, на границе с Японией. Танковая дивизия, в которой служил Мартынов, находилась в обороне. Имеет правительственные награды – медали «За победу над Германией», «За победу над Японией». До ухода на пенсию в 1986 году работал в лесхозе «Курбинский». Умер в 1997 г.

Кожевниковы.

Страшнее всех, на мой взгляд, была судьба моих предков из рода Кожевниковых. На их примере ярко выражена история жизни и гонений на забайкальских староверов сначала со стороны господствующей церкви царской России, а в дальнейшем – советской власти. Вот об этом будет моё дальнейшее повествование.

В период раскола Русской православной церкви и начала гонений на старообрядцев предки рода Кожевниковых из центральной России бежали в Польшу, укрывшись там в местечке Ветка. При изгнании русских старообрядцев царицей Екатериной II Кожевниковы вместе с другими староверами попали в Забайкалье. В момент переселения в 1765 году в документах был зарегистрирован Тарас Кожевников, от роду 4 лет. По спискам их архивных источников, найденных историком Ф. Ф. Болоневым в Национальном архиве Республики Бурятия (ф. 207, оп. 1, д. 22), в 1819 году среди жительствующих старообрядцев Верхнеудинского уезда Иркутской губернии значатся: Тарас Кожевников (58 лет), его жена Дарья (62 года), сын Ефим (32 года), его жена Марья (19 лет) и их дети Карп, Севастьян, Трофим, сын Тараса Лазарь (18 лет) с женой Авдотьей (17 лет), сын Тараса Василий (30 лет), его жена Марья (24 лет), сын Федот (4 года).

Жили они там справно, но вот летом 1828 года младший сын Тараса Лазарь со своей женой Авдотьей и годовалым сыном Калином перебираются в местечко на речке Хасуртайка, где уже проживают семьи оседлых «инородцев». В 1830 году уже на новом месте у них родился ещё один сын Еким. От этих двух сыновей и пошли потомки современных Кожевниковых в Хасурте.

Я происхожу от Калина, который был прирождённым хлеборобом. Недалеко от села он раскорчевал под пашню берёзовую рощицу, это место и по сей день называется Калиновая подушка. У Калина было много детей, в том числе сын Андрон (мой прапрадед), который так же, как отец, старался увеличить посевные площади. Старший сын Андрона в 1922 году арендовал золотоносные прииски, но серьёзно развернуться помешала молодому купцу советская власть.

С 1932 года на семью Андрона Кожевникова начались нападки от новых советских властей. 1 апреля 1933 года Кожевниковы были лишены избирательских прав и обложены «твердым заданием», выполнить которое было невозможно. Обвиняли Андрона во вредительстве, в незаконной антисоветской агитации. Защищая его, односельчане рассказывали о том, что в 1919 г. Андрон помогал красным партизанам, прятавшимся в лесу, спасти оружие, но всё было напрасно. Так и сгинул он, неизвестно где и похоронен. Жена его с детьми была раскулачена и выгнана из собственного дома.

Брат Андрона Кондрат служил в церковне уставщиком, был грамотным и уважаемым человеком, старался и сыновей научить добру, но они ушли в иное, советское русло. После ареста Силантия Занадворова в 1937 году очередь дошла и до Кондрата Кожевникова. Хоть и был он уже в возрасте, пришли к нему с обыском, обвинили во вредительстве. Всё «вредительство» его сводилось к тому, что во время эпидемии дизентерии в селе ходил он по домам, молился и отмаливал заболевших детей святой водой. А перед этим в августе-сентябре сколотил он бригаду в соседнее село, и много хлеба они для Хасурты собрали. Кондрат всё не мог понять, за что его обвиняют, ведь для колхоза же старался. Жена его всё ходила к партийным активистам, и однажды ей сказали: «Что ты всё ходишь? Арестованных давно уже к стенке поставили». И действительно, согласно архивным документам КГБ Республики Бурятия, 10 ноября 1937 года Кожевников тройкой НКВД приговорён к высшей мере наказания в виде расстрела по статьям 58-10, 58-7.

После ареста деда Кондрата на семью Кожевниковых начались нападки и гонения со стороны руководства школы, колхоза, сельсовета и односельчан. Внучке Кате в школе дети кричали вслед: «Поповская внучка – враг народа!». Даже учителя не спрашивали её на уроках. Сыновей Ефрема, Никифора и Карпа исключили из рядов партии, приказывали отказаться от матери. Старшие сыновья Яков и Иван, боясь в открытую общаться с родственниками, приходили к ним ночью и общались в потёмках, не зажигая лампы. Младшую дочь Агафью то исключали из колхоза, то принимали обратно. Жене Кондрата приказали сдать в колхоз корову. Они с внучкой погнали одну из кормилиц в общественный хлев, но их отправили обратно. Назавтра прибежал посыльный, с матами напомнил о «тёмном прошлом» рода и заставил снова вести корову в колхоз. И так повторялось несколько раз, Кожевниковых с коровой гоняли туда-сюда.

Тем не менее, все сыновья из рода Кожевниковых во времена Великой Отечественной защищали свою родину, после войны восстанавливали колхозы, строили мирную жизнь, воспитывали детей. О их подвигах я и хочу рассказать.

Кожевников Карп Кондратьевич родился в 1921 году, образование имел 7 классов, до войны работал бухгалтером. Был призван на службу в армию в сентябре 1940 года. Не знал он тогда, что в родное гнездо не вернётся уже никогда. Служил на Дальнем Востоке лётчиком в звании лейтенанта. Принимал участие в боевых действиях на Халхин-Голе. В 1941 году был переброшен на Западный фронт в действующую армию. Был трижды ранен, находился на излечении в Москве. Погиб в январе 1944 в Восточной Пруссии, возле села Розенау.

Его брат Никифор был призван в начале войны из Иркутска, воевал рядовым. В сентябре 1944 года попал в плен, но был освобождён нашими войсками. Погиб в 1945 году в Восточной Пруссии, в 100 метрах восточнее местечка Шенифельд.

В 1942 году Улан-Удэнским ОВК был призван в армию и Ефрем Кондратьевич. Был он танкистом, попал в фашистский плен. У семьи сохранилось лишь извещение, что пропал он без вести в 1944 году.

Младший брат Иван Кондратьевич работал в довоенное время на должности председателя сельпо. Как-то при подвозке груза на колхозном грузовике машина вышла из строя, и пришлось заночевать в степи. Шофер спал в кабине, а Иван, накрывшись тулупом, лег спать в кузове. Простыл, заболел и в декабре 1940 года умер.

Вот так из большого семейства Кожевниковых в живых остался только старший сын Яков. Он тоже отважно сражался на полях войны. Вернулся раненым домой, добросовестно работал в сельском хозяйстве и умер в преклонном возрасте в 1980 году. В родовом гнезде, старинном пятистенном доме с тремя пятиконечными звёздами на воротах (в память о трёх погибших братьях) не осталось никого. В 1978 году этот дом был продан. К сожалению, затерялся и семейный архив с фотографиями, фронтовыми письмами-треугольниками. Свидетелями давних страниц истории рода в настоящее время является только один человек – та самая внучка Катя, теперь уже 80-летняя Екатерина Кондратьевна.

Но в семье Кондрата Савельевича Кожевникова рос и племянник Филипп Ефимович 23 декабря 1920 г. рождения. Его мать умерла молодой, оставив четырех детей, а отец Ефим Савельевич женился на злой мачехе. Филипп сумел закончить шесть классов школы-семилетки, по тем годам считался образованным человеком, был очень дружен с двоюродным братом Карпом. В школе они учились вместе и в 1940 году вместе в армию пошли. Служили на Дальнем Востоке в 1-й отдельной краснознамённой армии в 229 стрелковом полку, который участвовал в боях у озера Хасан. В августе 1941 года Филипп был отправлен на фронт под Москву. Битва за Москву на всю жизнь врезалась в его память. Вспоминал он такой эпизод: «Командиром отделения был дан приказ уничтожить огневую точку противника. После изучения местности мы решили ползти по водосточной канаве, а немцы были забросаны гранатами. Приказ был выполнен, командир был представлен к ордену Красной Звезды, а боец Будушкин и я – к медали “За отвагу”. Это было 16 ноября, а 18 ноября я был ранен и отправлен в госпиталь, медаль получить не успел. В марте 1942 года я снова на фронте – под городом Старая Русса, и опять ранение в ногу. 10 мая после госпиталя попал под город Белый Смоленской области. 12 июня от взрыва авиабомбы был контужен, а 26 июня старшина пришёл меня проведать, и я сбежал с ним из госпиталя на фронт. На передовой я пробыл до 30 ноября 1942 года, где был снова ранен в правую ногу разрывной пулей. Снова госпиталь – в Свердловске. После излечения попал на станцию Юг для отправки на фронт, и вновь ранение. После всего этого был направлен в тыл домой. Всю жизнь жалел, что не дошёл до Берлина, но это ли главное для солдата?”. Филипп Ефимович был не только ветераном войны – ещё и ветераном труда, умер он в 1997 году.

Заключение.

На размещенных здесь современных фотографиях представлен общий вид села Хасурта, один из его уголков и школьники – члены здешнего семейского фольклорного ансамбля.

Одним из важнейших направлений исторических исследований, которое в настоящее время получило широкое распространение, стало изучение тех сторон и периодов отечественной истории, которые в силу идеологических и политических условий ранее не рассматривались или рассматривались односторонне. Едва ли не в первую очередь это относится к судьбе человека, его повседневной жизни в 1930–1950-е годы. И невольно задумываешься над тем, какой след оставили сталинские репрессии в судьбах российских семей. Трудно представить трагедию людей, переживших издевательства в застенках, испытавших на себе все тяготы ссылки и лагерей. Клеймо «врага народа» не давало покоя не только самим «политическим», но и их семьям – женам, детям, пережившим горькое сиротство, позор, унижения и нищету. Сколько их было лишено простого счастья – быть вместе, вместе жить, учиться и работать во имя своей великой Родины?

Почему же люди, обиженные политикой советской власти в 20–30-е годы, дети приверженцев «старой веры», чуждой советской идеологии, героически сражались на фронте? Вот одна из попыток ответить на этот вопрос. Иван Ильин, идейный враг советской власти, философ Русского Зарубежья, модный среди нынешних интеллектуалов консервативного толка, во время Второй мировой войны писал: «…Чем дальше во времени и пространстве заходила война, тем заметнее пробуждался национальный русский инстинкт самосохранения, тем сильнее становилась решимость русского народа обороняться от врага и тем больше воюющие народные массы учились подчиняться дисциплине национального военного Верховного командования, не обращая внимания на партийный режим». Если говорить конкретно о старообрядцах, то необходимо отметить присущий им высокий уровень морально-духовного воспитания, семейного и общинного, «замешанного» на традиционных ценностях русского народа, сохраненного со времен допетровской Руси. В силу своей исторической судьбы эти люди умели в своем сознании отделять власть от Родины.

Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image