«Мы – крылатый народ»

80 лет назад в Новосибирске впервые отпраздновали День Воздушного флота (1933).

Сейчас редко кто вспомнит, какой праздник отмечается 18 августа. Он стал одним из многих профессиональных праздников, утратив подлинное значение этого слова. Но 80 лет назад 18 августа для жителей нашей страны и города Новосибирска было чуть ли не священным днем. По значимости оно не уступало 7 ноября. Это был народный праздник. В то время «тысячи молодых патриотов нашей Родины спешили осуществить свою заметную мечту – изучить авиационное дело. Юноши девушки просто «болели» авиацией: без отрыва от производства учились в авиационных школах, прыгали с парашютом, строили авиамодели.

Официально датой рождения гражданской авиации Западной Сибири считается май 1929 года, когда была начата практическая деятельность Новосибирской и Омской аэростанций по обслуживанию полетов на открывшейся новой линии Москва – Иркутск». В Новосибирске образовалось тогда управление Сибирских воздушных линий. Для освоения трассы хотели привлечь немцев, ведь «Ньюпоры», «Фоккеры», «Юнкерсы», летающие в Сибири, были закуплены в Германии. Но немецкие летчики затребовали такую сумму денег, что от этой идеи пришлось отказаться. Решили осваивать собственными силами. Слава первооткрывателей сибирских воздушных линий принадлежит Иосифу Лапоногову, Федору Каноненко, Василию Молокову, Владимиру Романову. Лапоногова и бортмеханика Колесникова в двадцатые годы называли «колумбами воздушных дорог». Именно Лапоногов в начале революции разбрасывал листовки, подписанные Лениным, для агитации в войсках генерала Краснова. А летчик Байдуков – член экипажа, совершившего беспосадочный перелет в Америку через Северный полюс, был жителем Татарского района Новосибирской области.

В самостоятельную отрасль гражданская авиация выделилась еще в феврале 1923 года. А в апреле в Новониколаевске образовалось Сибирское общество друзей воздушного флота – «Сиблет», занимающееся агитацией среди населения для добровольного сбора взносов. Новые лозунги гласили: «Летать ты вовсе не обязан, «»Сиблета» членом должен быть» или «Каждый сибиряк только тогда оправдает звание гражданина советской республики, когда примет участие в деле создания красного воздушного флота». После принятого положения об официальной отмене рукопожатий в здании Сибревкома с пользой для дела было вывешено такое объявление: «Каждый, кто применяет рукопожатие, должен платить десять рублей в пользу воздушного флота». Самолеты, купленные не деньги трудящихся, носили названия «Калиныч», «Рабочий глаз», «Ефим Мамонтов», «Ленский горняк». Первым самолетом, появившимся в Сибири в 1926 году, был «Сибревком», купленный в Германии у фирмы «Юнкерс». Он выполнял агитационные полеты в разные уголки края.

С каждым годом авиация набирала силы. В 1930 году перевезли более семи тонн почты и 700 кг различных грузов. В 1933 году Западно-Сибирское управление гражданского воздушного флота завоевало первое место во Всесоюзном соревновании среди других управлений, перевезя уже за год 1773 пассажира и 232 тонны почты, засеяв более пяти тысяч гектар.

В 1934 году газета «Тихоокеанский авиаработник» восторженно писала о Новосибирском аэропорте, называя его «жизненным нервом столицы края». В день тогда совершалось по 8-10 вылетов. Длина воздушных линий составляла 5700 километров.

Жители Страны Советов с гордостью называли себя «крылатым народом» и гордились «непревзойденным в мире искусством наших пилотов». Поэтому каждый год на аэродром в Новосибирске устремлялись более 150 тысяч человек, желающих посмотреть воздушный парад. Чтобы не было суматохи, толкучки, городские власти за день до праздника публиковали в газете «Советская Сибирь» «Порядок следования на аэродром 18 августа в Новосибирске».

Трудящиеся собирались на своих предприятиях, и в организованном порядке следовали на машинах к аэродрому. По правилам 1939 года, по правой стороне Красного проспекта двигались пешеходы, по левой – автомобильный и гужевой транспорт со скоростью не выше 10 км/час. Движение автомобилей в обратную сторону запрещалось. В 1940 году Красный проспект отдали только пешеходам.

Программа праздника каждый год была примерно одинаковой. С утра запускали авиамодели. К одиннадцати-двенадцати часам «хлынувший поток пешеходов, грузовиков, автобусов» достигал аэродрома, и 150-тысячная толпа собиралась на митинг, посвященный Дню сталинской авиации. На трибуну поднимались секретари обкома и горкома ВКП(б), произносили пламенные речи о том, что, если возникнет необходимость, «десятки тысяч летчиков поднимут в воздух свои грозные корабли, чтобы громить врага».

После митинга начинался воздушный парад, на котором опытные пилоты демонстрировали «мощь и грозную силу советской авиации». Один за другим в воздух поднимались спортивные, почтовые, пассажирские самолеты.

«Проворные «УТ-1» расходились в разные стороны… и начинали кувыркаться, поблескивая серебром на солнце. Три самолета одновременно выполняли фигуры высшего пилотажа – иммельманы, бочки, петли». Парад завершался парашютным «десантом», к каждому приземлившемуся бежали десятки людей.

На земле желающие могли потрогать и посмотреть различные типы пассажирских и учебных самолетов, выставленных Управлением Гражданского Воздушного флота. Диктор по радио оповещал всех зрителей, что происходит на аэродроме. А кто не хотел смотреть и слушать, мог подойти к одному из 300 киосков, ларьков и буфетов, организованных на поле, чтобы угоститься…

Людмила Кузменкина

Комментарии

Опубликовано пользователем Глеб
"Первым самолетом, появившимся в Сибири в 1926 году, был «Сибревком»" - он прилетел в Новониколаевск еще в 1923 году.

Опубликовано пользователем Ludmila
"Первым самолетом, появившимся в Сибири в 1926 году, был «Сибревком», купленный в Германии у фирмы «Юнкерс» - верная цитата из текста. А в 1923 году "Юнкерс" прилетал в Новониколаевск из Москвы в рамках агитационного полета.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
А если не в 1926, то можно вспомнить Фарман 1911-го (тоже в августе, кстати), и белые воздухоплавательные отряды. Но это другая история, здесь речь-то у нас о Дне Воздушного флота.

Опубликовано пользователем Ладыгин.И.В.
Если речь о воздухоплавательных отрядах, то можно вспомнить и 1906 год.

Добавить комментарий

Target Image