«На крестьянску ручку…». Немного о новом учебном пособии по истории Сибири

Коллектив авторов, в который входят учёные и педагоги из НГПУ, из других новосибирских вузов, а также сотрудники институтов Сибирского отделения РАН, подготовили к печати и последующей апробации новое учебное пособие «История Сибири» для 10–11 классов общеобразовательной школы. Пособие призвано обеспечить преподавание в старших классах регионального компонента истории России. Того самого компонента, содержательные элементы и организационные формы которого в «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» пока не прописаны. Сказано лишь буквально следующее: «Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)».

В соответствии с поручением Президента РФ от 21 мая 2012 г. в настоящее время идёт разработка инновационной модели преподавания региональной истории: «История России через историю регионов». Наше учебное пособие разработано в рамках этого процесса по заказу Научно-образовательного центра по истории (Москва). Пособие характеризует историю всей Азиатской России в её нынешних границах с древнейших времён до наших дней. Весь материал разбит на 18 тем, каждая из которых будет изучаться на отдельном уроке. Будет ли это изучение жёстко интегрировано в общий курс отечественной истории, или в конкретной школе можно будет преподавать отдельный курс истории Сибири – это, как я надеюсь, будет решать педагогический коллектив той самой школы.

Каждая из 18 тем новой «Истории Сибири» содержит авторский текст (он составляет менее половины всего объёма), множество иллюстраций, часть из которых является полноценными историческими источниками, многочисленные фрагменты письменных источников. Важную роль в книге играет учебно-методическое сопровождение: вопросы и задания, призванные организовать на уроке и во внеурочное время познавательную деятельность школьников. Учебно- и научно-исследовательскую работу учащихся по региональной и локальной истории помогут направить помещённые в конце каждого раздела темы исследовательских проектов. Пособие по истории Сибири будет издавать в Москве в образцовом полиграфическом исполнении – с цветными иллюстрациями, крупным шрифтом, на качественной бумаге. Мы надеемся, что оно заинтересованно будет принято учителями истории и школьниками Сибирского региона, найдёт применение в образовательном процессе.     

Чтобы дать своим читателям чуть более конкретное представление о содержании учебного пособия, помещаю здесь рабочий (не окончательный) и сокращенный вариант одного из разделов 7-й темы, которая называется «Сибирская деревня и крестьянство в XIX – начале XX века».      

«Работай до поту, так поешь в охоту».

Деревня и крестьянство Сибири в конце имперского периода

Хорошо крестьянину работается на земельном просторе, да на вольной волюшке! Не знали сибиряки-старожилы крепостного права (точнее, мало кто знал), а объём повинностей и оброчной подати за пользование казённой и кабинетской землёй был у них меньше, чем оброк и барщина в помещичьих хозяйствах Европейской России. Площади общинных наделов были в большинстве случаев обширными. Например, на рубеже 1870–1880-х гг. в Бердской волости Барнаульского округа проживало около 4,5 тыс. крестьян, в их пользовании состояло почти 120 тыс. десятин удобной для обработки земли и ещё 45 тыс. десятин неудобной. На каждое семейное хозяйство здешних бывших приписных крестьян и их потомков приходилось в среднем более 200 га земли, по 7–8 лошадей, 6 голов крупного рогатого и 5 голов мелкого скота.

Ученый и общественный деятель Н. М. Ядринцев, проезжавший через волость в это время, собрал сведения о том, что в с. Бердском ежегодно продаётся и покупается 500–700 тыс. пудов пшеницы и иного хлеба. Из них 400 тыс. пудов сплавляется по Оби в северные районы Сибири – в Нарым, Тару, Тобольск, Сургут, а остальное перерабатывается на мельницах в своей волости. Кроме хлеба, скупали в Бердском с обширных территорий Верхнего Приобья для вывоза и продажи лён и коноплю, продукты животноводства, воск и мёд. В 1881 г. собрали мёда до 2200 и воска до 300 пудов и получили немалый доход. «Но закупы никогда не истощают крестьянских запасов, таковые остаются по окончании операции в более богатых крестьянских руках», – с удовлетворением отмечал Ядринцев. Доля «более богатых», зажиточных крестьян в зауральской деревне была больше, чем в Европейской России, а бедноты – гораздо меньше. В Сибири развивалась рыночная, торгово-капиталистическая ориентация сельскохозяйственного производства. К началу XX в. основная часть продуктов полеводства, до половины продукции животноводства предназначались для продажи на местных рынках, либо для вывоза в Европейскую Россию, на восток и север, за границу.

Изучаем исторический источник

На основе статистических данных, помещенных в таблицу, прокомментируйте количественное соотношение домохозяйств различной степени зажиточности в одной из деревень Восточной Сибири (Грановщина, Иркутского округа) в 1890 г.

 

Показатель

Богатые

Зажиточные

Достаточные

Недостаточные

Бедные

Бездомовые одиночки

Всего

Кол-во дворов, абс.

2

9

37

41

63

14

166

Кол-во дворов, %

1,2

5

21,6

25

38,8

8,4

100

Среднее число домочадцев во дворе

 

6

 

8,4

 

5,4

 

4,6

 

4,3

 

 

Кол-во сильно пьющих домохозяев

 

 

1

 

9

 

11

 

25

 

 

46

Источник: Загоскин М. В. Одна из сибирских общин (с. Грановское). Иркутск, 1891. С. 49.

Вопросы: 1) Каким образом, судя по таблице, были связаны между собой зажиточность двора и его людность (количество домочадцев)? О чём может свидетельствовать тот факт, что число домочадцев в богатых дворах было меньше, чем в зажиточных? 2) Каким образом были связаны между собой зажиточность дворов и наличие в них сильно пьющих домохозяев? О каких явлениях в жизни сибирской деревни свидетельствует вышеуказанная связь и большое количество сильно пьющих домохозяев?

Главным хозяйственным занятием крестьян в лесостепной, наиболее заселённой полосе Сибири являлось земледелие. В XIX в. основной хлебной культурой стала пшеница, а не рожь, как в Европейской России. Для пшеницы здесь более подходящие природно-климатические условия, да и урожайность у этой культуры выше, и вкус у пшеничного хлеба лучше. Кроме яровой пшеницы, возделывали овёс, озимую рожь, яровую рожь, ячмень, картофель, просо, гречиху, горох, озимую пшеницу (культуры перечислены здесь в порядке убывания посевной площади).

Урожайность сельскохозяйственных культур в Сибири была весьма неустойчивой и по нынешним меркам невысокой. Но всё познаётся в сравнении. Освоение целинных и залежных земель позволяло сохранять в течение двух веков урожайность более высокую, чем в европейской части страны – не менее, чем сам-четыре, в среднем 40–60 пудов с десятины. Со временем урожайность увеличивалась благодаря происходившему в хозяйствах крестьян-предпринимателей улучшению агротехники и севооборотов. Конечно, преобладали в здешних дворах уже устаревшие орудия труда (сохи-рогалюхи и сохи-пермянки, деревянные бороны с железными зубьями, цепы и пр.). Но в начале XX в. обеспеченность железными плугами, механическими жатками, молотилками и сенокосилками у сибирских крестьян была выше, чем в Европейской России.

Традиционные сельскохозяйственные орудия крестьян-сибиряков

Источник: Кимеев В. М. Касьминские чалдоны: быт и культура русских старожилов Касьминской волости. Кемерово, 1997. С. 216.

                              

Вопросы и задания. 1) Установите предназначение каждого орудия, изображённого на рисунке. Как вы думаете, почему существовало несколько видов косы? 2) Какие из традиционных орудий сохранились в хозяйстве современных сельских жителей, а какие были вытеснены или нашли себе замену? Почему так произошло? 3) Чем были заменены устаревшие орудия сельскохозяйственного производства за последние 100 лет?

Выразите данные о средней урожайности хлебов в Сибири XIX – начала ХХ в., приведённые выше, в современной метрической системе мер (в центнерах с гектара). Сравните урожайность того времени с нынешней урожайностью хлебов в вашей местности (современные данные можно найти в Интернете на сайте региональной администрации). Попробуйте оценить масштабы и перечислить причины произошедшего за последние 100 лет повышения урожайности.

Во всех домохозяйствах земледелие сочеталось с животноводством. Выращивали лошадей, коров, овец, свиней, домашнюю птицу. Местные породы лошадей – «киргизская», кузнецкая, нарымская, алтайская, бурятская – прослыли выносливыми и неприхотливыми к условиям содержания. Крупный рогатый скот представляли породы, выведенные путём скрещивания скота, заимствованного у аборигенных народов края и привезённого из европейской части страны. Неприхотливые в содержании сибирские коровы давали невысокие надои, но молоко их обладало повышенной жирностью. По уровню и темпам развития животноводства Сибирь обгоняла Европейскую Россию. Например, в Томской губернии во второй половине XIX в. поголовье скота увеличилось почти в три раза, быстрый прирост продолжался и позже.

Интересный факт

Когда приезжие люди спрашивали, зачем крестьяне-сибиряки держат так много лошадей, те отвечали: «Чтобы земли вспахать побольше и сена много поставить». – «А зачем нужны такие обширные запашки и сенокосы?» – «Чтобы лошадей зимой прокормить овсом, соломой и сеном».

Заметную, а местами и очень важную роль в хозяйстве сибиряков играли промысловые занятия – охота и рыболовство, сбор кедровых орехов, ямщина и содержание постоялых дворов на тракте, шерстобитный и щепной промыслы, смолокурение, обжиг древесного угля и пр. Обрабатывающие промыслы в Сибири в целом не имели того уровня развития, который наблюдался во многих местностях Европейской России. Среди немногих примеров промысла, достигшего высокого качества продукции и всероссийской известности, – производство шерстяных махровых ковров на юге Тобольской губернии. Традиционные тюменские ковры являются уникальными произведениями народной технологии и искусства. Именно тюменский ковёр увековечил знаменитый художник В. И. Суриков на картине «Взятие снежного городка». Задник саней покрывает мягкий ковёр с длинным ворсом; на чёрном фоне изображён крупный букет роз и маков в обрамлении пышных листьев и цветочных бутонов.

В. И. Суриков. Взятие снежного городка, 1891 г. Картина хранится в Русском музее.

Вопросы и задания. Картина Сурикова написана по впечатлениям, полученным художником на малой родине в Енисейской губернии. Найдите в литературе или в Интернете описание изображённой здесь народной забавы. Чья это игра? В чем её суть? На какой праздник она приходится? Какой момент игры изобразил художник? Как ведут себя участники игры? Как относятся к происходящему зрители? Хотелось бы вам принять участие в такой забаве?

Завершите сочинение, которое начал писать один школьник: «Дело было так. Решила деревенская молодёжь Масленицу проводить. Вот и придумала снежный городок построить и взять его штурмом. Сказано – сделано. Возвели за день стены из снега, залили водой к ночи, чтобы всё схватилось на морозе и стало крепким-прекрепким. Украсили башенками, фигурками резными. Здорово вышло! А утром при всём честном народе началось...». 

Хозяйственные заботы в крестьянских дворах требовали каждодневного участия всех трудоспособных членов семьи домохозяина. Самые трудоёмкие работы (например, жатву хлебов и сенокос) выполняли все вместе: мужчины и женщины, взрослые и подростки помогали друг другу. Сугубо мужскими обязанностями в хозяйстве являлись пахота, уход за лошадьми, ремонт надворных построек и инвентаря, охотничий промысел. Женскими обязанностями считались прополка полей, все огородные работы, прядение и ткачество, приготовление пищи и иной «домашний обиход». Бытовала такая поговорка: «Мужик и собака во дворе, а баба и кошка завсегда в избе».

Предметы традиционного домашнего хозяйства крестьян-сибиряков

Источник: Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея. Новосибирск, 1996. С. 332.

1 – коромысло; 2 – ручная мельница; 3 – ступа; 4 – пест; 5 – маслобойка с крышкой; 6 и 7 – лопаты.

Дети включались в крестьянский труд с малолетства. Раньше всех, лет с 6–7 – девочки, которым приходилось нянчиться с младшими братишками и сестрёнками в отсутствие родителей. Этнограф М. В. Красножёнова, изучавшая в первой трети ХХ в. быт деревенских жителей Приенисейского края, пишет так: «Нужно сказать, что с 7–8 лет мальчики – борноволоки, в 11–12 лет приучаются пахать, и в 12–13 лет мальчик – настоящий па­харь. Девочка с 12–13 лет считается полной хозяйкой, знает всё хозяй­ство и летом самостоятельно выполняет все работы. Очень тяжело достаётся в бедных семьях, когда нет больших работ­ников – отца или старшего брата, тогда вся тяжелая крестьянская рабо­та ложится непосильным бременем на 12-летнего подростка. Такой мальчик вырастает “заморышем”, с надорванным здоровьем».    

Хозяйственные деревенские работы в Сибири были организованы по законам, общим для всего крестьянства России, но имели и свои яркие особенности. Вот только два примера. Просыпаясь в 4–5 часов утра, сибиряки всегда сытно завтракали ранним утром, прежде чем отправиться на работу в поле. Многие пашни и сенокосы располагались вдалеке от деревни, иногда за десяток и более вёрст, и возвращаться домой для завтрака было несподручно, да и обед брали с собой в поле. Крестьяне же «расейские» (так сибиряки-старожилы называли жителей европейской части России) утром спозаранку трудились в поле, а завтракали позже, вернувшись домой, когда солнце уже высоко поднялось над горизонтом. В некоторых местностях Сибири, чаще в старообрядческой среде, женщины «чехонастили» – скребли, чистили и мыли – не только внутреннее пространство жилища (еженедельно), но даже и его наружность. Один-два раза в год, например, перед Троицей или Покровом Богородицы, «гоили» дом снаружи от завалинки до конька на крыше. Незнакомые с таким порядком переселенцы из Европейской России сложили уважительную поговорку про сибиряков-старожилов: «Челдоны – крылечки скоблёны».

На рубеже XIX–XX вв. в Азиатскую Россию «на земельный простор» переехало до 3 млн крестьян из-за Урала. Современники отмечали, что переселенцы распространяли в пути и приносили на новые места заразные заболевания, в том числе холеру, тиф, дизентерию. Новосёлы становились первыми жертвами и тех эпидемий, что развивались в Сибири. Из-за ослабленности организма, отсутствия средств на профилактические мероприятия и лечение, незнания местных условий. И ещё – из-за несовершенства своей санитарно-гигиенической культуры. Чистоту не всегда соблюдали и сибиряки-старожилы, однако их поселения, усадьбы и жилища выглядели более благоустроенными.

Зверев Владимир Александрович, доктор исторических наук, профессор НГПУ

 

подкатегория: 
Average: 4 (8 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
История Сибири? Если уже 7-я из 18 тем посвящена уже концу имперского периода, то сколько ж тем отведено остальным векам и истории собственно Сибири. Сколько написано о коренных жителях, сколько о столетней русско-телеутской войне?

Опубликовано пользователем Марина Мерзлякова
Владимир Александрович, поясните пожалуйста нам-учителям правильно ли мы поняли, что новое пособие заменит учебники по Истории Сибири с 7-9 класс(+хрестоматию и тетрадь по Истории Сибири) или станет дополнительным курсом?

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Ничего толкового о месте нового пособия в учебном процессе сказать пока не могу - не знаю. О судьбе пособия тоже ничего не известно. Единственное осязаемое: есть подготовленный нами текст, который в Москве сейчас готовят к изданию. Нам предложили написать - мы написали. Дальше это как-то будут вписывать в новый "единый учебник", который, конечно, будет не единым. Концепции регионального компонента, который предусмотрен «Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» пока нет. История коренных народов Сибири, конечно, в нашем пособии представлена. А вот "русско-телеутскую войну" желающие смогут рассмотреть по весьма интересным публикациям К. Голодяева в "БСК".

Добавить комментарий

Target Image