На правах «безуездного города»

10 января 2014 года (по ст. стилю 28 декабря 2013 года) исполнилось 110 лет со дня утверждения Николаем II положения  Кабинета о преобразовании поселка Новониколаевский в город.

Жители Новониколаевского поселка стали ходатайствовать о преобразовании его в посад или город еще в декабре 1895 года. В Приговоре схода жителей говорилось: «…мы, нижеподписавшиеся жители Ново-Николаевского поселка на правом берегу р. Оби, против бывшего села Кривощекова на собрании обывателей имели суждение о том, что народонаселение нашего поселка, принадлежащее преимущественно к разночинцам, не имеет никакого общественного устройства, так как поселок наш возник всего два года тому назад из нескольких дворов, перенесенных их села Кривощекова, и что отсутствие всякого общественного управления не дает возможности позаботиться о благоустройстве поселка, в котором устроен уже временный храм, приступлено к постройке каменной церкви и ведется обширная торговля, постановили: ходатайствовать перед правительством о переименовании Ново-Николаевского поселка, состоящего Томской губернии и округа, в посад или город…»

В последующие годы таких прошений было великое множество. Однако, власти считали, что в этом пока нет надобности.

Правительственное решение о статусе поселка состоялось лишь в конце 1903 г. в результате многочисленных ходатайств его жителей, губернского начальства и Кабинета Его Императорского Величества, на землях которого он располагался. На заседании Комитета Министров по процедуре была заслушана записка министра внутренних дел от 18 ноября 1903 г. № 235 «Об образовании из поселка Ново-Николаевска Томской губернии городского поселения», составленная на основе представления Кабинета о его перспективности.

По численности населения (22,7 тыс.) поселок уже занимал третье место в Томской губернии и шестое среди городов Западной Сибири. К 1902 г. здесь функционировало 226 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом почти 2,5 млн руб. В поселке сосредоточились жизненно важные управленческие структуры, службы коммуникации, военные, коммерческие и другие организации: управление Томского имения Кабинета, камера мирового судьи, военно-остановочный пункт, местная воинская команда, врачебно-питательный пункт Переселенческого управления, почтово-телеграфная контора. Постоянное пребывание имели крестьянский начальник, чины податной инспекции, акцизного ведомства, транспортные и торгово-промышленные конторы, агентства.

Комитет Министров, разделяя приведенные в записке аргументы и учитывая необходимость «более точного определения прав нынешних арендаторов оставленных за городом земель, согласно Высочайшему повелению от 13 февраля 1903 г.», полагал:

«I. Поселение Ново-Николаевск при станции Левая Обь, Томских уезда и губернии, возвести на степень безуездного города того же наименования…

II. Представить Министру Внутренних Дел сделать распоряжение:

а) о введении в поселке Ново-Николаевске общественного управления по Городовому Положению 1892 года в упрощенном виде на основаниях, указанных в приложении к статье 22 сего положения…».

28 декабря 1903 г. император Николай II утвердил положение Комитета Министров.

В соответствии с Высочайшим повелением от 28 декабря 1903 г. в Новониколаевске, в отличие от нормального городового положения, вместо городской думы учреждался всесословный орган местного самоуправления – Собрание городских уполномоченных в составе от 12 до 15 человек (по определению губернатора), избираемых через каждые 4 года сходом местных домохозяев, владеющих недвижимым имуществом стоимостью не менее 100 рублей. Сходу должна была предшествовать оценка недвижимых имуществ специально созданной и утвержденной губернатором комиссией для определения прав их владельцев на участие в избирательном сходе. Первоначальные списки избирателей полагалось оглашать за 3 месяца до выборов, после чего в 7-дневный срок они уточнялись и публиковались вторично, не позднее чем за месяц до начала выборов.

Согласно Городовому положению 11 июня 1892 г. и Указу Сената от 10 февраля 1904 г. № 1035, в списки избирателей вносились местные домохозяева: состоящие в русском подданстве лица мужского пола, достигшие 25-летнего возраста, а также благотворительные, ученые, учебные и правительственные учреждения, не менее одного года владеющие в пределах города (или на отведенной городу земле) на праве собственности или пожизненного владения недвижимым имуществом, обложенным в пользу города сбором и стоящим не менее 100 руб. При тех же условиях избирательным правом могли пользоваться: лица женского и мужского пола, не достигшие 25 лет, а также граждане, находящиеся под опекой или попечительством, но не лично, а через своих уполномоченных или опекунов и попечителей (по доверенности), учрежденные по законам Российской империи общества, товарищества и компании, содержащие в пределах города не менее одного года предприятия, требующие выборки промысловых свидетельств (торговые – одного из первых двух разрядов, промышленные – одного из первых пяти разрядов, пароходные, обложенные основным промысловым налогом свыше 500 руб. в год), лица, занимающиеся в виде промысла скупкой товаров, уплатившие промысловый налог. Женщины имели право уполномочивать для голосования только своих мужей, сыновей, зятьев, внуков родных братьев или племянников. Если несколько лиц имели недвижимое имущество в общем, нераздельном владении, то в избирательные списки вносился по соглашению один из совладельцев. На евреев заводились отдельные списки, и впредь до пересмотра действующих о евреях узаконений они не допускались к участию в городских избирательных собраниях и собраниях домохозяев. Не имели избирательного права представители иностранных торговых фирм.

В состав уполномоченных могли избираться лица, имеющие право голоса на выборах, не отказавшиеся от баллотировки, если были предложены не менее чем пятью избирателями, или сами изъявившие желание баллотироваться. Представительство из нехристианской веры не должно было превышать 1/5 числа уполномоченных. Выборы производились тайным голосованием шарами, опускаемыми в специальный ящик. Избранным считалось лицо, набравшее больше избирательных, нежели неизбирательных голосов. Если количество первых превышало установленное число уполномоченных, проходили лица, набравшие большее число голосов; выбранные сверх положенного числа уполномоченных зачислялись кандидатами к ним. В случае недостатка лиц, подлежащих зачислению в кандидаты, этот же сход мог доизбрать их. По окончании выборов выборный лист и список избранных уполномоченных оглашались сходу, подписывались председателем схода, участвующими в выборах наличными избирателями и направлялись на рассмотрение томскому губернатору. С утверждением результатов выборов и принятием установленной присяги уполномоченные вступали в свои обязанности. При утрате избирательного ценза или отказе от звания избранник выбывал из состава уполномоченных и заменялся до истечения выборного срока старшим по числу избирательных голосов кандидатом.

Деятельность Собрания уполномоченных осуществлялась под контролем правительственных органов в лице Томского губернского управления и губернатора. Ежегодно должно было проводиться от 4 до 24 заседаний, расписание которых составлялось уполномоченными перед наступлением нового года, а внеочередные собирались с разрешения губернского управления. Для законности заседаний требовалось наличие не менее 2/3 списочного состава уполномоченных, решения принимались большинством голосов присутствующих. Собрание уполномоченных рассматривало дела, связанные с выборами, действовало от имени городского общества в случаях, когда требовалось по закону постановление общего приговора, но не имело права на издание обязательных постановлений для местных жителей, что являлось прерогативой губернского начальства. Согласно статье 140 Городового положения, городское управление должно было составлять на каждый год смету доходов и расходов городских сумм и рассматривать на заседании городских уполномоченных в ноябре месяце. Принятые решения представлялись в двухнедельный срок на утверждение губернатору. Составление и изменение планов города относилось к обязанностям губернского строительного отделения. В компетенцию местного самоуправления входило также рассмотрение планов и фасадов частных зданий и выдача разрешений на строительство, перестройку общественных зданий (бани, клубы, пристани и т. п.), промышленных заведений на основе соответствующих строительных уставов. Планы сооружений утверждались тем же строительным отделением. Перед каждым очередным заседанием Собрания уполномоченных полагалось представить перечень надлежащих слушанию дел губернатору, чтобы он «был своевременно осведомлен о возбуждаемых…, осуществляя тем самым право надзора, предоставленное ему законом».

Уполномоченные избирали из своего состава или из лиц, не избранных в уполномоченные, но внесенных в избирательные списки, городского старосту и одного, а в случае признанной губернатором необходимости – двух его помощников на предстоящее четырехлетие, которые утверждались губернатором. Староста осуществлял исполнительные функции: председательствовал в Собрании городских уполномоченных, выполнял его постановления, заведовал текущими хозяйственными делами города, составлял проекты городских смет и финансовых отчетов, вел инвентарь городскому имуществу, все дела по мещанскому управлению, собирал справочные сведения о ценах для губернского управления. Распоряжения старосты приводились в исполнение с разрешения начальника местной полиции. Так как староста фактически нес обязанности городской управы, то с жалобами на его действия можно было обратиться в Собрание городских уполномоченных или к губернатору. Решение последнего обжалованию не подлежало.

При выборах уполномоченных на четырехлетие с 1904 г. комиссия под председательством Н.П. Литвинова, а с его призывом в ополчение – Л.И. Лапшина в 1904 г. произвела оценку недвижимого имущества в городе и на его основе составила список избирателей, насчитывающий в окончательном виде 827 человек, или менее 1% домовладельцев города. Свыше 70% из них имели недвижимость стоимостью от 100 до 300 руб. и немногим более 1% – от 3 тыс. руб. Среди потенциальных избирателей было 744 мужчины, 76 женщин, семь благотворительных обществ, компаний и товариществ. На состоявшемся 12 сентября 1904 г. сходе приняло участие примерно 160 избирателей, выбравших 15 уполномоченных (В.А. Горохов, П.И. Кривцов, Я.Г. Крюков, Г.М. Кузнецов, Л.И. Лапшин, Н.П. Литвинов, А.М. Луканин, Д.Ф. Манаков, Ф.Д. Маштаков, А.И. Рунин, И.Н. Самойлович, И.Т. Суриков, И.Г. Титлянов, Д.С. Унжин, Н.З. Федоров) и 7 кандидатов М.И. Бржевский, Д.Н. Елисеев, И.А. Карелин, П.С. Ковнацкий, З.Г. Крюков, Г.Д. Маштаков, И.Ф. Стойлов). Список избирателей, уполномоченных и кандидатов опубликовали «Томские губернские ведомости за 1904 г.» № 16.

8 ноября в присутствии томского полицейского исправника уполномоченные избрали из своей среды председателя Собрания городских уполномоченных Л.И. Лапшина, а 21 ноября – старосту, барнаульского купца И.Т. Сурикова, помощников старосты – колыванского мещанина И.А. Карелина (зав. городской казной), личного почетного гражданина А.М. Луканина (зав. хозяйственной частью), кандидатов к последним – барнаульского купца Г.Д. Маштакова и крестьянина Чаусской волости Томской губернии Д.Ф. Манакова. 27 ноября 1904 г. томский губернатор отношением за № 9838 утвердил состав Новониколаевского городского общественного управления. В этот же день Л.И. Лапшин передал полномочия председателя Собрания уполномоченных И.Т. Сурикову.

29 ноября 1904 г. городское общественное управление открыло свои действия. На штемпеле города значилось: «Ново-Николаевское городское общественное управление. Город Ново-Николаевск Томской губернии». По новому стилю это было 13 декабря 1904 года. По мнению профессора НГАВТ Геннадия Чибрякова (книга «Тайны некоронованной столицы Сибири»), эта дата и является днем рождения города Новониколаевска.

Староста и его помощники содержались за счет города. Первоначальное жалование старосте назначили в сумме 1 200 руб., помощникам – по 600 руб. в год. Остальные избранники работали безвозмездно, за исключением выполнения специальных поручений. За неимением помещения для размещения служб городского общественного управления Собрание городских уполномоченных решило арендовать верхний этаж (пять комнат) одного из домов И.Т. Сурикова за 480 руб. в год. В знак благодарности за возведение Новониколаевска в ранг безуездного города уполномоченные 2 декабря 1904 г. постановили отслужить молебен в день тезоименитства (6 декабря) императора Николая Александровича, а также послать верноподданнические телеграммы министру внутренних дел и томскому губернатору.

Литература

История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). T. I. Новосибирск, 2005. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 107-162.

Г.И. Чибряков «Тайны некоронованной столицы Сибири», Новосибирск, 2012 год.

 

Добавить комментарий

Target Image