Надо ли нарушать старые правила?

(уроки истории для современного бизнеса)

 

Людьми дела в прямом смысле этого слова называли купцов, так как в их среде сформировались сначала неписанные, а потом оформленные правили делового общения или этикета. Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Правила делового поведения, существовавшие достаточно давно, оформились в письменном виде позднее. Примеры находим в «Правилах светской жизни и этикета «хороший тон», в сборнике «советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни». (СПб, 1889 г.)

 Историки считают, что это связано с тем, что купцы составляли замкнутое сословие, пристально следившее друг за другом, и малейшее нарушение честности по отношению к членам своей корпорации наказывалось исключением. Все деловые люди  хорошо знакомы были с семью правилами ведения дела: заповедями, требующими от них соблюдения правил делового этикета. Порядочность, честность по отношению к деловому партнеру и доверие к нему были основой ведения обоюдного дела. Заповеди эти исполнялись свято. Решая свои денежные дела, предприниматели и купцы нередко обращались за помощью друг к другу. И зная о своих собратьях почти все, они решали дела по совести. Нередко встречались факты недобросовестной торговли, в основном они были распространены среди мелких купцов, торгующих в розницу. В Кяхте произошел случай, когда сибирский купец пытался продавать китайцам большую партию меха, на поверку оказавшегося крашеными кошками. Правда, китайские купцы тоже любили в ящик и с чаем подкладывать кирпичи «для весу»…

Крупные предприниматели наоборот, стремились строить деловые отношения между собой на принципах порядочности, а наладить их помогал чай. « Чай для сибиряка, как для ирландца картошка: многие пьют его стаканов по 40 в день».

С 18 века чай становится самым любимым напитком сибиряков, в 19 веке он становится непременным атрибутом любой деловой встречи и беседы. На чайной торговле разбогател и выбился в купцы первой гильдии Михаил Федорович Немчинов. Он имел лавки в Кяхте, Чите, Иркутске, Томске. У коллег купцов он пользовался непререкаемым авторитетом за « сноровку купеческую», но в большей степени за соблюдение норм деловой этики (ни по одному пункту не расходящимися с современными)::всегда выполнял финансовые обязательства, не конкурентов не давил, слухов порочащих не распускал, «контрафактным товаром» не торговал. В 1863 году был избран на должность городового судьи, делал крупные пожертвования на благотворительность. Соблюдая неписаные правила, давал другим купцам товары для продажи под честное слово.

Одним из примеров может служить  «деловое поведение» (как тогда было принято говорить) купца Иннокентия Гадалова.

По всей Сибири известен Гадалов был как коммерсант «порядочный и честный, кроме того, прогрессивный. Признаком последнего считался духовой оркестр из служащих, созданный говоря современным языком «для сплочения капиталистического коллектива».

Отец Иннокентия был крепостным, но отличался деловыми качествами: умел налаживать нужные связи, имел хорошую репутацию, сумел выкупить себя и семью на свободу. Зная от купцов, что только в Сибири можно или «все потерять или враз разбогатеть», он оправил своего старшего сына с товарами  в Сибирь. Иван не любил рассказывать о том, как он разбогател в Сибири, возможно потому, что сын хоть и был в курсе всех торговых дел отца, но ему было только 13 лет.

Злые языки говорили, что Гадалов всегда знал, как «неходовой» товар помыть... (сделать привлекательным для покупателя), как убедить самого несговорчивого, что ему среди лета срочно необходимо драповое пальто. При этом, заметим, в непорядочности его за это не обвиняли. Торговля!

Тогда же научился еще одному – беспощадности к конкурентам. В жизни не было случая, чтобы купец кому-либо простил долг или снизил проценты.

Другой «секрет» миллионера был тоже предельно прост: Гадалов контролировал все дела своей фирмы и всех служащих. Малейшая попытка утаить выручку вела к немедленному увольнению, причем хозяин был жесток предельно: вор должен был непременно возместить ущерб, да при этом, как правило, дело доходило до ареста и суда.

До конца дней своих, уже имея взрослых детей, участвовавших в делах фирмы, Гадалов все же был в курсе всей бухгалтерии и всех кадровых решений. А дело было была большим: филиалы торгового дома «Иван Герасимович Гадалов» (торговля мануфактурой, одеждой, обувью, продуктами питания, спиртным) были в 14 городах Сибири, в том числе и в Томске.

Из любых правил бывают исключения. Конечно же, деловой этикет нарушался и довольно часто. Но примеры «неправильного поведения» пересказывались из уст в уста для «острастки и в назидание». «Мазуринское проклятие» - прямое тому подтверждение.

Какие именно правила делового «обхождения» нарушил московский городской голова Алексей Мазурин в начале 19 века, и чем это обернулось для него и его потомков, подробно описывает в своих воспоминаниях известный предприниматель Н А. Варенцов.

Имя Мазурина было широко известно среди московского купечества, у него были «успешное дело» и обширные связи в купеческой среде. Особенно дружен он был с богатым греческим ювелиром, что на языке делового человека означает « в тяжелые годы поддерживали они друг друга деньгами и во всех делах советовались с доверием».

Однажды, перед отъездом в Лондон грек пришел к Мазурину с ларцом, в котором находились все его сбережения. Просил сохранить ценности до своего возвращения, оставил некоторую сумму на содержание своей жены.

Судьба распорядилась так, что в Москву вернулся он только через три года, пережив кораблекрушение, побывав в Индии и других странах. Обнаружив, что дом его за это время сгорел, семья его бедствует, все давно считают его погибшим, несчастный обратился к деловой партнеру. Мазурин изобразил сильное удивление, заявил, что ларца не видел, а все претензии – вымогательство и ложь. Судебное дело тянулось долго, грека посадили в тюрьму. Много писем написал он на Высочайшее имя с уверениями в своей невиновности и просьбой обязать «делового партнера дать публичную клятву, в том, что денег он не брал».

Наконец, был получен ответ: «Мазурина привлечь к принесению перед крестом и Евангелием клятвы в том, что он драгоценности не присваивал».

Сцен принесения клятвы выглядела устрашающе: «С колоколен церквей, находящихся на  пути следования шествия, доносился печальный перезвон, похожий на погребальный. По сторонам процессию сопровождали два ряда монахов в мантиях со свечами в руках, священники несли крест и Евангелие, сам Мазурин бледный как смерть с потупленными глазами, в одеянии, похожем на саван, перепоясанный веревкой, с черной свечой в руках, шел через весь центр города по Красной площади до Казанского собора».

Но в церкви. Мазурин  поклялся, что ценностей не присваивал. После чего немедленно уехал домой в поджидавшем его экипаже. Через некоторое время грек заболел и умер, а перед смертью, как говорят, звал бывшего партнера прийти проститься и покаяться, но Мазурин не пришел. Явился только на отпевание в церковь. Что там произошло на самом деле доподлинно неизвестно, но Мазурин из церкви вернулся «совершенно сумасшедшим» и оставался в таком состоянии до самой смерти.

Когда он умер, посмотреть  на похороны собралось огромное количество народа. Лицо умершего было прикрыто белым платком, потому что  открыть «лицо его было нельзя, так как ужасная  гримаса искажала его черты, видеть которую было живому человеку не под силу».

Проклятье рода Мазуриных длилось, как положено «до седьмого колена». Потомки Мазурина совершали ужасные поступки: один из них в тот вечер, когда его сестра Варвара сочеталась браком, убил купца, торговавшего бриллиантами и ограбил его. «После венчания, когда гости с бокалами шампанского в руках встречали на втором этаже новобрачных, поздравляя их и желая им счастья, а в это время брат невесты на первом этаже дома разделывал труп и упрятывал его в сундук». Суд  приговорил убийцу к смертной казни. Варенцов сообщает, что: «в последующем в роду Мазуриных шла бесконечная череда несчастных случаев, рождались психически больные дети.

Как утверждала народная молва, Мазурин нарушил нормы купеческих заповедей и совершил проступок, за который последовала Божья кара.

Как и в те давние времена, так и сейчас, правила делового этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Хочется верить, что  урок истории состоит в том, что как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции, так недопустимо нарушать и правила делового этикета. Очевидно, что бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической.

Современный этикет формировался тысячелетиями и вобрал в себя нормы, отобранные и проверенные временем, поэтому современным бизнесменам есть чему поучиться у сибирских купцов, чьи имена не забыты и по сей день за их благотворительную деятельность, яркие примеры «служения обществу».

 

Литература:

  1. Варенцов Н.А. «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» М., 1999. 
  2. Загадка гадаловских миллионов http://obzor.westsib.ru/news/354078
  3. Торговый дом Гадалова http://trofimov.tomsk.ru/current/tr2/tr_02.shtml
  4. Сибирский купец: портрет лучших черт характера http://www.kapitalpress.ru/kapitalist/archive/2006/14/74/
подкатегория: 
Average: 4.4 (8 votes)

Добавить комментарий

Target Image