Налоги и время (история налоговых органов и налогообложения в Сибири и Новосибирской области)

Печатается по: История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). T. II. Новосибирск, 2006. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 415-434.

В истории налогообложения России современные исследователи выделяют три этапа: первый связан с периодом становления государственности Киевской Руси и характеризуется появлением централизованных общегосударственных налогов; второй приходится на время укрепления финансов Московского государства и является этапом становления единой государственной системы управления сбором налогов (1653-1861); третий этап начинается с отмены крепостного права и характерен становлением современной системы налогообложения в ее основных элементах: единый порядок применения личных подоходных налогов, всеобщность налогообложения, становление государственной системы страхования и обеспечения.

Ясак – прообраз налогообложения в Сибири

В ХVI веке Сибирь, как новый край Русского государства, управлялась Посольским приказом, а с 1599 года Приказом Казанского дворца. Еще позднее, в 1637 году, управление перешло в ведомство особого Сибирского приказа, который назначал и смещал воевод, дьяков и служилых людей, ему подчинялись ратные люди, размещенные в сибирских городах. Приказ заведовал и сбором ясака с нерусских народов, денег, соли и хлеба с русского населения.

Ясак, по сути, был прообразом налогообложения в Сибири и долго оставался главной формой податных сборов с нерусского населения. В переводе это слово означает «дань». На первых порах он ничем и не отличался от дани, которую выплачивало местное население более сильным племенам или государственным образованиям. Но с закреплением и развитием Сибири в составе Русского государства ясачная подать претерпевала существенные изменения, постепенно превращаясь в ренту. Ясак взимался в основном пушниной, брали его и рыбой, скотом, разрешали уплату деньгами, что свидетельствовало о втягивании населения Сибири в товарно-денежные отношения. Размер ясака в разных частях Сибири был неодинаков. Самый большой оклад платили остяки Нарымского, Томского и Енисейского уездов 10-12 соболиных шкурок. Некоторые аборигены Сибири были освобождены от ясака, но с них бралось обязательство выполнять ямскую службу.

В «Истории Сибири» (Л. «Наука», 1968) читаем: «В стоимостном выражении размер ясачного платежа был меньше повинности сибирского крестьянина или посадского человека. Но если учесть разницу в уровне развития производительных сил русского населения и аборигенных обитателей края, а также насилие, которым сопровождался процесс сбора ясака, следует признать, что фискальный гнет у нерусских народов Сибири был не легче, если не тяжелее, чем у тяглых сословий русского населения края».

Ясачный сбор не был единственным видом налогообложения в Сибири на рубеже ХVI века. Воеводы в то время широко использовали так называемые приношения «в почесть» брали пушниной, хлебом, драгоценностями, облагали население различными поборами в свою пользу, брали откуп за назначение для сбора ясака со всех служилых людей. До указа Петра I о государственных крестьянах в Сибири было две группы казенных крестьян: пашенные, связанные с отработочной формой феодальной ренты, и оброчные, которые платили в казну оброк преимущественно в натуральной форме.

По данным ответов воеводских канцелярий на анкеты В.Н. Татищева и особенно Г.Ф. Миллера, по двенадцати уездам (т.е. на всей территории Западной Сибири без Томского и Кузнецкого ведомств) общее количество государственных крестьян, плативших денежный оброк, и разночинцев составляло 33 500 ревизских душ. На этой же территории 16 243 ревизские души выполняли казенную барщину на десятинной пашне, а 11 210 ревизских душ государственных крестьян были на натуральном оброке. Это означает, что «…на денежной ренте было свыше 54% государственных крестьян; около 27% выполняли отработки на десятинной пашне; остальные платили натуральный оброк».

От острогов, управ – к министерству

Безусловно, утверждать о каком бы то ни было системном налогообложении в ХVII-ХVIII веках, несмотря даже на массу «оброчных статей» и видов податей, нет никаких оснований. Можно лишь обнаружить зачатки формирования основ налоговой системы в реформах косвенного налогообложения (1653-1667), системы прямых налогов (1679-1681) и таможенных пошлин, что привело к учреждению Бурмистерской палаты или Ратуши (подчиненной Большой Казне) как единого общегосударственного фискального ведомства.

В конце ХVIII начале ХХ века взиманием налогов в Сибири, в том числе и на территории нынешней Новосибирской области, занимались местные органы государственного управления и сословного самоуправления. К их числу следует отнести Бердский острог (основан в начале ХVII века), Чаусский острог (1713-1822), Чаусскую судную избу (1743-1758), Чаусскую судную контору (1754-1785), Каинское уездное казначейство(1783-1798), волостные правления Томской губернии (1798-1920), Новониколаевскую городскую управу (1909-1919), а также волостные земские управы, земские избы, земских управителей и т. п.

В то время было уже немало документов, регламентирующих и координирующих налоговую деятельность в России, в том числе, конечно, и в Сибири. Назовем лишь некоторые из них:

  • Доимочный приказ 1733 года, учрежденный специально для взыскания недоимок, накопившихся за период 1719-1733 гг.;
  • П.И. Шуваловым предложен кардинальный способ увеличения государственных доходов, состоящий в установлении единой и более высокой цены на соль (цена колебалась от 3,25 до 40-50 копеек за пуд), который, кстати, был одобрен Сенатом только спустя пять лет в 1750 году;
  • отмена акциза на табак;
  • создана Комиссия для рассмотрения государственных соляных и винных сборов;
  • начало масштабной реорганизации канцелярий по финансовой части;
  • учреждение экспедиции о государственных доходах, в каждом уезде введены казначеи, которые принимают и хранят ввозимые в казну деньги и пересылают их по назначению;   
  • введен новый таможенный тариф;
  • проведена четвертая ревизия податных душ, Павел I предпринимает попытку подушного налога на дворянство и т.д. и т.п.

Словом, власть делает многочисленные, порой весьма успешные попытки реформирования налоговой системы, укрепления государственной казны. И все же с точностью определить базовые принципы налогово-податной системы того времени не представляется возможным.

Литературные и архивные источники изобилуют массой документов, характеризующих отношение «мытарей» к исполнению своих обязанностей даже при отсутствии стройной системы налогообложения. Так, бердский городовой староста Конинин доносит в рапорте Колывано-Воскресенской ратуше 25 апреля 1817 года о том, «что после подачи рапорта в сию ратушу собрано… подушных денег сборщиком Хабаровым 1000 рублей, выборными сузунским 320 рублей, салаирским 700, иберским600 и что затем еще следует собрать зборщику Хабарову 2 962 рубля, выборным сузунскому 260, салаирскому 100 р.76 коп., иберскому 851 руб., а всего остатей в недоимке 4189 руб. 76 коп. всей ратуше». Далее староста обязуется всю оставшуюся недоимку собрать и доставить в Барнаульскую заводскую контору «апреля 26 дня 1817 года». Вот это оперативность, как сказали бы сейчас!

В Государственном архиве Новосибирской области сохранено немало и других документов, отражающих историю налогообложения в Сибири и Новосибирской области, характер взаимоотношений сборщиков налогов и налогоплательщиков, методических и методологических документов, использовавшихся в деятельности мытарей. Среди них есть приходные книги по сбору подушной подати, для записи доходов от продажи вина и напитков, сбора подушного налога с мещан и цеховых по г. Каинску, книги записей прихода и расхода денег на содержание и отправку колодников из г. Каинска в г. Тобольск, книги записей поступления налога за повышение чина, приема денег соляного налога и т.д. То есть вполне можно составить хотя бы приблизительное представление об «инструментарии», которым располагали в то время налоговые органы.

В 1802 году произошло важное для России событие Александр I учредил Министерство финансов. В его ведение перешли Берг-коллегия (с 1806 г. Горный департамент), Монетный и Лесной департаменты, оброчные статьи доходов казны, все дела губернских казенных палат по винным подрядам и откупам, хозяйственное управление казенных земель, государственные банки и другие дела. Первым министром финансов Российской империи стал А.И. Васильев. В 1821 году в состав министерства вошло существовавшее на правах центрального ведомства и Главное казначейство. В эти и последующие годы министерством проводится немало финансовых преобразований, в том числе связанных с крестьянской реформой 1861 года. Была существенно упорядочена налоговая система: упразднены, например, винные откупа и производство спиртных напитков обложили акцизным сбором, который, как известно, действует с некоторыми изменениями и по сей день. До начала 1919 года в ведении Наркомата финансов РСФСР находились и подразделения, входившие когда-то в состав дореволюционного Министерства финансов Главное управление неокладных сборов и Департамент окладных сборов. При советской власти сохранялись номинации многих до сих пор взимавшихся государственных налогов: промысловый, подоходный, гербовый сбор, наследственные пошлины, местных налогов со строений, с транспортных средств, с публичных зрелищ и т.д.

С миру – по «нитке»

Правительство молодой Советской республики, оказавшись лицом к лицу с голодом и разрухой, принимало жесткие меры налогообложения. «В первые годы советской власти,  читаем в «Малой советской энциклопедии», «налоги использовались как средство экспроприации, путем взимания контрибуции с богатых. Декрет СНК от 18 октября 1918 года давал право местным органам советской власти устанавливать чрезвычайные налоги на лиц, принадлежавших к буржуазному классу. Декретом 30 октября 1918 года был установлен чрезвычайный 10-миллиардный налог на буржуазию. К концу «военного коммунизма» эти налоги не давали результатов. Источником пополнения ресурсов стала продразверстка». И как ее результат – крестьянские восстания в стране. Только с введением нэпа по-настоящему начала внедряться новая система налогообложения в Советской России и, естественно, в Сибири. 18 сентября 1919 года было образовано областное управление уполномоченного Наркомата финансов РСФСР по Сибири. Его задачи заключались в организации и инструктировании финансовых органов на территории, подведомственной Сибревкому. В марте 1921-го учреждено представительство Наркомфина РСФСР при Сибревкоме для согласования мероприятий, проводимых в Сибири, с общей финансовой политикой республики. Во главе представительства стоял заведующий облфинотделом, который также являлся уполномоченным Наркомфина РСФСР. К концу 1921 года на территории, подведомственной Сибревкому, сложилась следующая система финансовых учреждений: 7 губернских и 33 уездных финансовых отделов, а также приходно-расходные кассы. В задачу облфинотдела входило руководство сметно-бюджетным, расчетно-кассовым делом, наблюдение за точным исполнением местными финорганами декретов и постановлений ВЦИК, СНК, СТО и Наркомфина РСФСР, а также контроль за местными учреждениями Госстраха.

В структуру аппарата управления входил и налоговый отдел. 9 декабря 1925 года управление ликвидировали, а его функции передали Сибирскому краевому финансовому отделу (Сибкрайфо). А чуть раньше, в октябре того же года, в составе Новосибирского окружного исполкома появился финасовый отдел, который, в свою очередь, был ликвидирован в 1930-м году.

Наконец, в 1937 году был образован облфинотдел Новосибирского облисполкома. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1982 года отдел был преобразован в финансовое управление Новосибирского облисполкома. С декабря 1991 года и по сегодняшний день это Управление финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области. Таковы основные вехи развития финансовых органов области, которые до 90-х годов прошлого столетия несли нелегкое бремя, в том числе и проведения налоговой политики.

«Никаких поблажек недоимщикам»

Сибирские финансисты несли тяжелую нагрузку по организации сбора многочисленных налогов. Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, почти отсутствовала методика и методология этой работы, постигать все тонкости налогообложения приходилось, что называется, «без отрыва от производства». Немаловажным подспорьем в отработке «механизма» взимания налогов служили циркулярные письма, распоряжения, постановления вышестоящих органов. Полезные для себя уроки налоговики извлекали из различных совещаний и летучек, благо в те годы проводить такие мероприятия любили.

Трудность, впрочем, заключалась еще и в том, что многие виды налогов стали применяться впервые. Так, первым денежным налогом советской власти в сельских местностях был общегражданский налог, введенный в 1922 году. Из Москвы в Новониколаевск, из Новониколаевска в низовые финорганы шли депеши примерно одинакового содержания: «не медлить», «никаких поблажек недоимщикам» и т.п.

Вот одно из имеющихся в Новосибирском государственном архиве писем фининспектора Новониколаевского уезда всем волисполкомам и волинспекторам: «В настоящее время с истечением срока добровольного взноса общегражданского налога необходимо приступить к принудительному взысканию недоимок… Для успешного проведения последнего и могущих быть введенными и других к взиманию действующих налогов необходимо теперь вводить…податную дисциплину. В этом отношении принудительное взыскание недоимок общегражданского налога должно сыграть огромное значение плательщик увидит, что никаких поблажек ему… не будет».

В другом письме вновь волевое требование: «…Центр приказывает принимать беспощадные меры к недоимщикам этого налога… т.к. голод еще не изжит, есть масса голодающих, которым необходима скорая помощь от Республики… необходимо принять все усилия к тому, чтобы ликвидировать недоимки общегражданского налога, памятуя, что работа налогового характера носит боевое значение и является первой задачей общегосударственной важности».

10 июня 1924 года в Новониколаевске состоялось губернское совещание по борьбе с преступностью. На нем присутствовали сибпрокурор Алимов, предгубсуда Чудновский, помпрокурора Сизых, Веселовский, Пачкалин, Климовский, Ястребов, начгубмилиции Карпов и другие. Первым пунктом в повестке дня стоял вопрос о едином сельскохозяйственном налоге, с докладом по которому выступил представитель губфинотдела Винокуров. В том же году, но уже на совещании финансово-налоговых работников губернии вновь поднимается этот вопрос. Докладчик — представитель сибпрокурора Веселовский «подчеркивает основные моменты работы налогового состава, т. е. учета объектов, рассмотрения жалоб, взимание налога и прочее, указывает на ту законность в деле каждого, корректность и умелый подход, которым должны обладать фининспектора, и вообще быть особо предусмотрительным, чутким, всегда изучая классовую принадлежность налогоплательщиков». Содокладчик представитель губсуда Предместин «…остановился на сохранении в органах УФО административного воздействия к налогоплательщикам и введении вновь бесспорного взыскания сельхозналога, наравне с другими налогами». Принудительное взыскание недоимок сельхозналога, конечно же, не могло не принести ожидаемых результатов.

Губфинотдел сообщает в том же году в Управление Наркомфина по Сибири, что воздействие на укрывателей сельхозналога производится через райсуды с широким привлечением населения (показательные суды). В Новониколаевском уезде такие методы «воздействия» применены по отношению к 138 гражданам, из них осуждено 27; в Черепановском 142 человека прошли через показательные процессы, осужден 61; в Каргатском, соответственно, 5 и 5 осуждено.

Циркуляром НКФ СССР от 31 июля 1924 года за № 1060 предлагается принять к руководству и исполнению: «Статьей 37-й Положения о едином сельхозналоге от 30.IV. на уездные и губернские налоговые комиссии возложены весьма важные задачи по рассмотрению жалоб и ходатайств громадного количества плательщиков единого сельхозналога. Правильное и быстрое разрешение этих жалоб имеет крупное политическое значение… Широкие права, предоставленные налоговым комиссиям, должны быть ими использованы при самом внимательном отношении к жалобам и ходатайствам плательщиков с тем, чтобы ни в коей мере не была подорвана в населении налоговая дисциплина».

Вместо арестов – штрафы

С одной стороны показательные процессы над недоимщиками, с другой боязнь перегнуть палку. Власть всерьез озаботила волна репрессий, прокатившаяся по стране, и она ищет выход из затруднительного положения, иначе все налогоплательщики вскоре окажутся за решеткой, тогда и налоги платить будет некому. В телеграмме на места, подписанной Председателем ВЦИК Калининым и народным комиссаром юстиции Каурским, говорится уже о смягчении налогового и судебного пресса: «Внесенный Наркомфином новый проект положения взимания налогов, сборов ныне рассматривается Комиссией Совнаркома. Ввиду происходящего ныне взимания единсельхозналога необходимости теперь же применять репрессивные меры, неплательщикам нет; предлагается впредь до издания означенного положения руководствоваться прошлогодними инструкциями ВЦИК и СНК от 11 июля 1923 года со следующими поправками: арест неплательщика в административном порядке отменяется, опись, арест имущества производится распоряжением уфинотделов, списанные хлебные продукты, также скот подлежат обязательной оценке. Порядке первой части 79 статьи Уголовного Кодекса за правонарушение сельхозналогу уфинотделы налагают штраф в размере не свыше двадцати пяти рублей. Указанный порядок касается также недоимок прошлого года. Настоящую телеграмму передать Губсуду».

Решение запоздалое, но необходимое. С начала кампании административного и судебного воздействия к укрывателям объектов обложения по сельхозналогу на 1 марта 1925 года в Новониколаевской губернии было предано суду 870 человек, осуждено 585. Только в одном Черепановском уезде через показательные процессы прошли 94 налогоплательщика, 84 из них попали за решетку.

Надо сказать, что все-таки власть с пониманием относилась к проблемам недоимщиков сельхозналога. Так, при отчуждении имущества неплательщика не подлежали отчуждению: предметы домашнего обихода (одежда, белье, обувь, утварь в размере, необходимом для постоянного употребления); простейшие земледельческие орудия — один плуг или одна соха, одна борона; одна корова, а также одна лошадь, или пара волов, или одна голова другого вида рабочего скота, единственный жилой дом и необходимые надворные постройки.

Вот один из документов: «При конфискации же имущества в виде меры наказания по приговору суда не подлежат конфискации:

предметы домашнего обихода;

продукты продовольствия в количестве 12 пудов ржаного хлеба на каждого члена семьи на 6 месяцев;

земледельческие промысловые орудия;

из живого инвентаря: 1 корова, 1 лошадь или пара волов, быки-производители, если они обслуживают общественное стадо, молодняк до 3-х лет, молодняк КРС до 1-1,5 года с необходимым количеством корма на 6-ть месяцев до 40 пудов (в ржаных единицах) на каждую голову;

жилой дом и надворные постройки, необходимые для хозяйственных нужд двора».

Видный исследователь системы налогообложения сибирской деревни, новосибирский ученый, доктор исторических наук В.А. Ильиных в монографии «Налогово-податное обложение сибирской деревни. Конец 1920 начало 1950 гг.» всесторонне выявляет и анализирует все формы и виды прямых денежных и натуральных, формальных и неформальных, коллективных и индивидуальных налогов, сборов и податей, уделяет основное внимание наиболее важным из них сельскохозяйственному налогу, «урало-сибирскому» методу хлебозаготовок, контрактации, обязательным поставкам. Также ученый исследует специфику налогово-податного обложения различных категорий налогоплательщиков колхозов различных типов, единоличных хозяйств, кулацких хозяйств, личных хозяйств колхозников и других жителей деревни. Проведенный анализ позволил  выявить базовые принципы налогово-податной системы сталинского периода это изъятие у производителей в качестве земельной ренты не только прибавочного, но и части необходимого продукта, внеэкономическое принуждение (включая прямые репрессии), применяемое в качестве основного способа изъятия ренты, а также рефеодализация системы налогообложения деревни, которая заключалась в возврате к присущему для феодализма податному, сословному и групповому характеру обложения, натуральным и отработочным его формам.

Налогово-податное обложение деревни выполняло в тот период три основные функции: мобилизационную, социально-регулирующую и психологически-трансформационную.  «Непосредственной функцией налогов, податей и повинностей, подчеркивает В.А. Ильиных, было сосредоточение в руках государства максимально возможного объема материальных ресурсов для их последующего перераспределения в пользу индустриального сектора экономики».

Приехавший в январе 1928 года в Сибирь И.В. Сталин санкционировал применение к крупным держателям хлеба 107 ст. Уголовного кодекса РСФСР как к спекулянтам. Тем самым был дезавуирован базовый «нэповский» принцип, согласно которому крестьянин имел право не только использовать произведенную им продукцию для продажи, но и оставлять ее в своем хозяйстве.

Единовременный налог

Безусловно, надо помнить и о таких объективных факторах, которые побуждали правительство молодой Советской республики прибегать к применению репрессивных методов налогообложения: неурожай, слабость экономики в условиях перехода к социалистическим методам хозяйствования и другим, характерным для того времени. В целях усиления средств, отпускаемых на нужды населения, пострадавшего от неурожая, постановлением ВЦИК и СНК СССР от 18.IХ.24 г. установлен единовременный налог со всех граждан, достигших 18-летнего возраста.

В Новониколаевской губернии рабочие и служащие, государственные пенсионеры, получавшие в месяц от 75 до 100 рублей, платили по этому налогу 4 рубля, получавшие свыше 100 до 150 рублей – 6 рублей, 150-200 – 12 рублей, 200-300 – 20 рублей, свыше 300 – 30 рублей. Разносчики-торговцы, работающие от государственных и кооперативных предприятий, платили в казну по 4 рубля, ремесленники и кустари, не имеющие заведений, облагаемых промысловым налогом, а также все лица, получающие доходы от личного труда не по  найму и не принадлежащие к высшим разрядам – 5 рублей. Иная, повышенная ставка налога применялась к служителям религиозных культов, владельцам, совладельцам и пайщикам торговых и промышленных предприятий, а также к лицам, занимавшимся кредитными и тому подобными операциями. В зависимости от разряда торгового и промышленного предприятия ставка могла достигать 125 рублей.

Что касается подоходного налога, то еще в 1924 году для его исчисления широко применялись всем известные и в наше время декларации. В инструкции облфинотдела « О порядке взимания государственного подоходного налога» от 29 ноября 1924 года говорится, что «Декларации обязаны подавать те плательщики, совокупность доходов которых за полугодие, предшествующее окладному, перевысила необлагаемый минимум 400 рублей по  г. Новосибирску и 300 рублей по прочим местностям губернии, а также плательщики из категории рабочих и служащих, получившие в предшествующем окладном полугодии доход от вознаграждения за службу или иных источников свыше указанного необлагаемого минимума, но увеличенного на 900 рублей, если зарплата превышает эту сумму…

При составлении декларации плательщики должны определить все свои доходы и расходы из нижеследующих источников, превышающих в общей сложности необходимый минимум, а именно: а) от участия в торговых или промышленных предприятиях в качестве владельцев, совладельцев, арендаторов или пайщиков и вообще от всяких занятий торговлей, подрядами, поставками, комиссионерскими, маклерскими, экспедиторскими, биржевыми и другими подобными операциями; б) от владения зданиями в городах и сдаваемых внаем строениями вне городов и от арендования зданий и имуществ в целях коммерческой эксплуатации; в) от денежных капиталов, процентных и дивидендных бумаг; г) от занятий свободными профессиями и прочих видов личного труда не по найму; д) от заработной платы и вознаграждения за работу или службу в учреждениях, предприятиях, хозяйствах, а равно из получаемого из казны пенсионного обеспечения… е) от всяких других источников дохода и занятий, кроме сельского хозяйства, облагаемого единым сельхозналогом».

Немало было путаницы в заполнении деклараций, сокрытия источников дохода, уклонения от платежей и масса жалоб на неправильное обложение. Только по 2-му налоговому участку г. Новосибирска за отчетный период 1926-1927 годов подобных жалоб поступило 116.

А вот что отвечает подотдел налогов финотдела Сибирского краевого исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов на жалобу гражданина Г.С. Розенбаума: «Рассмотрев жалобу гр. гор. Новосибирска Розенбаума Григория Соломоновича на постановление Новосибирской окружной налоговой комиссии от 27 августа 1926 года по штрафованию а) в сумме 10 руб. за несвоевременную подачу декларации о доходах, полученных за время октябрь 1925 март 1926 года на предмет обложения его подоходным налогом за 2-е полугодие 1925-1926 года и б) за неверное показание в декларации о доходности в сумме 15 руб., налоговый подотдел находит, что оштрафование жалобщика произведено правильно и в соответствии с законоположениями о подоходном налоге, тем более, что гр. Розенбаум, подав декларацию 10.VII. 26 года вместо 1.V, не отрицает факта опоздания в подаче последней, а свои показания в декларации объясняет малограмотностью, что не может являться мотивом кассации постановления».

Соразмерно доходам

Взимание налога с различных социальных групп населения соразмерно их доходам, в зависимости от уровня, характера и состава последних явилось одной из главных особенностей рассмотренного выше периода советской истории. Значительное усиление позиций социалистических предприятий заключалось в обложении их прибыли подоходным налогом по пропорциональным ставкам против прогрессивных ставок, применяемых к частнокапиталистическим предприятиям.

В середине 20-х годов ХХ столетия отмечается резкий подъем местного налоготворчества, выразившегося в появлении массы не предусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов. В циркуляре Новосибирского окрфинотдела от 25 июня 1926 года недвусмысленно говорилось о недопустимо мягком отношении фининспекций к обложению местными налогами:

«Несмотря на целый ряд распоряжений о внимательном отношении к местным налогам и сборам, фининспекция до настоящего времени не уделила должного внимания на полное выявление объектов налогообложения и в особенности на неокладные налоги. Такое отношение наружного надзора ведет к несвоевременной оплате налогов и сборов… Это положение как нельзя лучше подтверждается слабым поступлением местных налогов и сборов по гор. Новосибирску… Наружный надзор должен уделять местным налогам и сборам такое же внимание, как к государственным, помня, что недовыполнение доходных смет города влечет за собой закрытие кредитов на самые необходимы культурные нужды города. Врид. зав. окрФО Бурмистров, зав. налог. подотд. Егоршин, зав. отд. прямых налогов Борщевский».

Каргатский налоговый подотдел уездного финотдела ввел в 1924 году специальный местный вид налогов и сборов с извозного промысла. Облагалось практически все, что могло двигаться и, по мнению налоговиков, могло приносить владельцам доход от велосипедов до мелкого скота «и прочей живности».

Впрочем, изыскивались и прочие, далеко не парадоксальные местные источники пополнения казны. В отчете о работе Сибревкома совершенно справедливо указывается: «Сибирские источники государственных неналоговых доходов могут дать весьма интенсивный рост поступлений в бюджет в случае осуществления проектов индустриализации и колонизации Сибири. Достаточно сказать, что сибирские леса в зависимости от своего географического положения и малонаселенности Сибири дают в настоящее время доход менее 1 копейки за десятину, в то время как в северных губерниях Европейской России доход этот равен 25-30 коп., на Кавказе 35 коп., в остальной части Европейской России в 6 руб., а в Пруссии при наличии образцового лесного хозяйства и обеспеченности полного сбыта древесины даже 25 рублей, что не является чем-то специфическим немецким, так как в России, например, в Подольской губернии десятина казенного леса приносит дохода 23 руб. 45 к., в Херсонской 20 р. 45 к.».

Надо сказать, что финансовые органы Сибири не оставили без последствий такой источник дохода, как лесные богатства края, и в том же году приступили к систематическому наблюдению за этой статьей доходов.

Как и сегодня, так и в прошлом местные власти были недовольны политикой центра в области формирования бюджета львиная доля поступлений от налогов и сборов оседала в государственной казне, тем самым нарушался принцип децентрализации финансирования местного бюджета. 15 июня 1925 года заместитель председателя Сибревкома Эйхе направляет в СНК служебную записку с ходатайством о скорейшем выполнении постановления 2-й сессии ЦИК СССР от 29 октября 1924 года о разработке и утверждении порядка поступления и отчисления надбавок в местные средства: «Имея в виду, что распоряжений, касающихся выполнения постановления 2-й сессии… до настоящего времени не последовало, Сибирский Революционный Комитет, учитывая тяжелое положение местного бюджета Сибири, а также принимая во внимание, что применение ныне действующих Временных Правил вызывает значительный недобор в местные средства, настоятельно просит о скорейшем выполнении постановления 2-й сессии ЦИК».

Дело «Красного Креста»

Одним из таких «центральных» видов налога был и сбор в пользу Общества Красного Креста и Красного Полумесяца Союзных Республик», введенный 12 сентября 1924 года. Им предусматривалось обложение посетителей публичных зрелищ и увеселений. Сбор устанавливался в следующих размерах:

«… а) для драматических, оперных (в том числе и комической оперы), балетных театров, художественных и иных выставок, концертов, литературных и музыкальных вечеров и утр, симфонических исполнений 5% с цены билета;

б) для спортивных состязаний, цирков, механических театров и кинематографов 5% с цены билета;

в) для бегов, скачек по 10% с цены билета;

г) для зрелищ легкого жанра, без столиков (оперетты, легкие комедии, фарсы, кабаре, миниатюры и т.п.) 10%;

д) для маскарадов и танцевальных вечеров 30%;

е) для зрелищ легкого жанра со столиками, казино и предприятий с публичной игрой в лото 25 коп. с каждого посетителя».

Освобождались от уплаты сбора отдельные зрелища, устраиваемые в школах для учащихся, при частях и учреждениях Красной армии и Красного флота для красноармейцев и красных моряков, в больницах для больных, в приютах для призреваемых, в местах лишения свободы для заключенных, а также спектакли, устраиваемые специально для детей, бесплатные зрелища, имеющие агитационно-пропагандистское, политико-просветительное и художественно-показательное значение, и, наконец, закрытые вечера, устраиваемые организациями рабочих и служащих и профессиональными союзами для своих членов и их семейств.

В 1926 году широкий общественный резонанс в Сибири получило так называемое «дело Красного Креста». Суть его в том, что из-за образовавшейся задолженности по «краснокрестному» налогу встал вопрос о прекращении деятельности Сибгостеатра. Заведующий подотделом неналоговых доходов окрФО Белланский направляет в налоговый подотдел служебную записку, в которой просит «прекратить регистрацию билетных книжек на постановки Сибгостеатром, впредь до уплаты Сибгостеатром причитающегося налога в пользу РОКК за постановки с 18 октября по 7-е ноября с.г.». Тут же резолюция неизвестного лица: «Немедленно применить все законные меры по взысканию задолженности в 3-дневный срок».

В налоговый конфликт вовлекаются несколько инстанций. Сибирское краевое управление Общества Красного Креста РСФСР неоднократно обращается с ходатайством в окружной финансовый отдел с просьбой положительно разрешить создавшуюся ситуацию. В дело вмешивается и Сибревком: за подписью зампредсибревкома Позднышева в Наркомфин отправляется письмо с подробным изложением ситуации, в которой оказался Сибгостеатр, и с просьбой вникнуть в эту ситуацию.

К сожалению, не удалось выяснить в архивах, чем закончилось «дело Красного Креста», да и не в том суть. Этим фактом из истории отношений налоговых органов и налогоплательщиков хотелось лишь подчеркнуть исключительную «резонансность» работы налоговиков. Но лишь незначительная часть их рутинной повседневной деятельности становится достоянием общественности, в основном же и целом труд налоговиков внешне незаметен, хотя не теряет от того своей государственной важности.

Для примера стоит привести только некоторые из пунктов плана работы 1-го налогового участка города Новосибирска на 1928-1929 год:

«1. Провести беглую проверку торговых, промышленных и кустарных предприятий, правильность выборки регудостоверений на 1928-1929 год.

2. Произвести проверку торговых и промышленных предприятий, облагаемых промналогом в октябре м-це журнальную на 100% и проверку кассы дневной выручки на 40%.

3. Начисление авансов по подоходному налогу по существующим предприятиям.

4. Начисление авансов первых трех сроков по промналогу.

5. Приемка списков формы № 1. 6. Составить окончательные отчеты по уравнительному сбору, налогу с обращения ценностей, подоходному, целевому квартирному, военному и налогу на сверхприбыль».

Вопрос о полноте обложения налогами всегда стоял в центре работы налогового аппарата Сибири. Особенно серьезные требования предъявлялись к выявлению и уплате недоимок. С этой целью с 1 октября 1928 года при Новосибирском окрФО организуется отделение взысканий недоимок государственного и местного налогов и сборов, которое входит в состав налогового подотдела. В отделение взысканий передаются окладное счетоводство, а также учет и статистика. В состав отделения вошли старший инструктор, его помощник инструктор учета и статистики, 8 бухгалтеров и 8 агентов.

На отделение возлагались следующие задачи: учет поступлений и взыскание недоимок по государственным и местным налогам и сборам, привлечение к ответственности злостных неплательщиков налогов, ведение дел по отсрочкам и рассрочкам налоговых платежей, по сложению недоимок, по возвратам и зачетам неправильно или излишне поступивших сумм, представительство в судах, рассматривающих дела злостных неплательщиков и т. д. и т. п.

Налоговая реформа

В 1931-1941 годах в стране происходила ликвидация созданной во время нэпа налоговой системы. В 1930-1932 гг. была проведена первая налоговая реформа. Для государственных предприятий  установили два крупных платежа налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Но налоговая система не стала от этого проще, скорее, наоборот, что выразилось в множественности налоговых ставок. В предвоенные годы доходы государственного бюджета формировались за счет поступлений от социалистического хозяйства и платежей населения. Основным источником доходов бюджета являлись денежные накопления государственных объединений, предприятий, хозяйственных органов. Эти платежи объединялись в следующие группы:

в общественном секторе налог с оборота, платежи из прибыли, подоходный налог с кооперации, налог с нетоварных операций и др.;

 в частном секторе промысловый налог, подоходный налог с частных лиц, налог на сверхприбыль, сельскохозяйственный налог, подоходный налог с колхозов, самообложение и др.

Кроме того, существовала система таможенных платежей.

В 1942 году вводится военный налог. Им облагались граждане СССР, достигшие 19-летнего возраста, за исключением военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие, инвалидов I и II групп, пенсионеров, мужчин 60 лет и старше и женщин 55 лет, если они не имели дополнительных (сверх пенсии) источников доходов.

В связи с перебазированием предприятий оборонной промышленности на восток страны, в том числе и в Новосибирскую область, и сокращением выпуска товаров народного потребления, временной оккупацией немцами экономических районов страны накопления социалистических предприятий, естественно, сократились. Ввиду этого изменилась структура доходов государственного бюджета: снизился доход от социалистических предприятий и, наоборот, возрос удельный вес доходов за счет платежей населения как добровольных (займы), так и обязательных (налоги). Если до войны налоги с населения составляли в бюджетах примерно 5%, то в военные годы (1942-1945) 15%.

К сожалению, не удалось обнаружить в архивах документальных свидетельств о том, как работали налоговые органы Новосибирской области в это тяжелое для всей страны время, как развивалось налогообложение и сама налоговая служба. Но наверняка и этот пробел в налоговой истории будет вскоре заполнен.

Весной 1948 года в Новосибирске прошло областное совещание финансовых работников, посвященное обсуждению итогов аналогичного Всесоюзного совещания. Отмечалось, что, несмотря на активизацию деятельности налоговых органов области, есть и немало недостатков. Например, в Купинском районе незаконно освобождались от сельхозналога некоторые хозяйства, неправильно исчислялся облагаемый доход и размер платежа сельхозналога. В Лукошинском сельском Совете незаконно предоставляли льготы по налогу на холостяков, некооперированные кустари не облагались налогом.

В Барабинском районе хозяйства рабочих и служащих, подлежащие обложению на одинаковых основаниях с хозяйствами единоличников, привлекались к обложению как колхозники с увеличением суммы платежа на 20%. Шесть некооперированных кустарей г. Бердска, занимающиеся столярным промыслом, к обложению вообще не привлекались. По привлеченным к обложению коновозчикам облагаемый доход определен без всяких оснований и расчетов. В целом по области допущен большой недоучет доходов от сдачи внаем помещений. При исчислении подоходного налога по зарплате рабочих и служащих допускаются многочисленные обсчеты. Взысканные в уплату подоходного налога суммы нередко при попустительстве банковских учреждений не поступали в бюджет, задерживались в обороте предприятий. В 1947 году подоходного налога с рабочих и служащих удержано 564 тысячи рублей, в бюджет эти деньги не поступили. Всего же недоимка по налогам с населения на первое апреля 1948 года составила по Новосибирской области свыше 10 миллионов рублей. Участники совещания должны были признать, что и в их «королевстве» не все гладко. Агентами финорганов в 1948 году было расхищено 594 тысячи рублей налоговых сумм. Только в первом квартале выявлена 61 растрата на сумму 80 тысяч рублей. Крупные растраты допущены в Ояшинском районе 55 тысяч, Каргатском 45, Купинском 40, Коченевском 23 тысячи и Новосибирском районе 18 тысяч рублей. 67 растратчиков преданы суду в 1947 году, в первом квартале 1948 года пятнадцать. «Задача финорганов в кратчайший срок ликвидировать все недостатки, очистить налоговый аппарат от проникших в него бездельников, жуликов и проходимцев» таков вердикт совещания.

В дальнейшие годы была проведена коренная реформа и сельскохозяйственного налога. Налоговая реформа 1930 г. внесла изменения  в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция структурное подразделение районных и городских финансовых отделов.

В соответствии с Положением о налоговой инспекции районных и городских финансовых отделов и налоговых ревизоров 1949 г. в районах и городах, не имеющих районного деления, действовали налоговые инспекции, состоящие из старшего налогового инспектора, участковых налоговых инспекторов, их помощников, налоговых агентов в сельской местности, работников бухгалтерии. Структура и штатная численность каждой инспекции определялась количеством налогоплательщиков, территориально-экономической характеристикой города (района).

Исключительное значение придавалось контролю за взиманием налогов со стороны вышестоящих финансовых органов. Специальный аппарат, контролирующий соблюдение законов при взимании налогов, состоял из ревизоров и старших ревизоров в краевых и областных финотделах, а также из ревизоров, старших и главных ревизоров в министерствах финансов союзных республик и Минфине СССР.

Очередные перемены

В 1959 г. происходят очередные перемены в структуре налоговых органов. Управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции  переименовываются соответственно в управления, отделы и инспекции государственных доходов. Их функции практически не изменились. Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало заниматься планированием поступлений налогов и других доходов в целом по Союзу и по союзным республикам, следило за выполнением плана поступлений платежей в государственный бюджет; разрабатывало проекты ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары, проводило ревизии, проверки и обследования работы по государственным доходам в министерствах финансов союзных республик, а также в местных финансовых органах, выполняло другие работы. В краях и областях создаются отделы государственных доходов.

Структурными элементами управлений, отделов были подразделения по налогу с оборота, отчислений от прибыли и прочих доходов, налогов и сборов с населения, планирования и учета и т. д. Основная работа по систематическому контролю за выполнением планов госдоходов, правильным исчислением и своевременным поступлением всех платежей в бюджет возлагалась на городские и районные инспекции по государственным доходам, которые входили в структуру районного (городского) финансового отдела исполкома соответствующего Совета народных депутатов. Численный состав инспекции зависел от объема выполняемых работ. Возглавлял инспекцию начальник, если в штате было свыше десяти сотрудников, или старший инспектор, если менее десяти. Руководство работой инспекции государственных доходов осуществлялось заведующим городским (районным) финансовым отделом.

На сотрудников районных (городских) инспекций государственных доходов возлагался постоянный контроль за поступлением от предприятий и организаций платежей в бюджет; проведение документальных проверок по полученным отчетам, первичным бухгалтерским документам. Инспекторы и экономисты разрабатывали предложения по обеспечению своевременного выполнения планов поступления платежей в бюджет; изыскивали дополнительные источники доходов, вели учет предприятий и организаций, обязанных вносить платежи в бюджет, выполняли другие контрольные функции.

Следует заметить, что налоги в СССР рассматривались как чуждый социалистическому государству элемент: считалось, что в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, поскольку чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству. Таким образом, в период 50-60-х годов еще не был сформирован налоговый контроль как самостоятельная отрасль контроля.

В начале 70-х годов в порядке бюджетного регулирования применялась передача в бюджеты сельских, поселковых и районных Советов отчислений от налога с оборота в зависимости от розничного товарооборота расположенных на этой территории предприятий потребительской кооперации. Так, 12 марта 1973 года на очередном совещании финансовых работников Новосибирской области заместитель заведующего Новосибирским горфинотделом Н.И. Титов, анализируя итоги работы налоговиков по привлечению в бюджет налогов с оборота предприятий, основной причиной недополучения в IV квартале 7,6 миллиона рублей в бюджет города назвал «…не совсем правильный подход к определению планов со стороны вышестоящих органов. Если в промышленном производстве планирование приобрело новое направление, то у нас оно не изменилось и методы его сохранены с сороковых годов. К примеру. По планам производства предприятий местной промышленности налог с оборота определялся в 4 480 тысяч рублей, а нам был установлен на 1 542 тысячи рублей больше… Давно известно, что индивидуальное строительство в Новосибирске более 15 лет не ведется, а идет интенсивный снос индивидуальных строений. Известны и суммы начисленного и полученного налога со строений и земельной ренты. Тем не менее городу ежегодно устанавливают планы значительно выше этих сумм».

Появление во второй половине 1980-х годов в СССР предприятий различных форм собственности, переход к формированию рыночных отношений в экономике привели к коренному изменению системы государственного финансового контроля.

Российское государство, меняя социалистический уклад экономики на рыночные отношения, столкнулось с необходимостью формирования практически на пустом месте новой отрасли права — налогового права и новых органов исполнительной власти, обеспечивающих выполнение норм налогового законодательства. Ведь еще 20 лет назад большинство граждан нашего государства даже не задумывалось об уплате налогов, теперь же знания налогового законодательства были необходимы практически каждому взрослому человеку. Создавая условия для развития рыночных отношений, Россия оказалась не готова к ним. «Финансовые управления исполкомов местных Советов были не подготовлены к работе с предприятиями негосударственных форм собственности. Кадры для налоговой службы не готовил никто. Государство упустило три с половиной года, ничего не предпринимая для подготовки своего аппарата к резкому изменению экономического курса. Отсюда перекосы и диспропорция в кооперативном движении, практика отмывания там денег, традиции уклоняться от уплаты налогов».

От инспекции – до Управления

Государственные налоговые инспекции появились в 1990 году, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 № 76 «О Государственной налоговой службе». Правовое положение данной структуры закреплялось Законом СССР от 21.05.1990 «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций». Вместо управлений, отделов и инспекций государственных доходов были образованы Главная государственная налоговая инспекция Министерства финансов СССР, государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных, краевых, окружных, городских и районных финансовых аппаратах.

Из приказа Министерства финансов РСФСР № 12/72 от 01.03.1990 г.:

«В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года  № 76 «О государственной налоговой службе», приказом Министерства финансов СССР от 21.02.1990 г. № 12а «О создании государственной налоговой службы» и по согласованию с местными советскими и партийными органами», приказываю:

параграф 11. Назначить тов. Камышана Владимира Андреевича начальником Государственной налоговой инспекции по Новосибирской области, освободив его от обязанностей заместителя начальника управления начальника отдела госдоходов финансового управления Новосибирского облисполкома.

Министр А.А. Бобровников. Зам. начальника Отдела кадров и учебных заведений А.А. Душкин».

Таким образом, начала работать налоговая инспекция по Новосибирской области с 1 июля 1990 года после решения вопросов с кадрами, финансами, помещением, транспортом, оргтехникой и т.д. Тогда и был ею издан приказ № 1 от 10.06.1990 г. «О создании государственных налоговых инспекций по Новосибирской области».

Весной 1990 года вслед за В.А.Камышаном в инспекцию пришли опытные финансисты: В.А. Прокопов, К.И. Носов, В.Н. Колесников, Л.М. Голдобина, И.Л. Паньков и другие.

В соответствии с Указом Президента РФ от 03.09.1997 г. № 981  «Об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы» работники госналогинспекций были переведены на государственные должности федеральной государственной службы. Для работников налоговой службы создали новую форму: серо-голубого цвета со всеми регалиями и знаками отличия соответственно званиям.

В начале 1998 года Госналогинспекция по НСО обрела свое, а не арендованное помещение. На производственных площадях разместились кабинеты, есть все условия для нормальной работы. Появились хорошие возможности для обучения инспекторов компьютерной грамотности, с этой целью оборудован специальный класс. В лучших условиях ведется работа с налогоплательщиками. Налажено четкое информирование сотрудников через стенды, внутреннюю радиосвязь. Есть и внутренняя АТС.

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим выработку и проведение единой государственной налоговой политики взимания налогов и сборов.  31 июля 1998 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 146-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому с 1 января 1999 года начал действовать долгожданный законодательный акт, призванный упорядочить и привести в систему налоговое законодательство.

Из приказа Министерства РФ по налогам и сборам № АП-2Б-20/313 от 06.09.1999 г.:

«В соответствии с Указом Президента РФ от 23.12.98 г. № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» и постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 254 «Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам» приказываю: Преобразовать Государственную налоговую инспекцию по Новосибирской области в Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Новосибирской области.

Назначить Камышана Владимира Андреевича руководителем УМНС России по НСО.

Министр А. Починок».

В 1999 году в системе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам произошел целый ряд организационных изменений. 6 сентября 1999 г. Государственная налоговая инспекция по Новосибирской области преобразована в Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Новосибирской области (УМНС России по Новосибирской области).

С 1 декабря изменения коснулись и всей системы налоговых органов области. Госналогинспекции преобразованы с обеспечением правопреемственности в инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по районам области (27), по районам города Новосибирска (10) и по городам областного подчинения (Бердску, Искитиму, Оби). Шесть инспекций путем слияния реорганизованы в межрайонные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городам и районам области (по г. Барабинску и Барабинскому району, по г. Куйбышеву и Куйбышевскому району, по г. Татарску и Татарскому району.                                                                       

Также с 1 декабря Госналогинспекция по г. Новосибирску ликвидирована с передачей прав и обязанностей Управлению МНС России по Новосибирской области. Подобные преобразования осуществлены во всей системе налоговых органов Российской Федерации. Они проведены в целях совершенствования структуры ведомства, а также экономии средств по содержанию штата сотрудников и материально-технического обеспечения. 26 апреля 2000 года на основании приказа Управления МНС России по Новосибирской области № 37 от 21.03.2000 г. представителям девятнадцати предприятий области, внесших по итогам 1999 года значительный вклад в формирование доходной части федерального и территориального бюджетов и целевых бюджетных фондов, вручены Почетные дипломы  «Лучший налогоплательщик 1999 года». Целью учреждения Почетного диплома, который теперь вручается ежегодно совместно с администрацией Новосибирской области, является поощрение законопослушных налогоплательщиков юридических лиц, а также повышение общественной значимости полной и своевременной уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Одним из условий присуждения диплома является отсутствие задолженности по налогам или значительное ее сокращение.

В августе 2000 года вышел приказ Министерства РФ по налогам и сборам о создании межрегиональных инспекций по федеральным округам. Руководителем такой инспекции по Сибирскому федеральному округу назначается В.А. Лобанов.

Инспекция была создана, прежде всего, для контроля за соблюдением на территориях федерального округа законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей. Она осуществляет комплексные проверки деятельности территориальных органов ФНС России в округе, проводит камеральные и выездные проверки и перепроверки налогоплательщиков по соблюдению ими законодательства о налогах и сборах, обеспечивает взаимодействие с полномочным представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округе по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также решает совместные проблемы с органами исполнительной и представительной власти в субъектах Федерации, входящих в округ.

И вновь – налоговая реформа

С 1 января 2002 года налоговые органы Новосибирской области переведены на новую (типовую) структуру. Число налоговых инспекций в области сократилось с 44 до 29. В Новосибирске создана Межрайонная налоговая инспекция № 13  (на территории Советского и Первомайского районов). С 1 октября образована Межрайонная инспекция МНС России № 12 по Новосибирской области. Реорганизованы инспекции по г. Искитиму и по Искитимскому району. В 2004 году приступила к работе Межрайонная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области.

Составной частью проведенной в 2002-2005 годах налоговой реформы явилось совершенствование налогового администрирования. Цели реформы обеспечение полного и своевременного поступления в бюджетную систему налогов и других обязательных платежей, а также сокращение издержек на осуществление налогового контроля.

Успешное выполнение названных задач потребовало комплексного подхода специальной целевой программы. В рамках правительственной федеральной программы  «Развитие налоговых органов на 2002-2004 годы» реализован целый ряд функций и процедур налогового администрирования.

Прежде всего, создана система государственной регистрации юридических лиц и принципиально новый информационный ресурс: «Единый государственный реестр юридических лиц». Реализация налоговыми органами функций по государственной регистрации исключает возможность участия в хозяйственной деятельности лиц, не состоящих на учете в налоговых органах.

Наряду с выполнением других не менее важных задач, связанных с контролем за соблюдением законодательства о налогах и сборах, налоговыми органами с 1 января 2004 года осуществляется государственная регистрация индивидуальных предпринимателей, крестьянско-фермерских хозяйств и реализация при государственной регистрации принципа  «одного окна».

Налоговым органам предстоит построить такую систему администрирования, которая за счет использования автоматизированных баз данных о налогоплательщике, его операциях и динамике начислений налогов сведет к минимуму возможности уклонения от налогообложения.

В практику входит углубленная камеральная проверка, включающая анализ финансово-хозяйственной деятельности с учетом внешней и внутренней информации, оценки достоверности показателей налоговой отчетности. Получила развитие система автоматизированной камеральной проверки, автоматизированного отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Функционирование системы налогового администрирования было существенно затруднено большим объемом трудоемких операций по обработке поступавших в налоговые органы документов: в среднем за год около 10 миллионов документов. Только деклараций и другой налоговой отчетности от одной организации поступало в год более 380 листов. Более 35% состава специалистов налоговых органов полностью или частично были заняты вводом информации.

Для решения этой проблемы был проведен комплекс мероприятий по внедрению систем электронного представления деклараций и другой налоговой отчетности. Разработанная технология передачи и приема налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи с применением электронно-цифровой подписи и средств защиты позволила использовать современную, эффективную систему электронной обработки данных, перейти на прием и обработку деклараций по каналам связи. Сегодня в России 30% налоговой отчетности от налогоплательщиков поступает в налоговые органы в электронном виде, в Новосибирской области более 50%. В результате внедрения электронного документооборота   снизилась  вероятность ошибок, неизбежных при ручном вводе, и самое главное осуществлен переход на бесконтактный принцип работы с налогоплательщиками. В реализации этого механизма не менее чем налоговые органы, заинтересованы и налогоплательщики не нужно тратить время на посещение инспекции, меньше ошибок при заполнении декларации.

   В 2004-2005 гг. в работе половины налоговых инспекций произошли большие перемены, связанные с реализацией масштабной программы модернизации налоговых органов. Осуществлен переход инспекций на типовые структуры и организацию их работы по функциональному принципу. Для инспекций разработаны единые типовые структуры, в них нет дублирующих функций отделов, из разных рабочих потоков объединены человеческие и материальные ресурсы и созданы подразделения, выполняющие строго определенные функции. Причем, в какую бы инспекцию вы ни зашли, везде эти подразделения одинаковы: отдел контрольной работы, отдел ввода и электронной обработки данных, отдел по работе с налогоплательщиками и т.д. В каждом работают специалисты узкого «профиля» и выполняют только свои функции.

 В Новосибирской области сегодня работают 23 налоговые инспекции, а до 2000 года было 47. Процесс их слияния продолжался в течение двух последних лет. На базе прекративших свою деятельность инспекций созданы и успешно действуют отделы по работе с налогоплательщиками. Такие отделы созданы и в самих инспекциях.

 В функции этих отделов входят прием отчетности, регистрация ККТ, прием сведений о доходах физических лиц от налоговых агентов, прием заявлений о регистрации копий счетов-фактур и выдача справок и счетов-фактур с отметками инспекции, в т.ч. для предъявления для таможенных целей, проведение сверки и информирование плательщиков о состоянии их расчетов с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, запись на дискеты программ для сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, регистрация и постановка на учет юридических лиц и предпринимателей и т.п. В обязанности этих отделов входит также информирование налогоплательщиков публичное и персональное о действующих налогах и сборах, о порядке заполнения форм отчетности, порядке исчисления и уплаты налогов. Эти отделы стали визитной карточкой инспекций.

Переход инспекций на типовые структуры позволил увеличить численность специалистов, осуществляющих контрольные и аналитические функции, за счет сокращения численности управленческого и обслуживающего персонала; а также унифицировать процессы управления; внедрить типовые технологические процессы и рабочие места; повысить производительность труда за счет специализации персонала.

До 2001 года во всех перспективных планах МНС России в основном уделялось внимание мобилизации налогов, сокращению недоимки. Федеральная целевая программа модернизации налоговых органов впервые определила в качестве стратегической цели улучшение обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых им услуг. С сентября 2005 года действует Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. В перспективе налоговое ведомство должно стать сервисным ведомством, которое от лица государства предоставляет услуги налогоплательщику с целью более четкого и своевременного исполнения им обязанности по уплате налогов.

Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу ФНС России в ведении Министерства финансов РФ. В Новосибирской области Управление Министерства по налогам и сборам реорганизовано в Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области.

Указом Президента РФ от 11.11.2000 № 1868 установлен профессиональный праздник День работника налоговых органов (21 ноября). Учреждение такого праздника подчеркнуло большую государственную важность налоговой службы.

 

Издательство: 
Издательский Дом «Историческое наследие Сибири»
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2006 г.
подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image