Народный костюм в Сибири

Традиционный народный костюм в Сибири обсудили на Всероссийской научно-практической конференции, прошедшей в ИАЭТ СО РАН в конце октября. Проблема, которой сегодня занимаются немногочисленные специалисты, живущие в разных городах России, за последние полвека заметно обострилась – большинство жителей РФ имеют очень слабое представление о том, как выглядел исконный народный русский костюм. Утеря этих знаний, как выяснили этнографы, может обернуться серьезными неприятностями для народа, теряющего свои корни.

Ведущие участники конференции подчеркнули, что отсутствие интереса к одежде своего народа, его разнообразным ремеслам, искусству, кухне и другим традициям приводит к потере идентичности и забвению национальной культуры. И хотя эти процессы из-за глобализации сегодня свойственны в разной степени многим народам мира, в некоторых случаях они могут представлять определенную социальную опасность. Люди как существа социальные не могут существовать без самоидентификации, не относя себя ни к какому сообществу. Кризис идентичности растет и повышает интерес людей к своей национальной культуре, а точнее, к тому, что предлагается под ее видом.

– В образовавшихся информационных лакунах появляются новые экстремистские движения и общества, различные молодежные контркультуры, которые зачастую под видом возрождения национальной культуры пропагандируют взгляды весьма агрессивно настроенных политических партий, – рассказал заведующий лабораторией социальной идентичности Томского госуниверситета Даниил Крапчунов.

Эксперт пояснил, что атрибутика этих движений не имеет ничего общего ни с народным костюмом, ни с исконными русскими традициями. В частности, то, что представители молодежных организаций называют «очелье» – налобная повязка, никогда не была частью мужского русского народного костюма. Этот элемент был заимствован ими из советского кинематографа, куда он попал как художественный авторский вымысел, а в реальной жизни такие повязки носили американские хиппи в 60-е годы. Кокошником сегодня ошибочно называют все головные уборы, похожие на этнографическую челку, коруну, венец или лунник.

– Современные представления о русской народной одежде нередко основываются на впечатлениях от выступлений фольклорных коллективов, которые, в свою очередь, часто заказывают пошив концертных костюмов без учета национальных традиций, и очень вольно интерпретируют ее, – подтверждает старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Марина Жигунова. – Атласные шаровары, сарафаны в горох и рубаха в петухах – это сценический образ, такие же вымышленные атрибуты русского костюма, как и стереотипы о том, что в Сибири вечная зима и медведи по улицам ходят.

Марина Жигунова отметила, что за годы советской «уравниловки» в наибольшей степени пострадали этнокультурные традиции русского народа, а после распада Советского Союза престиж русской этничности снизился еще сильнее.

– На Кавказе каждый школьник умеет танцевать лезгинку и считается престижным одеваться в национальную одежду, а России всё иначе. Если на празднике кто-то из взрослых мужчин пойдет плясать вприсядку (что само по себе уже маловероятно, поскольку знатоков народного танца почти не осталось), то его поведение большинство окружающих сочтут, по меньшей мере, странным, – говорит эксперт. – У меня часто спрашивают, почему я не надеваю на конференции сарафан. Приходится признать, что наше общество пока не готово всерьёз воспринимать людей в народных одеждах. Между тем, знание своих традиций, народных песен, обычаев и обрядов обогащает культуру человека. В сущности, именно это и делает его человеком со своей верой, моралью и представлениями об окружающем мире.

Итоги и решения Всероссийской научно-практической конференции «НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В СИБИРИ»

http://www.archaeology.nsc.ru/newsarcru/116

подкатегория: 
Average: 5 (2 votes)

Добавить комментарий

Target Image