Неизвестная школа

Несколько лет назад мне довелось общаться с ветераном войны. Он оказался скромным человеком и про себя мало что говорил, зато упомянул двоюродного брата, который до войны окончил военно-морское училище в Новосибирске. Для меня это оказалось новостью, так как в городе до войны было всего два училища, причем оба сухопутные. Мало того, из 17 военно-морских училищ СССР только два дислоцировались далеко от моря — в городе Лахденпохья в Карелии и в Молотове, так тогда называлась Пермь.

Заинтересовавшись этим фактом, я через некоторое время нашел не училище, а школу. Называлась она очень любопытно — Новосибирская военно-морская школа запаса Тихоокеанского флота и функционировала в нашем городе с 1939 по конец 1941 года. Эту школу не афишировали. Но некоторая часть населения кое о чем догадывалась. Это учебное заведение находилось на правом берегу, почти на равном удалении от обоих железнодорожных мостов. За два последних месяца 1939 года были построены три здания, склад, хранилище шлюпок и деревянный гараж. Все постройки возвели из местных стройматериалов, в основном из дерева.

Школа готовила флотские кадры из отслуживших сухопутчиков. Дело в том, что после окончания Гражданской войны на территории Сибири дислоцировались только стрелковые и кавалерийские части. После событий на Дальнем Востоке надо было срочно наращивать мощь Тихоокеанского флота. Если корабли быстро вступали в строй, то с личным составом имелись проблемы. Укомплектованность плавсоставом в 1939 году составляла далеко не 80 процентов. В конце 1939 года в составе Тихоокеанского флота была сформирована Северная Тихоокеанская флотилия, которая обороняла не только устье Амура, но и северную часть Хабаровского края, половину Сахалина и Камчатку. Помимо нескольких сторожевых кораблей и тральщиков в составе флотилии имелось достаточное количество малых боевых катеров и плавсредств. Корабельных специалистов из отслуживших сухопутчиков решили готовить в ближайших военных округах. Школы запаса флота поначалу хотели сформировать в Новосибирске, Красноярске и Иркутске, но до Красноярска и Иркутска очередь не дошла. Если новые корабли и катера быстро вступали в строй, то с корабельными кадрами дело обстояло хуже. Наша школа должна была восполнить этот пробел.

Новосибирская школа запаса начала формироваться в начале ноября 1939 года. Личный состав офицеров и старшин прибыл с Дальнего Востока, но не только с Тихоокеанского флота, но и с Краснознаменной Амурской военной флотилии, а вот запасники призывались из Новосибирской области и с Алтайского края. Подавляющая часть будущих моряков отслужила в свое время в пехоте и кавалерии. Более половины являлись сельскими жителями, видевшими воду только в колодцах и не умеющими плавать, Образовательный уровень будущих моряков был очень низок. Более 60 процентов окончили только 4-5 классов. Если зенитчика для малого катера из пехотинца можно было подготовить, то моториста из конюха – довольно трудно. Готовили сигнальщиков, электриков и рулевых. Кроме того, не умевших плавать призывали в период с мая по сентябрь. Командиры, инструкторы и политработники успешно справлялись с поставленной задачей. В школе имелся учебный катер, четыре шестивесельных яла, карбюраторные и дизельные двигатели. В классах стояли различные судовые механизмы. Кроме того, имелись зенитные пулеметы, что являлось секретной информацией. Весной 1940 года в школу привезли из Ленинграда учебный катер КМ-2.

До этого курсанты, одетые в военно-морскую форму, осваивали премудрости морской лексики, военно-морские уставы, смотрели учебные и документальные фильмы о флоте, изучали историю Тихоокеанского флота. Помимо теоретических занятий, много времени уделялось практическим навыкам обслуживания механизмов и вооружения корабля в условиях задымления, отсутствия освещения и использования противником отравляющих веществ. При этом занятия проводились в противогазах. Была еще караульная служба, внутренний наряд и хозяйственные работы. В теплое время года личный состав школы на занятиях по физподготовке осваивал плавание. Учебный катер и ялы не простаивали у причалов, а выходили на Обь. Обычно ходили в сторону нынешнего Краснообска. На островах отрабатывали навыки противодесантной обороны. График практических и теоретических занятий был напряженным. За четыре месяца нужно было хорошо подготовить запасников к службе в составе экипажа.

Увольнений в город не было, а вот самоходы имели место. Краснофлотцы-запасники несколько раз ходили к местным девушкам, но поначалу никто не попадался на нарушении дисциплины. А вот в феврале 1941 года два курсанта-отличника были задержаны милицией. Ребята хотели скрасить напряженные будни и устроить праздник. А торжество без вина — детский утренник. Поздно вечером отличники тайными тропами вышли к магазину на улице Большевистской и купили с переплатой у сторожа бутылку портвейна. Выпили и закусили, а потом двинулись к станции Алтайской. Шли с креном в разные стороны. Это заинтересовало семейную пару, которая хотела помочь псевдожелезнодорожникам. Но они почему-то послали их подальше. Мужчина и женщина вскоре встретили патруль и рассказали работникам милиции о загулявших ребятах. Через некоторое время краснофлотцев-запасников нашли в канаве и доставили куда надо. В темноте черное обмундирование флотских приняли за одежду железнодорожников. В те времена за нездоровый интерес к военным объектам могли причислить к иностранным шпионам со всеми последствиями. Для наведения тени на плетень на бескозырках наших запасников было написано «учебный отряд». Вообще-то наш учебный отряд был раза в три больше школы ВМФ. Предполагаемые вражеские лазутчики должны были принять краснофлотца в бескозырке с такой надписью за балтийца или черноморца, который мог оказаться в нашем городе в отпуске. Школа запаса и школа НКВД не принимали участия в парадах по случаю революционных праздников. Германская и японская разведки долго не знали о наличии флотской школы в сухопутном городе.

В 1940 году всех выпускников отправили на Дальний Восток, а в начале 1941 года новосибирские моряки отправились на Северный флот. С началом войны наши краснофлотцы пополнили экипажи кораблей на Балтике. Последний выпуск ушел на сухопутный фронт в составе 71-й морской бригады, сформированной в селе Мошково. Здания школы передали городу, двигатели и судовое оборудование перевезли в Зеленодольск на судостроительный завод. Учебный катер принял 65-й полк НКВД для охраны моста через Обь в Барнауле. Сейчас на месте школы ВМФ строят жилой комплекс Марсель.

Сергей Слугин, журналист-краевед

 

подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image