Нескучное краеведение

В Музее на набережной состоялся круглый стол «Краеведение: методика, проблемы и перспективы».

В ближайшее время в школах появится новый предмет «История родного края», так что историкам, учителям начальной школы, руководителям школьных музеев было что обсудить и чему поучиться. Вопросов накопилось множество: где брать проверенную краеведческую информацию, будет ли создан учебник по истории Новосибирска, как заинтересовать детей?

Организатором мероприятия выступил Музей Новосибирска, который является автором нового краеведческого проекта «За 300 лет до Новосибирска».

Участники круглого стола встретились с экспертами – теоретиками и практиками краеведения, которые поделились своим богатым опытом.

Сотрудник Музея Новосибирска Чумаченко Сергей Алексеевич, экскурсовод и автор проекта выступил с докладом на тему «Музей: источник, локация, событие». Сергей Алексеевич подробно рассказал о структуре Музея Новосибирска, а также о музейных мероприятиях и формах взаимодействия и сотрудничества музея и общеобразовательных школ.

Первая составляющая выступления спикера – Музей как источник. Именно в музеях школьники могут черпать информацию для подготовки своих докладов и проектов. В Музее Новосибирска уже давно существует Центр устной истории и реализуется проект «Личность в истории». Здесь можно узнать биографии, воспоминания многих известных жителей Ново-Николаевска и Новосибирска. Информацию о локальной истории, например, историю улиц, можно почерпнуть в Музеях Железнодорожного, Первомайского, Октябрьского районов и т.д.

Вторя часть доклада – Музей-локация. Среди многочисленных мероприятий Музея Новосибирска есть различные занятия: и археологические, и этнографические, и создание красок по рецептам 17 века, и письмо перьевой ручкой.

Музей – как событие. Особенностью Музея Новосибирска является то, что он может проводить свои занятия в выездном формате. Музейно-тематические занятия «Посиделки в Кривощеково», «Азбука веков», «Как учились в Ново-Николаевске», урок памяти «Сибирь героическая» сотрудники музея могут провести в любой школе.

Кроме того, Музей Новосибирска разработал настольную ролевую игру «За 300 лет до Новосибирска», рассчитанную на 20 человек. Уже этой весной учащиеся школ нашего города смогут поиграть в неё и примерить на себя роли коробейника, травницы, пряничницы и т.д. Итогом игры является строительство инфраструктуры села Кривощёково.

Кандидат исторических наук, ученый секретарь Музея Новосибирска Антропов Евгений Владимирович рассказал про онлайн-ресурсы и инструменты, которые удобны и актуальны для изучения краеведения.

Например, аудиозаписи передачи «Вечерний разговор об истории Новосибирска с Евгением Лариным».

Живой отклик вызвало выступление Степановой Натальи и Зайцевой Анастасии, руководителей проекта «Детский атлас».

  

Они поделились информацией об использовании цифровых и игровых технологий в обучении и организации досуга младших школьников и воспитанников детских садов. Детский атлас – это цифровой метапредметный продукт, направленный на изучение детьми истории и географии родного края. Помогает детям (6-10 лет) усваивать информацию школьных предметов с помощью игровых механик. Уже сейчас Детский атлас внедрён в 15 школах и одном детском саду, им пользуются 1647 учеников (1-4 классы) и более 30 воспитанников детского сада.

В игровой форме вместе с соболями Ново и Сибо дети узнают о достопримечательностях, природных комплексах, растениях и животных Новосибирской области. И даже смотрят об этом мультфильмы.

   

Участники круглого стола познакомились с продукцией Новосибирской фабрики инновационных игрушек и оборудования для детских учреждений. Фабрика «Ты и я» разрабатывает и производит оборудование, мебель и игры для развития, обучения и творчества. Например, многим учебным заведениям может пригодиться световой стол для рисования песком или интерактивные и звуковые панели с героями Детского атласа.

   

Учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель РФ, руководитель краеведческого музея «У истоков города» Новосибирской классической гимназии № 17 Яковлева Людмила Демьяновна рассказала о школьном музее как территории виртуальной исторической памяти. В экспозиции музея насчитывается около 600 экспонатов основного и вспомогательного фондов, среди них – несколько десятков редких экспонатов. Людмила Демьяновна поделилась формами краеведческой работы – это научные экспедиции, работа в архивах, написание статей, выпуск альманаха «Наш Новосибирск», подготовка аудиогидов, участие в конференциях. Учащиеся Новосибирской классической гимназии №17 под руководством Людмилы Демьяновны сделали множество краеведческих открытий.

Работу Круглого стола завершило выступление Сыроквашиной Ирины Борисовны «Нескучное краеведение. История города через историю семьи». Ирина Борисовна – специалист по генеалогии, поэтому она предлагает изучать историю Новосибирска, отталкиваясь от истории своих ближайших родственников. Её идеи и разработки помогут сделать историю малой родины интересной и увлекательной.

Например, пройти квест по старым улицам. Темы могут быть разные: «Вслед за купцом Маштаковым» или «Инспекция крячковских школ».

Можно совершить экскурсии по городу, используя книжечку «Бродилки по Новосибирску», в которой можно рисовать и сравнивать старый и новый вид какого-то исторического места.

Очень могут быть востребованы родословные экскурсии. Наверняка у кого-то дальний родственник принимал участие в строительстве железнодорожного моста через Обь, работал в паровозном депо станции Обь, учился в Железнодорожном училище и т.д. Через личности этих людей можно рассказывать и об истории городских объектов.

Интересны экскурсии на предприятия (Музеи НГХК, КОРСа и др.).

Отдельная тема – судьба семьи в судьбе города (фестиваль «Династии Новосибирска», «Тайны пожелтевших фотографий», родословные «Сказки из чулана».

Можно изучать секреты сибирских диалектов.

 

    

Или организовывать выставки, например, о городской моде.

Большой популярностью у детей пользовался просветительский театр «Жили-были» в Музее Новосибирска. Младшие школьники, как на машине времени, переносились в крестьянскую избу 19 века и учились стирать, гладить, готовить.

Краеведческие игры интересны для ребят всех возрастов. 

Фото, видеоматериалы, презентации с Круглого стола «Краеведение: методика, проблемы и перспективы» в ближайшее время можно будет скачать на сайте Музея Новосибирска

 

 

Добавить комментарий

Target Image