Николай II или Николай Чудотворец?

В 1993 году жители Новосибирска отметили вековой юбилей города. К этой дате историки постарались расставить все точки над i. Споров было много. Кого же считать основателем города? В каком году он был основан и в честь кого назван? Дискуссии велись на конференциях, на страницах газет. Комиссия горсовета по истории представила свои материалы. Согласно официальной точке зрения, город был основан 12 мая (30 апреля по старому стилю), когда на строительство железнодорожного моста через Обь прибыли первые мостостроители. Этот день и стали считать днем рождения города. Хотя были, как говорится, варианты. Одни называли 1891 год, когда в районе Кривощекова появились изыскатели железной дороги, другие - день открытия первого «универсального магазина Жернакова» в поселке, третьи вели отсчет от 20 июля 1894 года — дня закладки железнодорожного моста.

Разногласий по поводу отца-основателя Новосибирска было еще больше. Все привыкли считать им писателя и инженера Гарина-Михайловского. Однако комиссия горсовета сделала другие выводы: «К выбору кривощековского варианта мостового перехода он имел косвенное отношение, в 1891 году Н. Г. Михайловский не был в районе будущего города Новосибирска. Нет объективных данных для того, чтобы считать основателем города, тем более единоличным, Н. Г. Михайловского».

Так кто же сыграл решающую роль в выборе места пересечения Оби с Транссибирской железнодорожной магистралью и от кого зависело будущее Новониколаевска? До сих пор в городе нет памятника основателям Новосибирска. Даже к столетнему юбилею у городских властей не нашлось денег. Но время еще есть, считает почетный железнодорожник, доцент НИИЖТа Василий Кириленко. По его мнению, вековой юбилей город должен отмечать в 2003 году.

«ВН»: Значит, Новониколаевск был основан в 1903 году?

В. К.: Я выделю три этапа в истории основания города Новониколаевска. Первый - возведение поселений россиянами, начавшими строительство Приобской части Великого Сибирского пути, то есть будущего Обского моста возле речки каменки и железнодорожной станции Обь, весной 1893 года.

Второй – образование Новониколаевского поселка в результате завершения строительства Приобской части Великого сибирского пути, то есть после окончания строительства Обского железнодорожного моста (31 марта 1897 года).

И третий этап – основание города Новониколаевска. После сооружения Великого Сибирского пути, который завершили 13 июля 1900 года. После установления железнодорожной и речной связи центра России (Николаевский поселок) с западной и восточной государственными границами. После установлении транспортных связей России с Атлантическим и Тихим океанами, 19 декабря 1903 года.

 «BH»: Почему днем рождения города Вы считаете именно 19 декабря 1903 года?

В. К.: 19 декабря — православный праздник святого Николая Чудотворца. В России только три имени, которым поклоняется народ: Христос, Александр Невский и Николай Чудотворец. Наш город назван не в честь Николая II, а в честь святого Николая. Ему дали имя Новониколаевск, потому что в России уже был Николаевск-на-Амуре. А два одинаковых города иметь было не положено. 16 декабря 1903 года (ввиду того, что скоро был день рождения Николая Чудотворца) Кабинет министров России за подписью Витте принял решение о переименовании, поселка Николаевского в город Новониколаевск. 28 декабря 1903 года решение правительства одобрил Николай II и утвердил положение Кабинета министров о том, чтобы поселок «возвести на степень безуездного города» Томского уезда с упрощенным городским управлением. Каждый год с 1904 года жители Новониколаевска отмечали день рождения города 19 декабря.

«BH»: Может быть, город назван все-таки в честь Николая II?

В. К.: Николай II не заслуживает плохого отношения. Он очень много сделал для строительства Сибирской железной дороги: был председателем комиссии по ее строительству, давал деньги. Но город назван не в его честь. Так же как Петербург назван не в честь Петра I, а в честь святого Петра, Екатеринбург — не в честь Екатерины П, а в честь святой Екатерины. Эти города уже вернули свои православные имена. Остались одни мы. Мы тоже должны и обязаны вернуть городу имя Новониколаевск, Красному проспекту — Николаевский проспект, площадь Ленина назвать площадью Святого Николая, а площадь Свердлова — площадью Александра Невского.

Доказательством тому, что в городе очень почитали Николая Чудотворца, — присвоение его имени церквам. На левом берегу Оби с 1885 года действовала церковь св. Николая на пути к обской паромной переправе. Первая деревянная поселковая церковь в 1898 году возле железнодорожной станции Обь тоже носила имя святого Николая. В 1910 году была построена Никольская церковь. А 6 декабря 1915 года в Новониколаевске состоялось торжественное освящение часовни в честь святителя и чудотворца Николая, построенной в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых.

   «ВН»: В связи со столетием открытия железнодорожного моста через Обь в одной из газет промелькнула фраза: «Путейцы по сей день благодарят инженера Гарина-Михайловского за идеальный выбор места для постройки моста». Как железнодорожник Вы согласны с этим высказыванием?

В.К.: Выбор места действительно идеальный. Высокие берега способствовали постройке высокого моста, чтобы пропускать суда. Прямолинейный участок реки, небольшой разлив, гранитное ложе реки делали кривощековский переход более выгодным, чем другие направлении. А вот Николай Гарин-Михайловский тут ни при чем. Он не построил ни одного сантиметра Великого Сибирского пути, а мы его сделали строителем. Он находился на изысканиях в Сибири около двух месяцев, но трассу прокладывал, около Томска. В районе Кривощекова в 1891 году был только проездом. Посмотрел на Обь и снова уехал. Изыскания здесь вел отряд В. Роецкого. А Гарин-Михайловский вообще был против строительства мостов на пути пересечения железной дорогой больших рек.

В пояснительной записке, поданной на имя председателя комиссии по западносибирским изысканиям инженера Константина Михайловского (однофамильца) 11 ноября 1891 года, Гарин-Михайловский высказал предположение: «...сплошной Сибирский железнодорожный путь не может быть готов, принимая во внимание финансовые затруднения страны, раньше 15 лет. На эти 15 лет следовало бы смотреть как на предварительный период, чтобы изучить количество перевозимых грузов». Он считал, что до выяснения «размеров движения постройка больших мостов не может оправдать себя». По его мнению, их временно можно было бы заменить паромными переправами. Посчитанная им экономия на мосты составила бы десять миллионов рублей.  Для удешевления пути писатель предлагал в крупных городах строить не вокзалы, а небольшие станции, а «на остальных станциях пассажирские здания возможно было бы временно заменить комнатой в казарме». По этому расчету Сибирская железная дорога обходилась бы государству в 15 тысяч рублей за версту.

Константин Михайловский построил дорогу с мостами за четыре года в расчете 38 тысяч за версту.

1 февраля 1892 года Николая Михайловского из Министерства путей сообщения уволили за то, что он добивался перехода через Томск, замены мостов переправами, строительства узкоколейки в Сибири.

«BH»: А кто же сто лет назад соединил берега Оби?

В. К.: Прямое отношение к окончательному выбору места мостового перехода у села Кривощеково имели инженеры путей сообщения К. Михайловский и В. Роецкий. Косвенное — подрядчик Березин, ректор Петербургского института инженеров путей сообщения В. Николаи, Н. Гарин-Михайловский (поддержал официально выбор К. Михайловским кривощековского варианта), министр путей сообщения С. Витте, инженер путей сообщения Георгий Адрианов.

Подготовительные работы по сооружению моста вели Григорий Будагов и Николай Меженинов. Мост сооружали по проекту Николая Белелюбского. Большую роль в строительстве моста и города сыграл Н. М. Тихомиров. Им-то и нужно ставить монумент на месте монумента Ленина. Это нужно сделать до 2003 года.

Наша газета неоднократно обращалась к этой теме. Многие высказывали свои точки зрения. Спор не закончен до сих пор. Каждый отстаивает свою правду. Василий Кириленко написал книгу «Правда о сотворении города Новониколаевска», которую напечатать пока не удалось…

Беседовала Людмила Кузменкина

Газета "Вечерний Новосибирск", 27 мая 1997 г.

 

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Василий Сергеевич замечательный исследователь. И хотя в датах и фактах много путаницы, в целом вектор верный. Лишь несколько моментов, с которыми ну никак нельзя согласиться. Это про святых Петра, Екатерины и Николая, в честь которых назывались города. Это людям по святцам имена давали. А "именные" города - это дело кесарево. И ещё не пойму, какую церковь имеет ввиду Кириленко, называя её Никольской, открытой в 1910-м.

Опубликовано пользователем Минина Наталья
конечно же, краеведом может быть каждый, в том числе - и почетный железнодорожник. И это хорошо. Но вот беда: почему профессиональные историки не лезут строить дороги и управлять паровозами? - а железнодорожники и все остальные - метят остаться в анналах историографии. Причем буквально у единиц известных краеведов есть действительно тяга к истинному знанию. А у большинства - хорошие знакомства и в общем-то, административный ресурс для продвижения своих необоснованных ничем фантазий. Надеюсь, всем известно: название города в честь почитаемого святого - чистейший бред.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Думаю, краеведы выходят вперёд, поскольку они увлечены этим. Мир во многом развивается энтузиазмом. Не у всех профессиональных историков этот энтузазизм есть. Многим эта профессия неинтересна, работают по привычке, или пошли на истфак, потому что легче показалось. Так же как и энтузазизм краеведов часто выливается в дикую фантастику. Им тоже нужен профессиональный совет. И многие историки краеведам помогают. И советом, и рецензиями

Опубликовано пользователем Сергей
БРЕД 100% Ново-Николаевск НЕ имеет отношение к Святым Назван в честь Николая II и это исторический Факт!

Опубликовано пользователем Сибирец
Круто заворачивают краеведы, когда "выходят вперед": "В России только три имени, которым поклоняется народ". А Владимир?

Добавить комментарий

Target Image