На хранении в Государственном архиве Новосибирской области имеется фонд Д-157 «Новониколаевское реальное училище». Документы этого фонда весьма интересны и передают информацию о системе среднего образования в дореволюционной России. При этом в них отражается быт и уклад, особенности развития Новониколаевска. Поэтому знакомясь с документами Новониколаевского реального училища, мы погружаемся в историю нашего города, узнаем о повседневных буднях, жизненных ценностях его жителей.
История Новониколаевского реального училища начиналась достаточно успешно.
1 октября 1906 г. было образовано частного мужского училище. Благодаря «высочайшему повелению» от 28 января 1908 г. оно преобразовано в частное реальное училище. В 1910 г. стало правительственным. В том же году начинается развиваться проект по постройке нового просторного и светлого здания для реального училища.
В октябре 1912 г. было завершено строительство здания по проекту сибирского зодчего Андрея Дмитриевича Крячкова. Это было одно из самых крупных зданий, располагавшихся на Николаевском проспекте, рядом с собором Александра Невского. В здании размещалось 8 классных помещений, реакционный коридор, библиотека, учительская комната, кабинет врача, гимнастический зал, души, столовая с буфетом, рисовальный и чертежный классы, физический и естественно-исторический кабинеты, обсерватория. Большая дворовая территория училища служила площадкой для гимнастики и игр.
Реальное училище в г. Новониколаевске.
(Р-2037.Оп.1.Д.6.Л.17)
Реальное училище Новониколаевска всеми своими силами пыталось достойно вести свою деятельность и таким образом выразить преданность перед государством и императорской семьей. Эти старания были замечены и нашли свое отражение.
По случаю празднования в 1913 году 300-летия царствования Дома Романовых силами учителей и учащихся была поставлена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). На представление были приглашены высокопоставленные лица города, общественные деятели. Постановка имела огромный успех.
В честь этой даты реальное училище стало именоваться Новониколаевским реальным училищем имени Дома Романовых. В деле № 18 фонда Д-157 имеется письмо от попечителя Западно-Сибирского учебного округа Лаврентьева господину директору Новониколаевского реального училища Г.А. Бутовичу, в котором содержится следующее: «Государь
Император, по всеподданнейшему докладу Министра Народного Просвещения, в 4 день февраля сего года Высочайше соизволил на присвоение Новониколаевскому училищу наименования: «Новониколаевское реальное училище Имени Дома Романовых». И после этого руководство училища и весь преподавательский состав старались соответствовать столь высокому статусу, что непосредственно отражалось на воспитательном и обучающем процессах.
Ежегодные отчеты о работе Новониколаевского реального училища рассказывают нам о внутреннем устройстве, режиме, составе уроков, особенностях преподавания и воспитания данного учебного заведения. Из документов фонда можно определить, что эстетическая и духовно-нравственная составляющие играли далеко не последнюю роль в жизни учеников, а возможно и основную. Именно на них строилась вся система обучения. Большая роль уделялась таким предметам как пение, музыка, Закон Божий, а также в прерогативе было изучение иностранных языков.
В 1912 году был организован оркестр из 25 учеников. В реальном училище существовал хороший церковный и светский хор. Все школьные богослужения совершались при его участии. Достаточно часто устраивались благотворительные ученические вечера с театральными постановками.
Огромное внимание уделялось физическому развитию подопечных. Как рассказывают архивные документы поначалу наладить постановку физического воспитания не удавалось, но после того как в 1910 г. был приглашен специалист, окончивший Санкт-Петербургскую балетную школу и прошедший курс Сокольской гимнастики, ситуация кардинальным образом изменилась. Урок гимнастики стал одним из самых любимых уроков учеников.
Сокольская гимнастика и пирамида в исполнении учащихся
реального училища им. Дома Романовых (Р-2190.Оп.1. Д.5)
Главной задачей Новониколаевского училища было выпускать из своих стен гармонично развитых, горячо любящих свою родину, преданных своему государству людей. И с этой задачей данное учебное заведение неплохо справлялось.
На уклад и жизнь Новониколаевского реального училища сильно повлияли события, связанные с Первой мировой войной. Война круто изменила плавное течение жизни училища. Едва получив собственное здание, оно должно было потесниться, чтобы удовлетворить нужды военного ведомства. С середины сентября 1914 года в помещениях, принадлежавших училищу, расположилось несколько сот военнообязанных. Четыре комнаты на нижнем этаже городская управа отдала недавно образованной мужской гимназии, высшему учебному городскому начальному училищу и двухклассному 2-му мужскому городскому приходскому училищу, чьи корпуса оказались полностью заняты военным постоем.
Несмотря на тяжелую финансовую ситуацию, училище продолжало заниматься благотворительностью. Средства в помощь сражающейся русской армии и согражданам, пострадавшим от военных действий, буквально собирались по крупицам. И об этом неоднократно говорят нам архивные документы. В деле № 52 фонда Д-157 указано, что сборы от поставленного 27-28 декабря 1915 года спектакля по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты» пошли «в равных частях, на сооружение в г. Ново-Николаевске Дома Инвалидов, на нужды детей беженцев и на подарки русским воинам, томящимся в австро-германском плену».
Значительное место в жизни реалистов в годы войны заняла работа в сельскохозяйственных дружинах, расположившихся в 5 сёлах (Прокудское, Чик, Денисовка, Крохалевка, Алексеевка). В октябре 1916 года ученики Новониколаевского реального училища, бывшие весной и осенью на сельскохозяйственных работах, устроили вечер. Все средства, от которого пошли в специальный фонд – на обучение сирот павших воинов и учреждение Георгиевских стипендий имени Императора Николая II.
19 августа 1916 года при реальном училище была устроена школьная летняя трудовая колония для привлечения учащихся в течение летних каникул к физическому труду вне города.
Руководство, преподавательский состав, ученики Новониколаевского реального училища отдавали все свои силы для того, чтобы выполнить свой гражданский долг перед страной. И их труды не были напрасными.
После установления в городе Советской власти училище продолжает существовать. В июле 1920 года оно было переименовано во 2-ую Советскую Трудовую Школу. В 1921 году учебное заведение было выселено из здания, которое было построено специально для него.
С советского периода стираются те особенные черты, которые делали это учебное заведение не похожим на другие. Побеждают общие требования и правила. Все становится массовым и равным. И только архивные документы могут нам рассказать о той необыкновенной обстановке, в которой протекала жизнь Новониколаевского училища в дореволюционной России.
Пожелтевшие странички помогают представить картины прошлого и жизнь предыдущих поколений.
Источники:
1. ГАНО. Ф.Д-157. Оп.1. Д.2; Д.8; Д. 9. Л. 29-32; Д.11; Д. 18. Л.13; Д.22; Д.27; Д.35; Д.93; Д 96.
2. ГАНО.Ф.Р-2190.Оп.1. Д.5.
3. ГАНО. Ф.Р-2037.Оп.1.Д.6.Л.17
Литература:
1. Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. - Новосибирск.-2005. С.24.
2. Энциклопедия Новосибирск. – Новосибирск. – 2003. С.589-590.
3. Календарь знаменательных и памятных дат Новосибирской области. – Новосибирск. – 2012. С. 155-156.
Ведущий архивист отдела использования и публикации документов ГКУ НСО ГАНО Д.В. Прецер
Добавить комментарий