Новосибирск археологический. Прогулка по родному городу в компании с археологом

Наш город  еще очень молод. Что значат какие-то 120 лет на фоне столетий Москвы, Киева или Новгорода! Тем более рядом с тысячелетиями истории Рима, Афин  или Самарканда. Да, наш город молод, но берега Оби, но которых в 1893г. возник  крупнейший город Сибири,  были освоены человеком еще тысячи лет назад.

Следы наших далеких предшественников  хранит земля, и увидеть эти следы поможет археология. Археологу, историку, восстанавливающему картины прошлого по вещественным источникам, земля открывает свои тайны.    Давайте пройдем вместе с археологами по улицам и окрестностям родного города в поисках следов наших далеких земляков.

Говоря о памятниках древней истории на территории нашего города, на территории области и Сибири в целом, надо помнить, что  здесь мы не встретим монументальных сооружений, или руин каменных построек, дворцов, крепостей, надгробий. Земляные укрепления, насыпи курганов, деревянные стены жилищ и древних городищ быстро  исчезают под влиянием времени, и разглядеть их следы спустя века бывает очень сложно. Когда-то мощные, высокие валы, глубокие рвы, надежно защищавшие обитателей городищ от  вражеских набегов, со временем оплывают, затягиваются землей. Оплывают, оседают и превращаются  в невысокие бугорки насыпи прежде величественных курганов,  в неглубокие, еле заметные западины превращаются котлованы жилых землянок. Только опытный глаз археолога может увидеть в неглубокой канаве следы прежнего грозного укрепления, угадать в заплывшей западинке остатки древнего жилища.  Именно поэтому поселенцы, осваиваясь на новом месте, спокойно строились, не замечая следов своих предшественников и уничтожая их без всякого злого умысла. Это объясняет, почему на территории занимаемой нашим городом, так мало встречено памятников древности, хотя месторасположения благоприятствовало его освоению с древнейших времен. Обилие мелких рек, впадающих в Обь, их высокие, господствующие над местностью, берега, самой природой предназначенные для строительства там поселений и городищ, сама могучая Обь, изобилующая рыбой, богатая пойменными лугами-пастбищами, высокими боровыми террасами привлекали в эти места людей во все времена.

Отправляясь в археологическое путешествие надо помнить не только о трудности распознавания следов прошлого, но и о том, что чаще всего мы не можем соотнести исследуемый памятник с каким-либо определенным народом, не знаем, как называли себя строители поселений и городищ. Поэтому археологи пользуются термином «археологическая культура», подразумевая под ним совокупность памятников, которые находятся на одной территории, относятся к одной эпохе и  имеют общие черты.    А сами археологические памятники называем по месту их нахождения, давая для них соответствующий порядковый номер, если в одном месте находятся сразу несколько памятников.

 Археологических памятников на территории нашего города немного. В настоящее время археологам известно  не больше 20 таких объектов. Это поселения, городища, могильники и единичные находки. Они были обнаружены в разное время, не все удалось изучить, исследовать, определить их дату, отнести к определенной археологической культуре или народу, не все из них сохранились до наших дней.

Самые первые находки следов древних «новосибирцев» были сделаны еще в 1896г при строительстве железнодорожного моста через Обь. Во время работ на левом берегу Оби были обнаружены несколько изделий из бронзы: «13 наконечников стрел, коническая с ушком подвеска, круглое зеркальце и бляшка в виде горного барана». (ОАК, СПб,1989,с.118) Среди находок был один наконечник дротика с прорезными лопастями. К сожалению, каких-либо описаний обстоятельств  находки сделано не было, так как  вряд ли среди строителей моста, инженеров и рабочих, были археологи. Не сохранились и сами находки. Мы можем судить о них только по фотографиям, опубликованным в материалах отчета императорской археологической комиссии. А жаль! Обнаруженный случайно и не сохранившийся могильник мог бы многое поведать исследователям.  Так, в одной коллекции оказались вещи, имеющее различное происхождение. Круглое зеркальце (фотография зеркальца не сохранилась) диметром 12см с ручкой в виде петельки в центре, орнаментированное сгруппированными по 3-5 штук кругами и точками, появилось в наших краях издалека. Такие зеркала исследователи датируют V-IIIвв. до н.э. и родиной таких зеркал был Китай. Аналогии небольшому бронзовому колокольчику и фигурке горного барана археологи находят у  степных скотоводческих племен скифо-сибирского мира. Иное происхождение у наконечников стрел и дротика. Крупные, длиной до 8см и шириной  до 2см со скрытой втулкой и тремя  заостренными  лопастями наконечники были распространены в северных, лесных районах. У археологов нет единой точки зрения относительно данного памятника.  Татьяна Николаевна Троицкая считает, что они происходят из одного могильника, который мог возникнуть в IV-IIIв.в. до н.э. Этот могильник свидетельствует о взаимоотношениях различных племен, проживавших в конце первого тыс. до н.э. в зоне  ленточных боров на берегах Оби. В это время  на территорию, прежде занятую степными пленами скотоводов, приходят племена лесных охотников-кулайцев. (Троицкая,1978:21). Существует и другая точка зрения, согласно которой такие разнородные вещи не могут происходить из одного могильника. Возможно, на месте строительства моста существовали два памятника, принадлежащие разным народам.(Троицкая, Бородовский1994: 23)

В 1926г. на территории современного Заельцовского парка, на береговой осыпи  Оби иркутским археологом Павлом Павловичем Хороших  были собраны фрагменты керамики, которые позволили предположить, что здесь в эпоху раннего железного века существовало поселение. К сожалению, не было  дано  точных указаний, на каком участке берега находился памятник. Предпринятые в 70-х годах попытки найти остатки этого поселения  оказались напрасными. Могучая река  подмыла и разрушила берег, и поселение навсегда исчезло в водах Оби. (Археологические памятники 1993: 5)

В 1956г. около железнодорожного моста через Иню случайно была найдена бронзовая фигурка всадника, выполненная в плоском литье. Судя по висящей на боку сабле, эта фигурка изображает воина. В виде воина  верхом на коне изображали Мир-Сусне-Хума - младшего сына Верховного бога сибирских угров Нуми-Торума. Его имя означает  “за миром следящий человек”. Этот персонаж небесного пантеона был очень почитаем у сибирских угров. Мир-сусне-хум следил за соблюдением людьми норм и правил человеческого общежития,  опекал живущих в соответствии с этими установлениями. Изделия, выполненные в таком стиле, характерны для культур раннего средневековья, чьими потомками являются современные угорские и самодийские народы.(Археологические памятники 1993:8)

Еще одна случайная находка была сделана в 1964г.  Во время строительных работ на улице Станиславского  на глубине примерно 1,7м. было обнаружено разрушенное погребение. От самого погребенного осталось всего несколько костей, но погребальный инвентарь сохранился. Он представлен небольшим сосудом, позволившим  уверенно датировать это погребение эпохой раннего железного века, т.е. к середине Iтыс. до н.э.,  и отнести его к большереченской культуре. Кроме того, в погребении были обнаружены украшения из клыков кабана и предметы конской сбруи: два псалия и  подпружная пряжка. Были найдены еще шесть костяных наконечников стрел, но костяные наконечники, к сожалению, малоинформативны, так как они бытовали на протяжении длительного времени, и   их форма  не изменялась на протяжении веков. (Археологические памятники1993:5)

Говоря об археологических объектах - случайных находках на территории нашего города, необходимо сказать об одной единичной, но уникальной находке. В 1970г. на территории Академгородка во время строительных работ бульдозер вывернул из земли длинный камень. Камень был приспособлен для хозяйствееных нужд воинской части, работавшей на данном строительстве. Однако, курсанты оказались любознательными людьми. Их заинтересовал необычный вид камня, покрытого непонятными узорами. Один из курсантов, А.Конопацкий,  принес этот камень археологам. Камень попал в распоряжение ученых, а курсант впоследствии стал археологом, соратником А.П.Окладникова. Случайная находка оказалась уникальной. Это каменный идол окуневской культуры  бронзового  века, распространенной  в Хакасско-Минусинской котловине, на берегах Енисея во IIтыс. до н.э. Для этой культуры сооружение каменных изваяний, покрытых сложным узором, является характерной чертой. Кстати, каждый из нас бывал на станции метро «Сибирская» и видел красивые мозаичные панно, украшающие стены станции. На одном из них изображены окуневские стелы. Носители этой культуры никогда не появлялись на территории Новосибирского Приобья и поэтому совершенно непонятно, каким образом этот камень оказался здесь. Из описания находки, сделанного Алексеем Павловичем, видно, что изваяние изображает, прежде всего, рыбу: «… видна морда рыбы с четко выраженным ртом и большими круглыми глазами, с длинным туловищем, похожим на туловище сома. … На ее спине изображена  личина с такими же, как на гигантских стелах из Минусы, тремя большими круглыми глазами и кривым бычьим рогом над ними. Вторая личина, размером поменьше, выбита у хвоста каменной рыбы. ….украшены волнистыми линиями узкие ребра скульптуры. На широкой нижней поверхности, на … «брюшке» каменной рыбины, один за другим располагаются три глубоко врезанных, правильных по очертаниям круга. Каждый круг пересечен крестом - символом космоса, знаком четырех сторон света. Это солнечные космические круги, признак солнечной природы божества - рыбы. Там же ….. выбита другая фигура, на этот раз явно змея. ..она свернута восьмеркой и заканчивается большой острой головой, типично гадючьей. В завершение всей композиции около трех солнц ….. вырезана миниатюрная фигурка оленя с ветвистыми рогами….. На стеле есть также волнистые линии, возможно, олицетворяющие воду. Одним словом, окуневская стела из Академгородка несет на себе двойную космическую нагрузку. В ней виден скульптурный образ живой зооморфной вселенной, как рисовалась она нашим далеким предкам. Рыба - обитатель вод и змея - ……олицетворяли в их сознании «нижний мир», преисподнюю, страну мертвых. Солнечные круги и мифический тотемный олень - «верхний мир», небесную стихию». (Окладников 1982:84)

На территории нашего города встречены не только случайные находки. Встречаются как отдельные памятники, так и комплексы, включающие памятники разные по характеру и культурно-хронологической принадлежности.

На улице Первомайской, всего в 0,5км от железнодорожного моста через Иню, на ее левом берегу находится поселение разъезд Иня-1. Эту территорию начали застраивать  домами нового микрорайона, не смотря на наличие там памятника. Археологам удалось прекратить застройку,  осенью этого года там проводились охранные работы. В ходе работ был получен материал, на основе которого можно уверенно сказать, что это поселение существовало в  эпоху поздней бронзы в  XI-VIIIв.в. до н.э. и его жители были носителями  ирменской культуры. 

Проезжая по Большевистской улице на автобусе или маршрутке многие не подозревают, что их путь проходит  мимо целого ряда древних поселений, могильника и городища. В 1984г. в Октябрьском районе, недалеко от остановки «Инструментальный завод», на берегу Оби был собран подъемный материал, на основании которого  был выявлен археологический памятник, состоящий, судя по находкам, из нескольких разновременных. Памятник, названый по месту находки Турист-1, был расположен на краю четырехметровой террасы Оби недалеко от устья Ини. Территория памятника уже была испорчена: часть площадки была засыпана грунтом, с другой части грунт был снят, так что никаких рельефных признаков не было.  На оставшейся части памятника были проведены охранные работы,  в результате который подтвердился факт существования на этом месте нескольких разновременных объектов. В культурном слое были встречены фрагменты керамики практически всех эпох: неолита, бронзы, раннего железного века, раннего средневековья и первой половины IIтыс.н.э. Кроме того, удалось обнаружить средневековое погребение с трупосожжением. В культурном слое было обнаружено скопление жженых костей человека и несколько предметов погребального инвентаря. Компактной группой лежали наконечники стрел, костяные и железные, рядом с ними лежали несколько предметов из кости и бронзы. Видимо, когда-то они все находились в колчане. Немного в стороне от наконечников стрел лежали костяные накладки на лук, срединные и концевая.Такими накладками укрепляли деревянную основу лука, повышая его прочность и  упругость.  Таким образом, вместе с погребенным было положено и его боевое оружие. В этом же погребении была обнаружена бронзовая бляшка, орнаментированная розеткой из четырех лепестков. Все вместе позволило определить дату данного погребения – IX-X в.в.   В конце 80-х годов памятник был полностью уничтожен строительными работами.(Археологические памятники 1993:5-6)

В нескольких десятках метров от памятника Турист-1 в 1990г. С.Г.Росляковым было открыто поселение Турист-2. На этом памятнике тоже не было обнаружено никаких рельефных признаков. К сожалению, значительная часть памятника была испорчена в ходе строительных работ и культурный слой перекрыт грунтом с соседней стройки. Через площадку памятника проходит разрушающая его грунтовая дорога. Раскопки, проведенные на сохранившейся части памятника, дали очень интересный материал. Памятник также оказался разновременным. Среди материала присутствуют фрагменты керамики эпохи неолита, ранней бронзы, раннего железного века, но преобладает керамика ирменской культуры эпохи поздней бронзы.  Помимо керамики были найдены скребки, каменные наконечники стрел, обломок бронзового наконечника стрелы, несколько орудий труда из камня, тесла и топоры. От тех далеких эпох сохранились не только фрагменты вещей, предметов, но и остатки каких-то построек. Правда, на взгляд неспециалиста  они малоинтересны, так как представляют собой только  ямы различного размера и назначения, темными пятнами выделяющиеся на фоне материка. Удалось захватить раскопом и  часть рва глубиной 1м от уровня материка, что дает возможность предположить наличие здесь городища. Особый интерес представляет захоронение собаки. Животное было положено на правый бок, головой на СЗ и перекрыто каменной плитой 0,46х0,67м.  Собака в жизни древних охотников Сибири играла важную роль, и данное погребение является свидетельством почитания собаки древними сибирскими племенами. Хотя памятник сильно пострадал от действий строителей, часть памятника все-таки сохранилась, поэтому сохраняется возможность дальнейших исследований.(Археологические памятники 1993:6-7)

Большой комплекс памятников  был обнаружен  1973г. Е.А.Сидоровым в  районе остановки электропоездов «Юность». В сосновом бору, на краю трехметровой обской террасы находятся 6 археологических памятников. Это поселение Юность-1; Юность-2; Юность-3; Юность-5 и городища Юность-4 и Юность-6. Из них только  у трех памятников можно определить датировку, так как подъемного материала, лежащего на поверхности, нет, а раскопки памятников не проводились. Только на трех из них были проведены небольшие разведочные работы.

Поселение Юность-3 по найденному в ходе разведочных работ венчику сосуда отнесено к верхнеобской культуре и датировано VI-VIIв.в.  Поселение Юность -5 оказалось немного моложе. Оно датировано VII-Xв.в.в. К этому же времени относится и городище Юность-6. Благодаря тому, что памятники находятся на поросшей лесом территории оздоровительных лагерей, они неплохо сохранились. Незначительно дорогой нарушен культурный слой поселения Юность-1 и   при строительстве бассейна пострадала часть памятника Юность-2. Площадь памятников   хорошо задернована и  рельефные признаки сохранились. На поселениях хорошо видны круглые западины от землянок  диаметром от 5 до 9 м и глубиной 0,3м. на городищах - остатки оборонительных сооружений. Городище Юность-4 занимает площадь в 700м2. Оно окружено с трех сторон рвом шириной 2м и глубиной 0,3м. С четвертой, западной, стороны укреплением служит край террасы. На ЮЗ стороне городища ров образует выступ, видимо, служивший дополнительной защитой. На городище с ЮВ ведет въезд, внутри укреплений находится 6 западин, в том числе одна большая, диаметром 7м. Городище Юность-6 занимает площадь в два раза большую - 1400м2. Его окружают с трех сторон ров и вал. С западной стороны городище примыкает к краю террасы, и с этой стороны укреплений нет. Городище хорошо укреплено: ров и вал образуют дополнительно защищающие подступы к городищу два бастиона,  один с ЮВ, второй с СЗ, у самого края террасы.   Внутри городища находятся западины. Западин  всего 13, они отличаются друг от друга размерами и, видимо, назначением. Скорее всего, западины большего размера были жилыми, а западины меньшего – хозяйственными постройками.(Археологические памятники 1993:8-9)

Самым известным памятником на территории нашего города является, конечно, «Чертово городище». Несмотря на его известность, памятник оказался полностью утерян. Не известно даже точное место его расположения, хотя первые строители нашего города видели его и описывали. Широко известно  описание этого памятника в Справочнике по Ново-Николаевску, изданному в 1912 году Николаем Павловичем Литвиновым: «Ново-николаевцы являются не первыми обитателями на занимаемом ими месте. Давно, сотни лет тому назад, самая высокая часть настоящего города была заселена неизвестным нам племенем. Еще видны и в настоящее время на месте, которое именуется "Чертово городище", следы юрточных построек. На юго-восток от жилищных следов виден земляной - крепостной вал, противоположная валу сторона становища неизвестных нам обитателей ограждалась крутым и неприступным обрывом, спускающимся в р.Каменку. Невдалеке от крепостного вала, через лог, есть следы одиноко разбросанных холмиков, очевидно, следы могильников. Кто жил и когда покинул это место, мы, может быть, в состоянии будем узнать только тогда, когда археологи вскроют могильники; а теперь мы можем только отметить, что выбор места нашими предшественниками в смысле господства над окружающей окрестностью сделан очень удачно. С этого пункта, как с орлиной скалы, видна расстилающаяся окрестность». В ходе бурного строительства будущего гиганта Сибири было не до археологических изысканий. Город рос стремительно, все возраставший поток жителей требовал места.  Вот как рисует картину застройки города Н.П. Литвинов в своем Справочнике «Одновременно застучал в тайге топор и застонали, валясь под его ударами, сосны и на месте бывшей тайги стали вырастать дома. Строились вначале кто где и как хотел, хозяев не было. ……… Заселение в это время поощрялось, усадьбы сдавались в аренду по 1 рублю за участок».  Так и было утеряно, застроено место, где находились остатки городища.

 Известно, что  находилось оно на левом берегу Каменки. Здесь возникли улицы Садовая, Садовая горка, Телеграфная (ныне ул. Кирова).  На этом месте в 1923 г был открыт Рабочий сад-клуб «Свобода» на площади 7 га. Он располагался на сохранившемся участке соснового леса. В 1936г парк был переименован в парк имени С.М.Кирова. Позже, в 1964г., здесь был выстроен городской Дворец пионеров и школьников, перестроенное здание которого в 90-е годы отошло Новосибирсквнешторгбанку.

Первые археологические раскопки "Чертова городища" были проведены в 1930 г. под руководством директора Западно-Сибирского краеведческого музея Петра Ивановича Кутафьева и  научным сотрудником Западносибирского Краеведческого музея П. П. Хороших. В ходе этих исследований  было  найдено несколько каменных орудий периода неолита: наконечники стрел и копий, топор, скребки, а также фрагменты керамики.  При закладке здания Городского дворца пионеров в1964г. было обнаружено значительное количество фрагментов керамики двух археологических эпох. (Археологическая карта 1979: 91)  В 60-е годы  попытки найти остатки этого памятника предпринимала Т.Н. Троицкая, но безрезультатно. Территория, на которой могло быть расположено городище, была плотно застроена не только парковыми постройками, но и домами частного сектора. Планомерные поиски проводились сотрудниками НПЦ, но также безрезультатно. В настоящее время можно утверждать с полным основанием, что памятник, к сожалению, полностью уничтожен. В этом районе велось активное строительство, частный сектор давно уступил место капитальным постройкам. По результатам изысканий специалисты НПЦ уточнили место возможного расположения памятника: «… можно утверждать, что «Чёртово городище» не распространялось на территорию Садовой горки. Скорее всего, оно было ближе к СибАГСу». Признаков культурного слоя памятника археологии  на территории верхней части ул. Садовая горка и Садовая в Октябрьском районе, где сейчас продолжается снос частного сектора, не обнаружено. В районе СибАГСа культурный слой, если он там и существовал, давно утрачен… Горько сознавать, что буквально  на глазах жителей города исчез  такой интересный памятник.  Легенды об этом памятнике ходят до сих пор. Связывают это городище с именем Кучума. Возможно, здесь Кучум укрылся после разгрома в Ирменской битве в 1585г. (источник информации мне не известен). На основании  имеющегося в распоряжении археологов  материалам, памятник был многослойным. Судя по находкам каменного инвентаря,  на этом месте существовало неолитическое поселение. Позднее, в VII—VI вв. до н. э., возникло поселение эпохи раннего железного века. В XVI—XVII вв. н. э. здесь существовало городище одной из групп сибирских татар – чатов. Именно остатки этого городища и могли видеть строители Новониколаевска-Новосибирска.

Город растет, интенсивно застраивается, увеличивается  занимаемая им площадь, расширяется зона, занятая хозяйственной деятельностью. Соответственно, в поле зрения археологов попадают новые памятники  прошлого. Так, в районе педуниверситета оказался нарушен огородными посадками культурный слой поселения, существовавшего здесь в эпоху поздней бронзы, в IX-VIIIв.в. до н.э. Поселение  находилось на краю террасы р.Плющиха приблизительно в 1 км к СВ от учебных корпусов НГПУ. Река в этом мест образует небольшой мыс, на котором и существовало поселение ирменской культуры. (Археологические памятники 1993:5)

Целая группа памятников, включающая пять поселений, была выявлена  во время строительства детской железной дороги в Заельцовском парке.  Памятники были определены по наличию рельефных признаков. Поселения пока не датированы, не определена их культурная принадлежность, так  как подъемного материала на них не встречено, а раскопки еще не проводились.

Новая стоянка Красный Яр-1 была открыта около моста через Обь по Северному объезду. В этом месте Обской берег представляет собой высокий обрыв. Каждый год воды Оби подмывают берег и вымывают кости животных, обитавших в этом месте в конце ледниковой эпохи. Среди них встречаются фрагменты  со  следами обработки.

Окрестности Новосибирска представляют собой благодатное место для проживания человека во все эпохи. Высокая терраса над старицами Оби, изобилие боровой и водоплавающей дичи, богатые рыбой озера и старицы влекли к себе разные племена. Свидетельством тому является Кудряшовский бор, где поселения, городища, могильники тянутся непрерывной лентой по краю террасы. Люди селились в этих местах начиная с эпохи неолита, т.е. примерно с IV тыс.до н.э. и до настоящего времени. Жилища наших современников буквально перекрывают памятники предшествующих эпох.  Сейчас эта территория получила статус достопримечательного места «Кудряшовский бор». В него входит более двухсот памятников от неолита до позднего средневековья.

 Археологи исследуют памятники Кудряшовского бора на протяжении многих лет, и каждый год приносит новые открытия. Достаточно вспомнить интереснейшие находки 2012г. на курганном могильнике Крохалевка-13. Это средневековый могильник, он существовал в VIII-IX в.в. В раскопанном археологами кургане находилось  выполненное по обряду трупосожжения коллективное захоронение четырех человек,  женщин и девочек разного возраста. Судя по богатому погребальному инвентарю, они принадлежали к родоплеменной знати. Об этом говорят многочисленные украшения и предметы из бронзы. Кроме того, в погребении были найдены две  серебренные иранские монеты эпохи раннего средневековья. Одна из них относится к династии Сасанидов и датируется примерно 499 - 531 г.

Очень ярким примером насыщенности  археологическим материалом Кудряшовского бора является курганный могильник Крохалевка-5. На этом памятнике представлены буквально все эпохи древней истории Новосибирского  Приобья. Небольшие, диаметром 6-8м насыпи, хорошо заметны среди сосен по краю террасы, над системой стариц и  озер, рядом с кордоном Кудряшовского лесничества. Могильник большой, он включает примерно 136 насыпей. Точно сказать трудно, потому что через могильник проходит грунтовая дорога, которая разрушает насыпи, каждый год захватывая все новые и новые.  Все насыпи имеют следы грабительских шурфов. Действительно, раскопанные курганы показали, что все погребения оказались разграбленными.  Погребальный инвентарь был скуден, неполон, но все-таки позволил определить дату могильника -  XIII-XV вв.

Как выяснилось в ходе работ, под насыпями находились не только средневековые погребения. Могильник XIII-XV вв. был сооружен на месте поселений и могильников других эпох. Под насыпями курганов обнаружены котлованы жилищ, хозяйственные ямы, очаги бронзового века. В одном из курганов, разбирая средневековое детское погребение, обнаружили погребение  первой половины IIтыс. до н.э. Рядом с насыпью средневекового кургана оказалось погребение эпохи поздней бронзы начала I тыс. до н.э., относящееся к ирменской культуре. Центральная часть могильника находится, судя по наличию ям с керамикой большереченской культуры, над поселением   раннего железного века середины I тыс.до н.э.  Встречены погребения и более раннего времени, возможно, неолитические. Насыпь одного из курганов перекрыла небольшую хозяйственную яму, видимо, маленький погребок поселения раннего средневековья. Очень интересной оказалась  еще одна хозяйственная яма, попавшая под насыпь кургана. В ней находились несколько каменных грузил, лежащих компактной группой и рядом – небольшой плоский камень, напоминающий формой рыбку. Возможно, это была кладовка древнего рыбака, где он хранил свои сети, а каменная фигурка рыбки должна была охранять эти сети и привлекать в них живую рыбу.

В процессе раскопок насыпей средневековых курганов постоянно встречаются фрагменты керамики и различные предметы предшествующих эпох. Все находки просто невозможно перечислить в маленькой лекции, но надо еще отметить поистине уникальную находку каменного антропоморфного изображения. К сожалению, пока не определена дата и культурная принадлежность этого предмета.

Обилие разновременного материала говорит о том, что в этом месте существовал сначала небольшой неолитический могильник, затем возникло поселение и могильник периода развитой бронзы,  затем - могильник эпохи поздней бронзы, во время раннего железного века здесь было поселение,  люди селились здесь и в эпоху раннего средневековья, а в 13-15 веках здесь существовал могильник. И над всем этим «слоеным пирогом времени» возвышаются дачные постройки наших современников, наглядно демонстрируя нерушимую связь времен.

В исследовании памятников Кудряшовского бора принимают участие и школьники. Детский экспедиционный отряд историко-краеведческого клуба «Исток-39» Дома детского творчества «Центральный» работает вместе с археологами Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области. Мы можем гордиться, что в деле охраны памятников истории родного края есть и наш вклад.

Итак, на территории, которую занимает в настоящее время Новосибирск, встречены памятники практически всех археологических эпох. Люди селились на берегах Оби начиная с глубокой древности.

Пока нельзя однозначно говорить о наличии памятников эпохи палеолита на территории  Новосибирска. Судя по тому, что на территории города и его окрестностей встречаются кости животных ледниковой эпохи (вспомните обрыв Оби у с.Красный Яр), на которых охотились наши предки, то есть шанс обнаружить и стоянки самих охотников. О том, что территория будущего Новосибирска была заселена в эпоху неолита, в VI-Vтыс. до н.э., говорят находки на памятниках Турист-1 и Турист-2, погребения неолитического времени на памятниках в Кудряшовском бору. Весь материал, встреченный на этих памятниках,  похож на материал с других памятников Верхнего Приобья этого же времени.  Видимо, всю эту территорию заселяли представители одного и того же народа, который  археологи называют носителями  верхнеобской неолитической культуры. Это были племена охотников на лосей, оленей, зайцев, пушных зверей и водоплавающую птицу. Большую роль в хозяйстве играла рыбная ловля, чему способствовало обилие рыбы в мелких речках - притоках Оби. 

Хорошо была освоена и заселена территория будущего города в эпоху бронзового века. Это III-IIтыс. до н.э. и начало Iтыс. до н.э. Археологи подразделяют весь бронзовый век на период ранней бронзы, развитой и поздней. На памятниках города и его окрестностей чаще всего встречен материал, относящийся к культурам развитой и поздней бронзы.

 Во времена развитой бронзы на берегах Оби проживали племена, которые археологи называют племенами самусьской и кротовской культур. Эти племена были не только охотниками и рыболовами. В это период, во втором тыс. до н.э., большое значение в хозяйстве приобрело скотоводство, стали разводить крупный и мелкий рогатый скот. Возможно, что племена самусьской культуры были знакомы с земледелием. И кротовцы, и самусьцы были прекрасными литейщиками  из бронзы, и на памятниках этих культур не редки  находки литейных форм и других предметов бронзолитейного производства, и самих изделий из бронзы.

В эпоху поздней бронзы на территории нашего города проживали племена ирменской культуры. Это были племена скотоводов, литейщиков и, возможно, земледельцев. Земледелием они могли заниматься в поймах рек, там же пасли скот. Судя по тому, что ирменская керамика встречается в больших количествах на многих памятника Новосибирска, племена этой культуры активно осваивали берега Оби и ее притоков. Селились они на берегу Оби у впадения в нее Ини, напротив будущей остановки транспорта Турист, на берегу Плющихи там, где сейчас находится НГПУ.

Не оставалась незаселенной территория будущего города и в раннем железном веке, в середине и во второй половине Iтыс. до н.э. Здесь проживали племена большереченской культуры. Они занимались скотоводством, которое, в отличие от племен ирменцев, постепенно становится отгонным. Занимались и земледелием. Широко распространено было железо, хотя изделия из бронзы по-прежнему продолжали использовать. Свидетельством пребывания в наших местах большереченцев служит, помимо находок керамики этого времени на памятниках Турист-1 и Турист-2, погребение на ул. Станиславского.

В конце первого тыс. до н.э. на территорию, занятую большереченскими племенами, стали расселяться племена серных лесных охотников, носителей кулайской культуры. Именно к этому времени относятся находки из Новосибирского могильника.

Средневековье представлено памятниками верхнеобской культуры V-IX веков. Не путать с верхнеобской неолитической! Эта культура принадлежала предкам современных самодийских народов Сибирии , видимо, ведущих свое происхождение от кулайской культуры раннего железного века. Племена верхнеобской культуры занимались отгонным скотоводством и земледелием, не оставляли и охоту. Хорошо у них было развито кузнечное ремесло. Одним из замечательных черт материально культуры этих племен было изготовление художественных предметов, украшений и культовых предметов, в особом, урало-сибирском, стиле. На территории будущего  Новосибирска эти племена селились в районе станции Юность, где им принадлежат поселения и городища. Возможно, кем-то из представителей этих племен на берегу Ини была потеряна  фигурка Мир-Сусне-Хума.

В позднее средневековье на территории нашего города проживали племена чатских татар. Это были потомки племен верхнеобской культуры, подвергшиеся влиянию тюрков в начале второго тыс. Скорее всего, чатам принадлежало Чертово городище. Следующая эпоха, связанная с освоением Приобья русскими, в черте Новосибирска представлена несколькими фрагментами гончарной керамики, найденной на поселении Турист-1. Ну а дальше начинается история собственно города Новосибирска, начало которому было положено строителями железнодорожного моста через Обь в конце XIXвека.

В заключение лекции выражаем признательность начальнику отдела археологии Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области В.А.Сумину за предоставленные фотографии и консультации.

Литература

  Молодин В.И., Новиков А.В., Росляков С.Г., Новикова О.И., Колонцов С.В. Археологические памятники города Новосибирска.- Новосибирск, 1993.

  Гемуев И.Н., Мифологическая картина мира манси // Сибирский этнографический вестник.- Новосибирск, 2003.- №13.

  Окладников А.П. Открытие Сибири – Новосибирск. 1982.

   Окладникова Е.А. «Олень золотые рога" и его автор: роман с пространством http://homo.eurasicus.land.ru/index.htm

  Отчеты императорской археологической комиссии – СПб.1989.

  Соловьев А. И. Оружие и доспехи. Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. - 2003.

  Троицкая Т.Н, Новиков А.В. Археология Западно-Сибирской равнины - Новосибирск. 2004.

  Троицкая Т.Н. Кулайская культура в Новосибирском Приобье- Ноосибирск. 1978.

  Троицкая Т.Н., Бородовский А.П. Большереченская культура лесостепного Приобья – Новосибирск. 1994.

  Троицкая Т.Н., Молодин В.И., Соболев В.И. Археологическая карта Новосибирской области- Новосибирск. 1979.

  Троицкая Т.Н., Шишкин А.С.  О некоторых погребениях животных в Новосибирском Приобье  - Вестник археологии, антропологии и этнографии.- Новосибирск.  2004. - №4.

Галямина Г.И.

педагог дополнительного образования

 ДДТ «Центральный»

Назарова Л.В.

педагог дополнительного образования

ДДТ «Центральный»

 

категория: 
подкатегория: 
Голосов пока нет

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Хорошая, обстоятельная статья, но можно несколько вопросов. 1. «…при строительстве железнодорожного моста через Обь. Во время работ на левом берегу Оби были обнаружены…» А разве Новосибирский могильник не на правом берегу? 2. В 2004-05 годах Дмитрий Ануфриев обнаружил в Заельцовском парке памятники раннего средневековья. Не потерянные ли это места Хороших? 3. Нельзя ли уточнить место находки на Станиславского? 4. И само существование памятника «Чёртово городище» вызывает большое сомнение. Не Литвинов ли его придумал, дабы пропиарить молодой город? Ведь все находки Кутафьева и Хороших с этого места пропали. А были ли? Так может, это всё-таки просто легенда. Кстати, сад «Свобода» открыт не 1923 году, а в 1905-м, в честь манифеста Николая второго от 17 октября 1905 года, о даровании свобод населению России. 5. По педуниверситету тоже не понял. Плющиха находится к СЗ от НГПУ, а не к СВ. Опечатка? Название у этого памятника есть? А по-хорошему, давно бы уже опубликовали доступную карту археологических охранных памятников города, дабы жители, в том числе проектировщики, знали где строить нельзя. Да и не только. А то одни чёрные копатели у нас всё и знают.

Добавить комментарий

Target Image