Новые бары, антихристы, или пионеры

90 лет назад в Новосибирске прошла 1-я конференция юных пионеров

Начало

19 мая 1922 года II Всероссийская конференция комсомола приняла решение о создании пионерской организации. Этот день стал официально считаться днем ее рождения. Однако первые пионеры появились раньше. Так стали называть членов детских коммунистических групп, возникших в Москве.

Постепенно волна докатилась и до Сибири. 12 мая 1923 года IV Новониколаевский губернский съезд комсомола обязал ячейки приступить к созданию пионерских отрядов. Летом 1923 года, в Новониколаевске при Вокзальном райкоме комсомола появился первый пионерский отряд. В городе тогда было всего два района. Вскоре и при Закаменском районе был образован отряд имени Карла Либкнехта. 29 июля 1923 года на городской площади состоялся первый пионерский парад. Отрядам вручили знамена. И впервые в ответ на обращение: «Достойная смена борцам революции, будьте готовы!» ребята дружно ответили: «Всегда готовы!»

Этим же летом пионеры выехали в свой первый пионерский лагерь, который находился в районе села Мочище. Жили в шалаше, сами готовили еду, заготавливали топливо. В лагере изучали биографии Карла Маркса, Ленина, играли в игры: «Фабриканты и рабочие», Битва за красное знамя», «Буденновцы и махновцы». К концу 1923 года в Новониколаевском уезде насчитывалось 13 отрядов с 800 пионерами.

21 января 1924 года не стало Ленина. Детской пионерской организации присвоили его имя. В воззвании ЦК РКСМ и Центрального бюро комдетгруппы ко всем детям Страны Советов говорилось: «На нас смотрят рабочие дети всех стран… Дети фабрик, заводов, полей! Под красные знамена пионеров, юные, бодрые, смелые, идите по стопам Ильича».

По всем школам и отрядам стали проходить вечера, беседы, посвященные памяти Ленина, организовывались ленинские уголки, создавались макеты «Шалаш Ленина в Разливе», «Домик в Шушенском».

10 февраля 1924 года в связи со смертью Ленина и присвоением пионерской организации его имени Новониколаевский губернский комитет комсомола и губернское бюро пионеров созвали первую пионерскую конференцию. На ней обсуждались вопросы о том, как пионеры выполняют ленинские заветы, как они учатся, борются с детской беспризорностью, работают в детских домах. Подобные конференции прошли в Камне, Каргате, Каинске.

Дети стали активнее вступать в пионеры. Пионерская организация выросла более чем на 30%. В 1924 году в ней состояло более трех тысяч человек. С декабря 1924 года начала издаваться газета «Юный ленинец». Комсомольцы выдвинули лозунг: «На каждого комсомольца — пионер». Перед ними стояла задача — к 1 мая 1925 года достичь количества пионеров по Сибири — 20 тысяч. Вскоре насчитывалось уже 22 тысячи, в феврале 1925 года — 62 тысячи, тогда как комсомольцев в Сибири было всего 48.500 человек.

Согласно статистике, по стране в то время из 27 миллионов детей – пионеров было всего 1.300 тысяч. В городе на 100 детей приходилось по 15 пионеров, в деревне — по 2 пионера, 60% комсомольских ячеек не имели при себе пионерских отрядов.

На деле было не все так просто, как на бумаге, особенно в деревне. Сыграла свою роль и антипропаганда. Ходили слухи, что детей, вступающих в пионеры, будут убивать. А священник поучал: «Пионеры – дети черта».

Со всех уголков Сибири приходило множество писем похожего содержания: «...нет никаких руководств, не знаем с чего начать работу, а потому от организации пионерских отрядов воздерживаемся», «не распропагандировано детское движение в уезде среди населения. Ячейки партии и комсомола не уяснили себе задач детского движения».

Часто образовывающиеся пионерские отряды распадались. Причина тому — катастрофическая нехватка вожатых, знающих, умеющих организовывать пионерскую работу.

Прогнозировался даже массовый выход пионерработников из отрядов. Девушки-вожатые выходили замуж, бросая на произвол судьбы своих питомцев. «Что там в пионерах хорошего, — рассуждал один паренек, — вожатая замуж вышла, на отряд ей наплевать, забыла про пионеров. Комсомольцы из клуба в шею гонят. Да и ничему в пионерах не научишься, сборы не собираются...»

Вот и придумали себе мальчишки развлечение. По вечерам толпа ребятишек (40-50 человек) собирается у клуба, кричит, свистит. А в клубе в это время у старших товарищей идет собрание. Малышей оттуда выгнали, вот они и хотят досадить — стучат в окна, двери. Если кто выйдет их успокоить — они в разные стороны, да еще кидают в вышедшего камнями. Сочные словца кричат... А когда-то были пионерами. Очень часто образ вожатого никак не соответствовал широко распропагандированному образу комсомольца – идейного, партийного, дисциплинированного, ведущего юных пионеров к светлому будущему. На деле все оказывалось более прозаично. «Наша вожатая покрикивала на ребят, чуть ли не била. Сняли с работы. Тогда она стала разводить сплетни. Каждому парнишке из отряда пристегнула по девчонке. Взяла роль «пионерской свахи».

В другом отряде и того лучше: «Как только такой пионер забалуется, сейчас же вожатый начинает успокаивать ударами ключа по голове или толкает так, что пионер с ног летит».

В Новониколаевском клубе Госторга встреча вожатого с подопечными выглядела примерно так: «У себя в уголке сошлись пионеры — дерутся, ругаются. Приходит их вожатый, закуривает трубку, угощает табаком другого комсомольца. Комната наполняется дымом...» Следующий рядом рабочий восклицает: «Ну как можно в этот свинарник отпускать мою дочь. Она здесь только плохому выучится. Вот поэтому-то и не записываю ее в пионеры». В Бийском округе «вожатый в день Рождества, напился пьяным так, что не стоял на ногах. Пионеры, глядя на вожатого, тоже пьют алкоголь и ходят с безобразными песнями по улицам». Из Томского округа пионеры прислали письмо: «Вожатый считает более полезным подраться с кем-нибудь на улице. Деремся и мы...»

«Здесь на путь вас всех поставят…»

Это — строчка из любимого всеми пионерами стихотворения-призыва «К нам».

Чем же занимались юные пионеры в первые годы возникновения пионерских отрядов? Было у них много интересного, полезного, чего подчас не хватает современным детям: интересные экскурсии, походы за город, игры с младшими школьниками, посадка деревьев, работа на приусадебном участке. В деревне они активно помогали взрослым: утепляли дворы, кормили животных на ферме, вели учет продукции в хозяйстве. Вот как описывает газета «Путь молодежи» поход пионеров в соседнюю деревню: «При входе пионеров в деревню все село с удивлением их встречало, а особенно дети, которые смотрели с завистью на организованные ряды. Гости-пионеры не оставили ни одного места, где они ни побывали и не расспросили».

Но было и такое, что впору только руками разводить... Из одной крайности юные ленинцы бросались в другую. То занимались «физкультурой-военщиной» или «строевщиной». «Где уж тут время на доклад или беседу — об этом не думают совершенно. Ребятам надоедает скучная игра в солдатики. Одним строем мы ребят не воспитаем, а распугаем», — писали в газету возмущенные взрослые.

Увлекались пионеры собранием и чтением произведений Ленина, понять которые еще были не в состоянии. В одном из протоколов говорилось: «Заслушав доклад о кооперации, принять к сведению и для точного знакомства прочесть книгу сочинений Ленина «О кооперации».

Очень развито было «обезьянничанье с комсомола». Что они, то и мы. «Повестка дня» собрания пионеров гласила:

1.      О выборе секретаря.

2.      О назначении членов Совета.

3.      Чтобы отряд зашел в ячейку МОПРа.

4.      О принятии новых членов в ячейку Юных пионеров.

5.      Разное.

Большую работу пионеры вели в «борьбе с религией». Но порой так озорничали, что даже партия и комсомол решили борьбу взять в свои руки. «Нельзя допустить, чтобы юные пионеры вели широкую демонстративную антирелигиозную пропаганду среди взрослых, – говорилось в постановлении, — это дело партии и комсомола». Пионеры устраивали «уголки безбожника», разбивали посуду со святой водой, иногда вместо нее приносили родителям воду из колодца, вместо икон развешивали портреты Ленина. Крестьяне меж собой судачили: «Новые антихристы народились».

«Нам не нужны пионеры-«старички»

Работа, работа, работа... Сюда успеть, туда... Сборы — по 4—5 часов до глубокой ночи. Пионеры мучаются по вечерам на спектаклях, где их истязают декламациями и пирамидами. Плюс «ответственная работа». Спать дети ложились в 11-12 часов ночи, вставали в 6-7 часов. Вот так выглядел план работы на неделю обычного 14-летнего пионера: сбор отряда – 4 часа, сбор звена – 4 часа, совет отряда – 4 часа, комсомольское собрание – 4 часа, партсобрание – 4 часа, политкружок – 3 часа, заседание- райбюро юных пионеров – 3 часа, собрание форпоста – 2-3 часа, школа – 6 часов, разные заседания – 1-2 часа. Итого 37 часов в неделю.

 В одном из отрядов Вокзального района г. Новониколаевска, кроме сборов отрядов, звеньев (по 2 раза в неделю), выпуска стенгазет, работы в пионерской мастерской, дети занимались в следующих комиссиях и кружках: производственная комиссия, «связи» (всего 15 связей), редакционная комиссия и кружок деткоров. Как писала газета «Путь молодежи»: «Пионеры делают из себя «старичков», всегда серьезный человек, не побегает, не пошалит, почти не играет с остальными ребятишками. Занят только мыслями: «Как пионеры работают за границей, как выпустить стенную газету и т. д.»

А подумать о школе и об учебе им не хватало времени. Почти все они учились плохо. В Закаменском районе 35% пионеров числились неуспевающими в учебе. А по СССР 30 тысяч были вообще неграмотны. Мало того, такой режим работы вел к резкому ухудшению здоровья детей. Им некогда было играть на воздухе, заниматься спортом. Прошедшая медкомиссия выявила 38% детей, страдающих малокровием, большинство из них были пионеры. Родители хватались за головы. Тут спохватилась и партия: а что если «вместо сильной и здоровой смены мы можем получить с детства испорченных, ни на что не пригодных людей», и объявила борьбу с перегрузкой юных пионеров. Врач Семашко предложил запретить всякую пионерскую работу после девяти часов вечера.

 «Пионерское чванство – злейший порок пионерского движения»

Это – один из лозунгов, выдвинутых во время международной детнедели в 1925 году. Пионеры вдруг решили, что они какие-то особенные, и это сильно проявлялось в отношениях с одноклассниками, учителями и даже с партийными товарищами. Например, на школьный спектакль пионеры пропускали только своих, а остальным грубо заявляли: «Ты не пионер, тебе здесь делать нечего». Неорганизованные ребята платили им тем же: срывали галстуки, пели про них частушки, дрались, обзывались «пивонерами».

Сложные отношения были у пионеров с учителями. Друг друга в большинстве случаев они просто не любили. Пионерам не нравилось, что молоденькие учительницы носили шляпки, танцевали, а некоторые учителя были даже беспартийными! «Вы коммунист или нет?» — в лоб спрашивали они учителя. — «Вам до этого нет дела, я учитель, а больше никто». — «Плохо, что вы вы непартийные». И дальше по смыслу: «Мы вот, юные ленинцы — «партийные». А вы-то, эх, еще не доросли до этого».

А в одном из сел пионеру потребовалась подвода для поездки в район. Он заявился в сельский совет и потребовал ее от председателя, тот не посмел отказать «начальству». Опять пришлось вмешиваться Советской власти: «Никаких прав и преимуществ перед всеми детьми пионеру за то только, что он пионер, быть не должно».

Пионерские песни

Одной из любимых песен детворы был «Клич пионера», исполнявшийся на мотив «Варшавянки».

«Где капитал распростер

над всем миром

 Смертью грозящую лапу свою,

 Бьются отцы

с златобрюхим кумиром

 Будем готовы сменить

их в бою.

Дети России,

Мы счастливей прочих

 В красной, свободной,

Советской стране

 Смену дадим мы

для ратей рабочих

 В детский союз

свой сплотимся тесней».

Но во многих пионерских отрядах не хватало книг, журналов, дети не знали пионерских песен и «принуждены были хватать с улицы все, что ни попадется». Даже такие частушки:

 «Загремела вся Россия,

 Полетели искры,

 Все буржуи и попы

 Стали коммунисты...»

 Девочки-пионерки распевали:

«Целовать мне ручки брось,

 Я — не Богородица.

 От меня Иисус Христос

 Все равно не родится».

«Новые бары растут»

Так называли юных пионеров зажиточные крестьяне. Старушки распускали слухи: «Скоро всех пионеров будут брать на войну». Чаще всего крестьяне относились к пионерским отрядам с недоверием, с «добродушной насмешкой», им не нравилось, что ребят учат не верить в Бога и они отрываются от домашней работы по вечерам. Однако отношение постепенно менялось. В Черепановском районе решили: «Работу пионеров считать полезной, и всем крестьянам обратить на это внимание», «Вот у этих-то может что еще получиться». «Вот в пионеры сына отдам, а в комсомол нет». Чаще всего говорили: «Посмотрим, что получится...».

Законы и обычаи юных пионеров

Законы и обычаи юных пионеров первых лет несколько отличались от более позднего времени.

Законы

1.     Юный пионер верен всему классу.

2.     Честен, скромен и прост.

3.     Друг и брат всякому другому комсомольцу.

4.     Исполнителен.

5.     Трудолюбив, весел и никогда не падает духом.

6.     Бережлив и уважает общественный труд.

Обычаи

1.     Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как Ванька-встанька.

2.     Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками.

3.     Пионеры моются тщательно, не забывают мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы – друзья желудка.

4.     Пионеры точны и аккуратны.

5.     Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям.

6.     Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь.

7.     Пионеры не курят. Курящий пионер – уже не пионер.

8.     Пионеры не держат руки в карманах, ибо пионер, держащий руки в карманах, не всегда готов.

9.     Охраняют полезных животных.

10.   Помнят всегда свои обычаи и законы.

Современным школьникам многому можно поучиться у пионеров 20-х годов прошлого века.

Людмила Кузменкина

Добавить комментарий

Target Image