Новый взгляд на историю Новониколаевска и его место в урбанизационном процессе в России

Опубликовано: Баландинские чтения.– 2018 – Т. XIII

Аннотация

История Новониколаевска неизменно привлекает большое внимание и в то же время не вполне осмыслена современниками. Очевидно, что для формирования адекватного образа города должно измениться состояние источниковой и методологической базы. Новые факты из истории города, в том числе градостроительной истории, дают основание для пересмотра некоторых устоявшихся выводов и идей. Современные подходы в изучении городов позволяют выделить особенные черты Новониколаевска как города нового типа, образованного в период активной урбанизации в России. По сравнению с другими, старыми и новыми городами Сибири, Новониколаевск представлял собой иной тип города — большой город. В статье приводятся факты, которые характеризуют Новониколаевск как новый тип города, ставший феноменом в российской истории.

Ключевые слова: Новониколаевск, большой город, урбанизация, землеустройство, планировка города

История городов, в том числе сибирских, давно и успешно исследуется в рамках исторической урбанистики. Обширная историография показывает, что Новосибирск от этого процесса отстает — по крайней мере, как местные, так и другие сибирские исследователи дореволюционную историю нашего города пока не помещают в общероссийский контекст. Актуальным в изучении Новониколаевска остается историко-архитектурный подход, когда исследовательский интерес концентрируется на застройке города.

В 2001 г. вышло в свет фундаментальное исследование НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук «Градостроительство России середины XIX — начала ХХ века», в котором авторы представили анализ урбанизационного процесса в России в пореформенный период. Со второй половины XIX в. происходил неуклонный рост российских городов и городского населения: если в середине XIX в. горожане составляют всего 7,8% населения, в 1897 г. — 12,3%, то в 1917 г. — уже 27%. В России даже в начале ХХ в. преобладал малый город: в 80% из общего количества городов (865) проживали от 1 до 20 тыс. человек. Абсолютное преобладание малых городов было характерно как для центра страны, так и Сибири. Одновременно растут крупные города и появляются термины — большой и малый город, характеризующие не столько размеры, сколько тип города. Это был общемировой процесс, связанный с промышленным переворотом. Промышленный переворот изменил сам механизм городообразования: города в это время возникают и развиваются естественно, в соответствии с собственными внутренними стимулами развития, а в доиндустриальный период города часто «назначались» [Градостроительство России.., 2001, c. 27].

Таким «естественно возникшим» городом был Новониколаевск. Какое место он занимал в общероссийском урбанизационном процессе? Авторы исследования дают неожиданный и одновременно очевидный ответ: «Только на исходе существования Российской империи в Сибири появился город, по принятым во всем мире нормам могущий быть причисленным к числу больших городов — это Новониколаевск» [Там же, с. 24]. То есть Новониколаевск был единственным большим городом из новых городов, в том числе образовавшихся в результате строительства Сибирской железной дороги. В это время среди старых городских центров большие города не были редкостью. Например, население Санкт-Петербурга с пригородами с 1900 по 1910 г. увеличилось на 466 тыс., Москвы — на 300 тыс., Тифлиса — почти вдвое с 1897 по 1910 г. — на 145 тыс. [РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Д. 697. Л. 92 об.]. Новониколаевск, благодаря комплексу известных факторов, сразу оказался городом иного порядка, и этот факт был осознан еще современниками. В 1912 г. на собрании Императорского русского технического общества, посвященном развитию холодильного дела в России, был отмечен рост Новониколаевска: «…С американской быстротой растут города Сибири. Не только Томск и Иркутск, но даже такие совершенно незначительные города, как Курган, Тюмень, Барнаул, представляют из себя в настоящее время большие торговые центры, а Новониколаевск, бывший еще недавно селом, соперничает уже с Томском. Все более крупные станции Великого Сибирского пути обращаются постепенно в городские поселения, а некоторые из них уже в ближайшее время предположено превратить в уездные города» [РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Д. 697. Л. 93]. В историографии обнаруживается и другое отношение современников. В 1908 г. вышла в свет статья Г.Н. Потанина «Города Сибири», в которой о Новониколаевске не сказано ни слова, как будто его не было вовсе [Потанин, 1908].

Большой город имеет свои особенности — качественные отличия от города малого. Малые города сохраняли патриархальный облик, быт, привычные функции. Большие города — это не просто города с большим населением, за ними стоят существенные структурно-планировочные и функциональные особенности. Рассмотрим некоторые особенности на примере Новониколаевска.

1.Большой город сливается с пригородом в единое социально-экономическое целое.

Прежде всего нужно определиться с площадью городских земель, принадлежавших Новониколаевску. В историографии с давних времен сложилась традиция считать дореволюционный Новосибирск крайне мелким — так, в книге Л.М. Горюшкина указывается, что город находился на территории 15 кв. км [Горюшкин и др., 1978, с. 12]. К сожалению, до сих пор выводы о «малоземелье» Новониколаевска встречаются в современных исследованиях, в том числе сибирских урбанистов [Города Западной Сибири.., 2003, с. 217]. Очевидно, при оценке размеров города имелась в виду только селитебная территория, но историки не принимали во внимание наличие у города обширных земель, с которыми его площадь составляла порядка 80 кв. км (ил. 1). Такую площадь город занял в результате землеустройства, завершившегося в целом в 1907 г. [Минина, 2016]. Городские земли, лежащие за пределами селитьбы города, будет правильно назвать пригородом. Почти половину пригорода составлял полученный еще в 1904 г. городской выгон; в состав пригорода входили пристани, земли промышленного назначения и часть лесной дачи в северном направлении — этой территории городу было вполне достаточно для успешного развития, в том числе для роста селитьбы.

Д.С. Дегтярев, исследовавший пространственное развитие городов Западной Сибири, внешней границей пригорода считает собственно границу городских земель, за которой начинаются земли окрестных селений. По мнению историка, в Новониколаевске сразу формировался пригород индустриального типа, в отличие от пригородов Томска или Барнаула, где много времени ушло на трансформацию старых форм и конструкций в новые [Дегтярев, 2012, с. 17]. Пригород Новониколаевска играл огромную экономическую роль: здесь сложился крупнейший в Томской губернии комплекс промышленных площадок — Приобский промышленный узел, занимавший территорию от Обского моста до Большой Ельцовки. Формирование этой промзоны началось со строительства промышленных и транспортных объектов Сибирской железной дороги, а с 1900 г. здесь располагались производства частных предпринимателей. Подчеркнем, что складывание промышленной территории отнюдь не носило «стихийный» характер, как принято считать: земельные участки целенаправленно предоставлялись Кабинетом под промышленную застройку, а после 1907 г. эту практику продолжил город. Выгодное местоположение привлекло сюда и государственные объекты, такие как винный склад Министерства финансов и сухарный завод Военного ведомства, а также лесопильный завод Кабинета, основанный еще Сибирской железной дорогой. Главной составляющей Новониколаевской промзоны являлась Сосновая дача — будущая ул. Фабричная, распланированная Кабинетом в 1903 г. [Минина, 2017].

Экономическое влияние Новониколаевска выходило далеко за пределы пригорода в его историческом понимании. Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению Новониколаевск являлся центром окружающих его экономических областей, и это требовало адекватных изменений его административного статуса. Еще в 1903 г. томский губернатор предлагал создать Новониколаевский уезд: «…для уезда образовался устойчивый административный центр — поселок Новониколаевский, который около 10 лет тому назад возник в самой середине Томской губернии». В проектируемый уезд предполагалось включить 19 волостей, в том числе Бердскую, Ордынскую, Кривощековскую, Чаусскую. Как отмечал губернатор, уезд уступает по своей величине, но играет «весьма важное значение в торгово-промышленном отношении», а население его составляет более 300 тыс. человек [ГАТО. Ф.3. Оп. 12. Д. 778. Л. 1—3]. Однако уезд был создан лишь в 1917 г., уже при Временном правительстве.

Социально-экономическое влияние города на окрестную территорию требует развитых коммуникаций, прежде всего наличия дорог. Для Новони-Баландинские чтения. ― 2018 ― Т. XIII 279 колаевска эта была серьезная проблема: начиная с 1902 г. планировалось строительство грунтовой дороги до села Бердского по правому берегу Оби, но стройка постоянно откладывалась в виду высокой стоимости [ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 2698. Л. 1—5]. Городское управление хорошо представляло себе значение города как экономического центра, поэтому сделало все, чтобы Алтайская железная дорога прошла через Новониколаевск, превратив город в настоящий транспортный узел. Но, одержав победу в строительстве железной дороги, город не смог отстоять строительство сельхозинститута и проиграл Омску, но и в Омске вуз был открыт лишь в феврале 1918 г. усилиями интеллигенции, без помощи государства [Слабодцкий, Чернявская, 2015, с. 82—83].

Кроме экономического значения, пригород в больших городах играет роль места отдыха горожан, поэтому вокруг города появляются дачные поселки. Строительство дач и формирование дачной территории в Новониколаевске относится, очевидно, к периоду после 1907 г., когда город получил в собственность Ельцовское междуречье. К сожалению, отрывочность источников по этому вопросу не позволяет судить даже о количестве городских дач и их владельцах — пожалуй, единственным источником являются планы города, начиная с 1909 г. [ГАТО. Ф. 196. Оп. 4. Д. 221. Л. 50]. Тем не менее дачное строительство — это признак зрелого города, и в этом молодой Новониколаевск не отставал от Томска или Барнаула.

2. Уплотнение застройки исторического ядра, интенсификация строительства в пределах городской черты.

В этой характеристике авторы указанного исследования отмечают, что в большом городе «исчезают пустыри и сады, характерные для русского дореформенного города» [Градостроительство России.., 2001, с. 25]. В Новониколаевске, как новом городе, не сложилось такого понятия, как «историческое ядро», но в нем быстро оформился центр и окраины. В целом городская застройка Новониколаевска хорошо изучена, но неоднократно подвергалась не вполне обоснованной критике. «Новониколаевск не имел выраженного городского облика и представлял распластавшуюся на обширных пространствах массу мелких деревянных строений…» [Оглы, 1991, с. 10]. Историки часто подчеркивают крестьянские традиции в застройке города. Влияние крестьянских традиций нельзя сбрасывать со счетов, но факты говорят о том, что планировочная система Новониколаевска имела четкую структуру. Исходной позицией в анализе городской застройки является тот факт, что его территория была целенаправленно распланирована администрацией Алтайского округа в 1894—1896 гг., что исключало так называемое стихийное развитие. Молодой город унаследовал от Алтайского округа архаичную ортогональную планировку, восходящую к традициям ХVIII в., в то время как русские города Харбин, Дальний и Порт-Артур, построенные, как и наш город, на железной дороге, испытали на себе градостроительную новацию — планировку по типу городов-садов [Градостроительство России..., 2010, с. 551].

3. Центр большого города из административно-торгового превращается в торгово-деловой и культурно-просветительный.

Ярким примером является трансформация Старобазарной площади: в 1910 г. городские власти вывели ее территорию из разряда торговых в усадебные для строительства здания реального училища, считая, что «площадь утратила свое торговое значение», но, являясь центральным местом, более подходит для строительства здания реального училища, которое обещает быть украшением города [ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 1392. Л. 1—13]. В дальнейшем рядом с училищем была открыта детская спортивная площадка, а через некоторое время остатки базарной площади отданы под строительство первого театрального здания города — Народного дома [ГАНО. Д-97. Оп. 1, Д. 98, Л. 4—18]. Этот же процесс был запущен на Новобазарной площади (ныне пл. Ленина), когда на месте торгового помещения в 1908 г. Ф.Ф. Махотиным был открыт первый кинотеатр, а позже рядом с ним был построен еще один — «Гигант». Со временем эту огромную торговую площадь ожидала трансформация в сторону административно-делового и культурного назначения, но до революции этот процесс только начался.

Таким образом, характеристика Новониколаевска как города нового типа — большого города — выделяет его особенные черты среди других городов нашей страны. На наш взгляд, это достойное место для города, за короткий временной период достигшего значительных успехов в своем развитии. В возникновении торгово-промышленных городов на рубеже веков роль государства была минимальной, и история Новониколаевска служит ярким тому примером. Город не планировался, но в результате благоприятных факторов, главным из которых было чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение, стал равным среди крупных старых городских центров Сибири. Надеемся, что изложенный в статье подход к истории Новониколаевска позволит обнаружить то общее свойство, «генетический код», присущий Новосибирску с момента его появления и до настоящего времени.

Список литературы

1. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А, Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом: конец XIX – начало XX в. — Новосибирск: Наука, 1978. — 294 с.

2. Градостроительство России середины XIX — начала ХХ века. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — Кн. 1. Общая характеристика и теоретические проблемы. — 340 с.

3. Градостроительство России середины XIX — начала ХХ века. — М.: Прогресс-Традиция, 2010. — Кн.

3. Столицы и провинция. — 616 с.

4. Дегтярев Д.С. Пригородные зоны городов Томской губернии во второй половине XIX — начале ХХ в. — Барнаул: Азбука, 2012. — 176 с.

5. Минина Н.А. Выкуп кабинетских земель — завершающий этап землеустройства Новониколаевска // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2016. — № 412. — С. 78—83.

6. Минина Н.А. Торгово-промышленное развитие Новониколаевска в 1893—1903 гг. // Сибирское купечество: истоки, деятельность, наследие: материалы 2-й Всерос. науч. конф. — Томск: Изд-во Том. гос.  Баландинские чтения. ― 2018 ― Т. XIII 280 архит.-строит. ун-та, 2017. — С. 143—152.

7. Оглы Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1991. — 120 с.

8. Потанин Г.Н. Города Сибири // Сибирь, ее современное состояние и нужды. — СПб.: Изд. А.Ф. Девриена, 1908. — С. 235—259.

9. Слабодцкий В.В., Чернявская Н.К. Омский сельскохозяйственный институт: как все начиналось // Веcтн. Ом. гос. аграр. ун-та. — 2015. — № 3. — С. 75—83.

10. Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. — Ч. 1. Население. Экономика. — 360 с.

Список источников

1. РГИА. Ф. 23. Оп. 27. Д. 697.

2. ГААК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 2698.

3. ГАНО. Д-97. Оп. 1. Д. 98.

4. ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 1392.

5. ГАТО. Ф. 196. Оп. 4. Д. 221.

6. ГАТО. Ф. 3. Оп. 12. Д. 778.

Наталья Минина

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image