О значимости изучения истории родного края

(открытое письмо в редакцию «Интерактивного образования»)

Есть темы, связанные с историей нашей Сибири, всю жизнь меня занимающие. Это Сибирский тракт. До Томска – Московский, после него – Иркутский.

Когда я стал интенсивно передвигаться по просторам Сибири, то обнаружил чуть-ли не в каждом селе Куйбышевского, Барабинского, Колыванского, Тогучинского, Болотнинского, Искитимского и других районов остатки конных дорог, которые местные жители называли Сибирским трактом.

В селе Проскоково Юргинского района Кемеровской области автомобильная трасса делает поворот вправо на 90 градусов, а влево пошла чуть приметная насыпь, покрытая спорышем-конотопом. В 70-е годы XX века я по ней ездил, выезжал неподалеку от города Болотное Новосибирской области.

Никто не мог объяснить мне, что это за дорога. Наконец, на птицефабрике Болотнинской нашел старожила – он и назвал – Сибирский тракт. За совхозом Юргинским Кемеровской области есть также четко выделяющаяся в рельефе брошенная дорога. В селе Чемское Тогучинского района мне показывали фрагмент дороги с таким же названием.

Вот провести бы на современной карте истинное пролегание этой дороги, отметив при этом и ложные, упоминаемые местными жителями, фрагменты с указанием их истинного назначения и причин причисления к известному тракту.

Вторая тема. Создать бы летопись поселений с указанием, когда возникло, с публикацией списков первых граждан, указанием мест переселений в европейской России, извлечений из архивов XVIII-XX веков упоминаний о жителях в документах и СМИ. Многие сведения встречаются разрозненно в различных публикациях. Но иметь возможность познакомиться более подробно и системно с историей освоения и развития нашей Сибири – захватывающее дух занятие!

Третье направление поиска для историков всех возрастов и сфер деятельности – Обь-Енисейское соединение. Услышав впервые об этом канале в шестидесятые годы, я читаю все, что нахожу в публикациях. Встречал уже и отчеты о путешествиях к каналу и по нему.

Но систематизированного материала, начиная с причин создания, описания хода строительства, результатов первых плаваний, причин запустения и разрушения канала, не встречал. Это какая же мудрая задумка была для того, да и для нашего времени!

Какая гигантская работа была проведена! Кто эти люди, кто проектировал, кто руководил? Есть ли письменные свидетельства очевидцев, участников строительства?

Четвертая тема – таинственные ходы под старыми городами. Много тайн в нашей истории, многое забывается, теряется.

Дороги-запахиваются, реки-высыхают, люди уходят из жизни…

Попытаться вспомнить, восстановить, сохранить. Разве не благородная задача?

подкатегория: 
Average: 3 (2 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Максим
Чемское родина моих предков,но информация о истории села скудная,а трак я видел сам,на нем до сих пор деревья не растут,трава только

Опубликовано пользователем сергей канн
Уважаемый Юрий Григорьевич! Вы поднимаете важные вопросы. Историки над ними работают, естественно, в меру собственных сил. Труд этот малоподъёмный, но благодарный. По большому счёту, всё начинается с любви к собственному краю. Может быть, Вам поможет карта изысканий Сибирской железной дороги, которые вёл Гарин-Михайловский летом 1891 г. На ней в 10-вёрстном масштабе (10 вёрст в английском дюйме) показаны все грунтовые дороги, в том числе и Сибирский тракт. Эту карту я нашёл в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. С уважением, Сергей Канн.

Добавить комментарий

Target Image