Образ Сибири в «Записках» декабриста И. Д. Якушкина

Опубликовано: Киреев Е. А. Образ Сибири в «Записка» декабриста И. Д. Якушкина // Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. памяти проф. В. И. Соболева (Новосибирск, 11–12 апреля 2018 г.) / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. Ч. 1. С. 141–144.

Репрезентации Сибири в мемуарном наследии декабристов практически не привлекали внимания исследователей. Декабристы, как пишет Н. Н. Родигина, осуществили корректировку мифологических представлений о Сибири [7, с. 80–81]. Они первыми отразили психологические и культурные особенности новой русско-сибирской общности [4 с. 122]. Е. В. Головнёва отмечает, что декабристы представили Сибирь как «мужицкое царство», свободное от помещиков [3, с. 214]. К тому же они сформулировали знаковую природу образа региона в русской литературе, повлияв на формирование в ней связи между «сибирскими» реалиями и сюжетом о нравственном преображении героя [1, с. 21].

К ядру сибирской декабристской мемуаристики Н. П. Матханова относит семь произведений, в число которых входят «Записки» И. Д. Якушкина [6, с. 155]. Цель нашей работы – выявить содержание образа Сибири в мемуарах И. Д. Якушкина.

Источник представляет собой изложение событий жизни автора с 1812 по 1836 г. (переход на поселение) [9, с. 138]. «Записки» составлены в хронологической последовательности, завершены, заметная доля в их содержании отведена сибирскому периоду. М. А. Бестужев сказал, что «по краткости, ясности и правдивости» они являются лучшими [2, с. 469]. А. И. Герцен, занимаясь первой публикацией «Записок» в 1862 г., назвал их шедевром [8, с. 516]. Труд был встречен позитивно и переиздавался чаще других воспоминаний декабристов [8, с. 515].

Образ Сибири в воспоминаниях Якушкина можно разделить на несколько смысловых блоков: 1) описание природных особенностей края; 2) характеристика материальной культуры бурятов; 3) описание жизненного уклада русских старожилов; 4) изображение сибирских поселений.

По воспоминаниям, дорога в Читу была трудной: декабристы продовольствовались «чем бог послал», мерзли от холода, подолгу не могли найти воду. За Енисеем местность становится заметно гористой [9 с. 98–99]. Особого внимания заслужили пейзажи около поселения Мёртвый Култук: «Вид Байкала с окаймляющими его горами истинно прекрасен» [9, с. 100]. Якушкин отметил красоту берегов Селенги и заурядность пейзажей забайкальского леса [9, с. 124]. В Прибайкалье ежегодно ударяют «сильные морозы» [9, с. 100]. Летний климат в Забайкалье отмечен как неблагоприятный для огородничества [9, с. 129–130].

В Мёртвом Култуке, как указывал в своих мемуарах декабрист Н. И. Лорер, проживали тунгусы (эвенки) [5, с. 429]. Якушкин, рассказывая об этом поселении, о них не упомянул, он лишь отметил, что жители занимаются рыбной ловлей и звериной охотой [9, с. 100].

Во фрагменте о переходе в Петровский Завод автор описывает бурят.  Декабристы ночевали в их юртах, которые предоставлялись из кочевьев и устанавливались за месяц до прибытия. Часть бурят, чтобы не выполнять требований правительства, откочевали. Юрты имели деревянный каркас и были обтянуты войлоком, в их центре разводился огонь. Якушкин заметил, что при первой встрече буряты «прикидывались» не знающими русского языка, но после стали говорливыми [9, с. 122–123]. Автор транслирует мысль о том, что буряты неохотно идут на контакт с русскими поселенцами.

Якушкин пишет, что фельдъегери, перевозя преступников в Сибирь, постоянно искали возможность легкой наживы [9, с. 97]. Старожилы сочувствовали и помогали каторжникам.

Жители Читы показаны бедными. В период пребывания декабристов они обновили верхнюю одежду, выстроили новые и отремонтировали старые дома [9, с. 120]. Жители Петровского Завода в основном работают на заводе и названы «очень небогатыми» [9, с. 125].

Ярче других групп населения Якушкин представил старообрядцев, описывая поселение Тарбагатай, которое он посетил дважды. У зажиточного крестьянина Заиграева Якушкин заметил мебель из красного дерева, английские столовые часы, московские газеты [9, с. 101–102]. О втором своем визите он писал: «Мы вступили на почву, обитаемую человеком, деятельность и постоянный труд которого преодолели все препятствия неблагоприятной природы и на каждом шагу свидетельствовали о своем могуществе». Староверы встретили их в праздничных нарядах: мужчины были в синих кафтанах, а женщины – в сарафанах и кокошниках, шитых золотом. Автор заметил, что забайкальские староверы грамотны, трудолюбивы и «живут в большом довольстве». В сравнении с ними представлено селение малороссов, которые живут не так богато [9, с. 124].

Красноярск в воспоминаниях охарактеризован как город, не имевший большого значения. Северные поселения описаны как непригодные для жизни, где обитать «незавидно и ужасно дурно» [9, с. 104, 113]. Примечательно мнение о Мёртвом Култуке. Якушкин полагал, что жить в этом отдаленном уголке с семейством – «верх счастья» [9, с. 100]. Н. И. Лорер изложил противоположное мнение. Он писал, что в этом «брошенном, забытом куске земли» жизнь невыносима [5, с. 433].

Таким образом, «Записки» Якушкина, в отличие, например, от воспоминаний его товарищей Лорера и Розена, не имеют подробных описаний. Отсутствует характерное для декабристской мемуаристики прославление крестьянских свобод в Сибири. Автор обращался к репрезентации образа региона по остаточному принципу: описания природы и поселений не переданы объемно. Тем не менее, Якушкин подробно раскрывает отдельные аспекты (быт староверов и бурят, описание отдельных поселений), что представляет особую ценность.

Список литературы

1. Анисимов К. В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX – начала XX в.: особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. 304 с.

2. Бестужев М. А. Письма Михаила Бестужева // Воспоминания Бестужевых. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. С. 421–480.

3. Головнёва Е. В.  Формирование образа Сибири в процессе ее колонизации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4. С. 211–220.

4. Дутчак Е. Е., Кашпур В. В. «Русский сибиряк», или Парадоксы региональной идентификации // Общественные науки и современность. 2013. № 4. С. 116–129.

5. Лорер Н. И. Записки моего времени: воспоминание о прошлом // Мемуары декабристов. М.: Правда, 1988. 576 с.

6. Матханова Н. П. Сибирская мемуаристика XIX в. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 551 с.

7. Родигина Н. Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX – начала XX в. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. 343 с.

8. Штрайх С. Я. Послесловие // Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина. М.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 515–517.

9. Якушкин И. Д. Записки // Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина / ред. и ком. С. Я. Штрайха. М.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 5–140.

 

Научный руководитель: д-р ист. наук, профессор Н. Н. Родигина

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image