Общество Добровольного Воздушного Флота в Новониколаевске

100 лет со дня образования.

Большая советская энциклопедия информирует читателя: «Российское общество добровольного воздушного флота», организовано в Москве (1923) с первоначальным капиталом 2 млн. рублей золотом. Основная цель общества – создание гражданской авиации для обслуживания на началах коммерческого расчёта отраслей народного хозяйства СССР (организация воздушных линий для перевозки пассажиров, транспортировки почты и др.грузов, производства аэрофотосъёмок, содействия мореходству и т.п.). [8]

Но ещё в ноябре 1921 г. при ВСНХ было образовано Управление фабрично-заводских предприятий воздушного флота «Промвоздух». Две революции 1917 г. и продолжавшаяся несколько лет Гражданская война отрицательно сказались на экономическом развитии Советской России – основные отрасли промышленности сильно отстали от уровня многих стран Европы.

Об этом свидетельствует следующий факт – промышленность страны в 1921–1922 хозяйственном году изготовила всего лишь 43 самолета и 8 моторов, в то время как за 1922–1924 гг. наше государство вынуждено было закупить около 700 иностранных самолётов и большое количество авиационных моторов. Не желая способствовать развитию Советского Союза, западные державы предпочитали продавать нам лишь устаревшие типы самолётов. Чтобы преодолеть серьезное отставание от западных держав в развитии воздушного флота, необходимо было в кратчайшие сроки, организовать разработку и выпуск самолётов и авиационных двигателей в СССР.

8 марта 1923 г. в Москве было создано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) – ставшее самой массовой среди всех общественных организаций. На торжественном собрании, посвящённом созданию «Общества друзей воздушного флота» был избран совет в который вошли более двадцати человек, в том числе: Троцкий, Каменев, Раковский, Пятаков, Краснощёков, Антонов-Овсеенко, Радек, Луначарский, Дзержинский, Красин и др.

Высший государственный орган управления в Сибири – Сибревком в конце марта обратился к сибирякам с призывом участвовать в сборе денежных средств для нужд воздушного флота. А в апреле 1923 г. в Новосибирске создано добровольное Сибирское общество друзей воздушного флота – «Сиблёт». Об этом событии известила своих читателей газета «Советская Сибирь». В руководство «Сиблёта» вошли многие руководители партийных, государственных, профсоюзных, хозяйственных и иных органов Советской власти.

С весны 1923 г. редакция «Советская Сибирь» начинает помещать на страницах газеты статьи о том, какое значение имеет авиация для военного, экономического, кооперативного, хозяйственного развития нашей страны, призывая сибиряков активно участвовать в сборе финансовых средств для нужд воздушного флота. А в одном из номеров главной газеты страны «Правде» была помещена копия расписки, выданная редакцией газеты В.И. Ленину и Н. К Крупской, что от них поступило в фонд воздушного флота шесть золотых червонцев.

В апреле в газете была помещена статья, в которой подчёркивалось: «Покупать аэропланы заграницей невыгодно – заграница дает нам гниль – заграница вытягивает у нас золото. У нас есть заводы, материалы, специалисты. Создадим свою собственную авиапромышленность. Поставим наш Воздушный флот на твёрдый фундамент…». И далее газета напоминала своим читателям о последних фактах «успешного» сотрудничества с западными державами: «…У нас был уже опыт с закупкой заграничных паровозов… Заграничные паровозы обошлись нам чуть ли не вдвое дороже наших русских, но они хуже их, а для постройки их в Швеции вырос специальный завод…». Но до появления собственных летательных аппаратов, всё же пришлось использовать иностранные машины. Линии общества «Добролёт» начали свою работу на самолётах «Ю-13» фирмы «Юнкерс». В последующие годы вступили в эксплуатацию самолёты этой же фирмы «Ф-13», «В-33» (пассажирские), «Ю-21» (почтовые).

Газета «Советская Сибирь» в номере за 12 апреля 1923 г. сообщила читателям об организации «Сиблёта» и избрании руководства. Среди учредителей были названы следующие фамилии: М. Лашевич, Валь, Коссиор, Эйхе, Павлуновский, И. Лашевич, Вегман и др. (всего более 40 человек). В Новониколаевске в апреле распространялся бюллетень «Красный Орёл», в котором жителей города и уезда призывали вносить свою лепту в создание Красного воздушного флота страны.

Сибревкомом был разработан и утверждён временный устав Сибирского общества друзей воздушного флота. Вступительный взнос размером в 1 рубль золотом и ежемесячный в 10 копеек должны дать возможность привлечь в общество до 100000 членов и собрать средства на строительство самолётов: «Калиныч», «Красная Сибирячка», «Сибирский рабочий». Примерная стоимость строительства самолёта была определена в 2000 золотых рублей.

Комсомол Сибири не желал оставаться в стороне от столь важного дела. Коллектив новониколаевской газеты «Путь молодёжи» в июле 1923 г. обратился к своим читателям с призывом создавать на местах авиакружки и приступать к сбору средств на строительство планера. Как сообщалось в газете «…Стоимость постройки планера около 50 рублей золотом. Это не такая и большая сумма… Молодёжь должна выдвинуть новые кадры лётчиков!».

В сборе финансовых средств для строительства воздушного флота Республики активно участвовала молодёжь уездов Новониколаевской губернии. В апреле в «Советской Сибири» было помещено письмо, полученное из Черепановского уезда под названием: «Черепаново – Красному флоту. Кампания помощи Красному флоту по Черепановскому уезду прошла с большим успехом. Уездным комитетом РКСМ только в одном городе было устроено до 20 специальных докладов. В результате всей кампанией было собрано вместо 3000 рублей (задание центра) 3900 рублей дензнаками и 30 пудов хлеба. Хотя официально кампания эта и закончена, но фактически и до сих пор ещё продолжают из уезда прибывать пожертвования. Так, на днях ожидается ещё до 50 пудов хлеба, собранного учениками РКСМ в уезде». А в сентябре черепановская молодёжь организовала новый праздник в своём городе: «… черепановцы, желая прийти на помощь воздушному флоту, устроили по улицам города оригинальную демонстрацию. Демонстранты прошли по городу с красными флагами, разукрашенными надписями на тему о воздухолёте; впереди двигалась телега, на которой красовалась большая модель аэроплана. Предположено подобную же демонстрацию устроить по сёлам и деревням Черепановского района».

В мае того же года Сибирское общество друзей Красного Воздушного флота, воспользовавшись пребыванием в Ново-Николаевске специалиста лётчика-наблюдателя тов. Птухина, пригласило его прочесть общественную лекцию на тему «Авиация на западе и у нас и её мирное применение». Лекция состоялась 13 мая в зале рабочего дворца. Вход на лекцию для всех доступный. На лекции присутствовало более 200 человек…».

На страницах газеты «Советская Сибирь» весной-осенью 1923 г. была организована интересная кампания под девизом: «Внеси денежный взнос в фонд ОДВФ и вызови на соревнование своих друзей, сослуживцев и знакомых». Из номера в номер помещалась информация о тех, кто принял участие в этом мероприятии. Вот лишь одна из подобных заметок, которых насчитывалось несколько сот. «Вызывают. № 364. Вношу пятирублёвую облигацию выигрышного займа на аэроплан „Калиныч” и приглашаю присоединиться тт. Павловского, Балуковскую, Велихова и Бочкарёву. Эйхе» (август 1923 г.)

Местные газеты информировали горожан: «…Сибирь не плетётся в хвосте воздушной кампании. К осени в Новониколаевске решено оборудовать аэродром и два „Юнкерса” будут плавать над сибирским простором…».

В 1923–1925 гг. авиация широко применялось для агитационных целей. Агитсамолёты – обычно это были немецкие «Юнкерсы» – появлялись в разных уголках нашей страны и появление крылатых агитаторов неизменно давало исключительный по силе эффект.

Так, в сентябре 1923 г. «Добролёт» организовал и осуществил агитационно-пропагандистский перелёт Москва-Новониколаевск общей протяжённостью 3000 км. Самолёт летел, совершая посадки в разных городах и общее лётное время составило более 22 часов. 15 сентября в дни празднования Недели помощи воздушному флоту агитсамолёт прибыл в Новониколаевск, а уже 16 сентября в «Советскорй Сибири» появилась статья В. Вегмана – интервью с участником перелёта Дзевялтовским, зам. председателя центрального органа «Добролёта». Посетив Томск и ряд городов Кузбасса, агитсамолёт вернулся в Новониколаевск. 20 сентября в газете «Советская Сибирь» была опубликована информация о запланированных полётах с пассажирами в Новониколаевске с 23 сентября. Планировалось при лётной погоде совершить: 2 полёта по 10 минут, стоимость полёта – 1 червонец, два полёта по 15 минут стоимостью – 2 червонца и 2 полёта по 20 минут стоимостью – 3 червонца. Желающих совершить воздушное путешествие было очень много. А 23 сентября на аэродроме состоялась торжественная передача «Юнкерса» представителям сибирской власти и присвоение самолёту названия «Сибревком».

Так у сибиряков появился свой самолёт, а сбор средств в фонд строительства новых самолётов сибиряки продолжали и последующие годы.

В.И. Баяндин

ЛИТЕРАТУРА

1. [СЕРИЯ публикаций газеты «Советская Сибирь»] // Советская Сибирь. – 1923. – апрель – октябрь.

2. [ПУТЬ молодёжи. – 1923. – 21 июля.]

3. ВОЗДУШНЫЕ пути Севера : сб. ст., посвящ. вопр. освоения Севера / под ред. Я.Я. Анвельта [и др.]. – Москва : Советская Азия, 1933. – 521, [1] с. : ил., карты, схемы.

4. КЛЮЧАРЕВ В. Гражданская авиация СССР на пороге второй пятилетки. – Москва ; Ленинград : Соцэкгиз, 1933. – 152 с.

5. ГРАЖДАНСКИЙ воздушный флот СССР к ХVП съезду ВКП(б). – Москва : Аэрофлот, 1934. – 52 с.

6. КЛЮЧАРЕВ В. П. Гражданский воздушный флот СССР : стат. экон. справ. за 1923– 1934 гг. – Москва : Союзоргучёт, 1936. – 203 с. : [5] л. схем : ил.

7. ГРАЖДАНСКАЯ авиация СССР, 1919 – 1967. – Москва : Транспорт, 1967. – 317, [2] с.

8. БОЛЬШАЯ Советская энциклопедия. Т. 8. – М., 1972. – С. 592.

9. АЛТУНИН Е.В. Очерки истории гражданской авиации Восточной Сибири и Дальнего Востока. 1923 – 1945. – Иркутск, 1990. – 271 с.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2023 год

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image