Обувь для сибиряков (ЗАО «Корс»)

Напечатано по:
История промышленности Новосибирска. Том II. (Время вперёд!, 1918 – 1940). – Исторические очерки. Новосибирск, 2004. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 415 – 438.

Почти до середины двадцатых годов прошлого столетия обувь в России изготовлялась в основном ремесленными мастерскими, кустарными артелями и сапожниками-одиночками. На всю страну существовало лишь несколько обувных фабрик: в Петербурге, Зарайске, Казани, Сарапуле и Кимрах. Машин было мало, почти все делалось вручную. На носилках подтаскивали кожу к верстакам, кроили, шили, натягивали на колодки.

После Октябрьской революции в сибирском крае ликвидировали около полутора тысяч небольших частных кожевенных мастерских, маленьких заводиков по переработке кожи, пошиву обуви и меховой одежды. Этим Сибирь лишили не только обуви и теплой одежды – ее лишили специалистов. Оригинальных специалистов, которых нужно готовить лет десять. Обувная промышленность вновь стала развиваться в стране в годы первых пятилеток. Крупные, по тем временам, фабрики появились в Свердловске, Кузнецке, Ростове. В 1932 году в Наркомате легкой промышленности состоялось обсуждение проекта новой обувной фабрики – в Новосибирске.

Первая за Уралом

Строительство обувной фабрики в Новосибирске во многом объясняется привычкой сибиряков носить именно кожаную обувь. Как свидетельствует «Сибирская советская энциклопедия», изданная в 1931 году, «повышенное душевное потребление Сибирского края объясняется, главным образом, тем, что сибирские лапти и прочие виды обуви, заменяющие кожаную обувь, не имеют применения. Крестьянство Сибири потребляет в значительном количестве особые виды обуви, как то: чирки, ичиги, бахилы, бродни и прочее. Продукция всей кожевенной промышленности Сибирского края в переводе на обувные единицы составляет 3.190 т., т.е. только 76,5 % потребности, и поэтому дефицитные товары (подошва, хром и обувь) завозятся еще в значительных размерах из-за Урала».

Сыграло свою роль и развитие индустриализации, по планам которой, в частности, появилась новосибирская обувная фабрика.

В ноябре 1932 года на опушке Заельцовского бора начались работы по закладке фундамента. Ярко запылали костры, зазвенели пилы, застучали топоры. Началось стремительное наступление на огромный лесной массив, который должен уступить место будущей новостройке. Не было ни экскаваторов, ни мощных бульдозеров и башенных кранов. Только сильные рабочие руки. Так начиналось строительство первой в Сибири крупной обувной фабрики, названной позднее именем Кирова. Строительство объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и с разных концов страны сюда потянулась молодежь. Партийные и комсомольские организации новосибирских предприятий постановили: каждый обязан отработать на стройке не менее 42 часов.

Трудности возникали одна за другой. На ходу приходилось исправлять ошибки проектировщиков, не хватало строительных материалов. Нелегкими были и бытовые условия: теснота в бараках-времянках, медленно налаживалось дело с питанием. Но люди не роптали, понимая, что это временные трудности. Одним из первых пришел на строительство землекоп Никифор Шевчук. В течение смены он вынимал до 17 кубометров земли, перекрывая норму в два-три раза. Не сосчитать, сколько благодарностей и поощрений он получал за свой труд. И потом, после пуска фабрики, Никифор Иванович отработал на ней еще 30 лет – до самой пенсии.

Не отставали от мужчин и женщины. Одну из подсобных бригад возглавляла Варя Балахонова. Она умело командовала 28 рабочими, никогда не допуская простоев. Ударникам выдавали талоны на бесплатные ужины, освобождали от квартирной платы, премировали первыми сапогами, изготовленными на фабрике.

Одновременно решалось несколько сложных задач: сооружались корпуса цехов и строились жилые дома, в том числе молодежное общежитие. Шла интенсивная подготовка кадров будущего производства, ведь людей, способных работать на первой в Сибири механизированной обувной фабрике, нужно было этому научить. Работали различные курсы по овладению профессией обувщиков. В Москву, в Киев и другие города страны отправлялись на учебу новосибирцы, чтобы вернуться домой настоящими специалистами. Весной 1934 года на фабрику приехали 50 выпускников Сарапульского фабрично-заводского училища – закройщики, штамповщики, заготовщики, пошивщики. В их числе была и Т.Т. Голубина. Вот что она вспоминает о том времени: «Обувщики прибывали со всех концов страны. Работать становилось все интереснее, хотя фабрики еще не было. Но мы уже в учебных цехах выпускали обувь. Старались, чтобы она была добротной и понравилась новосибирцам.

А вскоре наступил и радостный день в жизни нашего коллектива – пуск первой очереди фабрики. В новом закройном цехе нас поразили простор, чистота и – в первую очередь! – настоящий конвейер. Улучшался и быт обувщиков. Как было приятно переселяться из барака в новое молодежное общежитие. Получили жилье и специалисты. Шло строительство многоквартирных домов по улице имени Дуси Ковальчук».

В первые годы строительства проявлялась забота и о техническом оснащении фабрики – черта, сохранившаяся и поныне. Закупалось передовое по тем временам оборудование, строилась механическая мастерская, монтировалась электроподстанция. Быстрыми темпами велось сооружение котельной…

В ноябре 1934 года в учебном корпусе вступили в строй закройный, штамповочный, заготовочный и пошивочный цеха. А через полтора месяца, 21 декабря, изготовлены первые 400 пар юфтевых сапог и хромовых ботинок. До конца года – 4300 пар рабочей обуви. Это был первый шаг одного из крупнейших ныне в России предприятий легкой промышленности.

Обувщики, уже работающие на производстве, устраивали субботники, помогая завершить строительство. В январе 1936 года фабрика вступила в строй и вскоре вошла в число наиболее крупных обувных предприятий. Здесь трудились уже более 1600 человек. Из них – 146 стахановцев и 756 ударников. Более 800 человек повышали знания в стахановской школе, на курсах мастеров и бригадиров, в заочных техникумах и институтах. В 1940 году молодое предприятие выдало «на гора» почти два миллиона пар обуви. Налаживался и быт. Люди получали новые квартиры. Обувщики имели уже собственный клуб, библиотеку, дачи, пионерский лагерь. Но будущее перечеркнула война…

Во имя Победы

22 июня 1941 года на фабрике состоялся митинг. Лозунг звучал один: «Все для фронта, все для Победы!».

И – как издавна повелось на Руси – взамен мужчин, ушедших на войну, на их рабочие места встали женщины, открыв великий «второй фронт». Почти у всех обувных машин запестрели ситцевые платочки.

«На фабрику я пришла в шестнадцать лет, – вспоминала бывшая штамповщица А.И. Ефимова. – Иногда по 18 часов не выходили из цеха. Да часов и не считали — работали, сколько требовалось, чтобы обуть солдат. И никогда не падали духом. Бывало, в короткий перерыв затянем песню, и работать становилось как-то легче…».

К машинам встали все, кто мог работать, – и подростки, и пенсионеры. А после смены шли разгружать уголь, чтобы котельная не остановилась. Уголь таскали своими руками. Поначалу дали лошадь и быка, но они настолько вымотались, что приходилось их самих тянуть. Ходили на воскресники, прокладывали железнодорожные пути, сгружали оборудование, эвакуированное с обувных фабрик, ездили на уборку картофеля, чтобы прокормить престарелых и больных.

Каждый на своем рабочем месте — как на боевом посту. Ведь работать надо не только за себя, но и за ушедших на фронт. А их было немало – защищать Родину ушли около тысячи обувщиков.

На всю область прозвучал по радио призыв молодой закройщицы Надежды Атановой: «Каждому работать за двоих». Движение двухстаночников поддержала почти вся молодежь фабрики. Почин обувщиков подхватили и на других предприятиях области. На правый фланг соревнования стали выходить комсомольско-молодежные бригады. Гвардейцами тыла называли тогда на фабрике комсомольцев. Заработанные на воскресниках и добровольные отчисления от зарплаты вносили на постройку самолета.

Вскоре боевой самолет, изготовленный на средства обувщиков, передали летчику Яковлеву, только что окончившему военно-авиационное училище. Передавая самолет, комсомолка Надежда Атанова вручила пилоту и пару добротных сапог.

Несмотря на тяжелое время, организовали школу фабрично-заводского ученичества. Большинство учащихся – эвакуированные из оккупированных врагом районов, а также воспитанники Каргатского детского дома и Каменского детприемника. Многие учащиеся ФЗУ остались на фабрике и после войны, став кадровыми рабочими.

В ноябре 1941-го в Новосибирск прибыл эшелон из Ленинграда – один из потоков обувной фабрики «Пролетарская победа». На новом месте восстановились в самые сжатые сроки. Еще не было в отведенном под цех помещении окон, не убрали строительный мусор, а люди в телогрейках и шапках уже встали к конвейеру, который монтировался на ходу. Этот цех долго еще так и называли – ленинградский.

В 1942 году на базе бывшего учебного корпуса разместился эвакуированный из Москвы завод жестких кож. И там имелись свои передовики, свои новаторы. Вскоре здесь внедрили новый метод дубления, получивший название «новосибирский». Он позволил усилить технологический процесс и экономить дорогие дубители. Трудовыми подвигами отличались не только взрослые, но и подростки. Коля Губайдулин, оставшись в 14 лет в семье за старшего, выполнял норму на 300 процентов, работая сразу на трех машинах. Он стал участником первого областного съезда молодых рабочих, проходившего в марте 1943 года. С трибуны съезда он рассказал о своем цехе, где трудились одни подростки. Продемонстрировал кирзовые сапоги, которые были чуть поменьше его самого, и детские ботиночки. «Пусть в этих сапогах солдаты бьют фашистов, а солдатские ребятишки носят эти ботиночки», – сказал Коля. Съезд встал и устроил ему овацию.

На следующий день в газете «Советская Сибирь» появилась фотография: стоят кирзовые сапоги и Коля рядом, а внизу подпись: «Есть на фабрике боец – Губайдулин-молодец, сам не больше сапога, а сапогами бьет врага!».

Не один раз поступали на фабрику срочные военные заказы. Перед битвой под Сталинградом пришла телеграмма Государственного Комитета Обороны: за 15 дней изготовить и отправить на фронт столько обуви, сколько фабрика выпускала за месяц. Обувщики перешли на казарменное положение, сутками не покидая цехов. И эшелоны с обувью отправили на фронт в указанный срок.

Но фабрике приходилось поставлять фронту не только обувь. За двое суток рабочие выкроили и пошили десятки тысяч пар лыжных креплений. Все, кто мог, сели за швейные машины, даже работницы лаборатории и управления. А однажды поступил военный заказ на изготовление… большой партии финских ножей для сибирской дивизии. В ремонтно-механическом цехе технологию освоили на ходу, работа кипела круглые сутки и заказ выполнили в срок.

Во время войны на фабрике создается опекунский совет. Он помогал тем, кого осиротила и обездолила война. Хлопотали об устройстве детей в ясли и детские дома, помогали обувью, одеждой, топливом…

6 миллионов пар обуви для солдат и моряков – вот главный вклад новосибирских обувщиков в великую Победу! Около тысячи работников фабрики награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Устойчивость на все времена

Сразу после войны, уже в 1945-ом, начался перевод производства на пошив гражданской обуви, в которой так остро нуждалось население. Появились новые задачи: переоснащение потоков, разработка новых моделей.

Впервые в Сибири наладили производство рантовой обуви. В небывало короткий срок в практике обувной промышленности страны – всего за 12 дней – смонтировали в первом цехе рантовый поток, за 6 месяцев освоили его проектную мощность. Через 2 года фабрика стала выпускать обувь 13 моделей значительно улучшенной конструкции и более высокого качества. А через 3 года – уже 27 моделей.

Постепенно реконструировался завод хромовых кож, где заменялось оборудование дубильно-красильного и отделочного цехов. Появились новые подвесные сушилки, полностью сменился парк отжимных машин. Внедрили новые технологические процессы – безнамазный метод золения, ускоренное пикелевание и другие. Это значительно улучшило качество хрома и, в конечном счете, обуви.

В 1956 году обувная фабрика имени Кирова, заводы хромовых и жестких кож, мелкие кустарные обувные предприятия местной промышленности объединились в Новосибирский кожевенно-обувной комбинат. Это решение выглядело экономически целесообразным. Обувная фабрика и заводы находились на одной территории, имели общие железнодорожные пути, общую котельную, электроподстанцию, водоснабжение, межцеховой транспорт. Сократились административно-хозяйственные расходы, уменьшился управленческий аппарат.

В 1958 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление об увеличении выпуска детской обуви. И на комбинате приступили к строительству восьмого цеха с производственной площадью 2400 кв. метров и мощностью потоков 1400 пар детской обуви в год. Собственными силами – техническим отделом и отделом главного механика – разработали проект поточного оборудования и всей технической оснастки. Строительство цеха и монтаж оборудования велись быстрыми темпами. По старой традиции обувщики помогали строителям. Всего через год малыши и школьники Новосибирска получили добротную обувь, выпущенную новым цехом комбината.

От растущих потребностей пошивочного производства резко стал отставать штамповочный цех. Многие трудоемкие операции здесь все еще выполнялись вручную. И тогда без остановки цеха в нем развернулись работы по коренной реконструкции. Появились дополнительные штампы, новая пылекамера с циклоном, многолинейные конвейеры, перекидные транспортеры и многое другое. Мощность цеха значительно возросла. Все оборудование изготавливалось ремонтно-механическим цехом комбината.

Более современным стал и закройный цех. Здесь обновили парк устаревших прессов, которые заменили гидравлическими, смонтировали устройства для подачи кожи к рабочим местам, поставили новые раскройные столы. Тонкостенные резаки дали возможность увеличить производительность, повысить качество заготовок. Совершенствуя технологические процессы, закройщики улучшали и организацию труда. На базе этого цеха экономисты комбината внедрили (впервые в легкой промышленности области) карты по регламентации труда и трудовых процессов.

Во втором цехе, который долгие годы выпускал кирзовые сапоги, протянулись линии новых конвейеров. В первом цехе, после перекомпоновки и внедрения новой техники, намного расширился ассортимент выпускаемой обуви.

Гордостью комбината стал вступивший в строй в 1964-м году пятый цех, оснащенный новейшей техникой для выпуска модельной обуви. Полуавтоматические конвейеры в 4 яруса, новые прессы и механизмы облегчили труд. А главное – здесь собрались наиболее опытные кадры, умельцы, которым доверили изготавливать обувь из самых лучших материалов. Еще несколько лет назад комбинат за год выпускал не более 7 тысяч пар модельной обуви, пошитой вручную. А в 1967-м году за месяц – 30 тысяч пар модной обуви самых разнообразных расцветок и фасонов: красивые туфли на тонком высоком каблуке-«гвоздике», сложные и интересные модели женских летних туфель, теплые сапожки на меховой подкладке, мужская обувь и многое другое. Резко возросла производительность труда, значительно улучшилось качество, снизились расходы, появилась экономия. Цех очень быстро вышел на уровень рентабельности. При строительстве новых цехов на комбинате умело использовали и иной путь совершенствования производства – реконструкцию. При постоянной нехватке капитальных вложений на новое строительство реконструкция позволяла быстро, порой без остановки производства, ликвидировать «узкие места».

Время требовало подготовки новых специалистов – производство расширялось. В 1959 году на базе школы ФЗУ создается обувное училище № 30 с двухгодичным сроком обучения, реорганизованное в 1962-м в городское профессионально-техническое училище обувщиков. В нем появились новые учебные кабинеты по спецтехнологии, черчению, электротехнике, новые лаборатории и мастерские. Все это позволило готовить профессиональные кадры, которым предстояло в скором времени осваивать основное производство. Число учащихся выросло до 700 человек. Они помогали комбинату выполнять государственный план. Только в 1966 году здесь выпущено 160 000 пар кроя, 166 000 пар заготовок и 102 000 пар готовой обуви.

В это же время распахнул двери экспериментальный цех, в котором модельеры получили все условия для творческой работы. В витринах ассортиментного кабинета выставили самую разнообразную обувь. Если в 1956 году обувь создавалась только по 27 моделям, то в 1966-м – по 187.

Случалось, что прежде неплохо задуманная модель отяжелялась грубыми деталями, толстой резиновой подошвой. Поэтому приглашали на помощь химиков, которые предлагали многочисленные заменители, синтетический клей, легкие формованные детали. В производстве стала широко применяться пористая подошва. Обувь стала выглядеть наряднее, эластичнее, оригинальнее. Резко улучшилась ее конструкция, другим стал силуэт.

В 1967 году на комбинате внедряется интересная техническая новинка, какой не существовало ни на одном обувном предприятии страны — комплексная система командной диспетчерской связи со всеми производственными потоками, службами и отделами. Специальные устройства фиксировали выпуск готовой обуви по сортам, обеспечивали непрерывный контроль температурных режимов на каждой технологической операции, осуществляли графическую регистрацию работы всех конвейеров, учитывали возникающие простои.

Забота о реконструкции предприятия и техническом совершенствовании приносила свои плоды. В 1971 году на комбинате действовало 13 швейно-пошивочных конвейеров, 9 поточно-механических линий, 11 транспортеров. В обувном производстве уровень механизации составил 58,2 %, но в кожевенном оставался все еще очень низким – 6,2 %. Требовались коренные перемены…

Многие новшества, которые затем появились и на других родственных предприятиях, впервые были опробованы на заводе жестких кож. В 1968 году получил «прописку» новый метод дубления с использованием солей циркония, давший экономический эффект около 400 тысяч рублей. За это достижение завод отмечен Серебряной медалью ВДНХ. Первым в стране завод стал выпускать осветленную кожу для низа обуви. Здесь же впервые в кожевенном производстве появился робот-манипулятор.

Полностью реконструировали само здание завода, заменили деревянное межэтажное перекрытие. Внедрение поточных линий, новых технологий, механизация ручных работ позволили сократить производственный цикл и увеличить годовой выпуск продукции до 70 млн. квадратных дециметров.

Постоянное увеличение объемов потребовало вывода хромового производства на более высокие мощности. Метод частичных улучшений исчерпал себя полностью: назрела необходимость в своем хромовом заводе. В 1967 году заложили его фундамент, а через пять лет Государственная комиссия приняла новый завод, оснащенный самой передовой техникой, в эксплуатацию.

Импортное оборудование в отделочном цехе, сушилки на гладких поверхностях, шлифовально-обеспыливающие агрегаты – все это позволило высвободить 90 рабочих. Многие агрегаты имели автоматическое управление производственными процессами. Почти ежегодно на заводе хромовых кож внедряется новая технология, оборудование, осваиваются новые виды продукции. Вот лишь краткий перечень этих новинок:

– 1976 год. Освоена новая технология отмочно-зольных операций, что позволило уменьшить трудоемкость, исключив две операции – мездрение в сырье и удаление шерсти. Экономический эффект составил 19 тысяч рублей на 1 млн. кв. см. Эта технология создала предпосылки для выпуска нового вида хромовых кожтоваров – повышенной эластичности, с естественной лицевой поверхностью;

– 1977 год. Установлены высокопроизводительные гладильные прессы. Освоены кожтовары с анилиновой отделкой;

– 1978 год. Наполнение кожтоваров с использованием порошкообразной смолы ДДАМ-С. Осваиваются импортные пропитывающие грунты. Устанавливается двухфазная сушка;

– 1980-1982 годы. Замена физически устаревшего оборудования. Появляются машины МГ-3200, устанавливаются новые югославские строгальные машины, агрегаты покрывного крашения «Ультразвук». С их использованием внедрена компактная отделка отечественными материалами. Экономический эффект (благодаря повышению производительности труда и улучшению качества) составил 500 тысяч рублей в год. Завод стал выпускать более 20 артикулов кожтоваров 24 расцветок. Почти всем артикулам присвоен государственный Знак качества.

В 1976 году на базе комбината организовано Новосибирское производственное кожевенно-обувное объединение «Обь». Кроме комбината и двух кожевенных заводов, расположенных в Новосибирске, в него вошли кожсырьевой завод, Томская, Барнаульская, Бийская и Горно-Алтайская обувные фабрики. Все это позволило усилить централизацию и концентрацию производства, завершить специализацию предприятий. Для времени, когда все планы спускались «сверху», такой шаг был просто необходим. Стали интенсивно использоваться новейшие материалы отечественного и импортного производства, поставляемые из Франции, Италии, Голландии, Индии. Находит применение формованная подошва из полиуретана, что значительно облегчило весь процесс изготовления обуви. Улучшился ее внешний вид, она стала более гибкой и прочной.

Время предъявляло и возросшие требования к продукции объединения: обувь должна стать конкурентноспособной на всесоюзном рынке, обрести свою марку, не уступая по качеству и дизайну известным предприятиям Белоруссии, Москвы, Ленинграда. Поэтому в короткий срок собственными силами строится Дом моделей, единственный на всю Сибирь и Дальний Восток. В его стенах собрались художники, модельеры, конструкторы, технологи. Они и стали воплощать свои собственные, сибирские модели, вырабатывать стиль, присущий только объединению «Обь». Стиль, отвечающий и климатическим условиям Сибири (с применением новых подкладочных материалов) и требованиям моды. Во многом это удалось, и в восьмидесятых годах произошло резкое обновление ассортимента. Ведь модель только тогда может жить своей жизнью, когда все ее детали соответствуют первоначальному замыслу. Любое отступление, любая замена разрушают образ модели, упрощают ее, вносят дисгармонию. Часто замена одной маленькой детали, небольшой штришок меняют эмоциональное восприятие изделия. И при этом нужно всегда учитывать запросы покупателя.

Стал увеличиваться и объем, что потребовало, в свою очередь, внедрения автоматизированной системы управления производством – АСУП. Подавляющее большинство контрольно-учетных операций переложили на плечи ЭВМ, что позволило высвободить специалистов для творческого поиска. ЭВМ открыли дорогу к применению новых методов решения управленческих проблем. В частности, методы линейного программирования стали широко применяться при расчете оптимальных вариантов запуска моделей, загрузки оборудования, выпуска кожтоваров новых видов и расцветок. В начале 1980-х годов впервые в отрасли разработали автоматизированное рабочее место модельера. Это позволило изменить содержание труда модельеров-конструкторов обуви при почти пятикратном росте его производительности. С помощью автоматики модельер имеет возможность «вызвать» образец будущей модели на экран дисплея, дорисовать его, изменить какие-то детали.

В середине восьмидесятых стал осуществляться комплексный план технического и социального развития предприятия. Прежде всего, он учитывал требования инженерного обеспечения, повышения качества и эффективности работы. Около половины технологического парка имело эксплуатационный возраст свыше десяти лет. А это требовало постоянных усилий по обновлению действующего оборудования. Реконструкция отмочно-зольного участка завода хромовых кож позволила сократить расход воды, электроэнергии и главное – кожевенного сырья. Экономический эффект – 105 тысяч рублей. Выпуск эластичных хромовых кож увеличился на 2 млн. квадратных дециметров.

Существенно изменились и производственные возможности потоков. Так, на двух внедренных полуавтоматических линиях ПЛК-2-0 семь из одиннадцати операций автоматизированы. Освоен выпуск обуви на полиуретановой подошве (около 800 тысяч пар в год). Три полуавтоматические линии по предварительной обработке кожаных подошв («Ральфс, «Шеен») позволили при лучшем качестве втрое повысить производительность труда. На всех потоках внедрены затяжные машины типа ЗНК-2-0 для клеевой затяжки обуви с применением клеев-расплавов. Это исключило такую ручную операцию, как намазка затяжной кромки. К началу 1990-х смонтирована многоярусная вакуумная сушилка «Инкома», что значительно расширило ассортимент хромовых кож. Введены в строй четыре комплекта импортного оборудования двухпроцессного действия фирмы «Бомбелли» для изготовления детской и модельной обуви. Завершена реконструкция закройного цеха. Для изготовления формованных подошв, вместо пористой резины, внедрен литьевой агрегат фирмы «Ново-Зарини», что значительно улучшило внешний вид обуви.

…Последнее десятилетие двадцатого века, в пору реформ, связанных с переходом к рыночной экономике, предприятию пришлось решать весьма трудные, но неотложные проблемы: формирование нового ассортимента, поиски необходимого сырья, рынков сбыта. В Россию хлынул поток импортной обуви, и составить ей конкуренцию было очень сложно. Вспоминая этот период, генеральный директор АО «КОРС», «Заслуженный работник текстильной и легкой промышленности» Валентина Павловна Щербакова рассказывает:

«Легкая промышленность у нас «исторически» проклята, государство никогда ею всерьез не занималось. Масштаб замыслов обычно всегда превосходил возможности. Если предприятиям, которые находились недалеко от столицы, худо-бедно помогали, то Сибирь Москва традиционно обижала: ни материалов, ни оборудования – все там оседало, поближе к распределяющим кабинетам. Помню, в перестроечные годы мне удалось буквально вырвать индийские заготовки, и то благодаря тому, что была делегатом партийного съезда».

Думать, искать, пробовать!

Серьезным шагом стало акционирование предприятия. К этому решению шли довольно долго. Уже к 1991-му году все цеха работали на коллективном подряде. Затем перешли на аренду предприятия. Созревали… И в какой-то момент решили – готовы, нечего тянуть!

Акционирование заставило ответственнее относиться друг к другу. Не брали, например, новеньких – надо приглядеться. Опирались на ядро в 800-900 человек – люди проверенные, надежные, искренне привязанные к предприятию, которым его судьба небезразлична. Тех, кто не хотел, убеждать не стали – человек сам должен разобраться в переменах. Решительно отказывали нарушителям.

Новая форма собственности положительно повлияла на отношение к работе. Люди поняли меру личного вклада в общее благополучие, стали более ответственными. Акционерное общество «КОРС» достаточно ясно определило главные цели: выпуск и реализация высококачественной продукции, обеспечивающие максимальную прибыль и для самих акционеров, и для всего коллектива.

На предприятии созданы принципиально новые, по стилю и характеру работы, службы: кредитно-финансовый отдел, служба планирования, прогнозирования и развития производства, учета и анализа производительности труда, отдел управления персоналом.

Руководители всех рангов стали осваивать предпринимательскую, коммерческую деятельность. Провели подготовку экономических кадров, разработали стратегию выживания предприятия, сформировали службу изучения рынка – отдел маркетинга. Постепенно отдел маркетинга становится ведущим в производстве: определяет ассортимент, обеспечивает рыночную документацию, занимается реализацией продукции, формирует рынок для новых товаров, проводит рекламные мероприятия.

Необходимо выяснить потребности покупателя, их реальный спрос, установить долговременные связи и уже на основании этих данных, а не «вслепую», обеспечивать загрузку производства. Сегодня, когда прилавки магазинов переполнены импортными товарами, покупатель получил возможность сравнивать. И импорт в этом сравнении выигрывает далеко не всегда. Российский шоколад, питательные кремы, мыло – многие виды отечественной продукции оказываются предпочтительнее из-за того, что не содержат в себе искусственные добавки и заменители. И сибирская обувь имеет такие несомненные достоинства, как натуральность, прочность, она адаптирована к нашему климату. Кстати аббревиатура КОРС расшифровывается так – Кожа и обувь, рожденные Сибирью.

Зимой 1994 года редакция газеты «Молодость Сибири» провела уникальный эксперимент по испытанию обуви, выпускаемой АО «КОРС». Метод испытаний выбрали простой и надежный – каждый день ходить в обуви «КОРСа». В качестве испытателей выступила молодая семья – сотрудники редакции. Условия были таковы: мужчине ежедневно пройти по заснеженным и обледенелым дорогам 4-5 километров, женщине – 3-4 километра при температуре – не ниже 15 градусов. И как же прошли испытания? Мужские ботинки, по оценке хозяина, – теплые и удобные. А дамские сапоги выдержали не только испытание на прочность во время ежедневной беготни по редакционным заданиям, магазинам и присутственным местам, но и внешним видом доказали свою конкурентноспособность с импортной обувью. Ни в одних сапогах ничего не отклеилось, краска не потрескалась, подклад не протерся и не отпоролся.

Чтобы представить, какая обувь может быть изготовлена сибирскими обувщиками, нужно побывать в дизайн-центре, где она получает первый импульс, первую идею модели. Центр совершенно изолирован от постороннего шума: прессового грохота, гудения швейных машин, цехового напряжения. Это другой мир – с картинами на стенах, стеклянными витринами, молодыми красивыми женщинами, занятыми несуетным делом. И этот мир не должен нарушаться сторонним любопытством. Работа центра – это тайна, она не для всеобщего обозрения.

В последние годы уделяется много внимания разработке и внедрению фирменного стиля. Это не причуда, а настоятельная необходимость. Предприятие должно иметь свое «собственное лицо», чтобы покупатель мог выделить продукцию с маркой «КОРС» из общей массы конкурентов. Создать же «свою» клиентуру, предпочитающую обувь именно этой марки, – процесс длинный и сложный. Но цель намечена…

«КОРС» – непременный участник престижной Сибирской ярмарки. И Золотая медаль за представленные коллекции — хорошая оценка деятельности предприятия. Ярмарки — это необходимые встречи с оптовыми покупателями, переговоры с зарубежными партнерами, повышение престижа предприятия.

Большая роль в современном производстве отводится службе маркетинга, ведь чтобы угодить покупателю, нужно знать его запросы. Маркетинговые исследования показали, что покупатель продукции предприятия – человек со средним достатком. Но это совсем не значит, что он готов купить любую обувь. Необходимо найти золотую середину: соблюсти качество, внешний вид продукции и в то же время, по возможности, не завышать цены. Постоянно проводится анкетирование покупателей, поддерживается тесная связь с магазинами. Новосибирцы предпочитают покупать обувь «КОРСа» в фирменных магазинах «Золушка» и «Богатырь», в торговом доме «Ельцовка» – здесь и цены пониже, и выбор больше.

«Очень важно, чтобы обувь с маркой «КОРС» конкурировала с другими предприятиями – и отечественными и зарубежными — не только внешним видом, качеством, но и особенностями, присущими только нашему предприятию, – говорит генеральный директор, заслуженный работник текстильной и легкой промышленности В.П. Щербакова. – Ведь у разных народов – разные требования к обуви. Мы – потомки пахарей. У нас широкая стопа для устойчивости, высокий подъем, массивный голеностопный сустав. Свои, особые характеристики ноги, совсем не такие, как, скажем, у итальянцев или арабов. И наши малыши рождаются с этими заданными признаками. И хотя они не выражены еще так ярко, как у взрослых, но проявятся обязательно. И нельзя с детства коверкать ногу ребенка. Впоследствии это скажется и на позвоночнике, и на росте, и на мускулатуре. Поэтому предлагаемая нами обувь выпускается с учетом не только моды, возрастных особенностей и сибирских условий, но и с учетом здоровья человека».

Обувь с торговой маркой «КОРС» продается в 59 регионах и областях России. Лидером среди региональных рынков сбыта остается Западно-Сибирский регион – здесь реализуется 74 процента продукции, в том числе в 25 фирменных магазинах Новосибирской области – 63 процента.

Постоянный поиск – вот основа работы предприятия. Работы сложной, хлопотной, но интересной. И коллектив акционерного общества «КОРС» с уверенностью смотрит в будущее, живет надеждой, в основе которой – профессиональный расчет, любовь к делу и трудолюбие.

Не работой единой…

Инвестиции в социальную сферу, подготовку кадров, в оздоровительные программы и организацию отдыха – неотъемлемая составляющая стабильной работы предприятия. О том, что эта работа ведется планомерно и эффективно, говорит тот факт, что в 2002 году «КОРС» стал Лауреатом Всероссийского конкурса «Российское предприятие высокой социальной активности». Правительство РФ наградило его Дипломом «За высокие достижения в организации социальной работы».

ЗАО «КОРС» активно участвует и в реализации региональных социальных программ, занимается благотворительностью. Только в 2002 году в Фонд социальной поддержки населения города и области поставлено 9,6 тысячи пар обуви на сумму 5,5 миллиона рублей; для управления Вневедомственной охраны изготовлены пять тысяч пар на 2,3 миллиона рублей; для Горводоканала – 2,4 тысячи пар на 741, 6 тысячи рублей. Оказана финансовая помощь отделу социальной защиты Заельцовского района, Сибирскому кадетскому корпусу, школе-интернату, Дому ребенка, новосибирским театрам и т.д.

Дополнительная финансовая поддержка постоянно оказывается и работникам предприятия. Кроме своевременно выплачиваемой зарплаты, которая составляет в среднем 4500 рублей, на предприятии действует система дополнительных льгот. Каждый работник застрахован от несчастного случая, имеет льготы на питание в столовой. Праздники отмечаются концертами, выдачей денежных премий и подарков. Выплачиваются пособия матерям-одиночкам и малообеспеченным семьям, при рождении ребенка, а также всем, кто уходит на заслуженный отдых.

Работникам предприятия выдаются ссуды на жилищное строительство, им и их детям приобретаются путевки в санатории и оздоровительные лагеря — в Сибири и на Алтае. В хорошо оснащенной поликлинике, при которой работает клуб «Здоровье», работники «КОРСа» получают необходимое лечение, а также консультации ведущих специалистов в области медицины.

Несмотря на все политические и экономические катаклизмы, сохранены и приумножены культурные традиции: в Доме культуры им. Кирова работают бесплатные кружки и секции, где занимаются около 400 ребятишек. Хорошо известны в городе творческие коллективы ДК «Юность Сибири» и цирковая студия.

Корсовцы хорошо знают, что хорошая работа здесь всегда вознаграждается. И с большой охотой участвуют в соревнованиях на звание «Человек месяца» и «Человек года», «Коллектив высокой производительности труда», «Лучший по профессии» и других. Компетентное жюри называет победителей, которым присваивается соответствующее звание, и вручаются денежные премии.

За долгие годы на «КОРСе» стало доброй традицией проведение праздников для тех, кто отметил юбилейную трудовую дату. Сотни имен вписаны в книги «Золотой фонд» и «Почетный ветеран труда».

Залог будущих успехов АО «КОРС» – в его славных традициях. И в людях… Они – главное богатство, «золотой фонд» предприятия, сохраненный, несмотря на трудности, которые предъявляло и предъявляет время. Ими можно и должно гордиться.

 

ХРОНОЛОГИЯ

21 ноября 1932 г. – Издан приказ наркома легкой промышленности о создании в Сибири обувной фабрики.

21 декабря 1934 г. – Изготовлены первые 400 пар обуви.

1941 г. – Фабрика переключилась на выполнение военных заказов. В этом же году в фабрику стали вливаться мелкие обувные артели: «Ударник», «Красный богатырь» и другие.

1955 г. – Распоряжением Совета Министров РСФСР произведено объединение завода Росглавкож, обувной фабрики им. С.М. Кирова, модельной фабрики областного управления промышленных товаров широкого потребления в одно предприятие – Новосибирский кожевенно-обувной комбинат Росглавобуви. Затем в состав комбината вошли заводы жестких и хромовых кож.

1956 г. – Значительно расширен ассортимент выпускаемой продукции, внедряется новое оборудование, модернизируется старое, осваиваются новые фасоны колодок.

1973 г. – Пуск нового завода хромовых кож, оснащенный высокопроизводительным отечественным и импортным оборудованием, агрегатами с автоматическим управлением производственными процессами. Кожевенное производство стало обеспечивать продукцией не только свой комбинат, но и около двадцати родственных предприятий отрасли.

1976 г. – На базе Новосибирского кожевенно-обувного комбината организовано производственное кожевенно-обувное объединение «Обь». В него вошли обувные фабрики Томска, Барнаула, Бийска, Горно-Алтайска, а также завод по первичной обработке кожсырья.

1980-е гг. – Развитие зарубежного партнерства с Югославией, Индией, Китаем, Вьетнамом, Кореей.

1990 г. – Объединение «Обь» преобразовано в арендное предприятие.

1991 г. – По решению трудового коллектива предприятие приобретает статус акционерного общества закрытого типа «КОРС».

1991-2000 гг. – Предприятию присваивается звание Лауреата областной администрации за большую работу по внедрению системы качества. КОРС награждается дипломами «100 лучших товаров России» за коллекцию школьного и женского ассортимента, двумя золотыми знаками «Всероссийская марка. Знак качества 21 века».

2001-2002 гг. – За активное участие в Международной программе «Партнерство во имя прогресса» коллектив «КОРСа» награжден дважды: призом «Золотой стандарт» (2001 г.) и кубком «Хрустальная Ника» (2002 г.).

2003 г. – Получен Международный сертификат системы качества предприятия.

Издательство: 
Издательский Дом «Историческое наследие Сибири»
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2004 г.
подкатегория: 
Average: 1.7 (3 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Автор, видимо, даже не догадывается о наличии в царском Ново-Николаевске кожевенного завода «1915». И того, что первые цеха фабрики были возведены не героическими усилиями закладки фундамента на опушке бора, а в здании военно-сухарного завода 1903 года постройки, остатки которого сохранились на территории КОРСа до сих пор.

Добавить комментарий

Target Image