Один из крупнейших педагогических вузов Сибири

Новосибирский педагогический университет празднует 80-летие со дня открытия (1935).

В начале 1930-х годов в Сибири шло становление высшего педагогического образования. Для работы в школах требовались квалифицированные педагоги, а их очень не хватало. В Западной Сибири в 1930–1932 гг. были только три пединститута. 1 декабря 1933 г. вышло постановление президиума Западно-Сибирского крайисполкома № 6917 о создании пяти вечерних педагогических институтов в городах края, в том числе в Новосибирске. Однако это решение не подкреплялось необходимыми условиями: для нового вуза в городе не было подходящего помещения, специалистов, финансирования. Но, вопреки объективным трудностям, Новосибирский горсовет на местные средства открыл 1 сентября 1935 г. педагогический институт.

В первые годы своего существования институт состоял из четырех факультетов: исторического, математического, естественного и литературного. Первый набор составил 109 студентов. Среди них было много учителей городских и сельских школ. Поздними вечерами они учились в вузе, а по утрам многие отправлялись на работу в школу.

Ввиду острой нехватки квалифицированных преподавателей приходилось, на первых порах, для чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий приглашать преподавателей из других вузов города: народного хозяйства, коммунистического воспитания и других.

Занятия проходили в классных комнатах школы № 22 (ул. Советская, д. 37). Помещения были тесными для потоков, поэтому в октябре 1935 г. было решено перевести институт в здание школы № 29, директору которой предлагалось с 20.00 часов создавать все условия для занятий студентов. Прежде чем вуз получил собственное здание, пришлось квартировать еще в нескольких школах. Больших усилий стоило дирекции, общественным организациям добиться в ноябре 1939 г. получения в свое полное распоряжение здания 40-й школы на Комсомольском проспекте.

Еще в феврале 1937 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об открытии в Новосибирске дневного педагогического института на базе существующего вечернего и о передаче этому институту учебного здания и общежития ликвидированного к тому времени Сибирского планового института. Но секретарь Западно-Сибирского крайкома ВКП(б) Р. И. Эйхе был противником данного решения и сумел убедить центральные власти в необходимости передать материальную базу планового института краевым партийным курсам. Борьба вокруг педагогического вуза развернулась весьма острая, к тому же часто меняющиеся руководители Народного комиссариата просвещения занимали противоречивую позицию по этому вопросу. Лишь в начале 1939 г. Новосибирский пединститут перешел в ведение Наркомпроса и был принят на государственный бюджет.

Собственного здания по-прежнему не было, помещения арендовались у разных школ города. Об условиях, в которых вынуждены были заниматься студенты, красноречиво говорилось в статье «Совершеннолетие», напечатанной в газете «Советская Сибирь» от 21 июня 1940 г. в связи с первым госэкзаменом у первого выпуска: «Только в ноябре 1939 г. институт получил собственное здание. Это были голые стены 40-й школы, и качество занятий определяли стулья. Каждый день перед началом занятий в комнате заведующего учебной частью взволнованно считали, сколько пришло студентов. И стулья распределяли по числу людей. Однажды, непредвиденно, пришли два студента, возвратившиеся из армии. Им пришлось стоять, сидеть было не на чем». Весьма грустные чувства, как отмечал автор публикации В. Алгазин, вызывала и библиотека пединститута. До осени 1939 г. весь книжный фонд умещался в трех старых шкафах. «Библиотека педагогического вуза и сейчас не имеет у себя «Ревизора». «Война и мир» разрознена, третьего тома в библиотеке не было, а второй кто-то «зачитал». В этой библиотеке всего один учебник фольклора на весь литературный факультет, а учебников психологии – семь экземпляров на триста сорок пять студентов.»

Первым директором института был И. А. Нерод. Человек энергичный, инициативный, душой болеющий за свое дело, он сыграл большую роль в создании вуза. Вскоре Ивана Анисимовича назначили заведующим Новосибирским гороно, и пришлось совмещать две должности. В числе первых штатных преподавателей были: заведующий учебной частью Я. И. Квактун, литератор А. А. Богданова, историки Р. В. Лейтман и Ф. С. Меркурьев. Немного позже в Новосибирский пединститут пришли А. Л. Войтоловская, Т. Н. Гладкова, Е. А. Бронштейн (Шугрина), Н. Е. Рогозин, В. Г. Титова. Для проведения занятий привлекались и преподаватели других вузов города.

К 1940 году в институте было 10 кафедр, на которых работали 43 преподавателя, из них 5 кандидатов наук. Несмотря на сложные условия, многие студенты добивались хороших результатов в учебе. Уже в первом учебном году, в феврале 1936 г., президиум городского Совета установил для студентов педагогического две стипендии имени Н. А. Добролюбова по 500 рублей каждая.

В 1939 г. было принято решение об открытии дневного отделения. Статус вуза значительно укрепился. Вместе с тем перед руководством встал ряд новых проблем: необходимо было расширить книжные фонды и реорганизовать работу библиотеки, найти жилые помещения, как для студентов, так и для преподавателей и т. п. Большие усилия пришлось приложить заместителям директора Е. А. Бронштейн и М. П. Афанасьевой, чтобы институт к концу 1939 года смог получить в свое распоряжение здания двух школ, которые были переоборудованы под общежития.

В последнем предвоенном, 1940 году, правительство приняло решение о преобразовании Новосибирского вечернего педагогического института в институт с дневной формой обучения. На первый курс было принято около 250 студентов, а второй курс дневного отделения был укомплектован из студентов, обучавшихся ранее на вечернем отделении. В тот же год в НГПИ был создан и учительский институт, срок обучения в котором составлял два года. Его первый набор – 152 человека на дневное и 224 – на вечернее отделение. К концу года были открыты двухгодичные курсы иностранных языков с немецким и английским отделениями. Количество студентов на этих курсах в первый год составило около 80 человек. Как отмечают авторы сборника «Новосибирскому педагогическому – 60 лет: история и современность» (очерки истории НГПУ), к этому времени пединститут приобрел широкую известность не только среди абитуриентов-сибиряков, приезжающих из Хабаровска, Иркутска, Омска, Красноярска, но и среди выпускников школ Свердловска, Воронежа, Казани и других городов европейской части страны.

В 1940/41 начался новый виток в развитии вуза. В протоколе заседания ученого совета читаем: «Первое полугодие является экзаменом для нас. Мы впервые работаем с дневным отделением…». 1940-й знаменателен еще и тем, что, как сказано выше, в этом году состоялся первый выпуск специалистов. Их было немного – всего 43. Одиннадцать человек, то есть каждый четвертый, получили диплом первой степени. Литературный факультет окончили 14 человек, географический – 15, исторический и математический факультеты – по семь человек.

Первый выпуск был необычным. В упоминавшейся выше публикации «Советской Сибири» говорилось: «В этом выпуске студент нередко старше своего преподавателя лет на двадцать. Есть студентки-бабушки. На третьем и пятом курсах учатся дочь и мать. В пожилой учительнице с гладким прямым рядом волос, толстыми стеклами очков и белым стоячим пуританским воротничком трудно признать студентку. А. И. Буэль 51 год, у нее за плечами свыше тридцати лет учительской работы. Когда она поступила в институт, ей было 46 лет. Эти пять лет она делила между школой, обедом, внуком и институтом».

С 4 по 7 января 1941 г. прошла первая научно-педагогическая конференция. В ней принимали участие передовые учителя нашей области, профессора, научные работники Новосибирского и Томского педагогических институтов. На конференции было заслушано около 50 докладов.

Великая Отечественная война нарушила течение жизни в институте. Вуз был эвакуирован в г. Колпашево (учебный корпус на Комсомольском проспекте занял военный госпиталь). Все трудности переезда легли на плечи директора В. Ф. Цыбы. Связь Колпашева с Томском и Новосибирском поддерживалась только по Оби, с мая по октябрь. Учебный план института изменился. Юношей обучали владению стрелковым оружием, девушки получали специальность медицинской сестры. Более 90 студентов и сотрудников ушли на фронт. Летом 1942 года формировалась Сибирская добровольческая дивизия, в ее ряды вступили и студентки НГПИ. Среди них были А. Стаценская, Л. Кузнецова, Р. Христолюбова. Вот строки из отчета директора за 1942/43 учебный год: «Великая Отечественная война чрезвычайно повысила роль высшей школы, как кузницы кадров, дающей стране квалифицированных специалистов… Работа института в условиях второго года войны, хотя и протекала со значительными трудностями и имела ряд недочетов, связанных с причинами материального и бытового значения, в целом, все же отвечала тем требованиям, которые поставлены перед институтом – подготовка учителей для области, даже в условиях не вполне благоприятных для роста института (оторванность Колпашево от многих районов области, отсутствие базы для научной работы), в текущем году разрешена вполне удовлетворительно».

За военные годы изменился и профессорско-преподавательский состав вуза. Многие преподаватели были мобилизованы в армию. Среди них – директор института В. Я. Королёв, деканы Ф. С. Меркурьев и Н. Е. Рогозин. Зато из западных районов страны в это время в Сибирь эвакуировались работники центральных вузов. В педколлектив в Колпашево влились первоклассные специалисты: А. И. Кащенко, Н. А. Нагинский, И. Г. Парилов, Н. В. Зволинский, З. А. Кейлина и другие.

Военная пора вовсе не располагала к научной работе, но, тем не менее, исследования велись в институте и в эти годы. Например, литератор А. А. Богданова занялась глубоким анализом романа Л. Н. Толстого «Война и мир», И. Г. Парилов изучал со своими студентами фольклор Нарымского округа, отражение Отечественной войны в народном творчестве. Н. А. Нагинский организовал экспедицию летом 1942 г. на реку Чижапку и в Васюганье, чтобы изучать лекарственные растения, необходимые для фронта. В состав экспедиции входили преподаватели К. А. Соболевская и В. Г. Музафаров.

В ноябре 1943 г. институт вернулся в Новосибирск. Тяготы военного лихолетья сказались на работе вуза, меньше стали выпуски учителей. В 1944 г. закончили дневное отделение только 40 человек, а заочное – 9.

В последний год войны положение института нормализовалось. На первый курс было принято 290 человек. Создавались новые кафедры, их возглавили Б. В. Базилевский, Г. Я. Гольдорт, К. А. Соболевская, П. Н. Осипов, Р. В. Лейтман. В отчете вуза читаем: «Истекший 1944–45 уч. год характеризуется общим подъемом работы института – учебно-методической, научно-исследовательской, политико-массовой. Достижения, которые институт имеет в отчетном году, являются результатом самоотверженной работы профессорско-преподавательского коллектива, рабочих и служащих института, вдохновленных славными победами нашей героической Красной Армии на фронтах борьбы с немецко-фашистски-ми извергами, великой Победой нашего народа над гитлеровской Германией…».

В 1946 г. вышел в свет выпуск «Ученых записок», содержащий 6 научных статей.

В первые послевоенные годы опять очень не хватало школьных специалистов. В 1947/48 учебном году только сельским школам Западной Сибири требовалось 14,2 тысячи преподавателей старших классов. Институт вынужден был увеличить прием студентов. Был открыт факультет иностранных языков.

К концу 40-х – началу 50-х годов НГПИ стал одним из крупнейших педагогических вузов Сибири. В 1951/52 учебном году количество студентов достигло почти 5 тысяч человек.

В послевоенные годы в НГПИ работало много замечательных педагогов, ученых. Среди них профессора И. И. Матвиенков, Б. В. Базилевский, Ю. Б. Румер, Ю. В. Шаров, М. М. Шорников, кандидаты наук В. М. Горячева, Г. И. Лашков, Н. С. Рукин, Ц. Л. Рукина и другие. Незабываемый след в истории института, в сердцах своих воспитанников оставили филолог, писатель В. Г. Клейн, математик Я. Л. Трайнин, историк М. А. Золотов.

В свой десятилетний юбилей, осенью 1945 года вуз провел первую научную конференцию преподавателей. Впоследствии такие конференции стали традицией.

По данным на 1 сентября 1947 г. в научно-исследовательской работе участвовали 44 сотрудника, и это в то время, когда для занятий наукой не было совершенно никаких условий. Работал институт в две смены, не хватало помещений. Педагоги НГПИ сотрудничали с крупными теоретиками страны. В 1955 г. заведующий кафедрой теоретической физики профессор Ю. Б. Румер совместно с академиком Л. Д. Ландау написал книгу «Что такое теория относительности?». Вуз издал несколько учебников для педагогических институтов, среди них – «Основание геометрии» Я. Л. Трайнина, «Минералогия» В. Г. Музафарова, «Курс астрономии» Б. В. Базилевского. Издавались методические пособия Ю. В. Шарова и других преподавателей.

В 1967 г. Новосибирский обком КПСС и облисполком обратились с ходатайством в Министерство просвещения РСФСР о переводе Новосибирского государственного педагогического института в число вузов первой категории. К тому времени институт подготовил свыше 10 тысяч учителей для средней школы по 12 специальностям. Из стен НГПИ выходили не только хорошие педагоги, научные работники, но и известные литераторы. Это писатели Н. А. Мейсак, Ю. М. Мостков, П. П. Дедов, В. Н. Тарасов, поэты А. А. Кухно, И. М. Грехова, М. С. Бушуева, публицист А. А. Нуйкин и др.

В 60–70-е годы возросла роль технических средств обучения в школе, и это внесло изменения в процесс подготовки учителей. На всех факультетах был введен курс учебного кино, оборудованы специальные кабинеты. Ректорат уделял большое внимание научно-исследовательской работе, оказывал поддержку ведущим ее преподавателям. В 1966–1970 годах сотрудникам было предоставлено 355 командировок для работы в архивах, библиотеках, лабораториях, на научных конференциях, симпозиумах… За пятилетку преподаватели сделали 546 докладов на научных конференциях в Новосибирске, Томске, Барнауле, Кемерово, Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тобольске, Риге и других городах.

Научно-исследовательская работа – одна из важнейших сторон деятельности института. Учебная и научная работа – это две взаимосвязанные стороны деятельности коллектива высшего учебного заведения. Многие выпускники Новосибирского педагогического института связали свою жизнь с наукой. Среди них Ж. Ф. Пивоварова, В. И. Соболев, Г. И. Подружин, К. А. Рязанцев, Л. И. Дремова, В. Д. Корчемник, П. В. Плешаков, Т. К. Науменко, Н. С. Белый и другие.

C середины 70-х годов начался новый этап в жизни НГПИ. В сентябре 1975 г. закончилось строительство новых корпусов по улице Вилюйской. В новое здание переехали факультеты: исторический, естественно-географический, русского языка и литературы, иностранных языков, а затем и другие. К этому времени их было уже семь: добавились художественно-графический факультет, выпускающий учителей черчения и изобразительного искусства, и факультет педагогики и методики начального обучения. В отчете института за этот период есть такие строки: «Большая целеустремленность коллектива факультета педагогики и методики начального обучения, стремление сделать молодой факультет одним из интереснейших, кропотливая индивидуальная работа специалистов, настойчивость, принципиальность и высокая требовательность заведующего кафедрой А. И. Лавриненко уже сейчас позволили факультету занять достойное место среди других факультетов института…».

Среди живописного соснового бора вырос педагогический городок, который объединил 8 учебных корпусов, соединенных поточными аудиториями и рекреационными залами, столовую на 500 мест, три пятиэтажных общежития, одно девятиэтажное, поликлинику, санаторий-профилакторий, детский сад, службы быта, учебные мастерские, стадион. С переездом в новое здание институт получил статус вуза первой категории. НГПИ продолжал развиваться: в 1983 г. открылся индустриальный педагогический факультет, в 1985 г. организованы кафедры дошкольной педагогики, вычислительной математики и программирования, в 1987 – факультет педагогики дошкольного воспитания, в 1989 – физкультурный факультет и факультет дополнительных педагогических профессий. В 1990 г. открылся Куйбышевский филиал НГПИ, в 1996 – факультет психологии.

За успехи, достигнутые в подготовке кадров для народного образования и развития науки, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1985 г. № 3197-ХI, Новосибирский государственный педагогический институт награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1993 г. Новосибирский педагогический вуз получил статус университета, и в связи с этим в его структуре произошел ряд преобразований. В 1998 г. – открылся институт рекламы и связей с общественностью, в 2003 – создан институт молодежной политики и социальной работы, факультет дополнительных педагогических профессий преобразован в факультет культуры и дополнительного образования. В 2004 г. естественно-географический факультет стал институтом естественных и социально-экономических наук, художественно-графический – институтом искусств.

В том же году создан институт открытого дистанционного образования. В 2005 – исторический факультет преобразован в институт истории, гуманитарного и социального образования.

Сколько сил, знаний, умений, самоотверженного труда, теплоты души было вложено людьми, работающими в пединституте, чтобы он из маленького вуза превратился в огромный современный университетский комплекс. Вспомним имена тех, под чьим руководством трудился коллектив НГПИ в разные годы своего существования. Это И. А. Нерод (1935–1936), Н. С. Баев (1936–1937), П. Ф. Запорожский (с октября 1937 г.), З. И. Громов (с декабря 1937 по октябрь 1939 г.), В. Я. Королёв (1939–1941), В. Ф. Цыба (1941–1943), Н. Д. Чесноков (август–декабрь 1943 г.), Н. Е. Рогозин (1943–1947), В. Т. Орлов (1947–1949), С. П. Синицин (1949–1957), П. Н. Сударев (1957–1960), М. А. Золотов (февраль – апрель 1960), Ю. Л. Лобачёв (1960–1967), В. Т. Шуклецов (1967–1975), Л. Ф. Колесников (1975–1981), Е. И. Соловьёва (1981–1988), П. В. Лепин (1988–2008). С 16 мая 2008 года ректор НГПУ – А. Д. Герасёв.

В настоящее время педагогический университет располагает лицензией на подготовку по 65 программам высшего профессионального образования. В составе НГПУ 10 факультетов, 7 учебных институтов, 69 кафедр (около тысячи человек профессорско-преподавательского состава), Куйбышевский филиал, 36 представительств, подготовительное отделение. Общая численность студентов на дневной и заочной формах обучения составляет 27 850 человек.

Биография НГПУ продолжается. В юбилейный год хочется пожелать университету дальнейшего процветания, славных дел, удач, новых интересных открытий, творческих планов, которые непременно реализуются.

В. И. Баяндин,

А. А. Алексейцева

Литература и документальные источники

НОВОСИБИРСКОМУ педагогическому – 60 лет: история и современность / М-во образования РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т ; [сост. А. С. Юмашев и др. ; науч. ред. В. А. Зверев ; редкол.: П. В. Лепин и др.]. – Новосибирск: [Изд-во Новосиб. гос. пед. ун-та], 1995. – 157, [2] с.: ил., портр. – Подзаг. пер.: Очерки истории НГПУ.

ЦЫБА, В. Новосибирский педагогический институт : к 35-летию со времени открытия // Календарь юбилейных и памятных дат, 1970 : Новосиб., Ом., Том. обл. – Новосибирск, 1969. – С. 108 – 110. – Библиогр.: с. 109 – 110. МЕЖДУ прошлым и будущим : вопр. истории и ист. образования : сб. науч. и публицист. тр. [и воспоминаний : к 65-летию ист. фак. НГПУ] / М-во образования РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т ; под ред. В. А. Зверева. – Новосибирск : [НГПУ], 2000. – 235 с. – Из содерж.: Наш исторический / Е. И. Соловьёва. – С. 6 – 16 ; Прожитые годы : [д-р ист. наук, проф. каф. истории мировой культуры о своей жизни и работе] / Т. Н. Троицкая. – С. 17 – 30 ; «Вече» истфака: в поисках иной дороги : [об эксперим. студен. кружке «Вече» ист. фак. (1988–1992)] / З. П. Горьковская, Ю. Л. Троицкий. – С. 178 – 184 ; Подготовка будущего учителя истории к работе в условиях вариативного образовательного процесса : (из опыта проведения пед. практик на ИФ НГПУ) / О. М. Хлытина. – С. 185 – 195 ; Как бы со стороны... : [воспоминания канд. филос. наук, доц. каф. теории, истории культуры и музеологии (ныне) о ее жизни, учебе и работе в ин-те (1958–1985)] / К. Д. Давыдова. – С. 212 – 233.

[ЧЕРЕМИСИНА, Т. А.] Новосибирский государственный педагогический университет / [Т. А. Черемисина, А. С. Юмашев] // Очерки истории высшей школы Новосибирска. – Новосибирск, 1994. – С. 27 – 33 : ил. – Прил.: с. [142, 144 – 147, 149, 152 – 156]. [НГПУ в год 70-летия : подборка материалов] // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2005. – № 48 (25 нояб.). – С. 22 : ил., портр. – Содерж.: Педагогика под юбилейным соусом : [интервью с ректором] / П. В. Лепин ; Время как экспонат : [о музее ун-та, созд. К юбилею] / И. Тимофеева.

ГЕРАСЁВ, А. Д. НГПУ – отличный старт любой карьере! / А. Д. Герасёв ; подгот. Н. Ничман // Совет. Сибирь. – 2008. – 6 дек. – С. 8 : ил., портр. Интервью с ректором о задачах НГПУ, уровне обучения в вузе и др. (в связи с победой университета в конкурсе «Премия администрации Новосибирской области за качество» в номинации «Образовательные учреждения»).

ПЕЛЬ, В. С. Институт, где учат общаться / В. С. Пель ; подгот. И. Головачева // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2008. – № 11 (22 февр.). – С. 25: ил. Интервью с директором Института молодежной политики и социальной работы при НГПУ о структуре и деятельности учебного заведения.

АУДИТОРИЯ: [о факультетах НГПУ : подборка материалов] // Чест. слово. – 2006. – № 10 (8 марта). – С. 17 – 18: ил., портр. – Из содерж.: Выбор будущей профессии : [об Ин-те естеств. и соц.-экон. наук (бывший естеств.- геогр. фак.)] / М. Лайтинг ; Социально востребована. Чрезвычайно привлекательна : [о фак. психологии] / И. С. Вотчин ; Факультет гуманитарного образования НГПУ.

ЛЕПИН, П. В. Взвешенные решения для образования: Новосиб. гос. пед. ун-т : [интервью с ректором] / П. В. Лепин ; подгот. В. Кауфман // Сиб. столица. – 2006. – № 40. – С. 152 – 155 : ил., портр. – Лепин Пётр Вольдемарович : [крат. биогр. справка]: с. 152.

РОЗАНОВА, С. [Институт филологии, массовой информации и психологии НГПУ: подборка материалов] / подгот. С. Розанова // Совет. Сибирь. – 2005. – 19 марта. – С. 7 : ил., портр. – Содерж.: ИФМИП – это звучит гордо ; Без отрыва от «золотых перьев» : [заметка об обучении заочников на отд-нии журналистики].

ТИМОФЕЕВА, И. Время как экспонат // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2005. – № 48 (25 нояб.). – С. 22 : ил. Об открытии музея истории НГПУ.

МИХАЙЛОВСКАЯ, Н. В. Знакомьтесь: Научная библиотека Новосибирского государственного педагогического института : (к 65-летию б-ки) // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 11. – С. 84 – 90.

АЛГАЗИН, В. Совершеннолетие : [1-й гос. экзамен у 1-го вып.] // Совет. Сибирь. – 1940. – 21 июня. – С. 2. Об институте, студентах, вузовской библиотеке.

НОВОСИБИРСК : энциклопедия. – Новосибирск : Кн. изд-во, 2003. – 1071 с. : ил., портр., [10] л. ил. – Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Золотов Михаил Алексеевич / Т. А. Черемисина. – С. 356 – 357 ; Колесников Леонид Фёдорович / Т. С. Перфилова. – С. 420 ; Лепин Пётр Вольдемарович. – С. 487 ; Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ) / В. И. Баяндин, А. А. Шрайнер. – С. 610 ; Шуклецов Валентин Тарасович / И. И. Комогорцев. – С. 983. О вузе и некоторых из его руководителей.

СРЕДСТВА массовой информации о Новосибирском государственном педагогическом университете : аннот. библиогр. указ. / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : [НГПУ], 2003–2005. [Вып. 1] (1997–2003). – 2003. – 50, [1] с. Вып. 2 (2003–2004). – 2005. – 35, [1] с. ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Новосибирск, [б. г.]. – Режим доступа : www.nspu.net, сво- бодный. – 8.09.2009. – Загл. с экрана.

ГАНО. Ф.Р-1596. Оп. 1. Д. 2. Л. 9; Д. 3. Л. 8;

Д. 5. Л.19; Д. 37. Л. 2, 4; Д. 19. Л. 8; Д. 488. Л. 9;

Д. 707. Л. 14; Д. 1079. Л. 13.

Опубликовано: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2010 год

 

Комментарии

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Всех нынешних преподавателей, студентов, работников, всех выпускников НГПИ/НГПУ разных лет хочется поздравить с юбилеем альма-матер.

Добавить комментарий

Target Image