Орлов Виктор Сергеевич

19 января – 100 лет со дня рождения Орлова Виктора Сергеевича (19.01.1924, г. Анжеро-Судженск – 1985), актёра, режиссёра и педагога. Отдал Новосибирскому театру юного зрителя три десятилетия, сыграв более 100 ролей и поставив около 30 спектаклей.

Актёр, режиссёр и педагог, заслуженный артист РСФСР Виктор Сергеевич Орлов является одной из самых крупных творческих личностей Новосибирского театра юных зрителей (ныне Академический молодёжный театр «Глобус»). Здесь он сыграл более ста ролей и поставил около тридцати спектаклей. Также Виктор Сергеевич написал мемуары «Друзья и годы», представляющие ценный документ для истории театрального Новосибирска.

Виктор Орлов родился 19 января 1924 г. в городе Анжеро-Судженске. В 1946 г. окончил Ленинградский театральный институт и был принят в труппу Ленинградского театра юных зрителей. Его педагогами были актриса и режиссёр Елизавета Дмитриевна Головинская, актёр Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина Борис Елисеевич Жуковский и его ассистентка Августа Иосифовна Авербух, позже – народный артист РСФСР Леонид Фёдорович Макарьев – один из пионеров тюзовского движения, драматург и режиссёр, работавший в Ленинградском ТЮЗе.

В Новосибирский ТЮЗ Виктор Орлов пришёл в 1948 г. – сразу на роли первого плана. Дебютировал в «Аттестате зрелости» Л. Гераскиной в роли десятиклассника Лёни Жаркова. В этот период творческой биографии артиста его главными достижениями станут работы в спектаклях о войне: майор Добрынин («Я хочу домой» С. Михалкова), разведчик Кузнецов («Сильные духом» Д. Медведева и А. Гребнева), Гастелло («Гастелло» И. Штока), Аркадий Гайдар («Всадник, скачущий впереди» Ю. Принцева). В работах первого послевоенного пятилетия Орлов создаёт героический образ воина-освободителя, человека мужественного, преданного своей Родине.

В репертуаре актёра 1950-х гг. главное место займут молодые современники в пьесах советских драматургов. В них он будет учиться передавать глубину социальной и психологической характеристики. Среди молодых героев Орлова тех лет – Илья Шатилов в лирической комедии из жизни студентов «Когда цветёт акация» Н. Винникова, энергичный и порывистый, переживший первую личную драму; секретарь райкома Громов в «Товарищах романтиках» М. Соболя, рабочий парень Миша в «Заводских ребятах» И. Шура и другие. В этих спектаклях театр осмыслял время. Искал опору в своём творчестве на подлинные, непреходящие ценности, видя их в труде, любви, бескорыстной дружбе, способной к самопожертвованию. Носителями этих ценностей, в первую очередь, были молодые современники Орлова.

Переходом от творческой юности к творческой зрелости Виктор Сергеевич назовёт встречу с режиссёром Сергеем Фадеевичем Владычанским. В сценической композиции по роману И. Гончарова «Обломов» актёру будет предложена главная роль – Ильи Обломова. В 1951 г., играя в спектакле «Ревизор» роль Земляники, Орлов впервые раскроет себя как интересный многообещающий харáктерный актёр. Встреча с гоголевской драматургией открыла дорогу классическим образам, сыгранным в последующие годы, куда вошли: Король Марк («Тристан и Изольда» А. Бруштейна), Лорд Берли («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Медведев («На дне» М. Горького), Градобоев («Горячее сердце» А. Островского), Большов («Свои люди – сочтёмся» А. Островского), Фальстаф («Виндзорские насмешницы» В. Шекспира). В них с особой силой раскроется мастерство актёра в передаче глубины и тонкости социальной и психологической характеристик героев, сочетающихся с выразительностью внешнего бытового рисунка роли. Виктор Орлов был мастером сценической речи, раскрывал образ, прежде всего, через слово, тщательно разрабатывал текст.

Орлов сделал инсценировки ряда спектаклей – «Приключения Чиполлино», «Волшебник Изумрудного города», «Хвилипп Первый». Накопленный опыт, интерес к педагогической работе заставили Виктора Сергеевича обратиться к режиссёрской и педагогической деятельности. За три десятилетия активного служения театру Орлов осуществил постановки спектаклей: «Бывшие мальчики» Н. Ивантер, «Мальчишки из Гаваны» В. Чичкова, «А с Алёшкой мы друзья» Г. Мамлина, «Самая счастливая» Л. Исаровой, «Красные дьяволята» П. Бляхина, А. Полевого, А. Толбузина, «После двенадцати» В. Константинова, Б. Рацера, «Просто ужас!» Ю. Сотника, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, «Свой остров» Р. Каугвера, «И это все о нём» В. Липатова, В. Абрамова, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Любовь необъяснимая…» Н. Йорданова.

За два десятилетия педагогической работы в Новосибирском театральном училище (1960–1985) Виктор Орлов выпустил пять актёрских курсов. Многие его ученики сегодня стали мастерами сцены, работают в театрах Сибири.

Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» было присвоено Виктору Сергеевичу Орлову в 1962 г. В 1978 – 1985 гг. он служил в Новосибирском драматическом театре «Красный факел».

Супругой Виктора Сергеевича была легенда новосибирской сцены – народная артистка РСФСР Анастасия Васильевна Гаршина. Дочь – Наталья Викторовна Орлова, заслуженная артистка России, почти полвека отдавшая новосибирскому ТЮЗу – «Глобусу».

Пресс-служба театра «Глобус»

ЛИТЕРАТУРА

1. НОВОСИБИРСКИЙ академический молодёжный театр «Глобус». 1930–2000 : [фотоальбом] / сост. Г. К. Журавлёва. – Новосибирск, 2000. – 239 с. : ил.

2. СТРАНИЦЫ истории Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». 1930–2000 / Г. К. Журавлёва, Е. А. Абрамова. – Новосибирск, 2001. – 68 с. : ил., портр.

3. ТЕАТРЫ Новосибирска // История города. Новониколаевск-Новосибирск. В 2-х т. Т. 1. – Новосибирск, 2005. – С. 654.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2024 год

Добавить комментарий

Target Image