Особое поручение

«Культурная революция» на стене

Рассказ о любом человеке принято начинать с его биографии: где он родился, вырос, что повлияло на формирование его личности. Абрам Аронович не был сибиряком и тем более новониколаевцем. Он приехал к нам из Одессы в 1931 году. Что, впрочем, характерно для нашего города – молодой, перспективный, стремительно растущий Новосибирск притягивал к себе таких же молодых и талантливых людей, желающих пробиться в жизни, сделать что-то большое и важное.

Родиной Абрама Бертика была Бессарабия, где он появился на свет 15 июня 1908 года на Соляных копях близ городка Аккермана (ныне Белгород-Днестровский). А юность прошла в солнечной Одессе – в этом шумном, многолюдном городе с портовыми улочками и живописной южной природой.

Видимо, желание стать художником было у Абрама с детства. В 16 лет он поступил на курсы изобразительных искусств к Юрию Бершадскому, ученику Репина. В 1962 году Бертик продолжил образование на факультете монументально-декоративной живописи Одесского художественного института. Его наставником был известный на Украине художник и педагог профессор Теофил Фраерман.

В 1930 году Абрам Бертик выполнил свою первую творческую работу – фрагмент росписи на тему «Культурная революция» в Доме печати города Одессы. Работа имела успех у зрителей и даже была отмечена в журнале «Шквал». На следующий год Бертик работает в бригаде художников по монументальной росписи клуба имени Менжинского, где выполняет проект росписи на оборонную тему. Фреска называлась «Осоавиахим». Перед художником стояла задача показать готовность города к защите Отечества. По мнению искусствоведов, на творческую молодежь того времени большое влияние оказывали работы Бойчука и мексиканского художника Диего Ривера, жившего в конце 20-х годов в Советском Союзе и работавшего здесь над фресками. Когда Бертик учился на последнем курсе института, группа Бойчука как раз расписывала в Одессе клуб ГПУ. Идеологией «бойчукизма» было «стремление в монументальной и станковой живописи соединить ритмическую ясность и чистоту большой формы древнерусского искусства с пластической и идейной остротой тогдашних художественных течений – например, экспрессионизма, конструктивизма». Все это, как считают специалисты, и повлияло на творчество Бертика.

…А росписи – чуть больше 100 квадратов…

В 1931 году Абрам Аронович переехал в Новосибирск, где с особой силой проявилось его дарование. Вначале занимался педагогической деятельностью – преподавал молодым художникам в мастерских Пролеткульта. В эти годы он написал картины «Нарымские рыбаки» (1938-й).

Через несколько лет Новосибирским отделением Союза художников Бертику была поручена самая важная в его жизни работа – возглавить бригаду по росписи Государственного театра оперы и балета. Он был первым и единственным тогда в Новосибирске специалистом в области монументального искусства. Этой работе художник отдал все свои силы и способности. Спустя много лет Абрам Аронович рассказывал корреспондентам газеты «Вечерний Новосибирск» о тех «незабываемых днях»:

– Работа по архитектурно-художественному оформлению была передана мастерской академика архитектуры Щусева. Из Москвы мы получили проекты зрительного зала, фойе, вестибюля. Весной 1938 года городской архитектурно-художественный совет рассмотрел два форэскиза росписи плафона зрительного зала, представленных мастерской Щусева, и утвердил для дальнейшей разработки один из них. Мне было доверено возглавить бригаду художников. С принятого форэскиза, выполненного в масштабе 1:100, осуществить роспись было невозможно, и, естественно возник вопрос, кто сделает уточненный проект, кто будет рисовать картоны (детали росписи в натуральный размер).

Так как мастерская Щусева эту работать делать не бралась, то ее возложили на бригаду наших художников, которые выполнили уточненный детальный эскиз росписи в масштабе 1:20, а также оформление портала сцены и фриза с полным цветовым решением всего интерьера зрительного зала. Договор был заключен в июле, а в ноябре мы представили на архитектурно-художественный совет всю проектную работу.

После утверждения уточненного проекта мы приступили к изготовлению картонов. Как бы ни был проработан эскиз, но перенесение его в натуральный размер не есть механическая работа. Здесь нужна корректировка. Масштабы плафона театра уникальны – это более100 кв. метров росписи. Прежде чем сделать рисунки в натуральный размер, пришлось рисовать в масштабе 1:5, и только после внесения корректив осуществлять окончательный вариант в натуре.

Весной 1939 года мы завершили подготовительные работы и были готовы к исполнению росписи плафона. Роспись делалась яичной темперой по матовому, масляному грунту. Из Ленинграда нам выслали высококачественные пигменты для приготовления темперы. Темперные краски готовили только на день работы, что обеспечивало прочность красочного слоя. Писать яичной темперой на большой плоскости очень сложно. Но ее преимущества неоспоримы: со временем она не темнеет, прозрачна и светла. А ведь роспись плафона должна быть легкой, как бы парящей в воздухе. Работа была начата в июне, а в декабре ее принял городской архитектурно-художественный совет.

Кто же автор росписи зрительного зала театра? Их несколько. Роспись плафона, портала сцены, фриза осуществили М. Адамович из мастерской Щусева, новосибирские художники А. Фокин, И. Янин и автор этих строк. В работе приняли участие также художники А. Иванова, О. Щереметинская, П. Якубовский.

По завершении работы в оперном театре Абрам Бертик был награжден Почетной грамотой Новосибирского горсовета «…за большую работу и особые отличия в строительстве монументального сооружения – Новосибирского государственного театра оперы и балета».

При активном участии Бертика была выполнена и роспись плафона в Новосибирском клубе имени Горького (1954), а также росписи в Доме культуры завода имени Ефремова (1952-1953). Приглашали его на помощь и соседи. В 50-годы Абрам Аронович успешно расписывал дома культуры и клубы в городах Кузбасса – Новокузнецке, Киселевске, Мариинске.

«Яблоко к яблоку, предмет к предмету…»

Творчество Абрама Бертика не ограничивалось только сферой монументально-декоративного искусства. Он занимался и станковой живописью, и графикой. Художник рисовал картины, портреты, рисунки с натуры, натюрморты, обнаженное тело человека, владея разными видами техники – живопись маслом, гуашь, темпера, акварель. Его произведения не раз экспонировались на областных, зональных, республиканских выставках. Но призванием Абрама Бертика, пожалуй, был натюрморт.

Как-то великий мыслитель Паскаль заметил: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копиями тех вещей, оригиналами которых ты не любуешься». Художник рисовал плоды, минералы, рыбу, вино, цветы, предметы домашнего обихода. Выделяется у Бертика серия мастерски написанных натюрмортов: «Сибирские минералы», «Кварц и медистый песчаник», «Натюрморт с лазуритом», «Геологический натюрморт», «Минералы и синяя вода» и другие. Их даже приобрели Институт геологии СО АН СССР, Новосибирское геологическое управление и Министерство культуры СССР.

Очень часто художник в своих работах воспевал хлеб: « и колосья, и караваи, и буханки пышного белого и ржаного хлеба, и булки». На выставке 1968 года, посвященной 60-летию Абрама Ароновича, были представлены натюрморты: «Хлеб и яблоки», «Хлеб и лук», «Хлеб и бидон». Есть у художника натюрморты, необычные и по содержанию, и по идейной нагрузке: «Оружие солдата», «Партизанское оружие», «О древнерусском искусстве», «Натюрморт с репродукцией иконы Донской Богоматери».

Искусствоведы не раз отмечали, что Бертик хотя и писал натюрморты быстро, но очень долго обдумывал, как их скомпоновать. «Яблоко к яблоку, предмет к предмету. Драпировка то комкается, то разглаживается, то ложится на стол, то подвешивается, пока не станет зеленой вертикалью («Хлеб», 1983), олицетворяющей зеленую силу земли, пока не уложится полосатой диагональю («Дыни и груши», 1985), чтобы намекнуть на идею восхождения от низшего к высшему. Диагональ, всплеск, фанфары типичны для Бертика».

В 1962-1974годах художник преподавал рисунок и живопись в Новосибирском инженерно-строительном институте имени Куйбышева. Умер он в 1999 году.

Подготовила Людмила Кузменкина.

 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image