Памяти Михаила Никифоровича Мельникова

15 лет назад умер один из крупнейших ученых-фольклористов Сибири, профессор Новосибирского государственного педагогического института (университета), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Союза писателей СССР Михаил Никифорович Мельников (10.08.1921 —13.08.1998).

Основной сферой деятельности учёного было спасение от забвения традиционной народной культуры Сибири. Круг его интересов охватывал проблемы этнопедагогики, филологии и фольклористики, художественной литературы, публицистики. М.Н. Мельников — автор более ста научных публикаций. В числе публикаций свыше 20 книг (монографий, учебных и методических пособий, словарей, сборников фольклора). Наиболее важные из них: «Русский детский фольклор Сибири» (Новосибирск, 1970) и изданные в 60-томной серии Сибирского отделения РАН «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: «Календарно-обрядовая поэзия сибиряков» (Новосибирск, 1981), «Хороводные и игровые песни Сибири» (Новосибирск, 1985), «Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. Песни. Заговоры» (Новосибирск, 1997) Три последних издания из названных выполнены в соавторстве с Ф.Ф. Болонёвым (доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН). В последнем издании музыковедческий раздел подготовлен этномузыковедом Н.В. Леоновой (проф. Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки.

М.Н. Мельников уделял большое внимание изучению фольклорных взаимосвязей русского, белорусского и украинского народов в Сибири. Он был одним из пионеров в исследовании этой темы, которая нашла отражение в ряде его статей и книг: «Свадьба Обско-Иртышского междуречья» (М., 1983), «Фольклорные взаимосвязи восточных славян Сибири. Фольклор старожильческого русского населения: опыт типологии» (Новосибирск, 1988) и др. Проблемы сохранения традиционной культуры, ее возрождения, а также вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения были подняты в его книгах «Поиски сокровищ. Записки фольклориста», «Васюганье: путь в никуда?», где проявился также и его талант публициста. Много сил и времени Михаил Никифорович отдавал составлению и редактированию сборников научных работ сибирских фольклористов. Под его редакцией вышли в свет более 14 книг, из них 6 сборников научных трудов НГПИ, сборник «Дети и народная культура».

Его повести, сказы, очерки, стихи печатались в журналах «Сибирские огни», «Наш современник», местных и республиканских газетах, в коллективных сборниках.

Любовь и интерес к народной культуре, к меткому слову, к песне проявились ещё в детстве. Пятилетний Миша часами слушал сказки своей старшей сестры Ирины (его няни), в семь лет пересказывал их друзьям. Сельский быт, труд и народная песня, сказка рано запали в душу впечатлительного мальчика, а потом стали на всю последующую жизнь неиссякаемым источником радости, сделали его бескомпромиссным борцом за сохранение богатств народной культуры, которая несёт информацию об историческом прошлом народа, о его труде и педагогическом таланте.

М.Н. Мельников родился 10 августа 1923 г. в посёлке Михайловском Чулымского района Западно-Сибирского края (ныне — Новосибирская область) в семье крестьянина-середняка. Его отец, Никифор Исаакович, был родом из села Рудня Борисовского уезда Минской губернии. В 1926 г. семья переехала в село Тоя-Монастырская, где отец построил мельницу. В 1930 г. их семью раскулачили и выслали в Васюганские болота, в с. Галка Нарымского округа. Ужасы тех лет нашли частичное отражение в повести М.Н. Мельникова «Северное сияние». Семья бежала из ссылки, а вскоре родители были восстановлены в правах как «неправильно лишённые», ибо не имели наемных рабочих. Но хозяйство было разорено: мельница уничтожена, амбары пусты, и семья из 12 человек оказалась нищей, бедствовала. Невзгоды, выпавшие в детстве на долю Михаила Никифоровича, закалили его характер, воспитали в нем стойкость и умение жить в любых условиях. Это помогло ему вынести все тяготы военных лет, когда, прибавив себе два года, он из 7 класса уходит служить в Красную Армию. С октября 1940 г. по июнь 1941 г. учился в полковой школе 158-го артиллерийского полка 52-й стрелковой дивизии. В этом же полку прошёл всю Великую Отечественную войну, с первых дней. С июня 1941 г. по апрель 1945 г. М.Н. Мельников — рядовой и командир отделения, зам. политрука, и.о. заместителя командира батареи по политчасти, командир отделения разведки, и.о. начальника разведки дивизиона, командир взвода управления. Участвовал в боях на Северном направлении, в Финляндии, Норвегии, Польше, Германии. Его отделение и дивизион, которым он командовал, участвовали в сложных и опасных операциях. Не раз приходилось, находясь в тылу врага, корректировать огонь нашей артиллерии, руководить группой разведчиков при захвате «языков», карт, планов расположения огневых позиций противника. Довелось участвовать в танковых рейдах и десантах в тыл врага, разминировать минные поля. Михаил Никифорович был принят члены ВКП (б) в 1942 г. Был ранен, контужен. Демобилизован в 1947 г. после шести с половиной лет службы, в звании младшего лейтенанта. Среди его боевых наград — ордена Отечественной войны I и II степеней, медаль «За отвагу», «За оборону Заполярья» (а всего 15 медалей).

В 1946 г. М.Н. Мельников поступил заочно на первый курс Белорусского университета, а после демобилизации в 1947 г. перевёлся в Новосибирский государственный педагогический институт на филологический факультет, в 1951 г. окончил полный курс института по специальности «русский язык и литература». В 1952 г. его, филолога, отправляют на укрепление сельского хозяйства. Сначала работал директором МТС в Ордынском районе, затем — председателем укрупненного колхоза. М.Н. Мельников работал также пропагандистом на приборостроительном заводе им. В.И. Ленина, учителем в сельской школе.

Только в феврале 1963 г. Михаил Никифорович вернулся в НГПИ, где прошел путь от ассистента до профессора. В 1967 г. М.Н. Мельникову Объединенный совет при Томском университете присуждает ученую степень кандидата филологических наук, в 1972 г. он утвержден в ученом звании доцента по кафедре «русская литература / курс фольклористики». В 1985 г. решением ВАК М.Н. Мельникову в виде исключения без защиты докторской диссертации присвоено ученое звание профессора. В 1988 г. он принят в члены Союза писателей СССР. В 1995 г. избран членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств.

Как педагог и прекрасный лектор, Михаил Никифорович уделял много внимания учебно-методической и просветительской работе. Его лекции были открытыми. Их посещали преподаватели школ и вузов, писатели, журналисты. Опыт учебной и учебно-собирательской работы обобщен им в статьях и брошюрах: «Сибирский фольклор: программа полевых наблюдений собирателя», «Приемы и методы развития научного мышления студентов в процессе изучения фольклора», «Народные традиции как фактор нравственного воспитания детей и молодежи» и др.

В период «оттепели» 1960-х годов общество открыло себя, заглянуло в свои истоки, и возродился интерес к подлинной народной аутентичной культуре. Новое открытие фольклора началось с подъема фольклористики. М.Н. Мельников выявил, поддержал сотни народных исполнительских коллективов. Первым в Сибири он вывел аутентичный фольклор в жизнь.

Вместе с Виктором Гавриловичем Захарченко (с 1968 г. — главный хормейстер Сибирского народного хора, с 1974 г. — руководитель государственного народного Кубанского казачьего хора) в середине 1960-х годов М.Н. Мельников стал организатором собирания фольклорных материалов в Новосибирской области. Под его руководством и при непосредственном участии за период до начала 1990-х гг. собрано более ста тысяч произведений разных жанров фольклора русского, белорусского и украинского происхождения. Большая часть записей выполнена в ходе ежегодных учебных фольклорных экспедиций в различные районы Новосибирской области студентами факультета русского языка и литературы НГПИ. Часть материалов, собранных под руководством М.Н. Мельникова, передана им в ОЦРФиЭ, часть осталась в домашнем архиве, а также оказалась у отдельных лиц (фольклористов, музыковедов). Но большинство материалов концентрировалось в фольклорном кабинете-музее при кафедре русского языка и литературы НГПИ, откуда впоследствии они переданы в ГАНО. Коллекция богата по жанровому составу материалов. Она содержит образцы песенных и речевых жанров разных народов, проживающих на территории Новосибирской области, хотя центральное место занимают материалы, связанные с традиционной культурой восточнославянских народов. В фольклорном собрании представлены как песни и сказки старожильческого населения Сибири, так и песенные и речевые формы новопоселенцев. Здесь присутствуют все основные родовые и видовые группы восточнославянского фольклора, включая и такие ценные с научной точки зрения, как обрядовый фольклор, традиционная лирическая песня, хороводно-игровые произведения, сказочная и несказочная проза.

В начале 1970-х гг. под руководством Михаила Никифоровича, под эгидой фольклорно- этнографической секции Новосибирского областного отделения ВООПиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), развернулась крупнейшая экспедиционная акция сибирской фольклористики «По Московскому (Сибирскому) тракту». Только за 1970-1974 гг. в рамках этого проекта проведено свыше 30 экспедиций. Экспедиционная акция была спланирована как комплексная: в её составе работали фольклористы-филологи, этнографы, музыканты (музыковеды, хормейстер, композитор), археологи, искусствовед, фотограф. Обследованы десятки населённых пунктов Усть-Таркского, Венгеровского, Барабинского, Куйбышевского, Северного, Татарского, Каргатского, Коченёвского, Колыванского, Кыштовского, Чулымского районов Новосибирской области. От многих сотен исполнителей записано несколько десятков тысяч произведений фольклора, собраны большие коллекции прикладного искусства и предметов быта.

Для самого М.Н. Мельникова этот экспедиционный проект также стал этапным, его научная деятельность повернула в новое русло. До этого научные интересы сосредоточивались на детском фольклоре, и Михаил Никифорович является одним из ведущих российских специалистов в этой области.

Михаил Никифорович уделял много внимания развитию фольклорного движения в Сибири. Он был руководителем Западно-Сибирского вузовского фольклорного центра, председателем областного Совета по фольклору, осуществлял научное руководство фольклорным движением, разрабатывал программы возрождения традипионной народной культуры. Под его научным руководством более 16 лет работали фольклорный ансамбль Русского дома народных традиций «КрАсота» (руководитель — О.Ю. Выхристюк), ансамбль сибирской народной песни под руководством В.В. Асанова и сформировавшийся затем на его базе Новосибирский областной центр русского фольклора и этнографии (ОЦРФиЭ), почти 10 лет — семейный фольклорный театр «Радоница». Все эти коллективы живые, активно действующие и ныне, играют заметную роль в общероссийском фольклорном движении. Проводились фольклорные фестивали, получившие международное призвание. В рамках фестивалей проводились научные конференции, семинары и школы-семинары. Все это имело огромное значение и благоприятно влияло на размах фольклорного движения, на развитие народного творчества. Михаил Никифорович являлся членом президиума Новосибирского отделения Фонда культуры России, членом совета Новосибирского краеведческого музея, председателем издательского совета Новосибирского отделения ВООПиК.

Последние 12 лет М.Н. Мельников работал над составлением томов из 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Ещё при жизни Михаила Никифоровича (1997 г.) издан том «Русский календарно-обрядовый фольклор. Песни. Заговоры». Проделана большая работа над составлением тома « Предания. Былички. Легенды», а также томов украинского и белорусского фольклора Сибири «31-й том серии «Фольклор белорусов Сибири в Дальнего Востока», куда вошли в том числе и мельниковские материалы, вышел в 2011 г.). В 2002 г. (М.: «Русская книга») вышел том «Детский фольклор» всероссийской серии «Библиотека русского фольклора»; у истоков этого издания стоял также М.Н. Мельников. В своё время он был приглашён редколлегией издания как ведущий специалист по детскому фольклору. Ядром корпуса текстов в разделе «Поэзия пестования» стала рукопись М.Н. Мельникова 1989 г. В 2003 г. Н.В. Леоновой при содействии ОЦРФиЭ издан сборник «Песни сибирской деревни Олыпанки», подготовленный М.Н. Мельниковым совместно с В.Г. Захарченко ещё в 1970-е годы. В 2006 г. также ОЦРФиЭ (после завершения большой работы по расшифровке и оцифрованию аудиозаписей, переданных в архив Центра Михаилом Никифоровичем), издан сборник «Золотая птица»: Сказки А.Е. Егоровой из собрания М.Н. Мельникова». Подготовившая уникальное издание сотрудник Центра Т.Ю. Мартынова посвятила этому своё сообщение на 2-х Мельниковских чтениях: «Сказка — сама по себе довольно редкий жанр в современной фольклорной традиции. В основном записываются единичные образцы, не очень объёмные. Тем больший интерес представляют записи М.Н. Мельникова. Васюганская болотная глухомань оказалась благодатным краем для фольклора в целом и отдельных его жанров. Судя по материалам М.Н. Мельникова и более поздним экспедициям, здесь было развито сказочное творчество. Совершенно уникально село Ичкала Северного района. В этом многонациональном селе также причудливо, как и нации, перемешались сказочные традиции разных народов. Сказки Егоровой не только расширяют наше представление о русском сказочном репертуаре сибиряков, но и вводят в русскую сказочную литературу тексты, значительные по своим художественным достоинствам».

Память о Михаиле Никифоровиче объединяет фольклористов региона. Именно сейчас, когда обозначилась острая необходимость сохранения нематериального (духовного) культурного наследия народов России, особенно хорошо заметно, как дело, начатое М.Н. Мельниковым, прорастает в делах его многочисленных учеников и коллег. При НГПУ создан музей М.Н. Мельникова. Традиционными стали научно-практические конференции «Мельниковские чтения» (2003, 2005, 2007, 2009, 2011 гг.). Учредителями чтений выступили Департамент культуры Новосибирской области, Областной центр русского фольклора и этнографии при поддержке Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирского государственного краеведческого музея и Новосибирской областной научной библиотеки. Каждая из конференций раскрывает всё новые аспекты изучения наследия М.Н. Мельникова, новые грани существования сибирской фольклористики и фольклорного движения Сибири. Для примера приводим программу только последних по времени, 5-х «Мельниковских чтений» (2011 г.):

1.      «По Сибирскому тракту»: к 40-летию экспедиционного проекта М.Н. Мельникова.

2.      Народная традиционная культура: современное состояние и развитие.

3.      Фольклор и народная педагогика.

4.      Декоративно-прикладное творчество крестьян Сибири.

5.      Перспективы развития и сотрудничества центров славянской культуры.

Помимо этого, в программе чтений — выставки декоративно-прикладного творчества, презентация новых изданий, мастер-классы, выступления фольклорных коллективов Новосибирской области и города, вечёрки.

В память о Михаиле Никифоровиче с 2008 г. проводится Межрегиональный фольклорный фестиваль «Малая моя Родина» — ежегодный проект по сохранению и развитию традиционной народной культуры Новосибирской области. Мероприятие проходит на территории Ордынского района в поселке Ордынское и селе Нижняя Каменка (здесь прожил долгие годы и похоронен учёный). Очередной фестиваль прошёл в августе 2012 г. В его рамках прошли круглые столы и семинары по фольклору, выездные концерты в селах Ордынского района, а также акция по расчистке родников речки Каменки. Участники фестиваля — фольклорные коллективы из Омской области, из Новосибирска, а также Колыванского. Искитимского, Венгеровского, Куйбышевского. Маслянинского, Кочковского, Чистоозерного, Сузунского, Коченёвского, Чулымского, Ордынского районов Новосибирской области. Фестиваль собрал около 300 мастеров народного творчества.

Отрывок из интервью М.Н. Мельникова

«...если мы возьмем народную педагогику. Во-первых, она была более эффективной, чем наша, сколько бы мы тысяч трактатов ни опубликовали. Потому что она давалась в яркой, художественной форме, через песню, через танец, через хоровод, в котором — рука в руку (душа в душу) — единый эмоциональный настрой. Это и есть кирпичик — основа соборности, которая воспитывает коллективизм, ответственность друг за друга, за поведение каждого своего собрата (или сестры). Сейчас этого в танцах нет. В культуре этого нет. Все работает на индивидуализм, на себялюбие, на эгоизм. Нам навязывают эгоцентрическую потребительскую культуру.

Мы должны противостоять этому. Народ считал главным нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения. И содержание всех вечорок, хороводов, свадебных обрядов, календарных обрядов (рождество, святки, закликание весны), все как раз направлено на эстетическое и нравственное воспитание подрастающего поколения. Там все идет от нравственного идеала. Мы же утратили институты нравственного воспитания. Ни школы, ни вузы, ни наши учебные планы к этому не приспособлены. Общество разъединено, разобщено. Идеи коммунистические, которые сплачивали и вели нас, пусть к иллюзорным, но возвышенным целям, отвергли. Их можно не достигнуть, но если пробираешься вверх, то сам становишься выше. Мы это тоже выбросили. Все охаяли, все оплевали. Превратили в мусорную свалку нашу историю. Хотя она прекрасна и красива, и редко какой народ может похвастать сотой долей того исторического подвига, как наш народ. Но этого тоже нет – нам историю выхолостили. Иными словами, мы это должны в первую очередь взять, восполнить и воспитывать будущего отца, будущую мать, защитников Родины прежде всего на национальных традициях».

Из книги М.Н. Мельникова «К истокам бытия. Школа материнства»:

«Сказка окутывает детство благодатью, окрашивает в цвета утренней зари. А заря – многоцветие начала дня, начала жизни. Человек, с радостным сердцем встретивший утреннюю зарю, выкатившееся из пурпурно-багряного покрывала Солнце, носит с собой тепло и свет. Они могут жить в его сердце вечно, согревать душу и освещать путь к Правде и Добру».

Е.А. Мамонтова

Добавить комментарий

Target Image