Памятник Николаю Гарину-Михайловскому

Уважаемый Владимир Филиппович!

К Вам обращается ученик 4 А класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 96 с углубленным изучением английского языка» Ярков Дмитрий

От нашей учительницы Ольги Владимировны Ворониной я узнал, что будет учитываться мнение школьников города о необходимости установки памятников нашим знаменитым землякам и жителям. У меня к Вам убедительная просьба: поставьте, пожалуйста, памятник Николаю Георгиевичу Гарину-Михайловскому, известному инженеру-изыскателю, строителю многих железных дорог, талантливому писателю, общественному деятелю, неутомимому путешественнику и первооткрывателю.

Мы все знаем, что в этом году исполняется 120 лет со дня основания нашего любимого города Новосибирска. Основателем города считается Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (1852-1906 гг). В школе мы изучали биографию Николая Георгиевича, его литературные произведения, знакомились с его творчеством. Все новосибирцы гордятся этим человеком.

Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним Гарин) родился 20 февраля 1852 года в Петербурге в семье военного, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Детские годы его прошли в Одессе, где у его отца, Георгия Антоновича, был небольшой дом, а недалеко от города поместье. По традиции дворянских семей он обучался дома, затем в Ришельевской гимназии Одессы. Потом поступил на юридический факультет Петербургского университета, а через год в Петербургский институт путей сообщения.

Труда он не боялся, во время студенческой практики ездил даже кочегаром на паровозе. До конца своей жизни он занимался изысканиями и строительством дорог – железных, электрических, канатных – в Молдавии, Болгарии, на Кавказе, в Крыму, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Корее. Он был инженером, изыскателем, проектировщиком и строителем. Строил тоннели, мосты в Батуме, Уфе, в Казанской, Костромской, Вятской, Волынской губерниях и в Сибири.

В конце 1891 года он занимается изысканиями на строительстве Златоуст-Челябинской железной дороги, а в апреле 1891 года назначается начальником изыскательной партии на Западно-Сибирской железной дороге. Здесь им был предложен наиболее оптимальный железнодорожный мостовой переход через реку Обь.

Николай Георгиевич отклонил вариант возведения моста в районе Томска, а предложил вариант у села Кривощёково, чем создал условия для возникновения нашего города.

Город возник как посёлок строителей железнодорожных сооружений. 20 июля 1893 года, в густом сосновом бору на берегу Оби, состоялся молебен по случаю закладки моста через Обь. Уже к концу первого года строительства моста в посёлке насчитывалось более 500 жителей. Преобладали землянки, бараки, как «куча безобразных, наживо сколоченных построек, занятых пришлым на железную дорогу рабочим людом и различными торговцами» (из описания 1894 г. агента торговой фирмы Ю.А. Шмидта). Строительство шло хаотично, но быстро. Второе ядро поселения возникло у станции Обь, в 2,6 км от устья реки Каменки, место посёлка строителей моста.   В мае 1892 года было утверждено направление средне-Сибирской железной дороги от правого берега реки Обь, напротив села Кривощёково. Уже 27 сентября 1893 года от станции по ветке, проложенной к пристани на Оби, открылось движение поездов, которые доставляли прибывающие по реке грузы для строительства различных сооружений железной дороги и моста. Посёлок вдоль берегов Оби, Каменки стремительно разрастался, в 1897 году в нём было 7832 человека, с конца 1903 года посёлок Новониколаевский становится городом, в 1905 году в нём уже было 22708 жителей. В 1913 году Новониколаевск стал крупнейшим торгово-транспортным узлом и экономическим центром Западной Сибири, обогнав в развитии Омск, Томск, Бийск.

Мне было очень интересно читать об истории возникновения нашего родного Новосибирска, о прошлом города. Если бы не отстоял в своё время Николай Георгиевич Гарин-Михайловский место строительства моста через Обь у села Кривощёково, а не в районе старинного села Колывань, где первоначально транссибирская магистраль должна была пересечь реку Обь, не было бы и нашего прекрасного города.

Николай Георгиевич был и известным писателем. Мы читали его повесть «Детство Тёмы». Есть у него рассказ «Несколько лет в деревне», повести «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Он описывал свои путешествия по Дальнему Востоку. Скончался он скоропостижно 10 декабря 1906 года от паралича сердца в Петербурге.

За свои 54 года жизни русский писатель, инженер, путешественник Николай Георгиевич Гарин-Михайловский сделал столько много для людей, что остался жить в веках. Особенно чтим и уважаем его память мы – сибиряки, ведь это он создал условия для возникновения Новосибирска – одного из самых крупных промышленных, научных центров нашей России и нашей Родины.

Памятник этому знаменитому человеку можно поставить на площади около железнодорожного вокзала, носящей имя Н.Г. Гарина-Михайловского. Я вижу его сидящим в раздумье над чертежами. Можно сделать надпись: «Великому русскому путешественнику, писателю, талантливому инженеру – изыскателю от благодарных потомков».

Прошу Вас, Владимир Филиппович, рассмотреть моё предложение.

Ученик 4 А класса Ярков Дмитрий Андреевич

Фото места на площади перед вокзалом города Новосибирска,

 где можно установить памятник Н.Г. Гарину-Михайловскому

Рейтинг: 
Average: 4.1 (294 votes)