Первый и единственный в мире

А.М. Топоров. Рис. С.П. Титова, отца космонавта.

 Глубокоуважаемая редакция!

Я – внук и популяризатор творчества писателя и просветителя А.М. Топорова (1891–1984). Выходец из беднейшей крестьянской семьи на Старооскольщине, он достиг вершин во многих отраслях человеческой деятельности, стал организатором знаменитой коммуны «Майское утро» на Алтае (1920), одним из лучших селькоров СССР, автором единственного в мире опыта крестьянской критики литературных произведений – книги «Крестьяне о писателях» (1930). Его имя также связывают с подвигом Г.С. Титова. Космонавт-2 родился в «Майском утре» в семье учеников и друзей А.М. Топорова.

Более подробно с биографией и трудами писателя можно ознакомиться в статье о нём, размещённой в электронной энциклопедии «Википедия»:

В «Литературной России» не раз публиковались материалы, связанные с именем А.М. Топорова (например, 26.06.1964 и т.д.). Посему беспокою Вас в связи со знаменательной датой, которая имеет прямое отношение к литературной жизни, личности моего деда и приходится на нынешний год. Это 85-летие со дня выхода в свет его книги «Крестьяне о писателях».

С уважением

Игорь ТОПОРОВ

г. НИКОЛАЕВ, Украина

 В 2015 году исполняется 85 лет со дня выхода в свет уникальной книги «Крестьяне о писателях». Учитель Адриан Топоров (1891–1984) в коммуне «Майское утро», что находилась неподалёку от Барнаула, с 1920 по 1932 год ежедневно проводил с малограмотными или неграмотными вовсе крестьянами чтение мировой и отечественной художественной литературы. Сумел убедить неразговорчивых в обыденной жизни сибирских кержаков высказаться по каждому из произведений.

А диапазон услышанного коммунарами в мастерском артистическом исполнении А.М. Топорова был поразительным. Это сотни книг: от «Орлеанской девы» Шиллера и пьес Гамсуна – до Зощенко и Демьяна Бедного, от античных поэтов – до Блока и Пастернака, от Толстого и Достоевского – до Зазубрина и Серафимовича...

Атмосферу тех читок прекрасно иллюстрируют слова самого Адриана Митрофановича: «Как сейчас помню, читал я со сцены Пушкина, видел замерший зал, ощущал сотни воткнутых в меня глаз, и от этого в душе было сияние и лёгкий взлёт».

Крестьянская критика была честной и непредвзятой. Крепко досталось от них Есенину за цикл стихотворений «Москва кабацкая», Пастернаку за роман «Спекторский». Даже Л.Н. Толстого не пощадили после прочтения «Хозяина и работника».

Каждому произведению одного и того же автора коммунары воздавали должное по заслугам. За «Растратчиков» Катаев получил от них высшую похвалу, а за «Бездельника Эдуарда» – крепкую ругань. Не понравился как-то коммуне писатель Пришвин. Ему вынесли суровый приговор. Когда крестьянам указали, что сам Максим Горький хвалит этого автора, они ответили: «Ну, пущай ему Пришвин нравится. А вот нам сам Горький нравится, а Пришвин – нет».

Высказывания коммунаров об услышанном так поразили Топорова, что он стал стенографически записывать их. В 1927 году началась публикация этих заметок с его пояснениями в бийской газете «Звезда Алтая» и в популярном журнале «Сибирские огни». В 1930 году А.М. Топоров выступил в Москве с отдельной книгой «Крестьяне о писателях», которая получила восторженные отзывы известных писателей (А.М. Горький, В.В. Вересаев, А.В. Луначарский, Н.А Рубакин, чуть позже А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, В.А. Сухомлинский и др.) и злобную критику – от окололитературных деятелей. Вокруг неё шли ожесточённые споры, что и понятно, ибо на страницах «Крестьян», к примеру, «чёрным по белому» утверждалось, что Гомер или граф Л.Н. Толстой по языку своему ближе крестьянам, чем все советские авторы вместе взятые.

Как следствие, в 1937 году А.М. Топоров был незаконно репрессирован и до 1943 года отбывал наказание в исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа, а сама книга на суде над ним фигурировала среди вещественных доказательств вины автора. В публикации второго и третьего томов «Крестьян» Топорову было отказано Госиздатом, а их рукопись уничтожена. Позднее книга была включена Главлитом в «Аннотированные списки политически вредных книг, подлежащих изъятию из библиотек и книготорговой сети» (Аннотир. список № 10.М., 1951. Возвр.: Приказ № 197. 13.02.1958) по следующим причинам: «Книга засорена положительными упоминаниями врагов народа: Аросева, Пильняка, Кольцова. На с. 264–266 приведены положительные отзывы об Орешине и его творчестве».

Интерес к этому произведению со стороны общественности и читающей публики возобновился после реабилитации автора (1958) и космического полёта Г.С. Титова, который называл А.М. Топорова своим «духовным дедом» (родители космонавта были учениками и близкими друзьями писателя в коммуне «Майское утро»).

Но и тогда за нестандартность и ершистый характер власти и собратья по перу не жаловали автора «Крестьян»: орденами и лауреатскими званиями не награждали. а в члены Союза писателей СССР приняли только лишь в возрасте 88 лет (!!).

Тем не менее, книга «Крестьяне о писателях» в дальнейшем выдержала ещё 4 издания, а несколько лет назад в Государственном архиве Николаевской области на Украине были обнаружены ранее не опубликованные записи с обсуждением коммунарами произведений М.М. Зощенко, В.Я. Шишкова, С.А. Есенина, А.Л. Курса. Частично они были напечатаны в журналах «Барнаул» (2009), «Братина» (2011) и «Звезда, «Сибирские огни» (2014).

Книга нашла своих почитателей и далеко за пределами страны – в США, Австралии, Швейцарии, Польше и т.д. Её и поныне бережно хранят тысячи библиотек по всему свету – от Николаева, Белгорода и Барнаула – до московской «Ленинки» и Библиотеки Конгресса (The Library of Congress) в столице США Вашингтоне. «Крестьянам» посвящена статья в электронной энциклопедии «Википедия». Их вспоминают и активно обсуждают в «толстых» литературных журналах, на научных конференциях, чтениях, в студенческих и школьных аудиториях.

Нынешний юбилей книги «Крестьяне о писателях» – прекрасный повод вновь и вновь поговорить о роли печатного слова в обществе в наше непростое время и вспомнить до сих пор остающийся единственным в мире культурологический опыт «последнего рыцаря культуры ХХ века», как часто называли А.М. Топорова его современники.

Игорь ТОПОРОВ

Литературная Россия http://www.litrossia.ru/2015/09/09436.html

подкатегория: 
Average: 3.5 (6 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Гость
Спасибо редакции БСК за настоящую публикацию... Что до кержаков - в данном случае слово несколько обобщающее, подчеркивающее недостаток общей культуры у членов коммуны - но... Почитайте интереснейшие романы и повести Е.Н. Пермитина, а также соответствующую статью "Кержаки", например, в Википедии... Если это интересно сибирякам, то книги А.М. Топорова продолжают выходить в свет и 30 лет спустя его смерти. Так, в интернет-магазинах можно недорого купить его "Мозаику - коллекцию изящных миниатюр о великих деятелях культуры и науки (Москва, 2013). Например, здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/24936185/ С добром Игорь Топоров

Опубликовано пользователем Игорь Топоров
1. Искреннее спасибо редакции БСК за настоящую публикацию. 2. Слово "кержаки" - в данном контексте - употреблено, скорее. как обобщающее, характеризующее культурную дремучесть коммунаров в период становления "Майского утра". 3. Были ли кержаки на Алтае? Советую почитать замечательные романы и повести Е.Н. Пермитина - они имеются и в Интернете и в библиотеках. Кое-что можно узнать и из соответствующей статьи в русской редакции Википедии. 4. Если сибирякам интересно творчество Адриана Топорова, советую приобрести недавно вышедшую книгу "Мозаика" (М.: Нобель-пресс, 2013). Это коллекция изящных миниатюр о мировых и российских светилах искусства и науки. Продается в различных интернет-магазинах. Например, здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/24936185/ С добром

Добавить комментарий

Target Image