Пилот, изобретатель, популяризатор авиадела…

Об одном из первых российских авиаторов Борисе Семеновиче Масленикове (1887–1947)

Фотография около 1911 года. Участники перелета Петербург — Москва. Б. С. Маслеников сидит четвертый слева. Фотография 1911 года

Как и в случае с собратом нашего героя по «летному цеху» Яковом Ивановичем Серовым (Седовым)1, приходится начинать с фамилии. Передо мной копия аттестата, выданного 3 августа 1904 года Учебным отделом учреждений Министерства финансов отцу Бориса Семеновича, статскому советнику Семену Ивановичу Масленикову2. Именно так, с одной «н». В дореволюционных же публикациях и всей исторической литературе фамилия авиатора читается с двумя «н» - Масленников. Сам он писал тоже по‑разному, но во всех «серьезных» документах - например, в патенте на изобретение от 20 января 1910 года, выданном во Франции3, донесении начальнику Мос­ковского охранного отделения (1911)4, заявлении на выезд из СССР (1928)5, уголовном деле (1938)6, мно­гочисленных ходатайствах супруги Бориса Семеновича на имя Л. П. Берии и К. Е. Ворошилова о пересмотре этого дела7, учетно‑алфавитной карточке осужденного8 - четко значится: «Маслеников». Так далее и будет в авторском тексте; цитации же оставим в неприкосновенности.

Не все однозначно и с датой рождения. Из упомянутого аттестата следует: 19 апреля 1887 года. А в заявлении Б. С. Масленикова на выезд из СССР (также упомянутом выше) сам заявитель указывает: 20 апреля. Вряд ли теперь разберешься, чем обусловлена данная «нестыковка».

Место рождения. С этим проще: везде стоит «Москва».

Перейдем, наконец, к повествованию.

Нина Константиновна Бахрушина (во втором ряду девятая справа и Борис Семенович Маслеников (предположительно — слева ) на костюмированном балу в доме Бахрушиных. Фотография 1911–1913 годов (?). Из архива К. В. Смирновой. Публикуется впервые

Борис Семенович Маслеников родился в семье на тот момент коллежского асессора Семена Ивановича Масленикова. Мать звали Ольгой Августовной (в девичестве Каспар)9. Были еще два брата - Владимир (1870) и Виталий (1880), а также сестра Анна (1885)10.

Борис окончил «реальное училище Воскресенского, Мюнхенскую школу живописи». В 1907 году поступил на математический факультет Московского университета, но, как пошутил много позже в одной из анкет, «недоокончил» его, ограничившись лишь двумя курсами. Владел немецким и французским языками. Ему прочили большое будущее как ученому - преподавателями Бориса были Петр Николаевич Лебедев и Николай Егорович Жуковский, но он выбрал авиацию. Поехал во Францию, где, отзанимавшись у «инструктора Андре» и успешно сдав экзамен на звание пилота‑авиатора (диплом № 325 от 8 ноября 1910 года), купил аппарат «Фарман-4»11. И уже через несколько дней отправился в Болгарию. Борис Семенович стал первым авиатором, совершившим удачные полеты на Балканах (15-30 ноября) - все предыдущие оканчивались плачевно. Полеты Масленикова «пользовались громадным успехом не только среди публики, но и среди правительственных и военных кругов Болгарии. <...> Царь Фердинанд два раза поднимался со мной на аэроплане, катались сыновья Фердинанда, депутаты <...> и министры». Тогда же он обучил летному делу офицеров болгарской армии Золоторева и Иванова, со временем ставших известными авиаторами. Сборы от одного из показательных выступлений в размере 5000 франков Маслеников пожертвовал организованному им же первому в стране аэроклубу. В итоге 10 февраля 1911 года его наградили Кавалерским крестом болгарского ордена «За гражданские заслуги»12.

После Болгарии Маслеников, приглашенный уже Сербским военным министром, совершал полеты в городе Баница близ Белграда и обучал здешних офицеров. Один из них, капитан Милетич, впоследствии возглавил первую в Сербии авиационную школу. Кроме того, Борис Семенович несколько раз в присутствии сербского короля Петра катал на аэроплане королевича Георгия. Здесь он также удостоился награды - ордена Святого Саввы 5‑й степени13.

Копия телеграммы генерал-лейтенанта Д. П. Ивкова. Из фондов НГКМ

Далее последовали два месяца показательных полетов в Турции (Сан-Стефано)14. Если верить газете «Русское слово» (1911. № 146), был еще вояж в Грецию: «Русский авиатор Масленников, сделавший ряд удачных полетов на биплане, уехал в Салоники». Но летал ли он там - неизвестно. Кроме того, в некоторых старых публикациях сообщается, что в 1910 году Маслеников принимал участие в авиационных выступлениях во французских городах Жювези и Руане. Я изучил «Календарь аэронавтики» за этот год15. Выступления проходили в Жювези с 5 по 12 июня и со 2 по 9 октября, в Руане - с 19 по 26 июня. Вряд ли молодого авиатора допустили бы к столь серьезным полетам еще до получения им диплома. Возможно, он просто присутствовал там как зритель.

Весной 1911 года Б. С. Маслеников возвращается на родину, морем отправив в Одессу купленный им во Франции «Фарман».

«Секретно.

Начальнику Московского охранного отделения.

По донесению помощника начальника Одесского жандармского управления в Одесском порту, 8 марта сего [1911] года марта на германском пароходе <...> доставлен из Германии в Одесскую таможню на имя авиатора Бориса Семенова Масленикова, жительствующего в г. Моск­ве, Старая Басманная, № 4, 62, два места аэроплана с принадлежностями, каковой груз вследствие поданного названным Маслениковым в Одесскую таможню прошения 12 марта отправлен транзитом по железной дороге без досмотра в Одессе в Московскую таможню на имя того же Масленикова.

Об изложенном Департамент полиции уведомляет Ваше Высокоблагородие в дополнение к циркуляру от 12 августа 1909 года за № 134510»16.

Этот документ нуждается в комментарии.

Е. Р. Шпицберг и Б. С. Маслеников (?). Фотография 1911–1913 годов (?). Из архива Н. А. Филаткиной. Публикуется впервые

Упомянутый циркуляр регламентировал меры по начавшейся в России борьбе с «воздушным терроризмом». Все связанное с летательными аппаратами попадало в поле зрения охранки. Маслеников, человек контактный, наверняка имел знакомства со многими «неблагонадежными» людьми. Можно предположить, что в начале 1910 года и он оказался под прис­тальным вниманием Охранного отделения. К такому выводу приводит сопоставление ряда фактов. Например, на заявлении с просьбой о выезде из СССР (см. выше) стоит виза: «Отказать. Проходил по разработкам шпионажа». В уголовном деле Масленикова говорится, что он работал на немецкую разведку, контактируя с председателем страхового общества «Россия» Г. В. Бергом, с которым познакомился в 1916 году. В нескольких протоколах того же дела обращает на себя внимание вопрос следователя: «Что вам сказал перед отъездом в Европу капитан Мациевич?» Напомним: Лев Макарович Мациевич стал первой в России «авиационной» жертвой, разбившись в Петербурге в сентябре 1910 года, а за день до гибели он поднял в воздух Петра Аркадьевича Столыпина и, согласно существовавшей тогда версии, должен был разбиться вместе с ним. Причем глава департамента полиции уже предупредил Столыпина: «Именно этот офицер, будучи в Париже, весьма тесно сошелся с революционерами‑эмигранта­ми и вступил в некую боевую террористичес­кую организацию»17.

Но продолжим. 9 мая 1911 года газета «Но­вое время» писала: «Сегодня предстояло официальное открытие сезона на аэродроме Московского общества воздухоплавания полетами Масленникова и Габер-Влынского, но сильные порывы ветра, перемежавшиеся с дождем, в значительной мере омрачили открытие. Масленникова ждали с аэропланом в 15 верстах от Москвы, где происходила гонка автомобилей московского автомобильного клуба, но он туда не полетел. На аэродроме летали поочередно Масленников и Габер-Влынский. Сначала сделал круг на незначительной высоте над землей Габер-Влынский, но у него испортился «Фарман», и тогда полетел Масленников, а за ним опять Габер-Влынский. Оба сделали два свободных полета на протяжении круга, затем Масленников совершил два полета с пассажиром <...> Публики было довольно много».

«Масленников, много летавший ранее в Болгарии, Сербии и Турции, выступал после перерыва в полетах и поэтому вел себя в воздухе с некоторой осторожнос­тью», - добавляет журнал «Воздухоплаватель». По этой ли, или по какой‑то другой причине, но Борис Семенович не принял участия в авиационной неделе в Петербурге, начавшейся 14 мая, готовясь к открытию (29 мая) авианедели в родном городе, организованной Московским обществом воздухоплавания (МОВ) и собравшей шестерых авиаторов (в Петербурге было двенадцать) - Ефимова, Васильева, Габер-Влынского, Кампо-Сципио, Масленикова и Россинского. Хотя состязались здесь только гражданские летчики, по примеру Петербургской недели они также выполняли «упражнения военного характера» (бомбометание в нарисованный на поле броненосец, разведка, подрыв порохового склада, преследование воздушного шара, полет для связи и на точность приземления). На Ходынском поле выделили учас­ток для установки наземных мишеней.

Якутия. У самолета «Сопвич». Б. С. Маслеников — первый справа. Фотографии П. М. Фаддеева. 1925 год

Н. К. Бахрушина. Фотография 1910–1913 годов (?). Из архива Н. А. Филаткиной. Публикуется впервые...

В воздух взмывают один за другим несколько самолетов. Легкий моноплан «Блерио» Михаила Ефимова садится близко к линии старта, следом на такой же машине еще точнее приземляется Александр Васильев. Наматывает круги вокруг аэродрома «Моран» Михаил Кампо-Сципио в споре на продолжительность полета. Уже начинает смеркаться, но аппарат Ефимова упрямо забирается на километровую высоту. Васильев удачно поразил меловыми «бомбами» броненосец - на нарисованной боковой башне взметнулись два белых столба пыли. Он и получил первый приз. Удачно отбомбился и Борис Маслеников - все его четыре меловых «подарка» легли в контур корабля. Но тут же замолк двигатель «Фармана». Зрители, болевшие за своего румяного веселого земляка («истый москвич», как писали о нем газеты), замерли. У самой земли двигатель зачихал вновь, машина дернулась и с высоты нескольких метров рухнула наземь. Подоспевшие на помощь увидели аэроплан со сломанным крылом и нервно смеющегося пилота: «Шестнадцатое падение - гхандиозно! (Он слегка картавил.) Вообще это иногда полезно - полирует кровь»18.

Через пару дней Маслеников отремонтирует аппарат, но проблемы с двигателем останутся. 10 июня «Московские ведомости» сообщали: «На аэродроме летали Т. Н. Ефимов, <...> и Б. С. Масленников. <...> Около 6 часов вечера летал немного Масленников на своем «Фармане». Полету мешали неисправности в моторе, который давал перебои». Все это не позволило Борису Семеновичу занять на состязаниях высокое место.

На 10 июля был запланирован старт первого в России междугороднего перелета по маршруту Петербург - Тосно - Чудов - Новгород - Крестцы - Валдай - Вышний Волочок - Торжок - Тверь - Клин - Москва. Изъявили желание участвовать А. А. Агафонов, А. А. Васильев, Т. Н. Ефимов, М. Ф. Кампо-Сци­пио, Н. Д. Костин, М. Г. фон Лерхе, Б. С. Маслеников, В. В. Слю­саренко, А. Н. Срединский, С. И. Уточкин, В. М. Эрис­тов, Г. В. Янковский (в последний момент Ефимов, Срединский и Эристов снялись). Маслеников предварительно проехал весь маршрут на автомобиле «и обнаружил, что на трассе организационные работы в зачаточном состоянии. В некоторых местах запаханы старты. В других даже не начинались строиться ангары - подрядчики отказались от работ»19. Кроме того, за две прошедшие авиационные недели многие аппараты сильно поистрепались. Однако на просьбы авиаторов отложить старт организаторы ответили отказом.

С Маслениковым летел пассажир - он же механик Гурвиц. Первоначально ходили слухи, что пассажиркой Борис Семенович берет «певичку Морель, в миру Любу Голанчикову, которую самолично обучал летному делу». Но, видно, несмот­ря на молодость летчика, благоразумие в нем взяло верх.

Во всех изданиях пишется, что «Фарман», на котором принял участие в перелете Маслеников, был изготовлен им самим в России. Мне это кажется очень сомнительным.

В книге В. Б. Шаврова читаем: «Фарман-4» Б. С. Масленникова. Самолет построен в 1911 году для перелета Петербург - Москва. В нем сделан остроносый обтекатель - подобие кабины, закрывавший педали и ноги летчика. Двигатель - «Гном» в 50 л. с.»20

Качинская авиационная школа. Сидят (слева направо): полковник Горшков, полковник Ульянин, генерал-лейтенант Д. П. Ивков, Б. С. Маслеников, А. Я. Докучаев. Фотография конца 1914 года. Из фондов НГКМ. Публикуется впервые

Даже учитывая незаурядные, в чем мы убедимся далее, организационные и конструкторские способности Бориса Семеновича, вряд ли он успел бы создать собст­венный аппарат за два‑три месяца при таком напряженном графике выступлений и не имея тогда еще соответствующего опыта. Кстати, во многих источниках его аэроплан называется «Фарман-Militaire» - такие самолеты у нас не строились и «были в России в 1911 году в нескольких экземплярах» (В. Б. Шавров). Скорее всего, Маслеников модернизировал машину, при­везенную в марте, либо изначально купил ее в модификации «Militaire». Данное предположение косвенно подтверждается следующим документом. В середине апреля 1911 года Борис Семенович получил из Франции (Булонь на Сене, авиашкола «Autoplan», подпись неразборчива) письмо, где ему предлагалось, поскольку он продал свой аппарат (вероятно, имеется в виду «Фарман-4», на котором Маслеников летал на Балканах, - другого‑то не было, и продал в Турции по окончании полетов - не везти же потрепанный на родину), приобрести новый, более современный. Сидения аппарата оснащены комфортабельным кузовом (тот самый обтекатель? - А. К.). Аэроплан этот можно будет увидеть на первой в России Международной воздухоплавательной выставке в Петербурге (23-27 апреля 1911 года)21. Опять же, вероятно, авиатор выбрал именно такой аппарат, ведь на не­удачном для него выступлении в Моск­ве он летал, судя по фотографиям, на обычном, без обтекателя, «Фармане». А его слова, сказанные репортерам перед стартом перелета Петербург-Москва: «Прошу полюбоваться - тут все своими руками. Взгляните на тяги: не никелированные, как у мсье Фармана, - луженые надежней»22, - следует считать все‑таки в значительной мере саморекламой (как и слух о «звездной» пассажирке). Либо имелось в виду другое: в «Фармане» некоторые конструкции переделаны и улучшены - ведь Маслеников не утверждал, что «собственными руками» изготовил весь самолет.

Рано утром, в 5 часов 52 минуты, весело подмигнув стартеру, Б. С. Маслеников поднял свой «Фарман» в воздух. Однако в четырех верстах от Тосно при планирующем спуске случилось падение. Болотистое место спасло летчика и пассажира, а вот аэроплан пострадал основательно. Продолжать соревнования Маслеников не решился23.

Результаты перелета оказались плачевными. Один из пассажиров, Шиманский, погиб. Авиаторы Уточкин, Лерхе и Слюсаренко получили тяжелые травмы. До Моск­вы долетел только Васильев. Приняв поздравления, победитель произнес: «Еще раз я <...> [этого] ни за какие деньги не стану делать. Это каторга. Это обречение на смерть». И все‑таки перелет Петербург-Москва остался в истории отечественной авиации как первый, пусть и трагический, шаг в покорении российских небесных просторов.

Новосибирск. Могила Н. К. Бахрушиной. Могила Б. С. Масленикова, предположительно, находится рядом. Фотография автора 

2013 годВ августе 1911 года началась авиационная неделя в Царском Селе. Сюда съехались практически многие асы России - братья Ефимовы, Маслеников, Кампо-Сци­пио, фон Лерхе, Янковский. Были и военные летчики - Фирсов, Данилевский, Бродович, Бахмутов, Алехнович. 15 авгус­та Софийский плац и прилегающие к нему улицы заполнили толпы зрителей. Как и предыдущие недели, эта включала в себя, помимо спортивных, и чисто военные задания: подрыв моста, разведку, бомбометание... Открыл «шоу» полетом на аппарате русского инженера Якова Модестовича Гаккеля поручик Глеб Алехнович. Следом поднялся в воздух «Фарман» Бориса Масленикова. На высоте 250 метров он направил машину к Павловску, облетел его и через 20 минут благополучно совершил спуск на Софийский плац. Затем ввысь устремились друг за другом Михаил Кампо-Сципио, Макс фон Лерхе и Георгий Янковский. «Три аппарата на значительной высоте, и вы невольно чувствуете, что авиация вышла из младенческого возраста», - комментировал корреспондент газеты «Петербургский листок». Ближе к вечеру прибыл из Гатчины Михаил Ефимов. И уже в сумерках демонстрировался «расстрел аэроплана с автомобиля»: аппарат «Этрих» Макса фон Лерхе преследовали два автомобиля, пытаясь «поразить» его осветительными ракетами.

Следующие летные дни также не оставили зрителей равнодушными. Присутствовавший на соревнованиях Александр Васильев с гордостью заявил: «За границей редко бывают подобные искусные полеты и перелеты. Наши авиаторы превзошли самих себя».

Тогда же журнал «Автомобиль и возду­хоплавание» (1911. № 14) сообщал: «Авиа­тор Б. С. Масленников совместно с А. А. Васильевым открывают авиационную школу. Обучение будет производиться на аппаратах Фармана, Блерио, Анрио и Антуанетт. Плата за весь курс назначена 500 руб., причем ученики будут пользоваться многими льготами, а наиболее способные будут учиться даром».

Вскоре у Бориса Семеновича было уже три машины типа «Фарман» - две купленные и третья, по‑видимому, изготовленная летчиком и конструктором А. Я. Докучаевым. «Биплан Докучаева и Масленникова («Докучаев-2») <...> построен в 1912 году по предложению и заказу Б. С. Масленникова. Схема и конструкция напоминала самолет «Фарман-IV». <...> Двигатель - «Гном» в 50 л. с. Самолет был лучше обычного «Фармана-IV»24. В 1913 году за создание этого аппарата Б. С. Маслеников удостоился от Министерства торговли и промышленности большой серебряной медали25. Годом ранее его избрали председателем Московского общества летчиков26 и действительным членом Московского отделения Русского Императорского технического общества27.

С 1914 года Маслеников жил в Доме бесплатных квартир Бахрушиных на Софийской набережной28. По сообщению историка Наталии Александровны Филаткиной, он, вероятно, еще и преподавал в ремесленном училище, также основанном братьями Бахрушиными. В доме К. П. Бахрушина на Кузнецкой улице (ныне Новокузнецкая, 27) собиралась молодежь огромной купеческой семьи, их друзья и подруги. Скорее всего, именно здесь и познакомился Борис Семенович со своей будущей супругой Ниной Константиновной Бахрушиной29.

Материал опубликован в журнале "Московский журнал: история государства росийского" (2014. №11) http://www.mosjour.ru/index.php?id=2143

В печатной версии журнала статья представлена в полном виде,
для ее получения обратитесь  на сайт pressa.ru

 

подкатегория: 
Average: 4 (2 votes)

Добавить комментарий

Target Image