По рельсам и под проводами

Жители Новосибирска на общественном транспорте перемещаются почти так же часто, как и на автомобильном – на него приходится 43 % всех транспортных корреспонденций города, а на автомобили – лишь немного больше – 46,7 %. Троллейбусы и трамваи за 2016 год перевезли вместе более 70 миллионов пассажиров. Население самого Новосибирска это превышает в 40 с лишним раз.

Большинству жителей Новосибирска хорошо известны даты запуска троллейбусного движения – 6 ноября 1957 года – и трамвайного – 26 ноября 1934. Большинству новосибирцев также известен памятник трамваю КТМ-5 с бортовым номером 3037, стоящий в сквере "за оперным". Наконец, большинство жителей города уверенно назовут лидера по пассажиропотоку среди трамвайных маршрутов города – это 13-й маршрут, ставший городской легендой, и он действительно перевозит треть всех пассажиров трамвая в городе и почти три четверти – в правобережной его части.

Но мало кто знает, что и троллейбус, и трамвай в городе пытались запустить не единожды. Трамвай, как и троллейбус, могли запустить в годовщину Октябрьской революции. А на закрытых территориях можно найти ещё два памятника трамваю. Наконец, какой троллейбусный маршрут является лидером по численности перевезённых пассажиров? Об этом и пойдёт речь в статье.

Лучшие из лучших

Начнём с простого. Лидером по пассажиропотоку среди троллейбусных маршрутов является троллейбусный маршрут 24. Он через Димитровский мост соединяет Учительскую улицу и Станиславский жилмассив. На него приходится (на 2016 год) 12,2 % пассажиров троллейбуса в городе. Это легко объяснимо: от ДК Кирова до 84 школы кроме него следует лишь маршрутка под номером 30. До 2015 года (и массового сокращения маршруток в пользу автобусов) на ней работало 50 машин. На троллейбусном маршруте 24 – 25 троллейбусов (а до 2014 года – аж 30). Хотя, конечно, представить, что по Владимировской курсирует 80 единиц подвижного состава, странно. Тем не менее, факт остаётся фактом, и это было меньше 10 лет назад.

Что интересно, ни головное предприятие, ни филиал 3 "Ленинский троллейбусный", более известные как Заельцовское и Ленинское депо, откуда выходят троллейбусы 24 маршрута, не являются лидерами по пассажиропотоку. Первое место по объёму перевозок уверенно держит Дзержинское депо (оно же – филиал 1 "Дзержинский троллейбусный"). Да и среди трамвайных депо левобережное (Кировское) перевозит больше правобережного (Октябрьского). В обоих случаях к филиалам-лидерам относятся прибыльные маршруты. Их всего два для каждого вида транспорта: троллейбусные 22 и 23, трамвайные – 2 и 15.

Что же до памятников, то возле Дзержинского троллейбусного депо можно найти памятник трамваю КТМ-1. В 2014 году он выезжал на 80-летие трамвая. А в Кировском трамвайном можно найти памятник РВЗ, который "при жизни" был снегоочистительным трамваем ("снегочистом" в просторечии).

Теперь перейдём к истории самих видов транспорта.

Кто-то разрешил трамвайным рельсам разрезать этот город…

Первая попытка запустить трамвай предпринята ещё в 1914 году. Уже тогда компаньон первого русского Восточно-Сибирского общества электротехнических трамваев Громадский предложил томскому губернатору трамвайную линию длиной в 6 вёрст (около 10 километров), по нынешним улицам Ленина, Красному проспекту и Большевистской. Жители Ново-Николаевска проект восприняли на "Ура", а вот в Томске его назвали "сомнительным и дерзким". Уже тогда темпы развития молодого города не давали покоя губернским властям в Томске.

Громадский не сдавался. В. И. Жернаков, тогдашний городской голова, помог ему отстоять проект, и в 1916 году он всё же получил добро. Но Первая мировая война, революция и война Гражданская не позволили этим планам осуществиться.

К 1925 году в городе жило больше 200 тысяч человек. Расширялась и территория города: старое городское (воскресенское) кладбище оказалось в черте города, и на его месте появился Центральный парк, а позднее – и стадион "Спартак". В черте города, среди жилых домов, оказалась и инфекционка – благо, сейчас её переносят в Садовый. Новосибирск уже в 1926 получил нынешнее название, а в 1930 перешёл реку, включив в свой состав Бугры, Ересную, Вертково и другие сёла, ставшие сначала Заобским районом, а через 4 года – Кировским.

Строить на месте кладбищ, к слову, в Новосибирске – популярная практика. Многие городские объекты построены на месте кладбищ – инструментальный завод, областная больница, панно "Покорителям Оби". И конечно же, парк "Берёзовая роща" и кольцевая развязка на пересечении проспекта Дзержинского и улицы Кошурникова.

С ростом города росла и потребность в пассажирских перевозках. С помощью конного извоза решить её не представлялось возможным. Выбор был сделан в пользу трамвая. Этот вид транспорта мало зависел от состояния дорог и был лучше приспособлен к движению в условиях суровых сибирских зим.

В 1931 году, после издания постановления президиума горсовета началась работа по формирования трамвайного хозяйства. Разработкой проекта первого маршрута занималась бельгийская фирма Telefunken. По части этого пути до сих пор ходят трамваи 13-го маршрута. Первая линия прошла от Главного вокзала через Ипподромскую площадь в Центр. Вторую – к заводу Чкалова.

Первыми были заложены здания понизительной подстанции и трамвайного парка. Строил весь город: хлебокомбинат, фабрика швейников, институт транспорта, мылзавод, Октябрьский райком и райсовет. Московский трамвайный трест подготовил сорок вагоновожатых, из которых половина была женщины.

Трамвай хотели пустить 7 ноября 1934 года. Но ртутный выпрямитель был не готов. Поэтому запустили трамвайное движение лишь 26 ноября. Первый поезд из трёх красно-жёлтых вагонов из фанеры без дверей пришёл на остановку "Центр" в 11 часов. Хотя новосибирцы ждали их с раннего утра. 5945 человек – таков был пассажиропоток трамвая в течение первого дня. За 36 дней 1934 года перевезли 531 тысяч пассажиров. Несмотря на то, что в городе жило лишь 400 тысяч.

В следующем, 1935 году появилось трамвайное депо, а линии дотянулись до заводов Чкалова и "Труд". Протяжённость линий достигла 18 километров (сейчас самый длинный 15 маршрут имеет протяжённость лишь на 2 километра меньше). Из Мытищ пришло 20 вагонов: по 10 прицепных и моторных. За день трамваи перевозили по полмиллиона человек, то есть всё население города.

Замер троллейбус в троллейбусном парке

А в октябре 1936 года была предпринята первая попытка запустить троллейбус. Первую трассу хотели проложить от Дома Красной Армии до Октябрьской. Сейчас эти точки соединяет 5-й маршрут троллейбуса. Но через месяц, 14 ноября, выходит Постановление 2813 "О трассе троллейбуса на период третьей пятилетки". Маршрутов стало три: от аэродрома до Плющихи, от Главного вокзала до Главного вокзала по кругу и от центра города до Западного вокзала по Октябрьскому мосту, который тогда ещё только проектировался. Трамвай оказался приоритетнее, и троллейбус так и не запустили.

В 1940 году в генплан города внесли троллею, которая должна была пройти по Красному проспекту. Но этим планам помешала война.

Через два года о троллейбусах вспомнили. Из европейской части страны эвакуировали заводы, и численность населения города выросла. Трамваи работали на вывоз продукции оборонных предприятий. В 1943 году появляется очередной вариант трассировки троллейбуса – от вокзала до завода Чкалова. Почти как нынешний 23.

Троллейбусы, в отличие от первых двух попыток запуска их движения, в городе были. В Куйбышеве (ныне Самара) создали эвакобазу. Туда из городов, находящихся под немецкой оккупацией, свезли машины. Их стали распределять по городам, где планировали открыть троллейбусное движение, и в Новосибирске появилось 10 ленинградских троллейбусов ЯТБ-4. Но вновь город постигла неудача: дороги были брусчатые, а строить асфальтовую дорогу вышло бы в 5 миллионов рублей. В годы войны это была нереальная сумма. Троллейбусы тогда получил Нижний Новгород.

Наконец, в 50-е годы решили: новосибирскому троллейбусу – быть! Теперь дорогу и депо строили параллельно с завозом оборудования. А в Свердловск (ныне Екатеринбург) направили на обучение большую группу будущих водителей и техперсонала.

Первый троллейбусный маршрут прошёл от "Мостовой" до Северного аэропорта – через весь тогдашний Красный проспект. Второй – от главного вокзала до аэропорта. Он так ходит и сейчас, но уже не через площадь Калинина, а через Жуковского. Запущены они были накануне 40-летия Октябрьской революции – 6 ноября 1957 года.

Накануне этого дня ряду планировочных единиц Новосибирска присвоили названия в честь коммунистических деятелей и революционеров. Так на карте города появилась, например, площадь Свердлова и площадь Дуси Ковальчук – в начале одноименной улицы. В первый день, 6 ноября, катание по единственному маршруту (второй запустили только на следующий день) было бесплатным. За первый день троллейбусы перевезли 15 тысяч человек, а за два неполных месяца – 800 тысяч, то есть всё тогдашее население города.

Водитель первого рейса Радзионов и кондуктор Тараскина вспоминали, что боялись не за технику, а за реакцию пассажиров. Опасения оказались напрасными. Сказалось, в том числе, и преимущества в комфорте перед трамваем.

Как и у трамвая, у новосибирского троллейбуса долгое время не было полноценного депо. Вначале в районе закрытого в 2020 году автовокзала появилась смотровая канава. Затем – сарай со смотровой канавой на одно машиноместо. И лишь в 1958 году появилось первое троллейбусное депо. Вначале оно именовалось Правобережным, затем – Дзержинским. В Видном Московской области – самом маленьком городе в России с троллейбусным движением – депо в привычном понимании, к слову, нет до сих пор.

Так город встретил новые для себя виды транспорта. И уже более 60 лет по улицам города ездят троллейбусы и почти 90 – трамваи.

Алексей Колесников

подкатегория: 
Average: 3.8 (4 votes)

Добавить комментарий

Target Image