Под небом Колывани. Часть 2

Как монахини восстанавливали храм, где отдыхают колыванцы и чем знаменита деревня чатских татар?

Храм во имя князя Александра Невского в Колывани

Эти купола видны задолго до въезда в Колывань, причём с любой из сторон. Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского при Покровском Александро-Невском женском монастыре — одна из главных достопримечательностей посёлка. Продолжаем путешествие по Колыванскому району, в первой части мы рассказали о купеческих особняках, крынках-колыванках, местных художниках и знаменитых путешественниках, бывавших здесь.

Ворота храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при Покровском Александро-Невском женском монастыре

Каменный храм заложили на Нижней городской площади Колывани 2 мая 1882 года. Изначально однопрестольный храм вместимостью 700 человек предполагалось возвести в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Но 1 марта 1881 года был убит император Александр II. И колыванский купец первой гильдии Кирилл Кривцов подал прошение в Святейший Синод с просьбой разрешить ему построить храм на свои личные средства во имя небесного покровителя убитого царя — святого благоверного великого князя Александра Невского.

Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского  в Колывани

Церковь Александра Невского — памятник архитектуры регионального значения. На его территории находится ещё и исторический памятник — братская могила жертв колыванского мятежа 1920 года, известного как «Сибирская Вандея».

На площади перед храмом разбит прекрасный сад с цветником. «Только недавно люди начали соединять красоту и труд, раньше почему-то считалось, что в монастыре одни лентяи живут. И только лет пять назад к нам стали относиться иначе, поняли, что всё это стоит неустанных трудов», — говорит монахиня Мария, насельница монастыря.

Храм Александра Невского при Покровском Александро-Невском женском монастыре в Колывани

Сейчас трудно представить, что в начале 1990-х здесь были руины. Освящённая в 1887 году церковь действовала до 1934 года. После войны, в 1946-м, по просьбам верующих её открыли, но уже в 1962-м снова закрыли. Беззащитный храм разрушался естественным путём и руками людей — разбили звонницу, снесли все купола, разломали крышу, двери и окна, растащили уникальный липовый пол.

Покровский Александро-Невский женский монастырь в Колывани

Возрождение началось с 1990 года. 16 мая 1991 года в Колывань прибыл Святейший Патриарх Алексий II, во время своего первого визита в Сибирь. Название посёлка напомнило ему о родном городе Таллине, который до XII века в русских летописях именовался Колыванью. К слову, главный собор Таллина также посвящён святому благоверному великому князю Александру Невскому. Во всём мире больше 850 храмов носят его имя, фотографии некоторых из них размещены сейчас на выставке в монастыре — это храмы Франции, Австрии, Словакии, Болгарии, США.

Храм Александра Невского при Покровском Александро-Невском женском монастыре в Колывани

Торжественное освящение храма после реставрации состоялось 19 июля 1992 года. Настоятельницей монастыря была назначена игумения Надежда (Еремина), до этого на протяжении 20 с лишним лет она несла послушание в ризнице Вознесенского кафедрального собора в Новосибирске.

Снимать на фотокамеру внутри храма нам не разрешили, «Ведомости» — светское издание. Храм расписан в голубом цвете, с которым связан образ Матери Божией. Среди святынь — икона Казанской Божией Матери, ей больше ста лет. На службы сюда приезжает немало новосибирцев. По большим праздникам люди стоят плечом к плечу на всей площади перед храмом.

Покровский Александро-Невский женский монастырь в Колывани

Сегодня в монастыре трудятся сорок сестёр, включая послушниц. «Возраст самый разный, от пришедших больше двадцати лет назад 16-17-летними, им уже около сорока, и 80-летние, которые пришли после выхода на пенсию. А последние три года пополнения не было, — продолжает матушка Мария. — Храм расписывали сёстры, только одна имела художественное образование, остальных выбирали по принципу — боишься высоты или нет. Если не боишься, значит кисточку в руках держать научим. А если боишься — сиди и молись на земле. Старицы непрерывно читали молитву, а сёстры поднимались и расписывали стены».

Водосвятная часовня на территории храма

Монахини несут каждая свои послушания — в храме, на клиросе, на колокольне, в иконописной мастерской, в ризнице, в просфорне, трапезной, котельной, подсобном хозяйстве. Одни овладели строительными специальностями, другие окончили курсы водителей — возят картошку и сено с монастырского поля, материал для стройки.

Беседка в Покровском Александро-Невском женском монастыре в Колывани

За живой зелёной оградой сада не видна жизнь самого монастыря. На подворье держат коров, коз и курочек, есть лама и фазан, на огороде и в теплицах выращивают овощи, а на отдельном поле — картошку. Урожаем делятся с приходами, больницами, детскими учреждениями и малоимущими семьями. Сёстры также заботятся о престарелых и больных прихожанах храма и проводят занятия для детей в Воскресной школе.

Природный пейзаж на берегу реки Чаус

Мы продолжаем путешествие. Всего в 4,5 километрах от Колывани находится место, где стоял прежде Чаусский острог. Живописные берега реки Чаус привлекают туристов и любителей природы. Многочисленные озёра и речные заводи манят к себе рыболовов и охотников. Вдоль Оби петляет, забирая воду из болотистых низких берегов, Уень-река, в ней до сих пор встречается белорыбица — нельма, — но ловить её нельзя.

Памятный камень в честь 300-летия Чаусского острога в деревне Чаус

В деревне Чаус памятный камень на месте Чаусского острога установили к 300-летию основания форпоста — в 2013 году. В будущем году ещё одна дата — 200 лет, как был «учреждён город Колывань и назначен он из Чаусского острога», а стоял он именно здесь. Сегодня это маленькая деревенька, 120 жителей плюс дачники.

Фестиваль Сибирский огонь в Колыванском районе Новосибирской области

Деревня Оёш в трёх километрах от Колывани знаменита тем, что здесь проходит Фестиваль военно-исторических реконструкций «Сибирский огонь», получивший общероссийскую известность. На фестиваль съезжаются сотни и тысячи реконструкторов со всей России. В 2019 году на его площадках побывали более 50 тысяч зрителей. Проект стал лауреатом региональной и национальных премий. И сейчас претендует на звание «Сокровище России» в конкурсе журнала National Geographic Traveler (номинация «Традиционный праздник, событие или фестиваль»). Проголосовать за «Сибирский огонь» можно, залогинившись на сайте онлайн-голосования через одну из соцсетей (отдельная регистрация не требуется).

Реконструкторы на фестивале Сибирский огонь в деревне Большой Оёш Колыванского района

В 2020-м фестиваль отменили, а в нынешнем году «Сибирский огонь» из-за третьей волны ковида решили провести онлайн. По постановлению губернатора Андрея Травникова и по согласованию с министром культуры региона Натальей Ярославцевой девятый фестиваль военно-исторических реконструкций «Сибирский огонь» состоится 14 августа, принять участие в нём смогут не более 500 реконструкторов, для зрителей будут организованы прямые трансляции. А мы едем дальше — в деревню Юрт-Ора.

Страус на страусиной ферме в Колыванском районе

Фото www.turizm.nso.ru

Наш путь лежит мимо страусиной фермы, где, кроме страусов, живут и другие животные — орловский рысак, шетлендский пони, камерунские козы. В районе складывается своё туристическое «Колыванское кольцо»: в инвестиционном паспорте за 2020 год администрация района предложила шесть туристических маршрутов — на транспорте, сплав по реке, пешие, зимой — на снегоходах, лыжах. Основные направления — экскурсии, отдых, рыбалка. Перспективы для вложения в подобный бизнес вполне реальные, поскольку рынок туристических услуг ещё только складывается. К примеру, до пандемии, в 2019-м, рабочий посёлок Колывань и Колыванский район посетили около 70 тысяч туристов.

Сельхозтехника на полях ЗАО Скала в Колыванском районе

Фото Александра ГРИБАКИНА

Село Скала идеально подходит для организации агротуризма: кроме одноимённого ЗАО, здесь работает около 40 предприятий, в том числе по производству мебели. В 2022 году Скала будет отмечать 300-летие, основано село в 1722 году староверами, отказавшимися присягать Екатерине. А на подъезде к селу возвышается живописная рыже-жёлтая гора — карьер, где добывают щебень и глину трёх видов. Как утверждает наш гид, экскурсовод Колыванского краеведческого музея Юлия Узких, месторождение известно давно, секрет прочности крынок-колыванок именно в сочетании разных местных глин.

Усадьба чатского татарина в деревне Юрт-Ора Колыванского района

От Колывани до Юрт-Оры — 22 километра. И это один из интереснейших пунктов на карте туристической Колывани. В подворье чатского татарина приезжают туристы со всего света, здесь бывали гости из Франции, Германии, Колумбии, Австралии, Канады. Неделю назад приезжала компания блогеров Сибири. Музейный комплекс открылся в 2018 году, а статус регионального исторического памятника Юрт-Ора получила ещё в 1994-м. Деревня расположена на месте традиционного расселения и проживания чатских татар с VIII века, чаты — коренное население Сибири. Рядом находится древнее городище — памятник археологии. Экспедиция под руководством Сергея Колонцова, сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН, обнаружила здесь старые оборонительные линии древней крепости, — Чатского городища.

Навиль Шагабутдинов проводит экскрусию по дому в усадьбе чатского татарина

Навиль Шагабутдинов — инициатор возрождения села и председатель общественной организации «Сохранение наследия чатских татар» — рассказывает нам о том, как был устроен быт в традиционном доме. Такой утюг, заправленный горячими углями, мог работать автономно, печь была выложена наподобие русской, но в ней не было полати, а почётное место для отдыха — тор — находилось на возвышении, которое ночью служило кроватью для родителей, а под ней в свою очередь был встроенный горизонтальный шкаф для хранения вещей.

Одежда чатских татар времён Петра I

Одежда богатых татар во время Петра I — её можно примерить и сделать фото на память. История взаимоотношения чатских татар и русских началась ещё до строительства Чаусского острога. Подробно об этом рассказывает книга известного новосибирского писателя Анатолия Садырова «Осетровые ямы» (2014 год). В Колыванском районе чаты компактно проживают ещё в деревне Юрт-Акбалык, но уникальность Юрт-Оры в том, что жителям удалось сохранить чатский диалект.

Спальня в традиционном доме чатского татарина

В этом доме всё устроено так, как было в родном доме Навиля Шагабутдинова. К примеру, в такой же спальне росли девять детей, на кровати спали бабушка с внучкой, в колыбели — самый младший ребёнок, а другие — на полу. Утром, когда вся ватага отправлялась в школу, бабушка наводила красоту в комнате. Подполковник запаса, замполит горно-стрелкового батальона в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, Навиль Шагабутдинов мог сделать хорошую военную карьеру, но в начале 1990-х вернулся на родину и начал свой новый путь — возрождение села, — заразив этим односельчан и тех, кто затем помог осуществить его проекты.

Двор и постройки в усадьбе чатского татарина

Во дворе усадьбы чатского татарина расположены летняя кухня, баня по-чёрному, загон для скота, колодец, чулан — всё это не макеты, а реальные постройки — как во дворах жителей Юрт-Оры на протяжении многих веков.

Стол с угощениями в летней кухне усадьбы чатского татарина

С приходом тепла хозяйка перебиралась в летнюю кухню, где готовила и обслуживала семью до самого снега. Сейчас в летней кухне кормят туристов, а когда их много, столы накрывают во дворе. В тот день, когда мы приехали в усадьбу, был большой праздник — Курбан-байрам, и нас угощали чаем с традиционными татарскими сладостями.

В усадьбе чатского татарина

За деревней проходил Московский тракт. Многие чатские семьи держали лошадей, снабжая тракт живым транспортом и занимаясь извозом, процветало и шорное ремесло. Нынешний богатый музейный фонд собирали всем селом, и он продолжает пополняться.

Навиль Шагабутдинов показывает, как делали лодки-долбленки

Ещё одна достопримечательность Юрт-Оры — одновесельные лодки-долблёнки, по-татарски «кеме». Учёные проводили исследование в 1970-х годах и были удивлены, как эти технологии дожили до нашего времени. По словам Навиля Хасановича, в 1960–1970-х годах такую лодку имел каждый уважающий себя мужчина. Делали их из ствола ветлы (дерево рода ивовых) вот таким специальным топором. Толщина стенок всего 1,5 сантиметра.

Подворье чатского татарина в деревне Юрт-Оры

Жизнь на Оби тесно связана с рыбацким промыслом. Способы ловли и снасти отличались сезонностью. Как-то весной, когда только сошёл лёд и вся деревня отправилась на берег ловить «рыбку в мутной воде», пятилетнему Навилю с братом посчастливилось поймать 10-килограмовую щуку. А дело было так: родной дядя попросил их посмотреть за снастью кору («водоворот»), а сам пошёл пообедать, мальчишки присели караулить, снасть задёргалась, брат попытался тащить, крикнул, сбежались мужики, помогли вытянуть рыбину. Решать, кому достанется трофей, пришёл весь берег, старейший аксакал после подробных расспросов присудил рыбину мальцам, а дяде, успевшему к разбору, пришлось согласиться. «Родители были потрясены, ели мы щуку три дня, и с дядей, конечно, поделились», — смеётся Навиль Хасанович.

Дома и улица в деревне Юрт-Оры

В Юрт-Ору потихоньку возвращаются жители, строят новые дома, пусть даже и в качестве воскресного жилища. Кому-то захотелось иметь здесь своё родовое гнездо. В деревне появилась улица с символичным названием — Новая.

Мечеть в деревне Юрт-Оры Колыванского района

«Возрождение села началось с возведения мечети, чтобы душу народа вернуть. По русским летописям это восьмая мечеть в Юрт-Оре. В седьмой, когда её превратили в клуб, я занимался шахматами и ходил на танцы, пока не уехал учиться, — рассказывает Навиль Хасанович. — А эту мечеть мы строили на самом грязном месте, потому что старое уже было занято. Мне сон приснился, я утром встал, побежал к брату: бери топор и кол, вот здесь бей, — а там куча мусора строительного. Люди начали возмущаться: Навиль самое грязное место выбрал, рядом с лужей. А я сказал: это место будет самым чистым и притягательным, так и случилось. Потом оказалось, что в этой куче были свалены валуны, лежавшие в основании прежней мечети».

Имам Навиль Шагабутдинов в мечети деревни Юрт-Оры

Когда Навилю Шагабутдинову перевалило за пятьдесят, душа «начала болеть, потянуло к вере», желание научиться читать Коран было так велико, что он, имея два военных образования — училище и академию, — поступил в Российский исламский институт в Казани. Учился шесть лет, окончил в 59 лет и сейчас является председателем и имамом мусульманской организации «Иман» деревни Юрт-Оры.

Навиль Хасанович исполнил свою мечту и теперь может открыть любую сутру и читать её, понимая смысл.

Обелиск в деревне Юрт-Ора Колыванского района

Обелиск в центре деревни посвящён участникам Великой Отечественной войны. Из Юрт-Оры на фронт ушли 63 человека, а дворов в деревне в то время было всего 45.

 

Бессмертный полк здесь стоит в самом центре села — о каждом участнике войны рассказывает отдельный стенд: когда призван, за что награждён, какой боевой путь прошёл. На домах, откуда ушли на фронт земляки, установили таблички, а за деревней высадили аллею родовых деревьев.

Новый проект, который задумали в Юрт-Оре, — макет пристани; заявку на очередной грант подали в областное министерство регионального развития. До середины 1960-х годов в деревне была пристань, к которой причаливал ходивший по Оби пароход «Урицкий». Здесь встречали свадьбы, на берегу собиралась вся деревня, из нарядных повозок жених и невеста выбирали лучшую и на ней отправлялись кататься, хозяину же полагался приз. Одним словом, туристам здесь слушать не переслушать, смотреть не пересмотреть…

Указатель на въезде в Колывань Новосибирской области

Колывань — край, где вас ждут удивительные открытия, активный отдых и невероятной красоты природные пейзажи.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

категория: 
подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image