Подвижник технического творчества

«Для нас, мальчишек послевоенного поколения, военно-технические специальности были мечтой… Только с годами я понял, что педагог – это самая сложная профессия».

Год педагога и наставника возвращает нас к традициям отечественного образования, где тема новаторских технологий всегда была актуальна. В их числе первые УПК – учебно-производственные комбинаты, где в контексте школьной программы старшеклассники осознанно готовились к выбору профессии. Организатором этого важного направления был Григорий Авраамович Шихваргер, опытный управленец, эталон педагогической культуры, истинный подвижник технического творчества.

Молодым учителем физики пришел он в школу №56, что на Инской, и принял должность завуча по производственной практике. Именно об этом – о настоящем деле мечтал он всегда. В советских вузах учили хорошо, и мысли наших классиков разлетались на цитаты. «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать и копировать», – писал Л.Н. Толстой. Ему вторил новатор В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».

Григорий Авраамович рано осознал, что трудовое воспитание несостоятельно без технического творчества, напрямую связанного с магией изобретений и открытий, поэтому уже в 1967 году его назначили директором 97-й школы. Именно о ней вскоре напишут центральные издания, приводя в пример совершенную систему профориентации, созданную молодым директором Г.А. Шихваргером. Расскажет об этом и сам автор со страниц своих воспоминаний: «Школа стала для меня большим испытанием и радостью совместного труда. Мы асфальтировали двор, делали капитальный ремонт, мастерили новые парты, обновляли мастерскую для технического творчества – все вместе».

Департамент образования Новосибирска, где Г.А. Шихваргер в непростые 90-е курировал ряд направлений, сегодня с особым вниманием относится к предмету «Технология», снова внесенному в сетку поурочного времени. Его максимально оснащают технически и выводят на орбиту успеха через различные проекты и конкурсы. Здесь исходят из убеждения, что увлеченные делом дети нового типа – это будущий инженерный корпус новой России, готовый к реалиям цифровой экономики. Это основа политехнического образования и гарантия национальной безопасности страны.

Г.А. Шихваргер считал, что техническое творчество в школе – это самая массовая и легитимная форма воспитания традиции коллективного труда, восходящая к наследию А.С. Макаренко, который утверждал, что «из простых материалов человек создает все ценности и саму культуру». Педагогическое наследие Григория Авраамовича, отраженное в его книгах, исповедует ту же идею: самая простая игрушка, сделанная своими руками, пробуждает талант, а покупная воспитывает не творца, а потребителя.

Педагогическое наследие Г.А. Шихваргера зрело переосмыслено в его новой книге «Размышления о», обращенной к молодым учителям и их наставникам: «Современный технологический прорыв у нас начался не с пустого места. УПК появились в СССР еще в середине 70-х годов. После постановления об их организации сразу было утверждено и «Типовое положение». Такой был серьёзный подход! Это педагогическое направление в Новосибирске стало масштабным образовательным фронтом, который без наставников не представить. Радует факт, что школа возвращается к трудовой ориентации выпускников.

Деятельность УПК у нас началась с Октябрьского района и была подчинена главной цели: формированию общей и трудовой культуры молодежи. Такая модель была в СССР первой и единственной. Она позволяла на профессиональном уровне определять интересы школьников и давала им возможность испытать себя на производственной практике. Для обмена опытом я изъездил много городов, но такой структуры нигде не видел – её не было.

Мы занимались нужным и взрослым делом. Складывались тесные связи с шефствующими предприятиями, открылись новые профили: педагогические классы, курсы специалистов дошкольного учреждения и мастеров по дереву. Готовили программистов, лаборантов, кулинаров, электронщиков, киномехаников, картонажников. За 10 лет было выпущено 4549 учащихся, 1254 из них получили разряд. На заводы пришло 1479 выпускников.

Несмотря на кризис в стране УПК продолжали работать, и в марте 1991 года открылся «Школьный магазин». Здесь шла бойкая торговля недорогой детской продукцией, которая пользовалась большим спросом, так как промышленность в стране почти не работала. Покупателям предлагались изделия из дерева, гипса и металла, образцы готовой одежды.

Я думаю, что трудовое воспитание и сами УПК не исчерпали себя, поскольку труд всегда будет основой жизнеспособности человечества. Важно обучать технологии, инженерному искусству и математике интегрировано, потому что эти сферы тесно взаимосвязаны и решают важную для страны и школы задачу привития интереса к техническим наукам».

Мудрость почтенного возраста Григория Авраамовича, уникальный опыт и природный оптимизм дают ему полное право делиться практическими советами с каждым, кто ценит жизнь и радость открытий, кто любит детей и техническое творчество. В канун 78-летия Великой Победы в городском Доме Учителя традиционно состоялась его встреча с молодыми педагогами, где он рассказал о себе и своих наставниках.

«Родился я на Украине, в городе Тульчин Вииницкой области. Был младшим в семье. В начале Великой Отечественной войны старший брат ушёл на фронт вместе с отцом. Второй брат после освобождения из концлагеря тоже пошел добровольцем на фронт, где за 11 дней до Победы в свои 19 лет погиб в боях за Родину.

В концлагерь у соседнего села Печора, который узники назвали Мертвой петлёй, я попал малолетним с мамой и братьями, как и 40 тысяч евреев, согнанных туда из окрестных мест. Не стереть из памяти голод, холод, тиф и жестокие истязания румынских надзирателей. К приходу Красной армии в лагере выжили только 400 человек. 9 мая помню слезы матери. Танк. Открытый люк. Радио и музыка. Мы радовались и бегали. Мальчишки!

Послевоенную школу вспоминаю с радостью. Я работал директором 30 лет. Самое лучшее образование – в России. Изначально я готовился поступать в Киевский политехнический институт. Брат – кадровый офицер в Рыбинске, жил у него. Там и поступил в пединститут. В студенчестве осваивал целину, а в 1961 году меня направили в Новосибирск.

Начинал работу в 56-й школе, был завучем по производственному обучению. Очень хороший коллектив. Каждый – наставник. Создали концепцию производственного обучения. Приезжал министр просвещения, одобрил и презентовал наш опыт по Союзу. Затем я был директором 97-й школы. Вышла статья в журнал «Народное образование» – описали опыты на нашем пришкольном участке. В управлении образования организовал спортивные игры школьников, смотр строя и песни. Многое делали.

Мне сейчас 85 лет. Педстаж – 62 года. Я ещё работаю! Заместитель председателя Новосибирского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Занимаемся «Аллеей Учителя», которую уже открыли. Она посвящена Героям Советского Союза из учителей. Это тоже важно в Год педагога.

Молодым учителям пожелаю точно определить, что тебя ждёт. Учитель – это миссия. Его работа – это не деньги. Школа – сложный живой организм, где успех зависит от зрелого коллектива, для которого педагогические цели – служение делу обучения и воспитания. Сегодня идет поиск воспитательных ориентиров. Древние не могли представить более жестокого наказания, чем лишить человека отечества. Карой за тяжкие преступления было изгнание. Нам важно понять, что отечество – это не место жительства, а наша родина.

Часто в школах мне задают вопрос: что такое счастье? Вероятно, ребят это волнует. В жизни возникают моменты, которые мы относим к понятию счастья. Это окончание учебного заведения, победа в спортивных соревнованиях, издание книги и многое другое. Для каждого свое счастье. Но есть и общий критерий – это когда профессия соответствует твоим интересам. Я могу себя отнести к счастливым людям – я получил любимую профессию, дающую возможность заниматься творчеством».

Заслуженный учитель школы РФ, Отличник народного просвещения, удостоенный знака «За верность детству», Г.А. Шихваргер в Дом Учителя пришёл с очередной наградой: рядом с медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени появилась новая – «Учитель Великой России». Достойное признание в Год педагога и наставника!

Людмила Алексеевна Осадчая, к.ф.н., учитель русского языка и литературы лицея №22 «Надежда Сибири»

Добавить комментарий

Target Image