Погребённые в масках: они пролежали в земле две тысячи лет

На месте будущей железной дороги в Хакасии сибирские археологи обнаружили погребённых в масках древних жителей Минусинской котловины. Уникальная находка дала возможность взглянуть в настоящее лицо древнему человеку, а не на художественную реконструкцию, созданную по костям черепа.

Иван Кулаков на вулкане Мутновский, Камчатка. Вулканолог, заместитель директора Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН, член-корреспондент РАН Иван Кулаков, многим больше известный как художник и романтик, рассказал об искусстве предвидения, неуравновешенности, картинах мира и разломах общественного сознания.

Фото предоставлено ИАЭТ СО РАН

11 мужчин в масках были найдены в одном из 16 курганов огромного комплекса памятников тагарской культуры. Раскопки в Хакасии по заказу ОАО «РЖД» ведутся уже второй год, сообщил руководитель Аскизской археологической экспедиции, кандидат исторических наук Алексей Тимощенко.

— Десятки тысяч квадратных метров раскапывают сотни людей, стараясь не пропустить ни одного древнего артефакта с территорий, которые через год-два навсегда будут закрыты для дальнейших исследований, — рассказывает Тимощенко. — Такие раскопки во всём мире потому и называются спасательными или охранными, что они производятся для выявления (оно же спасение) объектов культурно-исторического наследия и ведутся на средства строителей в местах, где возводятся крупные объекты. В данном случае — дублирующая железная дорога из Новокузнецка в Абакан.

Noan arc, 2013 год. Иван Кулаков. Вулканолог, заместитель директора Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН, член-корреспондент РАН Иван Кулаков, многим больше известный как художник и романтик, рассказал об искусстве предвидения, неуравновешенности, картинах мира и разломах общественного сознания.

Фото предоставлено ИАЭТ СО РАН

В этом году археологам удалось исследовать территории четырёх перегонов (между пятью станциями). Эти территории ещё в XVIII веке были зафиксированы как место расположения древних тагарских курганов знаменитым исследователем и путешественником, руководителем первой научной экспедиции в Сибирь Даниэлем Готлибом Мессершмидтом, но исследовать все эти погребальные комплексы в рамках бюджетных программ не представлялось возможным.

Вся наша планета покрыта памятниками истории — от каменного века до эпохи бронзы и железного века. Никаких бюджетных средств не хватит, чтобы выявить и исследовать все существующие памятники. Благодаря строителям наука имеет возможность охватить обширные территории для исследований и выявить десятки и сотни новых памятников, в том числе с уникальными находками.

Oil blues, 2009 год. Иван Кулаков. Вулканолог, заместитель директора Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН, член-корреспондент РАН Иван Кулаков, многим больше известный как художник и романтик, рассказал об искусстве предвидения, неуравновешенности, картинах мира и разломах общественного сознания.

Фото предоставлено ИАЭТ СО РАН

Неподалеку от железнодорожной станции, в высоком двухметровом кургане находилось сразу несколько погребений культур, представители которых проживали в разные периоды в регионе Кузнецкого Алатау, в районе горы Уйтаг.

В эпоху бронзы здесь обитали и сооружали могильники представители афанасьевской культуры, затем в среднем этапе тагарской культуры (сарагашинской) на том же месте были поочерёдно построены четыре деревянных сруба с перекрытиями и высокой земляной насыпью. А ещё спустя несколько столетий, уже в железном веке, в этой земляной насыпи более поздние тагарцы (тесинцы) построили вход и прямо на деревянных перекрытиях предыдущих погребений возвели каменные стены склепа для своих усопших.

Пирокластический поток во время извержения вулкана Майон (Филиппины) в 1984 году. Вулканолог, заместитель директора Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН, член-корреспондент РАН Иван Кулаков, многим больше известный как художник и романтик, рассказал об искусстве предвидения, неуравновешенности, картинах мира и разломах общественного сознания.

Фото предоставлено ИАЭТ СО РАН

— Нет сомнений, что тесинцы видели деревянные перекрытия и понимали, что здесь были расположены захоронения, так что выбор места для своих усопших был не случайным — они либо считали этих людей своими предками, либо какое-то время сосуществовали с представителями этой культуры, ведь резкой границы смены одних культур другими в реальности не бывает, — поясняет руководитель археологического отряда, кандидат исторических наук Евгений Богданов из Института археологии и этнографии СО РАН.

Археолог рассказал, что тесинцы похоронили своих людей, обмазав лица покойных глиной, раскрасив их красной краской и уложив им на лоб тонкие полоски золотой фольги. Ни один из могильников не был разрушен и осквернён последующими культурами — каждая из них хоронила своих усопших по своему обряду, и в результате получился многослойный курган с большим склепом.

Извержение Мерапи в 2010 году. Вулканолог, заместитель директора Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН, член-корреспондент РАН Иван Кулаков, многим больше известный как художник и романтик, рассказал об искусстве предвидения, неуравновешенности, картинах мира и разломах общественного сознания.

Фото предоставлено ИАЭТ СО РАН

Внутри тесинского склепа покойных время от времени сдвигали, складывали их кости в угол погребальной камеры, а на их место помещали новых усопших. Такие массовые захоронения в склепах характерны для представителей тагарской культуры позднего периода и во время её перехода к таштыкской. К сожалению, при таких перемещениях погребённые в масках не имели никаких преференций перед остальными усопшими в смысле сохранности их положения, что существенно осложняло процесс раскопок: одно дело осторожно счищать кистью землю с ровно лежащего лицом вверх, и совсем другое — с навзничь лежащего. Тем не менее археологам удалось сохранить пять черепов мужчин в тонких гипсовых масках, раскрашенных охрой и с остатками рисунков, нанесённых углем. Красный цвет — цвет крови и символ жизни. Лица усопших раскрашивали красным, что символизировало жизнь.

Вулкан Корякский, Камчатка. Вулканолог, заместитель директора Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН, член-корреспондент РАН Иван Кулаков, многим больше известный как художник и романтик, рассказал об искусстве предвидения, неуравновешенности, картинах мира и разломах общественного сознания.

Фото предоставлено ИАЭТ СО РАН

Изготовление масок для своих усопших — это отличительная черта таштыкской культуры. Маски позволяли продлить похоронный обряд, долгое время приходить в склепы к своим близким и проводить поминальные обряды около них. Маски скрывали и украшали их помертвевшие лица. С той же целью таштыки проводили трепанации своим усопшим, чтобы по возможности как можно дольше избежать их гниения.

В таштыкской культуре черепа обмазывались глиной целиком, а затем на них вылеплялись лица, превращая усопшего в скульптурный образ самого себя. Такие скульптурные таштыкские черепа известны даже не на человеческих скелетах — внутри одной из глиняных скульптурных голов, найденной в Кузбассе, оказался череп барана. Это обнаружилось после того, как археологи попросили физиков сделать рентген этой находки — уж слишком маленьким был этот череп, а лицо вылеплено взрослого человека. Его можно увидеть в Музее истории народов Сибири и Дальнего Востока в Академгородке.

Вулкан Эйяфьядлайёкюдль. Вулканолог, заместитель директора Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН, член-корреспондент РАН Иван Кулаков, многим больше известный как художник и романтик, рассказал об искусстве предвидения, неуравновешенности, картинах мира и разломах общественного сознания.

Фото предоставлено ИАЭТ СО РАН

Кроме создания глиняных кукол на основе черепов умерших, таштыки использовали и весь скелет целиком, набивая травой одежду и прилаживая к глиняному черепу с вылепленным лицом, чтобы вся эта конструкция изображала их соплеменника и увековечивала его. Традиции изготовления масок для умерших таштыкская культура получила от своих предшественников той же тагарской культуры, но её более раннего периода — тесинского. Это можно с уверенностью заявить после хакасских находок новосибирских археологов.

Тесинские маски, в отличие от таштыкских, представляли собой не толстые глиняные произведения искусства, которые можно было снять с черепа и хранить как самостоятельный ритуальный предмет. Они оказались совсем тонкими, сделанными даже не из глины, а скорее из гипса с примесью глины, выглядели практически как косметические, и потому очень точно повторяли контуры лица. Это дало учёным возможность увидеть настоящие лица древних представителей тесинской культуры — предтечи таштыкской — и переосмыслить некоторые исторические процессы.

Извержение Ключевской сопки в 2013 году. Вулканолог, заместитель директора Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН, член-корреспондент РАН Иван Кулаков, многим больше известный как художник и романтик, рассказал об искусстве предвидения, неуравновешенности, картинах мира и разломах общественного сознания.

Фото предоставлено ИАЭТ СО РАН

Ведь таштыки имели монголоидный тип лица, предполагается, что они связаны с завоеваниями и приходом со стороны Монголии знаменитых племен хунну. Завоеваниям хунну принято приписывать характерные культурные традиции древних племён на территории Хакасии. Тесинцы имели вытянутые, узкие лица, крупные губы и выдающиеся большие носы, похожие на армянские. Эти лица говорят о том, что погребальная культура таштыков имела местную основу, и её практиковали местные жители европеоидной внешности.

https://iskry.life/culure/pogrebennie-v-maskah?spush=a3V6bWVua2luYTY3QG1...

категория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image