Покрышкин Александр Иванович

 

Высокая судьба

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985)

советский лётчик-ас, второй по результативности пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во II мировой войне. Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972).
 

Печатается по книге:

«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I. С. 358-367.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

 

Александр Иванович Покрышкин, начавший Великую Отечественную войну рядовым летчиком, сыграл огромную роль в разгроме люфтваффе. Он стал не только прекрасным воздушным бойцом (59 засчитанных личных побед), но и разработчиком новой тактики советской истребительной авиации. Он шел в атаку восьмью истребителями против 91 самолета противника, четырьмя – против 50, тремя – против 23, в одиночку – против восьми и не знал поражений. О его тактике ведения боя докладывали Герингу, за ним фашисты устраивали настоящую охоту – безрезультатно.

Легендарный ас, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин стал единственным трижды Героем Советского Союза, поучившим все три Золотые Звезды во время войны.

В книге «Познать себя в бою» А. И. Покрышкин писал:

…двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет, стоял и я… Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком».

Чтобы эта мечта сбылась, потребовались воля и целеустремленность, которых у Покрышкина было с избытком. Позже Александр Иванович говорил, что верит в судьбу, что она его бережет, но прежде ему несколько раз приходилось ее переламывать, брать, что называется, в свои руки.

Александр Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске. Отец – Покрышкин Иван Петрович (1885-1934), переселенец из крестьян Вятской губернии, рабочий. Мать – Покрышкина (Мосунова) Ксения Степановна (1885-1969). Детство и юность будущего аса прошли в бедной многодетной семье на рабочей окраине в Закаменке, славившейся лихими парнями. Александр выделялся среди них интересом к технике, не случайно его звали «Сашка-инженер».

В 1928 году Покрышкин успешно окончил семилетку. Некоторое время подрабатывал кровельщиком, а весной 1930 года, вопреки воле отца, желавшего, чтобы сын выучился на счетовода, поступил в школу ФЗУ «Сибкомбайнстроя» и ушел из дома в общежитие. Окончив ФЗУ, Александр до июля 1932 года работал слесарем-инструментальщиком, затем добровольно пошел служить в РККА. По комсомольской путевке его направили в Пермь, в авиационную школу. До заветной цели – один шаг, но неожиданно выяснилось, что летное отделение в школе отменено. Осуществление мечты пришлось отложить.

Александр написал 44 рапорта о переводе в летное училище. Ответ был всегда краток: авиации нужен и технический состав. Несмотря на неудачи, девиз Покрышкина: «Знать всё в авиации». В 1933 году Александр окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников и стал первоклассным авиаспециалистом. С декабря 1934 по ноябрь 1938 года А. И. Покрышкин – старший авиатехник звена в 74-й стрелковой дивизии в Краснодаре. Александр преподает в аэроклубе Осоавиахима, ведет кружок планеристов во время летних сборов. По собственным чертежам он строит тренажер для тренировки летчиков и планер.

После неудачной атаки кадровиков «в лоб» Александр предпринимает обходной маневр: он оформляет очередной отпуск и за 17 дней на «отлично» сдает годичную программу летной подготовки аэроклуба. Сопротивление отдела кадров ВВС наконец-то сломлено, Покрышкин по направлению выезжает в Краснознаменную Качинскую авиашколу пилотов имени А. Ф. Мясникова.

В 1939 году старший лейтенант А. И. Покрышкин окончил авиашколу с отличием и был направлен в Кировоград, в 55-й истребительный авиаполк, где и началась его летная биография. Здесь Покрышкин учился метко стрелять, энергично маневрировать, переносить высокие перегрузки. При этом он постоянно нарушал инструкции, введенные еще во время войны в Испании и на Халкин-Голе. Не все командиры относились к этому спокойно, в некоторых случаях его самоуправство приводило к конфликтам, но, как писал сам Александр Иванович, недаром говорят, что сибиряки народ упрямый. Несмотря ни на что, твердо придерживался своей линии.

Войну Покрышкин встретил в Молдавии и уже 23 июня открыл личный счет – сбил первый Ме-109. Но вскоре – 3 июля – он сам был подбит зенитным огнем над рекой Прут. Самолет после приземления на опушке леса оказался поврежден. Летчику, несмотря на травму ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. Покрышкин понял, что для победы одной храбрости мало, и здесь, в медсанчасти, он начал вести альбом «Тактика истребителей в бою», в котором разрабатывал новые тактические приемы воздушного боя (Сейчас альбом хранится в Центральном музее Вооруженных Сил).

Часто Александр Иванович повторял: «Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел». Отступление начала войны, часто без управления и связи, страшное переутомление после шести-семидневных боевых вылетов, штурмовки на истребителях, лишенных брони, которые сами летчики называли «пляской смерти», – нелегко было все это вынести. 5 октября 1941 года в районе Запорожья Покрышкина сбили второй раз. Во главе группы солдат он несколько дней с боями выходил из окружения.

Позже Александр Иванович признавался в том, что особенно в первую военную зиму возникало чувство обреченности, ведь приходилось в одиночку летать на разведку, подчас даже без радиосвязи. А в конце 1941 года это была его основная боевая работа, и выполнял он ее самоотверженно. В ноябре того же года в условиях, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, на бреющем полете Покрышкин в одиночку (перед ним с тем же заданием вылетали два истребителя И-16 и не вернулись) нашел в районе Ростова-на-Дону основную группировку танковой армии генерала фон Клейста – более 200 машин. Благодаря своевременным разведданным фашистов удалось выбить из города, а Александр Иванович за этот подвиг награжден орденом Ленина.

Не раз техники на аэродроме бывали поражены, рассматривая пробоины в «МИГе» Покрышкина. В одном из боев пуля, ударив в правый борт кабины, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла направо, оцарапав летчику подбородок и забрызгав кровью лобовое стекло. Однажды пуля разбила плексиглас козырька кабины и попала точно в лампочку коллиматорного прицела; отклонись она на пару сантиметров в любую сторону, и Покрышкина убило бы. Эти случаи, а их было не менее десяти, «заставили поверить в судьбу. Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда», – писал Александр Иванович в своих мемуарах.

Из состава полка 1941 года к концу войны в строю остались всего трое: Павел Крюков, Валентин Фигичев и Александр Покрышкин. Дорогую цену приходилось платить за победу над врагом.

После тяжелых боев в предгорьях Кавказа в августе 1942 года полк, ставший уже 16-м гвардейским, был отведен в тыл для переучивания на новую технику – американские истребители Р-39 «аэрокобра», поставленные в Советский Союз по «ленд-лизу». И именно здесь, в тылу, Покрышкина поджидала опасность. Прямой, независимый характер Покрышкина часто приводил к конфликтам с командиром полка. На заслуженного уже летчика (были поданы документы на представление Александра Ивановича к званию Героя Советского Союза) за нарушение устаревших летных инструкций завели «дело». Его вычеркнули из списков полка, отстранили от командования эскадрильей и вообще от полетов, перевели в запасной полк. Затем отозвали документы на звание Героя Советского Союза (у Покрышкина в тот момент уже было 12 засчитанных побед, бумаги еще на 15 сгорели), потом исключили из партии. За «дело» с рвением взялся и начальник особого отдела полка…

Александр Иванович, человек гордый, очень страдал от незаслуженных обид. Много позже он признался жене: то, что у него тогда отобрали пистолет — к счастью. Тем не менее Покрышкин, пережив тяжелые минуты, заставлял себя работать, вновь принимался за «Тактику истребителей в бою». Почему? «Я уверен в правоте своего дела, – говорил тогда Покрышкин, – и если судьбе не будет угодно дать мне самому воспользоваться этими разработками – они пригодятся друзьям-летчикам!..» А ведь в борьбе за новую тактику истребительной авиации Покрышкин вполне мог погибнуть на земле, с отметкой в деле: «Расстрелян во внесудебном порядке»!

Спас Покрышкина новый командир дивизии генерал Шевченко, который знал Александра Ивановича как боевого, думающего летчика. Он же предложил ему должность заместителя командира полка, но Покрышкин от повышения отказался и остался командиром первой эскадрильи в родном 16-м полку. С этим подразделением, обученном по разработанной им тактике, Александр Иванович в апреле 1943 года вернулся на фронт.

Вскоре здесь началась самая крупная и жестокая воздушная битва второй мировой войны – сражение в небе Кубани. Чтобы удержать стратегически важный Таманский плацдарм, немецкое командование сосредоточило здесь 1200 самолетов, что составляло более трети сил люфтваффе на Восточном фронте. Прибыли сюда и элитные истребительные эскадры: «Удет», «Мельдерс» и «Зеленое сердце». Но именно здесь фашисты понесли невосполнимые потери, которые уже не позволяли им чувствовать себя хозяевами неба.

Погода установилась хорошая, и каждый день над линией немецкой обороны происходило до 50 групповых воздушных боев с одновременным участием до 200 самолетов. По воспоминаниям очевидцев, шла «настоящая рубка».

Особенную славу стяжал 16-й гвардейский полк, первой эскадрильей которого командовал Александр Покрышкин. 12 апреля в одном из первых своих боев в небе Кубани он на глазах у командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта К. А. Вершинина сбил четыре «мессершмитта». За этот успех летчик-новатор награжден орденом Красного Знамени.

Через несколько недель имя Покрышкина уже гремело во фронтовой и центральной прессе. Более того, как сообщает вышедшая в Германии книга по истории воздушных войн, «советские летчики, воевавшие на Кубани, завоевали мировую известность. Во главе их стоял Александр Покрышкин». А американские газеты «Нью-Йорк таймс» и «Нью-Йорк геральд трибьюн» отмечали вручение советскому асу Золотой медали, высокой боевой награды США». Президент США Франклин Рузвельт назвал его лучшим летчиком второй мировой войны. А 24 мая 1943 года Покрышкину присвоено звание Героя Советского Союза.

Легендарным стал бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет), которых прикрывали десять Me-109. Истребителей противника сковала двойка Аркадия Федорова (впоследствии – Героя Советского Союза), шестерка остальных четырьмя «соколиными ударами» в крутом пикировании сквозь мощный огневой заслон расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них, включая двух ведущих, сбил Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он уничтожил пятый бомбардировщик!

Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку, он стал инициатором стрельбы с предельно короткой дистанции: «Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше!»

Покрышкин, не задумываясь, атаковал многократно превосходящие силы противника и всегда добивался победы. В каждом бою он брал на себя самую опасную роль – атаку ведущего фашистских авиагрупп. Эта тактика сложилась еще в начале войны, когда при подавляющем численном превосходстве гитлеровцев победа над командиром-асом оказывалась единственным способом переломить ход боя, она сразу лишала врага управления и уверенности.

Новые тактические приемы и способы воздушной борьбы зарождались в жестоких схватках с опытным врагом. Ошибка, малейший просчет или неточность могли многим нашим летчикам стоить крови, а то и жизни. В мемуарах А. И. Покрышкина наглядно показано, как тщательно выверял он все детали будущего маневра, как скрупулезно, по долям секунды, рассчитывал действия летчика. Ни разу Александр Иванович не предлагал однополчанам новый тактический прием, не выверенный до конца, не испытанный «на себе».

Разработанные Покрышкиным тактические приемы ведения воздушного боя стали основой действий его полка. После впечатляющих успехов подразделения новая тактика была по достоинству оценена. Генерал К. А. Вершинин впервые в ходе войны созвал конференцию летчиков-асов, где выступил Покрышкин. Основой тактики всей истребительной авиации стала его «формула грозы»: «высота – скорость – маневр – огонь!», «кубанская этажерка», «соколиный удар», новый метод патрулирования на больших скоростях по принципу движения маятника часов и другие тактические новшества. Именно они обеспечили в дальнейшем превосходство советской авиации над врагом. «Подвиг требует мысли, мастерства и риска» – таким было кредо легендарного летчика. Александр Иванович создал собственную систему подготовки асов. О педагогическом мастерстве Покрышкина говорит тот факт, что 30 летчиков, которые прошли его школу, впоследствии стали Героями Советского Союза, а шестеро из них удостоены Золотой Звезды дважды. На их счету более 500 сбитых самолетов врага!

Особое значение придавал Александр Иванович боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял Покрышкин уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения своего летчика. До конца своих дней он больше всего гордился тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой. Он никогда не брал в бой новичков, сам учил их. А еще, как писал Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Г. У. Дольников в книге «Покрышкин в воздухе и на земле», «…Покрышкин щедро делился победами со своими подчиненными. Была на фронте такая форма поддержки молодых летчиков…». А когда боевые товарищи попадали в беду, Александр Иванович не боялся вступиться за них перед всемогущим ведомством Берии. Так было и с Григорием Дольниковым, и с Иваном Бабаком (Герой Советского Союза, 37 личных побед, командир полка), который был сбит в самом конце войны и попал в плен, а затем в лагерь для интернированных лиц. Его судьба послужила основой для фильма Г. Чухрая «Чистое небо»…

В боях над Донбассом А. И. Покрышкин увеличил счет сбитых немецких самолетов. 23 августа в районе реки Миус он во главе четверки атаковал три девятки Ю-87, прикрытых истребителями. Сбил два «юнкерса», но в схватке с «мессершмиттами» сам едва не погиб. Спас командира его ведомый Голубев, который подставил свой самолет под огонь врага. Покинувшему с парашютом горящую машину Голубеву удалось приземлиться на нейтральной полосе и вернуться в полк. Старший лейтенант Георгий Гордеевич Голубев, постоянный ведомый А. И. Покрышкина, завершил войну Героем Советского Союза.

24 августа 1943 года Покрышкину вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

Одним из памятных для Покрышкина и его однополчан стал бой с группой Ю-88 21 сентября 1943 года в районе Большого Токмака (Запорожская область). Вот как он написал о схватке, которая также могла стать последней в его судьбе:

Вхожу в строй бомбардировщиков. В прицеле ведущий. Очередь – и передо мной возникает огромный круг огня. Оторванное крыло взорвавшегося Ю-88 бьет рядом идущий бомбардировщик и проносится мимо меня с медленно вращающимся винтом мотора. Какое-то мгновение, не успев среагировать рулями, пронизываю центр огненного шара и оказываюсь в строю бомбардировщиков. Правее меня, отставая, горел Ю-88, поврежденный взрывом ведущего. Ошеломленный неожиданным взрывом, я какие-то секунды соображал, что делать. В панике высыпая бомбы, «юнкерсы» начали разворачиваться в обратную сторону. Бросаю самолет на ближайший справа. Он с разворотом входит в пикирование. Очередь по правому крылу – и из него потянулись струйки дыма. Но бомбардировщик с углом пикирования градусов сорок тянет к линии обороны. Переношу прицел на левый мотор и даю в упор очередь. Из мотора и центроплана хлынула полоса черного дыма с огнем, Ю-88 падает и врезается в крутой берег реки Молочной.

В ноябре того же 1943 года Покрышкин в трех вылетах на особо любимую им «свободную охоту» сбил над Черным морем на воздушных коммуникациях противника между Крымом и Одессой 4 транспортных Ю-52 и сам чуть не погиб от столкновения с хвостом поверженного истребителя. Узнавший об этом случае командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант Т. Т. Хрюкин запретил Покрышкину полеты над морем, о чем тот очень сожалел…

В феврале 1944 года прославленному асу командование предложило генеральскую должность – начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Александр Иванович без раздумий отказался от повышения и вернулся на фронт. В марте 1944 года Покрышкин назначен командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка (4-й Украинский фронт). А уже в июле ему присвоено звание полковника, и он становится командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии.

А. И. Покрышкин остался летающим комдивом. Так, 14 июля 1944 года он, после ранения в бою командира одного из своих полков Героя Советского Союза Б. Б. Глинки, повел ударную восьмерку истребителей, атаковал группу Ю-87 и Хш-129, насчитывающую около 50 самолетов, и одержал три личные победы.

Были случаи, когда на «аэрокобре» Покрышкина вылетал кто-то из его друзей-летчиков, но найти противника им было трудно, пилоты люфтваффе уходили от боя. Избегали фашисты драться и со всей 9-й гвардейской авиадивизией.

19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и 53 сбитых самолета Александру Ивановичу в третий раз присваивается звание Героя Советского Союза. Покрышкин стал первым и оставался единственным трижды Героем до дня Победы над Германией.

Официально за Александром Ивановичем числятся более 650 боевых вылетов и 59 лично сбитых самолетов. Как писал Герой Советского Союза Г. У. Дольников, «личный счет Покрышкина, с учетом незасчитанных сбитых, был, думаю, не менее 100. А ведь в 1944-1945 годах, когда мы господствовали в воздухе, ему, командиру дивизии, летать запрещали».

В последний год войны Покрышкин показал себя выдающимся командиром дивизии. Командующий 1-м Украинским фронтом маршал Советского Союза И. С. Конев писал о Покрышкине:

Александр Иванович владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные боевые порядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолетов, но умел еще на земле наилучшим образом подготовить летный состав к действиям в воздухе, быстрее и точнее всех перебазироваться, лучше всех организовать аэродромную службу… Именно он первым начал взлетать с германских автострад, используя их как аэродромы. Покрышкин – гордость нашей авиации. Александра Ивановича высоко ценили Жуков, Рокоссовский, Говоров, Баграмян, Бирюзов, Вершинин.

И. Н. Кожедуб, трижды Герой Советского Союза, говорил, что считает себя учеником Покрышкина, у которого учился воевать и жить, быть человеком.

Уже в 1943 году летный почерк А. И. Покрышкина стал известен командованию люфтваффе. Немецкие наблюдатели на земле и в воздухе предупреждали своих пилотов: «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!» Это паническое предостережение служило и высшей аттестацией нашему асу. Правда, сам Александр Иванович в своих книгах и многочисленных статьях ни разу не отозвался об этом факте, ни разу не привел фразу, которая очень часто выносилась в заголовки газетных материалов. Почему? На вопрос одного из журналистов он ответил просто: «Я никогда не работал по радио на диапазоне противника. Я этого не слышал».

Поздравляя Александра Ивановича с присвоением звания трижды Героя Советского Союза, командир корпуса А. В. Утин сказал ему: «Рад за тебя, Саша! Ты по праву заслужил это звание и носи его с гордостью. Но запомни мои слова: твои три Звезды – это твой терновый венец, который очень больно будет колоть тебя всю жизнь…». Слова эти оказались пророческими.

После войны Покрышкин отказался служить в штабе Василия Сталина, командующего ВВС Московского военного округа, где многие делали легкую карьеру. Лишь в августе 1953 года Александру Ивановичу присвоили первое генеральское звание. В 1949-1955 годах он служил заместителем командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО, командиром 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО. Затем год командовал истребительной авиацией Северокавказской армии ПВО. С 1959 по 1968 год служил в Киеве, с 1961 года – командующим 8-й отдельной армией ПВО – заместителем командующего войсками Киевского военного округа. В 1968 году Александр Иванович переведен в Москву заместителем главкома ПВО страны.

Все соединения, которыми командовал Покрышкин, становились лучшими, но высшие посты в авиации занимали другие.

В 1972 году, в возрасте 59 лет, боевого генерала, до 1963 года летавшего на новейших реактивных истребителях (последний – МиГ-17), с отличием окончившего Военную академию имени Фрунзе (1948) и Военную академию Генштаба (1957), кандидата военных наук, назначают на пост председателя ЦК ДОСААФ. И уже после этого, в том же 1972 году ему присвоено звание маршала авиации.

Возглавив оборонное общество (должность, которая являлась, конечно, почетной ссылкой), А. И. Покрышкин почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ. Но когда после тяжелой операции врачи разрешили ему работать не более двух-трех часов, он написал рапорт с просьбой об освобождении от должности. Его уговаривали остаться, но Покрышкин ответил: «Нет. Я не хочу, чтобы мне в спину смотрели люди, когда я буду уезжать домой до конца рабочего дня…».

С такой же ответственностью занимался А. И. Покрышкин и депутатской деятельностью. С 1946 по 1984 год он – депутат Верховного Совета СССР, в 1978-1984 годах – член Президиума Верховного Совета СССР. С 1981 года А. И. Покрышкин – в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны.

Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями.

Умер А. И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Одна из улиц Юго-Запада столицы носит его имя. В 1993 году получила название «Покрышкин» малая планета. В Новосибирске открыта станция метро его имени на Красном проспекте, установлен бронзовый бюст трижды героя. На западе России, в Калининградской области, несет боевое дежурство родной для легендарного летчика гвардейский истребительный ордена Александра Невского авиаполк имени маршала Александра Покрышкина.

Издательство: 
Клуб меценатов
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2003 г.
подкатегория: 
Average: 3.3 (7 votes)

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image