Праздник на Новосибирском авиазаводе им. Чкалова

23 Августа 2019 года на заводе им. В.П. Чкалова прошел день открытых дверей.

Любой желающий в этот день мог попасть на территорию завода, пройтись по цехам сборки самолетов и посмотреть авиашоу.

Обычно, праздник на Чкаловском авиазаводе приурочен к Дню Воздушного флота России, который празднуется в третье воскресенье августа. В России в 2019 году он выпал на 18 августа.

Як-9

На территории завода много моделей самолетов, которые выпускал авиационный завод. Первым нас встречает памятник Як-9. Изготовление этой машины заводу поручили с началом войны. Самолет явился дальнейшей модификацией семейства Яков и предназначался для борьбы с истребителями противника типа «Мессершмидт». Его вооружение состояло из одной пушки МП-20 ШВАК калибром 20 мм и одним пулеметом УБ калибром 12,7 мм.

СУ-24

Чуть дальше мы видим модель всепогодного бомбардировщика Су-24, который поднялся в воздух в декабре 1971-го и стал поистине судьбоносным для коллектива завода. С 1973 года эту машину завод начал выпускать серийно. Су-24 способен совершать полет на предельно малых высотах и может наносить ракетно-бомбовые удары в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления.

СУ-15

Дети облюбовали Су-15, который выпускал завод в 1965-1981 годах. За 15 лет было выпущено более 1200 самолетов этой марки различной модификации. Как перехватчик он не уступал лучшим мировым образцам. Максимальная скорость полета составляла 2200км.ч, максимальная дальность – более 1500 км, практический потолок 18 тыс. км. В то время его называли «лучшим перехватчиком мира», и практически все авиаточки ПВО СССР оснащались именно чкаловской машиной, составляя основной щит нашего государства в годы «холодной войны». С 1959 года завод начал плодотворное сотрудничество с ОКБ П.И. Сухого, одного из самых перспективных ОКБ страны. С начала 1960-х годов, а именно, с 1960 года, коллектив завода уже реально выпускал самолеты СУ-9.

ЯК-28 П

Большой популярностью у посетителей завода пользовался и Як-28, выпускаемый в 1963-1966 годах. Это первый в СССР серийный сверхзвуковой бомбардировщик.

Нашим экскурсоводом был Анатолий Степанович Ваганов, бывший конструктор авиационного завода имени Чкалова, проработавший на производстве более 50 лет. 

Анатолий Степанович показал цеха завода, где идет сборка самолетов и их комплектующих деталей. Так выглядит оснастка сборки стабилизатора самолета.

Это один из старейших цехов авиазавода. История предприятия началась 31 июля 1931 года, но изначально здесь строился сибирский гигант черной металлургии – «Новосибирский завод горного оборудования». В 1933 году завод изменил свой профиль и стал называться «Сибмашстрой», начав выполнять государственные заказы по изготовлению запчастей для тракторов, комбайнов и мелкого инструмента. А позднее начался выпуск простейших сельскохозяйственных машин. В 1936 году постановлением Совета Труда и Обороны заводу был определён новый профиль — самолётостроение. 4 ноября 1937 года на заводе поднялся в воздух первый построенный самолёт И-16. Потом были созданы такие известные типы самолётов, как Як-3, Як-7, Як-9. В декабре 1939 года заводу присвоено имя Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова.

В механическом цехе изготавливают стапельную оснастку самолета. Один из рубильников стапеля для сборки обшивки фюзеляжа.

Сборка стабилизатора

В штамповочном цехе. Анатолий Степанович показывает место установки штампа для клепки частей обшивок самолета.

Склад штампов

 

 

 Стапель сборки мотогондолы - одна из конструкторских работ Анатолия Степановича.

А.С. Ваганов у своей конструкции "вертушек" для доклепки воздухозаборника.

  

Эскизный проект "вертушек" Анатолия Степановича

Механосборочное производство

 

Так выглядит стружка после обработки деталей.

 

Лакокрасочный цех

 

В одном из сборочных цехов занимаются сборкой фюзеляжа «универсального боевого самолета» СУ-34, соединившего в себе функции трех боевых крылатых машин – штурмовика, истребителя и бомбардировщика. Его-то и показывали президенту Ельцину в 1996 году.

Стапель сборки обшивки фюзеляжа

Люки

 

На площади перед аэродромом были представлены различные модели самолетов.

Наибольшей популярностью у посетителей пользовался, конечно же, серийный фронтовой бомбардировщик СУ-34, который поднялся в воздух с заводского аэродрома НАПО имени В. Чкалова 20 декабря 2003 г. Именно он получил в мире почетное звание «русского чуда». СУ-34 может нести все виды управляемых и неуправляемых боеприпасов, а общий вес боевой нагрузки достигает 8 тонн. «Уникальный и угрожающе красивый», – так говорят об этом самолете.

Авиашоу в честь праздника собрало большое число зрителей.

Первыми в воздух поднялись два истребителя СУ- 34.

Следом взлетел вертолет МИ-8 с парашютистами на борту. Первым с высоты 1200 метров прыгнул парашютист с Российским флагом.

Вторая партия парашютистов развернули флаги России, Новосибирской области и флаг Чкаловского завода.

Третьими спрыгнула команда из шести парашютистов.

Самолеты СУ-34 показали по очереди несколько фигур высшего пилотажа.

СУ-34 идет на снижение и совершает посадку на аэродроме.

Самолет СУ-34 подъехал почти вплотную к ограждению, чем вызвал восторг и ликование зрителей.

Новосибирцы приветствовали летчиков «сушек».

Дети фотографировались с бесстрашными парашютистами.

Поздравляем всех сотрудников Новосибирского авиационного завода с праздником!

Подготовила Людмила Кузменкина

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image