(По следам Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К. Рериха)
90 лет назад через Новосибирск пролёг путь крупнейшей в XX веке Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928), возглавляемой академиком Н.К. Рерихом, всемирно известным художником, учёным, писателем, путешественником, общественным деятелем.
Члены экспедиции, выйдя из Индии, прошли через Сикким, Кашмир, Ладакх, Синьцзян (Китайский Туркестан), Джунгарию, Алтай, Монголию, Цайдам, Тибет и вновь вернулись в Индию. Было в общей сложности пройдено 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни Азии – Такла-Макан и Гоби; были открыты и изучены многие археологические памятники, собран огромный этнографический, фольклорный, лингвистический материал; более 500 полотен, этюдов и рисунков создано Н.К. Рерихом на маршруте экспедиции.
На протяжении всех долгих лет путешествия состав экспедиции часто менялся, но её бессменными участниками, кроме самого Н.К. Рериха, всегда оставались его жена Елена Ивановна, русский философ, писатель, создатель книг Учения Живой Этики, и их старший сын Юрий Николаевич, ученый-востоковед, лингвист.
Академик А.П. Окладников экспедицию семьи Рерихов называл «настоящим научным и человеческим подвигом» и далее пояснял: «Часто она проходила в неимоверно тяжёлых условиях (несколько раз фактически подвергалась пленению), но самое важное – экспедиция прошла по местам, совершенно неизвестным мировой науке, собрала богатейший научный и культурный материал. Эта экспедиция Рериха осуществила многолетнюю мечту Пржевальского и Козлова, явилась триумфом русских исследователей Центральной Азии и внесла в мировую науку много нового» [1].
28 мая 1926 г. семья Рерихов в сопровождении ламы Лобзанга и слуги-ладакца Рамзаны Кошаля вступили на территорию молодого советского государства через пограничный пост Кузеюнь в районе озера Зайсан и к 4 июня добрались до Семипалатинска. Им необходимо было добраться до Москвы, и предстояло выбрать один из двух путей: пароходом по Иртышу до Омска или поездом до Новосибирска, а затем поездом до Москвы. Предпочтение было отдано первому варианту (до Омска), т.к. поезда по алтайской железной дороге тогда шли медленно – 20 часов до Новосибирска – и прибыли бы в Новосибирск поздно вечером.
А на пароходе, по словам Николая Константиновича Рериха, «и с людьми больше общения, и воздуха больше» [2]. Поэтому в июне нашему городу не суждено было встретить путешественников. Произошло это спустя полтора месяца, после посещения Рерихами Москвы. Там к ним присоединились сотрудники основанных Рерихами в Америке культурных учреждений – супруги Лихтманы, Морис Моисеевич и Зинаида Григорьевна.
Первый раз Новосибирск возник на пути экспедиции всего на один день, 26 июля, когда семья Рерихов, супруги Лихтманы, лама и слуга прибыли поездом из Москвы, следуя на Алтай. Зинаида Григорьевна (по второму мужу Фосдик) в своём дневнике записала: «Новониколаевск[*] – маленький грязный городок, завтра на пароходе мы отплываем в Бийск. <…> Необходимость в поездке на Алтай хотя бы на короткое время стала очевидной, ещё когда мы были в Москве, и это будет наше первое посещение Алтая» [3].
Уже на следующий день, 27 июля, участники экспедиции погрузились на пароход и отплыли до Барнаула и Бийска, а затем проследовали на лошадях в Горный Алтай и остановились в селе Верхний Уймон. В этом староверческом селе произошла встреча новосибирской художницы с Рерихами. Вот как об этом упоминал сам Н.К. Рерих: ««Приходит заезжая художница. <…> И ходит художница, и зарисовывает старые уголки: ворота, наличники окон, резные балки и коньки крыш, точно последний списочек вещей перед дальним путём. И исчезнут с крыш резные коньки. И пусть уйдут, так же как и узоры набойки. Но чем заменятся они? «Венский» стул и линючий ситец – не вводят культуру. Вот для молодых-то и задача: дать облик будущей жизни» [4].
Этой «заезжей художницей» оказалась Наталья Николаевна Нагорская, которая по заданию Новосибирского краеведческого музея находилась на Алтае с этнографической экспедицией. Вот как она описывала эту встречу много лет спустя: «Я жила в Нижнем Уймоне, у Железнова. На улице слышу разговор: «Сын повез медвежатину американцам, может, купят…». Я спросила: «Где американцы? Что за американцы?» – «Они в Верх-Уймоне», говорят. Мне интересно было посмотреть на них. Пошла к знакомой женщине, попросила коня. Я была платком повязана, в сарафане, как все в деревне, на плече сумка. Поехала в Верх-Уймон. Во дворе возле столба привязала лошадь. Поднимаюсь по деревянной лестнице на второй этаж. В сенях стоит деревянный резной диван. Стучусь.
«Кто там?» – слышится голос.
«Здесь какие-то «американцы», я хотела посмотреть».
Выходит мужчина с седой бородой, в верблюжьем свитере.
«Не американцы, а путешественники. Я Рерих».
«Рерих! Боже мой! Я люблю Ваши картины: «Строят город», «Заморские гости», «За морями земли великие»... – Я сложила руки на груди, голову наклонила. – Ваши картины воспитали у меня чувство любви к родине, к истории русского народа. Вы вернулись на родину?».
«Я никогда не покидал родины, я путешествую».
Встреча была недолгой. Рерих был болен или устал после дороги, извинился. Вышли две женщины, может быть, Елена Ивановна. Я показала им рисунки из своего альбома» [5].
Намного позднее этой встречи Наталья Николаевна поделилась своими воспоминаниями с искусствоведом В.Я. Кашкалдой, работавшей тогда в Новосибирской картинной галерее (ныне Новосибирский государственный художественный музей), и по памяти нарисовала двух женщин в длинных платьях (Елену Ивановну Рерих и Зинаиды Григорьевну Лихтман). Этот рисунок впоследствии был передан в Ригу для Г.Р. Рудзите.
Также Н.Н. Нагорская упомянула в своих воспоминаниях о том, что в Новосибирске семью Рерихов после возвращения с Алтая на пристани встречали её знакомые из «Сибкрайиздата» и даже побеседовали с Николаем Константиновичем [6].
Второй раз в Новосибирск участники Центрально-Азиатской экспедиции прибыли на пароходе «Жорес» 27 августа 1926 г. и задержались здесь до 4 сентября. К этому времени экспедицию покинул один из ее участников – слуга-ладакец Рамзана, который сразу с Алтая направился на свою родину. В этом Н.К. Рерих даже оставил следующую запись в своём путевом дневнике: «Рамзана ушёл в Ладак. Не вынес северных низин. «Или уйду, или умру». Конечно, вся жизнь ладакцев проходит на высотах не ниже 12000 футов [ок. 3500 м]. Жаль Рамзану. Спокойно оставляли на ладакцев охрану всех вещей. А ойротские ямщики на ладакцев не похожи» [7].
В Новосибирске члены экспедиции остановились в гостинице. Долгое время считалось, что это был отель «Метрополитен» на ул. Революции, 4 (бывшая Дворцовая). Однако удалось выяснить, что в 1924-1925 годах в этом здании находилось общежитие для рабочих и служащих Управления Средне-Сибирского округа связи [8]. Подтверждение этому утверждению нашлось в документах Всесоюзной переписи населения 1926 года, находящихся в Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО). В Переписном листе № 25 по Инструкторскому участку № 5, счётному участку № 3 в квартале 23 по адресу ул. Революции, 4 приводятся следующие данные по жилым помещениям: в графе «Наименование домовладельцев» указан ГОМХа (городской отдел местного хозяйства); количество жилых помещений – 20; составлено личных листов – 64; семейных карточек – 23 [9].
Также маловерно, чтобы местом остановки была выбрана гостиница «Метрополь» на ул. Коммунистическая, 77 (домовладелец Ходза М.Я.), которую часто путают с отелем «Метрополитен». Оказалось, что в этом деревянном доме было всего 3 жилые помещения, причём плотно заселённые [10]. А вот действительно большая гостиница в 1926 году существовала в бывшем доме Захарова на углу Красного проспекта и улицы Максима Горького и принадлежала она Новосибирскому Центральному Рабочему Кооперативу [11]. Из окна этого здания одним из членов экспедиции была сделана фотография с видом на Дом Ленина.
Судя по другим, сделанным в городе Новосибирске фотографиям, Рерихи и их американские сотрудники были у Дома Ленина и строящегося здания Промбанка (рядом с Домом Ленина), посетили братскую могилу жертв Гражданской войны, расположенную за Домом Ленина, совершили прогулку вдоль Красного проспекта и увидели недавно построенное здание Сибревкома, каланчу Добровольного пожарного общества (на углу Красного проспекта и ул. Спартака) [12].
Возможно, что Н.К. Рерих встречался и с редакцией журнала «Сибирские огни». Предположение об этой встрече высказывает В.Е. Ларичев [13], ссылаясь на опубликованный в журнале в 1927 году отрывок из статьи Г.Д. Гребенщикова «Николай Рерих». В примечании к статье редакцией фиксируется факт пребывания Н.К. Рериха в Новосибирске летом 1926 года и дальнейший маршрут следования до Монголии [14].
Из дневниковых записей З.Г. Лихтман [15] стало известно, что уже 29 августа 1926 г., в субботу, Юрий Николаевич Рерих отправляется из Новосибирска в Верхнеудинск (ныне г. Улан-Удэ) для подготовки следующего этапа экспедиции, а 30 августа к Рерихам в Новосибирск приехал младший брат Николая Константиновича – Борис Константинович, архитектор, который жил в Ленинграде. Все дни пребывания в Новосибирске Рерихи и Лихтманы усиленно работали над планами развития культурных учреждений, созданных Н.К. Рерихом в Америке.
Уже в субботу, 4 сентября, в 7 час. 15 мин. Рерихи сели на 2 скорый поезд, следующий в Манчжурию, и продолжили свой путь в Бурятию до Верхнеудинска, а затем через Троицкосавск (ныне г. Кяхта) – до Монголии. Американские сотрудники, супруги Лихтман, отбыли из Новосибирска в 11 час. 15 мин. в противоположном направлении на 1 скором поезде в Москву для возвращения в Америку через Париж [16].
В память о пребывании в 1926 году на территории России экспедиции под руководством Н.К. Рериха во многих населённых пунктах, через которые пролёг маршрут экспедиции, установлены мемориальные знаки.
В Омске в 1996 году на здании Музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, который в июне 1926 года посетила семья Рерихов, установлена мемориальная доска, а в 1999 году торжественно открыта алея имени Н.К. Рериха, на которой через год был установлен памятный знак – красивая беломраморная стела, напоминающая одну из вершин гор на полотнах великого художника.
В 2006 году в Барнауле была открыта памятная доска (скульптор М.А. Кульгачёв) на здании Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая в честь 80-летия пребывания Н.К. Рериха на Алтае. Первоначально планировалось установить доску на фасаде здания гостиницы «Империал» на Малой Олонской, в которой останавливались члены экспедиции академика Н.К. Рериха, но здание было утрачено в результате пожара.
В Бийске мемориальная доска Николаю Константиновичу Рериху (художник С.А. Морозов) c 2002 года находится на стене одного из главных архитектурных памятников исторической части Бийска – пассажа купцов Второвых. В советские годы здесь располагались номера гостиницы «Деловой двор», где летом 1926 года останавливалась экспедиция, возглавляемая Н.К. Рерихом.
В 2009 году на высоком берегу реки Катунь, на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» торжественно открыт памятник «Рериху от народа Алтая» (скульптор В. Войчишин). Место его расположения выбрано как раз там, где в 1926 году проходил маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рериха.
В Усть-Коксе 15 апреля 2015 г. торжественно открыта новая мемориальная доска (эскиз и работа по металлу – мастер Ф.Г. Путинцев, тонирование меди – В.Н. Лихачёв) на жилом доме по ул. Набережная, бывшей конторе Госторга, где в августе 1926 года останавливались Рерихи и их спутники.
В Верхнем Уймоне в 1974 году на доме, принадлежащем семье В. Атаманова, в котором проживали Рерихи во время экспедиции на Алтай, была торжественно открыта мемориальная доска (бронзовый барельеф Н.К. Рериха – скульптор И. Васильев, доска из искусственного камня – скульптором В. Рублёв). После масштабной реконструкции дома и преобразования его в Дом-музей Н.К. Рериха эта же мемориальная доска вновь была установлена 29 июня 2005 г.
В Новосибирске пока нет памятной доски, свидетельствующей о пребывании в нашем городе Центрально-Азиатской экспедиции, возглавляемой академиком Н.К. Рерихом. Но хочется надеяться, что жители сибирской столицы когда-нибудь сделают это. Поиск следов пребывания знаменитой экспедиции Н.К. Рериха в Новосибирске продолжается.
ИСТОЧНИКИ:
- Окладников А.П. Н. Рерих: беспредельная реальность вершин // Вокруг света. 1972. №3. С.36.
- Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник. Новосибирск: РОССАЗИЯ, 2014. С.352.
- Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). Москва: Сфера, 1998. С.257.
- Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С.372.
- Цесюлевич Л. Крестьяне Алтая о Николае Рерихе // Сибирские огни. 1974. №10. С.178.
- Кашкалда В. Встречи на великом пути // Перед Восходом». 1996. №12. С.11.
- Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. С.365.
- Весь Новониколаевск: адрес.-справ. кн. с крат. историей и пл. города на 1924-1925 год. Новониколаевск: Российское телеграфное агентство, Сибирское отделение, 1925. II отд. С.10. [Электронный ресурс] // http://elib.ngonb.ru/jspui/handle/NGONB/22347 (дата обращения: 08.04.2016).
- ГАНО. Ф.Р-1989. Оп.1. Д.60. Л.320об.
- ГАНО. Ф.Р-1989. Оп.1. Д.60. Л.345.
- ГАНО. Ф.Р-1989. Оп.1. Д.60. Л.348.
- Nicholas Roerich Museum New York [Электронный ресурс] http://www.roerich.org/museum-archive-photographs.php (дата обращения: 03.05.2015).
- Ларичев В.Е. Н.К. Рерих и сотоварищи в Сибири / Рерих и Сибирь. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1993. С.132.
- Гребенщиков Г. Николай Рерих // Сибирские огни. 1927. №2. С.147.
- Фосдик З.Г. Мои Учителя. С.270.
- Справочный отдел // Советская Сибирь. 1926. 26 августа. С.4.
МКУК ЦБС Калининского района
[*] Новониколаевск – прежнее название Новосибирска.
Комментарии
Спасибо, Елена Юрьевна.
Очень Вам благодарна!
Пришёл ответ из Нью-Йорка.
Добавить комментарий